Научная статья на тему '2012.02.022. АНТОНЕН С., ЛЕВАССЕР С. ЭСТОНИЯ СТАЛА НОВЫМ ЧЛЕНОМ ЗОНЫ ЕВРО. ANTONIN С., LEVASSEUR S. ESTONIE: L'EURO DéTRôNE LA COURONNE // LETTRE DE L'OFCE. - P., 2010. - 28 DéC. - N 325. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.OFCE.SCIENCES-PO.FR/PDF/LETTRES/325.PDF'

2012.02.022. АНТОНЕН С., ЛЕВАССЕР С. ЭСТОНИЯ СТАЛА НОВЫМ ЧЛЕНОМ ЗОНЫ ЕВРО. ANTONIN С., LEVASSEUR S. ESTONIE: L'EURO DéTRôNE LA COURONNE // LETTRE DE L'OFCE. - P., 2010. - 28 DéC. - N 325. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.OFCE.SCIENCES-PO.FR/PDF/LETTRES/325.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012.02.022. АНТОНЕН С., ЛЕВАССЕР С. ЭСТОНИЯ СТАЛА НОВЫМ ЧЛЕНОМ ЗОНЫ ЕВРО. ANTONIN С., LEVASSEUR S. ESTONIE: L'EURO DéTRôNE LA COURONNE // LETTRE DE L'OFCE. - P., 2010. - 28 DéC. - N 325. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.OFCE.SCIENCES-PO.FR/PDF/LETTRES/325.PDF»

перспективной, поскольку такой якорь приемлем как для Японии, так и для Китая. К тому же Европейский центральный банк (ЕЦБ) в большей степени, чем ФРС, гарантирует стабильность денежно-кредитной политики.

Кроме того, неформальное расширение зоны евро на Восток привлекательно для Европы. Возросший спрос на евро мог бы быть удовлетворен за счет увеличения денежной массы, а это будет способствовать консолидации бюджета ЕЦБ и укреплению доверия к нему. Выгоды от расширения зоны обращения евро послужили бы также консолидации национальных госбюджетов стран зоны евро. Хотя при таком валютном режиме краткосрочные издержки вос-точноазиатских стран могут оказаться высокими, они будут перекрыты выгодами в долгосрочном плане.

В.И. Шабаева

2012.02.022. АНТОНЕН С., ЛЕВАССЕР С. ЭСТОНИЯ СТАЛА НОВЫМ ЧЛЕНОМ ЗОНЫ ЕВРО.

ANTONIN С., LEVASSEUR S. Estonie: L'euro détrône la couronne // Lettre de l'OFCE. - P., 2010. - 28 déc. - N 325. - Mode of access: http://www.ofce.sciences-po.fr/pdf/lettres/325.pdf

В статье сотрудницы Французской обсерватории экономической конъюнктуры отмечается, что 1 января 2011 г. Эстония стала 17-м членом зоны евро после выполнения маастрихтских критериев конвергенции. Эстония является одной из наиболее бедных стран ЕС, к тому же испытавшей наиболее сильные последствия финансового кризиса, что свидетельствует о ее структурных слабостях, выражающихся в низкой конкурентоспособности, высокой частной задолженности и сильном инфляционном давлении. Все это делает Эстонию еще одним слабым звеном в зоне евро.

С 1 января 2011 г. 1 евро обменивается на 15,6466 крон. Маастрихтские критерии для Эстонии оценивались в период с апреля 2009 г. по март 2010-го. Так, критерий состояния государственных финансов предполагает, что государственный дефицит не должен превышать 3% ВВП, а государственный долг - 60% ВВП. В Эстонии государственный дефицит составлял в 2008 г. 2,7% ВВП и в 2009-м - 1,7% ВВП. Критерий инфляции, в соответствии с которым в стране-кандидате уровень инфляции за последние три года не должен превышать средний уровень инфляции в трех странах с

наименьшим уровнем на 1,5%, был наиболее проблематичным. С 2005 г. Эстония соблюдала этот критерий, однако с декабря 2009 г. уровень инфляции стал расти под влиянием повышения цен на энергоносители и продовольствие.

Вступление в зону евро является высшим этапом в процессе интеграции Эстонии в европейское пространство. В 2005-2009 гг. доля зоны евро в импорте и экспорте Эстонии составляла 38%, а доля ЕС в целом - 65%. Наиболее крупными торговыми партнерами Эстонии являются Финляндия (18% внешнеторгового оборота), Швеция (11%) и Россия (9%). Торговый обмен Эстонии с европейскими партнерами вписывается в рамки процессов международного разделения труда. В Эстонии присутствует сотня ТНК из стран ЕС, которые используют более дешевую рабочую силу Эстонии. Отношение объема прямых иностранных инвестиций к ВВП Эстонии составляет 85%, тогда как в ЕС в целом - 45%. Иностранцам (в основном финнам и шведам) принадлежат 98% активов эстонских банков.

