2012.03.034
126 -
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
2012.03.034. ПАСТРЕ О. ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ «ЭНРОНА»: НОВОЕ ЛИЦО КАПИТАЛИЗМА.
PASTRE O. Dix ans après Enron: le nouveau visage du capitalism // Problèmes écon. - P., 2011. - N 3024. - P. 35-39.
Профессор Университета Париж-VIII (Франция) анализирует влияние глобализации на модели управления предприятиями после краха компании «Энрон».
Хотя за последние 10 лет практически ничего не было сделано для адаптации предприятий к процессу глобализации, экономическая система, по мнению автора, продолжает в целом относительно успешно функционировать. При этом связь между микро- и макроэкономикой никогда не была такой тесной, как сегодня. Некоторые предприятия за счет поглощения конкурентов приобрели мировые масштабы, они соперничают с государствами, в их деятельность все больше и больше вплетается макроэкономическая проблематика. Усиление социетальной роли предприятий вынуждает их выходить за рамки проблем, связанных с размещением факторов производства внутри предприятия. Период, характеризовавшийся формулой «то, что хорошо для "Дженерал моторс", хорошо для всего остального мира», закончился.
Управление повсеместно в мире сегодня испытывает воздействие, во-первых, кризиса Бреттон-Вудской валютной системы: никогда прежде международные финансовые институты, являющиеся «локомотивами» глобализации, не были настолько сильны и настолько слабы; во-вторых, резкого изменения мирового баланса экономических сил. Быстро развивающиеся экономики, в частности страны БРИК, переходят от статуса «резервной промышленной армии» к статусу важных рынков и конкурентов не только в сфере низких технологий и на собственных внутренних рынках. Они осваивают передовые технологии и развитые рынки как экспортеры и
инвесторы. 70 из 100 крупнейших компаний быстро развивающихся экономик уже сделали приобретения за границей (с. 36).
Под воздействием этих факторов предприятия все чаще и чаще сталкиваются с проблемами управления. Вначале считалось, что приступы недобросовестности, проявлениям которых положил начало крах компании «Энрон», ограничатся территорией США в силу специфики американской системы управления предприятиями. Благодатной почвой для дисфункций послужили принцип «все, что не запрещено, разрешено», лежащий в основе общего права, и организация системы финансовой информации, порождающая всевозможные конфликты интересов. Однако подобные бухгалтерские, финансовые и управленческие отклонения получили распространение и в Европе. Но в отличие от США, где органам регулирования, несмотря на все недостатки закона Сарбейнса -Оксли1, удалось избежать худшего, Европа, в том числе Франция, как показывает анализ ее законодательства, ограничилась минимальными мерами.
В результате институциональные инвесторы, которые (независимо от страны происхождения) в целом владеют более чем 50% капитала компаний, входящих во французский биржевой индекс САС 40, придерживаются двух видов стратегии. Они либо продают ценные бумаги предприятий, деятельность которых их не устраивает, либо проводят политику дестабилизации, т.е. приобретают небольшое количество акций того или иного предприятия и, выступая против действующего менеджмента, провоцируют биржевое сражение, выходя из него через несколько недель с прибылью. Такая стратегия имеет определенные достоинства с точки зрения дисциплинирующего воздействия на предприятия, но она невыгодна в частности клиентам пенсионных фондов.
Как свидетельствуют многочисленные исследования, определенный прогресс на уровне управления предприятиями имеет место. Так, акционеры более активно участвуют в общих собраниях и чаще оспаривают предлагаемые им решения. В администра-
1 Закон Сарбейнса - Оксли (Sarbanes - Oxley Act), подписанный Дж. Бушем в 2002 г., определяет требования к финансовому менеджменту в корпорациях, ценные бумаги которых котируются на фондовой бирже США. Его принятие было направлено на систематизацию работы финансовых служб, обеспечение независимости аудиторов и прозрачности банковских операций. - Прим. реф.
тивных советах стало работать больше женщин (7% членов советов компаний, входящих в САС 40), «независимых» (46%) и иностранных членов (700 на 300 наиболее крупных предприятиях, котирующихся в Европе) (с. 37). Однако одновременный переход президентов - генеральных директоров компаний на условия временного контракта, который может быть в любой момент расторгнут под давлением акционеров, заставляет руководителей предприятий больше заботиться о собственном будущем благополучии, делает их более подверженными постороннему влиянию.
Таким образом, для современного «бегущего вперед» капитализма характерны «точечное» регулирование, слишком пассивные либо слишком активные акционеры и «гибкие, но озабоченные безопасностью» патроны. Капитализм частично самосовершенствуется, учась на своих ошибках.
