Научная статья на тему '2012. 02. 030. Бернанке Б. Устойчивость фискальной системы США. Bernanke B. fiscal sustainability. - Mode of access: http://www. Federalreserve. Gov/newsevents/speech/bernanke20110614a. Htm'

2012. 02. 030. Бернанке Б. Устойчивость фискальной системы США. Bernanke B. fiscal sustainability. - Mode of access: http://www. Federalreserve. Gov/newsevents/speech/bernanke20110614a. Htm Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА США / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 030. Бернанке Б. Устойчивость фискальной системы США. Bernanke B. fiscal sustainability. - Mode of access: http://www. Federalreserve. Gov/newsevents/speech/bernanke20110614a. Htm»

2012.02.030. БЕРНАНКЕ Б. УСТОЙЧИВОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ США.

BERNANKE B. Fiscal sustainability. - Mode of access: http://www. federalreserve.gov/newsevents/speech/bernanke20110614a.htm

Одна из самых трудных проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются фискальные органы США, указывает глава Федеральной резервной системы в своем выступлении на ежегодной конференции Комитета за ответственный федеральный бюджет (Committee for a responsible federal budget1) летом 2011 г., - это тенденция к увеличению фискального бремени в условиях вялого восстановления после кризиса.

Рост дефицита федерального бюджета является главным образом следствием динамики доходов и расходов в условиях слабой экономики, а также налоговых мер, направленных на сдерживание экономического спада и восстановление экономики. В ближайшие несколько лет по мере роста производства и свертывания стимулирующих мер дефицит бюджета будет уменьшаться.

К сожалению, даже после того, как экономические условия вернутся в нормальное состояние, сохранится значительный структурный бюджетный дефицит. Бюджетное управление Конгресса и Комитет по федеральному бюджету прогнозируют, что бюджетный дефицит составит почти 5% от ВВП в 2015 фин. г. при условии, что текущая бюджетная политика будет продолжаться и экономика приблизится к полной занятости. Еще большую обеспокоенность вызывают долгосрочные прогнозы. По этим прогнозам структурный бюджетный дефицит значительно увеличится. Например, по альтернативному фискальному сценарию, разработанному Бюджетным управлением Конгресса, дефицит составит около 6,5% от ВВП в 2020 г. и почти 13% от ВВП в 2030 г. Отношение федерального долга к ВВП, которое прогнозируется на уровне около 69% в конце текущего финансового года, согласно альтернативному сценарию достигнет 87% в 2020 г. и 146% в 2030 г.

Долгосрочные бюджетные диспропорции возникли не внезапно, а являются в значительной мере результатом старения населения и быстрого роста медицинских расходов - обе тенденции

1 Независимая, бесприбыльная исследовательская организация, не связанная с политическими партиями. - Прим. реф.

были предсказаны давно и сохранятся в будущем. По прогнозу Бюджетного управления Конгресса, чистые федеральные ассигнования на медицинские пособия, которые составляли 5% от ВВП в 2010 г., могут возрасти до 8% и более к 2030 г. По-прежнему значительными, хотя и меньшими по размеру, останутся бюджетные диспропорции, связанные с системой социального обеспечения.

Высокий и растущий уровень государственного долга относительно национального дохода может иметь серьезные экономические последствия. В долгосрочной перспективе он чреват сокращением прироста основного капитала и роста производительности труда. Поскольку растущий долг финансируется за счет зарубежных заимствований, то все большая доля будущих доходов федерального бюджета будет идти на процентные платежи иностранным кредиторам. Высокий уровень задолженности также снижает способность директивных органов эффективно реагировать на будущие экономические потрясения и другие неблагоприятные события.

Перспектива неустойчивого дефицита опасна тем, что повышает риски финансового кризиса. Процентные ставки могут очень быстро подняться, если инвесторы теряют веру в способность правительства управлять фискальной политикой. Хотя исторический опыт и экономическая теория не дают точной оценки «порога», после которого заметно возрастают риски государственного долга, очевидно, что без корректировки фискальной политики страна будет приближаться к критической точке.

