Научная статья на тему '2012.03.009. ПРИЧИНЫ ОБРАТИМОСТИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. MOATTI S. POURQUOI LA MONDIALISATION EST REVERSIBLE // ALTERNATIVES éCON. - P., 2011. - N 303. - P. 59-61'

2012.03.009. ПРИЧИНЫ ОБРАТИМОСТИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. MOATTI S. POURQUOI LA MONDIALISATION EST REVERSIBLE // ALTERNATIVES éCON. - P., 2011. - N 303. - P. 59-61 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯЭКОНОМИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012.03.009. ПРИЧИНЫ ОБРАТИМОСТИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. MOATTI S. POURQUOI LA MONDIALISATION EST REVERSIBLE // ALTERNATIVES éCON. - P., 2011. - N 303. - P. 59-61»

требует сближения: с одной стороны, только совместно национальные центральные банки могут наиболее эффективно действовать в случае кризиса, с другой - налогообложение банков или распределительные эффекты от политики помощи финансовой сфере в случае возникновения проблем могут быть объектом только внутренней политики.

Д. Родрик приходит к выводу о необходимости отказа от гиперглобализации для сохранения государства-нации и демократии, т.е. защищает умеренную глобализацию в рамках международного сотрудничества, цель которого состоит в установлении неких «сигнальных огней», позволяющих различным национальным экономическим моделям не сталкиваться друг с другом. Каждое правительство должно быть свободно в проведении собственной экономической политики и защищать ее.

Основной проблемой начала XXI в., подчеркивает К. Шава-нё, является способность мирового сообщества создать модель современной глобализации, сохраняющей мир, демократию и международное сотрудничество (007, с. 58).

И.Ю. Жилина

2012.03.009. ПРИЧИНЫ ОБРАТИМОСТИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. MOATTI S. Pourquoi la mondialisation est reversible // Alternatives écon. - P., 2011. - N 303. - P. 59-61.

Статистические данные показывают одновременно масштабы и границы глобализации, отмечает заместитель главного редактора французского журнала. В 1970-2007 гг. мировой экспорт рос в два раза быстрее, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - примерно в пять раз, а движение капитала - в 12 раз, чем производство. Это ускорение во многом связано с изменениями в инфраструктуре глобализации: появление огромных контейнеровозов позволило в четыре раза увеличить объемы морских перевозок, на которые в 1970-2008 гг. приходилось около 90% объема международной торговли. В то же время объем торговых воздушных перевозок увеличился в 13 раз и составляет сегодня 40% мировой торговли в денежном выражении. Новые информационные технологии увеличили возможности передачи данных при снижении стоимости коммуникаций (с. 59).

Глобальные компании в полной мере использовали новые возможности международного обмена и участвуют в новом международном разделении труда, организовывая все более сложные сети производственных подразделений во всем мире на различных этапах цепочки создания стоимости. Они извлекают доход из сравнительных преимуществ каждой территории, пользуясь в то же время экономией на масштабах, связанной с глобализацией рынка.

Однако границы остаются, особенно языковые и правовые. Технологии не уничтожают расстояния. Несмотря на значительное снижение стоимости коммуникаций, международные звонки составляют лишь 2% телефонных звонков. Хотя 2 млрд. человек имеют доступ к Интернету, лишь одно соединение из 5-6 выходит за национальные границы. В плане международной миграции современная глобализация гораздо скромнее, чем в конце XIX в.

Сама экономическая глобализация также имеет границы. ПИИ компаний составляют лишь 10% инвестиций (с. 59). Хотя мировой экспорт достигает примерно 30% мирового ВВП, его доля искусственно увеличивается из-за нового международного разделения труда: один товар, произведенный в разных странах, на разных стадиях его создания учитывается в платежных балансах несколько раз. Этот феномен отчасти объясняет быстрый рост показателя международной торговли в последние 25 лет.

Финансовый кризис 2008 г. показал как интенсивность, так и уязвимость глобализации. Быстрота его распространения выявила взаимозависимость экономик, тогда как основные индикаторы глобализации обрушились. В октябре 2008 г. - июне 2009 г. мировой экспорт упал на 40%, т.е. намного больше, чем в 1929 г.; в 20072009 гг. ПИИ сократились почти наполовину (с. 60). Вновь появившийся призрак кризиса 1930-х годов напомнил о том, что процесс глобализации обратим. Однако возвращения к протекционизму не произошло. В 2010 г. объем международной торговли вернулся к докризисному уровню. Международное движение капиталов также возобновилось, хотя и более низкими темпами.

