структуре персонала. Также предполагается заключение контракта с работником старше 50 лет, который выходит на пенсию. Предполагается, что он будет выполнять функции внешнего консультанта предприятия. Разработана также специальная программа, согласно которой рабочее оборудование будет адаптировано к потребностям лиц пожилого возраста.
В заключение отмечается, что все эти меры в настоящее время являются новаторскими и относительно изолированными. По данным исследования из опрошенных 5500 директоров по управлению персоналом, 15% утверждают, что они разрабатывают планы по оценке трудовых ресурсов предприятий и только 6% реализуют конкретные меры для удовлетворения свои потребностей.
С.Н. Куликова
2012.04.055. РОШЭ Р., РИНКЛ Р. ПОЛ, ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ПОДДЕРЖКА ДВУЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЛЮБАЯ ЖЕНЩИНА ИЛИ ЛАТИНОАМЕРИКАНКА СПОСОБНА НА ЭТО? НЕПРЕДВИДЕННОЕ «НЕТ».
ROCHA R., WRINKLE R. Gender, ethnicity, and support for bilingual education: Will just any woman or Latino do? A contingent «no» // Policy studies j. - Hoboken, 2011. - Vol. 39, N 2. - P. 309-328.
Р. Рошэ, преподаватель университета штата Айова, и Р. Ринкл, профессор Панамериканского университета штата Техас, исследуют взаимосвязь между увеличением количества избранных в органы власти представителей меньшинств, с одной стороны, и учетом интересов меньшинств при принятии политических решений - с другой. Неясным остается вопрос: получают ли меньшинства выгоду от большего количества женщин в законодательных органах? В статье анализируется влияние женщин-латиноамериканок в советах школьных округов на образовательную политику Техаса. В ходе исследования было установлено, что наличие женщин-латиноамериканок позитивно сказывается на финансировании возможностей двуязычного1 образования. Гипотеза о том, что присутствие женщин в советах школьных округов способствует появлению женщин-латиноамериканок не нашла подтверждения.
1 Англо-испанского. - Прим. реф.
Давно установлено, что увеличение количества представителей этнических меньшинств в органах власти приводит к более полному учету их интересов при принятии решений на федеральном, региональном и местном уровнях. Одни ученые полагают, что представители меньшинств, оказавшись на той или иной должности, просто оказывают всемерное содействие «своей» группе. Другие предлагают более сложное объяснение, а именно: изменение структуры электората, увеличение количества меньшинств в органах власти оказывают воздействие на должностных лиц из категории большинства, которые начинают прислушиваться к запросам других групп населения. Появилось и такое мнение, что одни меньшинства оказывают содействие другим. В частности, женщины поддерживают политику благоприятствования другим женщинам, даже если они относятся к другой этнической группе. Статья Р. Рошэ и Р. Ринкла представляет собой попытку оценить адекватность реальности этих интерпретаций на примере школьных округов Техаса.
В научных трудах выделяются два вида представительства «описательное» и «сущностное». К первой группе относят таких слуг народа, которые разделяют ценности и нормы поведения своей группы и прилагают все усилия, чтобы продвигать их приоритеты в органах государственной власти. В американской политике последних лет предпринимаются существенные меры, чтобы развивать этот вид представительства в отношении ранее не представленных политически категорий населения. Одно из обоснований данной модели поведения теоретики видят в необходимости увеличить степень легитимности демократии в США. На федеральном уровне многие ученые подвергают сомнению эффективность выбора все большего количества представителей меньшинств в конгресс США для лучшего отражения интересов этих самых меньшинств. На региональном уровне картина более позитивная и рост количества афроамериканцев в органах власти действительно позитивно сказался на степени учета их интересов в принятии решений в легислатурах штатов. Хотя не все специалисты согласны с такими выводами. Как бы то ни было, данные наблюдения показывают значительную роль институтов и их внутреннего устройства в деле представительства интересов меньшинств, прежде всего этнических.
Другое направление исследований нацелено на выяснение того обстоятельства, что одни виды представительства более благоприятны для реализации интересов меньшинств, чем другие. Остается вопрос, насколько те или иные группы людей эффективны в процессе учета интересов других групп, а именно этнических меньшинств.
В литературе бытует мнение относительно того, что увеличение количества латиноамериканцев и азиатов приводит к росту финансирования двуязычного образования. Кроме того, на эту категорию расходов позитивное влияние оказывает и наличие женщин в составе совета школьных округов. Более того, разного рода социальные расходы также растут при увеличении количества женщин в органах власти. Женщины также склонны рассматривать преступность в школах не через призму уголовного кодекса, а как результат социальных проблем, которые нужно решать. Отдельные ученые полагают, что женщины -представительницы меньшинств более склонные отражать интересы своих избирателей и выказывать заинтересованность в решении той или иной проблемы, чем белые. В частности, взаимоотношения афроамериканских избранных должностных лиц со своим населением гораздо более тесные, чем у белых. Первые чаще обращаются с запросами и получают помощь от своего законодателя, чем белые.