Для достижения экономической и финансовой стабильности фискальная политика США должна непреклонно придерживаться курса на то, чтобы отношение федерального долга к национальному доходу, по меньшей мере, оставалось стабильным или, что предпочтительнее, снижалось. Без значительных политических изменений, направленных на решение проблемы растущего фискального бремени в условиях старения населения и постоянного роста расходов на здравоохранение, финансы федерального правительства могут выйти из-под контроля в ближайшие десятилетия, что чревато серьезными экономическими и финансовыми потерями. Увеличение налогового бремени делает критически важными быстрые и решительные действия в этой области. Однако при подготовке таких действий федеральное правительство не должно забывать и о проблеме хрупкости экономического подъема.

Фискальная политика может способствовать улучшению экономического положения с помощью налоговой политики и целевых программ. Особенно важно, чтобы политика в области налогов и расходов повысила стимулы к работе и сбережениям, поощряла инвестиции в качество рабочей силы, стимулировала частные капиталовложения, поддерживала НИОКР и т.д.

Возможно, наиболее сложной задачей является совершенствование процесса принятия фискальных решений. Обсуждение долгосрочной фискальной политики, которое имело место летом 2011 г., негативно сказалась на финансовых рынках и привело к снижению готовности инвесторов по всему миру вкладывать деньги в американские финансовые активы или делать прямые инвестиции в США.

Изменения фискальной политики должны тщательно обду-мываться и проводиться осторожно, без спешки, с выделением приоритетов и предоставлением частным лицам и фирмам достаточного времени для адаптации к изменениям в правительственных программах и налоговой политике. В противном случае придется проводить необходимые фискальные корректировки быстро, в срочном порядке, и это будет гораздо более болезненным ответом на надвигающийся или фактически наступивший бюджетный кризис, вызванный новым ростом процентных ставок, падением доверия и стоимости активов, замедлением роста производства.

Основной долгосрочной целью федеральной бюджетной политики должно быть достижение финансовой устойчивости. Эта цель может быть достигнута путем приведения расходов (за исключением процентных платежей) в соответствие с доходами.

Фискальная устойчивость - это долгосрочная цель, которая требует долгосрочного планирования, предусматривающего снижение бюджетного дефицита за длительный период. В нынешних условиях долгосрочный подход, который реализуется с помощью конкретных планов фискальной консолидации, позволит директивным органам избежать внезапного «фискального сжатия», которое способно разрушить основы хрупкого процесса восстановления. В то же время разработка надежного плана сокращения будущих дефицитов относительно ВВП, предусматривающего механизм автоматического сокращения расходов, не только будет содействовать экономическому росту в долгосрочной перспективе, но также

2012.02.031-034

принесет краткосрочные выгоды, способствуя снижению долгосрочных процентных ставок и повышению доверия потребителей и деловых кругов.

Б. Бернанке считает, что помимо устойчивого федерального бюджета крайне важно добиться того, чтобы фискальная политика США отражала приоритеты страны. Для решения долгосрочных фискальных проблем необходимо реформировать государственную налоговую политику и изменить приоритеты в области расходов не только для снижения дефицита, но и для повышения долгосрочного потенциала роста американской экономики.

Г. В. Семеко

2012.02.031-034. ПОЛИТИКО-ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС США, СВЯЗАННЫЙ С УСТАНОВЛЕНИЕМ ЛИМИТА ГОСДОЛГА. (Сводный реферат).

2012.02.031. MASTERS J. US debt ceiling: Costs and consequences. -Mode of access: http://www.cfr.org/international-finance/us-debt-ceiling-costs-consequences/p24751

2012.02.032. TANNER M. Hellenic handbasket. In some ways the US financial condition is worse than Greece's. - Mode of access: http://www.freerepublic.com/focus/f-news/2724797/posts

2012.02.033. United States debt-ceiling crisis. - Mode of access: http://en.wikipedia.org/ wiki/United_States_debt-ceiling_crisis

2012.02.034. ПОЛИВАНОВ А. Разум победил: Демократы и республиканцы не допустили дефолта США. - Mode of access: http://lenta.ru/articles/2011/08/01/debt/

В реферате обсуждаются причины, издержки и последствия кризиса, связанного с обострившимися проблемами лимита госдолга в США.

Лимит, или «потолок» (ceiling), госдолга представляет собой установленный законом верхний предел выпущенных федеральным правительством США долговых обязательств. Сверх этого предела Казначейство США не имеет права осуществлять заимствования. В периоды критического роста бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к увеличению внешних заимствований и повышению уровня их потолка, для чего требуется одобрение обеих палат Конгресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.