Рассматривая вопрос о влиянии глобализации на национальные модели управления предприятиями, автор указывает на две существующие сегодня в мире основные модели управления - англо-саксонскую и модель, используемую остальным миром. Помимо многочисленных различий на уровне управления предприятием первую характеризует опора на рыночное финансирование, вторую (по крайней мере до начала 1980-х годов) - финансирование на основе финансового посредничества. В англосаксонском мире капитал предприятий менее концентрирован, доля мелких и средних предприятий (МСП) и вмешательство государства более ограничены, чем в странах, пользующихся альтернативной моделью.
Привести к «общему знаменателю» характерные для каждой модели способы управления весьма сложно. Однако глобализация позволяет нащупать пути их конвергенции. Так, посредническая модель постепенно приобретает черты англосаксонской. Но приведение модели управления в соответствие с доминирующими правилами глобализации вынуждает идти дальше, во-первых, заставляя государства отказаться от роли доминирующего акционера, а во-вторых, ставя акционеров в зависимость от дисциплинирующих механизмов рынка, обусловленных расширением и повышением ликвидности финансовых рынков.
По мнению автора, международные нормы «работают» на англосаксонский вариант. Это касается как юридических, так и в еще большей степени бухгалтерских стандартов, разрабатываемых
Советом по Международным стандартам финансовой отчетности, формально независимым, но фактически находящимся под англосаксонским влиянием. В результате возникают различные проблемы, касающиеся в частности оценки некоторых банковских активов, которые объективно ставят европейские банки в невыгодное положение по отношению к их американским конкурентам.
На уровне корпоративного управления в строгом смысле слова также чувствуется «англосаксонизация»1 правил игры: в противовес до сих пор доминирующему в Европе «внутреннему» контролю растет значение «внешнего» контроля за деятельностью предприятий, который осуществляется их окружением. Однако одновременно происходит и обратное движение. В связи с этим автор напоминает о развитии социально ответственных инвестиций (СОИ), которое означает, что прибыль перестает быть единственной доминантой в управлении предприятием. Хотя взаимовлияние элементов конвергенции растет в течение нескольких лет, диспропорции между моделями сохраняются, а некоторые особенности национальных моделей даже усиливаются. Это тем более важно в условиях роста влияния быстроразвивающихся экономик.
По мнению автора, несмотря на местные особенности, существует общая черта управления предприятиями во всех не англосаксонских странах, которая связана с ролью МСП в национальной экономике. Кризис усилил поляризацию методов управления не только крупными компаниями, включенными в процесс глобализации, но и МСП, которые чаще всего ориентируются на национальный уровень. Эти МСП являются одновременно важным источником развития как в сфере производства, так и в социальной области (создание рабочих мест) (с. 38). В области управления предприятиями действуют как центробежные, так и центростремительные силы, но пока невозможно определить, какие из них победят (если победа вообще возможна).
Хотя «идеального типа управления национальным капитализмом» не существует, автор делает попытку наметить пути совершенствования управления на международном уровне по следующим направлениям.
1 Сегодня этот традиционный для некоторых европейских исследователей термин фактически означает американизацию. - Прим. ред.
- В сфере регулирования необходимо добиваться совершенствования управления одновременно в глобальном и местном масштабах. На глобальном уровне необходима реформа управления международными институтами, без которой экономики стран Севера, но в еще большей степени Юга, останутся без точных ориентиров. На местном уровне необходимо модернизировать управление МСП, или, иными словами, предприятий, акции которых не котируются на бирже.
- Учитывая, что средняя продолжительность жизни между -народной нормы составляет несколько десятков лет, необходимо срочно выявить последствия новой волны стандартизации для управления предприятиями и национальными экономиками.
- Развитие финансовых рынков способствует укреплению управленческой дисциплины, но делает капитал крупных предприятий более хрупким. Необходимо обратить внимание на роль частного акционерного капитала, сбережений наемных работников, ресурсов институциональных инвесторов и специализированных финансовых организаций.
- Необходимо подумать о будущей динамике заработной платы и роли профсоюзов. Новые потребности оперативного управления на международном уровне требуют уточнения характера «приводных ремней» между фактором капитала и фактором труда.
И.Ю. Жилина
2012.03.035. МАККОБИ М. УПРАВЛЕНИЕ НА ФОРМИРУЮЩИХСЯ РЫНКАХ.
MACCOBY M. Managing in emerging markets // Research-technology management. - Wash., 2011. - Vol. 54, N 4. - P. 53-55.
Президент консалтинговой фирмы «Maccoby Group» и преподаватель Оксфордского университета, основываясь на многолетнем опыте работы с различными фирмами во многих странах с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ), рассматривает особенности стратегии и менеджмента высокотехнологичных МНК в этих странах. Автор отмечает, что наряду с национальной культурой, определяющей специфику позиций и поведения в различных странах, с точки зрения менеджмента важную роль повсеместно играет общность проблем общечеловеческого характера.