Основной задачей исследования авторов является проверка следующих гипотез: интересы меньшинств будут в большей степени защищены при росте количества женщин без относительно этнической принадлежности; женщины - представительницы меньшинств более эффективны, чем их белые коллеги.
В работе проанализирована информация по тысяче школьных округов Техаса. В этом штате довольно децентрализованная система управления образованием. Каждый округ финансируется за счет своих налогов, сам определяет содержание учебного плана, наем сотрудников. В Техасе расположен каждый 14 школьный округ США. 58% латиноамериканцев Техаса позитивно относятся и используют возможность для своих детей получать образование на английском и испанском языках. Среди латиноамериканцев, родившихся в США, 38% отправляют своих детей в двуязычные школы (с. 315).
Проведенный анализ показал, что увеличение финансирования двуязычных программ на 0,13% приводит к росту количества студентов с проблемами в английском языке на 1% (с. 318). Школьные округа, получающие федеральные и штатные средства, тратят больше денег на двуязычные программы, чем округа, которые обходятся собственными средствами. Округа с преобладанием членов Демократической партии чаще финансируют такого рода программы, чем школьные округа, где преобладают члены Республиканской партии. Кроме того, чем больше латиноамериканцев в советах школьных округов, тем больше денег тратится на финансирование школ, дающих возможность своим ученикам получать образование на английском и испанском языках. Данные авторов не подтверждают бытующее в научной литературе представление о том, что большее количество женщин в советах школьных округов приводит к росту финансирования вышеуказанных образовательных инициатив. Женщины-латиноамериканки более эффективны на своих постах, чем все прочие, полагают американские ученые.
Кроме того, увеличение количества учителей в двуязычных программах приводит к росту числа учеников с проблемами в английском языке на 1% (с. 320). В то время как наличие латиноамериканцев приводит к большей вовлеченности учителей в преподавание в двуязычных программах, присутствие женщин как таковых не оказывает влияния на этот показатель. Любопытно отметить, что, согласно данным авторов, влиятельность в органе власти ла-тиномериканца, родившегося в США, в 1,6 выше, чем - родившегося собственно в Латинской Америке (с. 321). Чем больше латиноамериканцев в составе советов школьных округов, тем их больше в результате в учительских коллективах. На количество школьников-латиноамериканцев в программах для одаренных и талантливых детей большее влияние оказывает избрание в советы школьных округов латиноамериканок, а не латиноамериканцев, иными словами, женщины более активно продвигают расово близких детей в эти программы, чем мужчины. В отношении такого показателя как количество школьников-латиноамериканцев, отстраненных от учебы по дисциплинарным обстоятельствам, разницы во влиянии между мужчинами и женщинами нет, но в целом, чем больше латиноамериканцев в совете школьного округа, тем реже расово близкие дети отстраняются от учебы за плохое поведение.
В заключение авторы отмечают, что вопросы влияния выбора представителей меньшинств на те или иные управленческие позиции являются одними из центральных в изучении «политики меньшинств» (minority politics) в частности и американской государственной политики в общем. Зачастую в непартийных системах избрание ряда представителей этнических или иных меньшинств не приводит к тому, что они активно отстаивают интересы избравших их людей, так как большинство составляют белые англосаксонские протестанты (white anglo-saxon protestant, WASP). Учет институционального контекста принятия решений позволяет глубже понять процессы, происходящие в мире «политики меньшинств». Хотя существуют исследования того, как наличие женщин влияет на процесс принятия решений в законодательных органах разных типов, подобные работы в отношении этнических и иных меньшинств практически отсутствуют. Основной вывод исследования Р. Роше и Р. Ринкла заключается в том, что в сфере местной образовательной политики избрание американцев с латиноамериканскими корнями оказывает большее влияние, чем натурализованных латиноамериканцев. Присутствие других групп, традиционно считавшихся благосклонными к вопросам неравенства, таких как англосаксонские женщины, не оказывает благотворного влияния на решение проблем расового неравенства в США.
С. С. Костяев
2012.04.056. ХИКЕН А., СИММОНС Дж. ЛИЧНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ. HICKEN A., SIMMONS J. The personal vote and the efficacy of educational spending // American journal of political science. - Bloomington: Blackwell Publishing, 2010. - Vol. 52, N 1. - P. 109-124.
А. Хикен, преподаватель Мичиканского университета, и Дж. Симмонс, преподаватель университета Стони Брук, изучили как эффективность расходов на образование подвержена влиянию со стороны личного голосования в развивающихся демократиях. Они полагают, что в тех системах, где акцент делается на партикуляризм, эффективность снижается и затраты на борьбу с неграмотностью приходится постоянно увеличивать. Основу анализа составляют статистические данные по 40 странам с 1980-х годов. В результате американские ученые выяснили, что при одинаковых расходах на