Хотя кризис не разрушил глобализацию, он способствовал перемещению ее центра из промышленно развитых стран (ПРС), в частности Европы, в быстро развивающиеся экономики. Если французский или немецкий экспорт в 2010 г. еще не достиг предкризисного уровня, то экспорт быстро развивающихся экономик,

на который отныне приходится 45% мирового экспорта, его несколько превысил в основном за счет торговли между странами третьего мира. Та же картина наблюдается и в области ПИИ: инвестиции транснациональных компаний в Европу в 2010 г. падали, а европейских - стагнировали. Одновременно в 2010 г. 28% ПИИ происходили из стран с быстро развивающейся экономикой против 10% в 2003 г., и 70% этих инвестиций направлялись в другие развивающиеся страны. Но это свидетельствует не о начале деглоба-лизации, а скорее о маргинализации Европы (с. 60).

Тем не менее ситуация может измениться под влиянием ряда факторов. Во-первых, за счет повышения стоимости перевозок из-за повышения цены нефти, а также колебаний спроса и предложения на транспортные услуги. Во-вторых, на выбор места размещения предприятий оказывают влияние сроки поставки, риски задержек, необходимость иметь запасы, неудовлетворительное качество поставленных товаров.

По данным «Boston consulting group» (BCG), «General motors», вслед за компаниями «Caterpillar» и «Ford», инвестирует в США и предполагает увеличить здесь свои активы. По данным BCG, преимущества Китая в плане издержек быстро утрачиваются: в 2005-2010 гг. зарплата там выросла примерно на 70%, тогда как производительность падает, а китайская валюта повышается в цене. При таких условиях стоимость труда в Китае, которая сегодня составляет 31% от аналогичного показателя США, может к 2015 г. достичь 44% и даже 70% в районе Шанхая (с. 60-61). В этих условиях продукция, сделанная в США, становится более конкурентоспособной.

Однако такой поворот событий весьма сомнителен. Во-первых, в мире еще имеются резервы дешевой рабочей силы как во внутренних районах самого Китая, так и в соседних странах. Во-вторых, для компаний, руководствующихся при размещении предприятий не стоимостью рабочей силы, а величиной и динамикой местного рынка, повышение уровня жизни в крупных быстро развивающихся экономиках является дополнительным стимулом для перевода предприятий. В-третьих, низкая стоимость рабочей силы во многих сферах уже не является конкурентным преимуществом этих стран.

По мнению автора, более значимым может оказаться политический фактор. Франция своим «нет» на референдуме 2005 г. уже обозначила отказ от Европы, воспринимаемой как троянский конь глобализации. Обращение к идее деглобализации выражает стремление защититься от глобализации, проявляющееся во всех европейских странах, что показал успех популистских партий на недавних выборах.

Стремление к защите от глобализации выражается и в отношении к инвестициям. В течение последнего десятилетия отмечается расширение мер, направленных на защиту стратегических отраслей промышленности, природных ресурсов и национальной безопасности. Что касается спекулятивных капиталов, то они больше не являются желанными в развивающихся странах, о чем, в частности, свидетельствует налог в 6%, установленный Бразилией на портфельные иностранные инвестиции (с. 61). Эти сигналы свидетельствуют о более сбалансированном сочетании преимуществ торговой и финансовой открытости.

Более тревожными факторами являются фактическая стагнация многосторонних переговоров во всех областях - от защиты климата до стабильности валютной системы и перспективы все более жесткой конкуренции за природные ресурсы. В то же время история свидетельствует о том, насколько трудно поддерживать стабильный экономический порядок при отсутствии доминирующей силы. В XIX в. эту роль играла Великобритания, во второй половине ХХ в. - США. Поэтому, учитывая, что многополярность не является синонимом стабильности, встает проблема адаптации мира к усилению позиций Китая, Индии и других быстро развивающихся экономик по мере падения гегемонии США.

И.Ю. Жилина

2012.03.010. БЕНЦ С., КАРЛ Й., ЯЛСИН Е. ДОКЛАД ЮНКТАД ЗА 2011 г. ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ В МИРЕ.

BENZ S., KARL J., YALCIN E. UNCTAD World investment report 2011: Die Entwicklung ausländischer Direktinvestitionen // IFO-Schnelldienst. - München, 2011. - Jg. 64, N 15. - S. 21-31.

В докладе ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) о мировых инвестициях в 2011 г. подчеркивается, что наряду с мировой торговлей трансграничные инвестиции транснацио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.