Эстония оказалась серьезно поражена финансово-экономическим кризисом. В 2000-2007 гг. страна имела наиболее высокие темпы экономического роста среди стран ЕС: в среднем 8,2% против 1,9% для ЕС. Кризис привел к тому, что в 2009 г. объем ВВП снизился на 13,9%, и только в последнем квартале 2009 г. это падение прекратилось. При этом единственным рычагом экономического роста стало повышение внутреннего спроса, что, однако, тормозится действием таких факторов, как снижение заработной платы и рост безработицы, уровень которой в октябре 2010 г. достиг 17,9% населения против 5,6% в 2008 г.

Перед Эстонией стоит задача преодоления диспропорций, первой из которых является значительный дефицит платежного баланса по текущим операциям, что делает страну весьма зависимой от внешнего финансирования. Вторая - касается высокого уровня задолженности частных субъектов, а третья - значительного социального неравенства. С 2002 г. дефицит торгового баланса Эстонии постоянно возрастал и в 2006 г. достиг 10% ВВП. На пике финансового кризиса в конце 2008 г. Эстония сделала выбор в пользу внутренней, а не внешней девальвации кроны, что выразилось в снижении заработной платы; внешняя девальвация затруднила бы вступление страны в зону евро. В 2009 г. номинальная за-

работная плата в Эстонии снизилась на 4,6%, а реальная на 3,7%, хотя это оказало лишь ограниченное влияние на реальные издержки на зарплату, поскольку производительность в эстонской экономике снизилась при этом на 5,1%.

Одним из следствий значительного торгового дефицита Эстонии является ее зависимость от внешнего финансирования: около 50% его объема составляют прямые иностранные инвестиции, т.е. долгосрочные капиталы. Другим источником внешнего финансирования являются межбанковские займы, предоставляемые шведскими и финскими банками своим филиалам в Эстонии. На 30 сентября 2010 г. эти займы составляли 30% внешнего финансирования. Доля портфельных инвестиций не превышает 5% внешнего финансирования. Объем этих инвестиций с конца 2008 по сентябрь 2010 г. сократился на 34%, тогда как объем межбанковских кредитов уменьшился на 17%, а объем прямых инвестиций остался практически неизменным.

Банковские системы трех балтийских стран смогли противостоять разрушительным последствиям финансового кризиса благодаря притоку капиталов из зарубежных банков в расположенные в этих странах филиалы. Обязательства поддерживать банковские системы балтийских стран, принятые в начале кризиса центральными банками Швеции и Финляндии, объясняют относительную стабильность межбанковских потоков капиталов. Снижение межбанковских потоков связано с тем, что эстонские предприятия и домашние хозяйства уменьшили спрос на банковские кредиты.

Государственная задолженность в Эстонии довольно низка, тогда как частная (предприятий и домашних хозяйств) достигла в 2009 г. 190% ВВП (в зоне евро - 170% ВВП). Задолженность предприятий не вызывает особого беспокойства, поскольку предприятия, находящиеся под контролем иностранных компаний (а их в Эстонии довольно много), могут рассчитывать на поддержку материнских компаний в случае возникновения угрозы их банкротства.

В отличие от предприятий задолженность домашних хозяйств вызывает значительное беспокойство по таким причинам, как отсутствие у большинства эстонских домохозяйств каких бы то ни было сбережений и высокая задолженность бедных домохо-зяйств. Вместе с тем доля кредитов, по которым задержка платежей превышает 3 месяца, составляет всего 2,5% банковских кредитов

2012.02.023-024

домохозяйствам, что гораздо ниже, чем в Латвии и Литве, где эта доля равна 12%.

Хотя Эстония является наиболее богатой из балтийских стран, она остается среди наиболее бедных стран ЕС. Хотя в 20042008 гг. средний медианный душевой доход удвоился, в 2008 г. он составил всего 6333 евро, или 33% среднего дохода по зоне евро. Кроме того, 19,5% эстонского населения живут ниже порога бедности против 15,8% в зоне евро. По данным Евростата (Eurostat), порог бедности составляет 60% среднего чистого дохода после осуществления всех трансфертов. В 2009 г. в Эстонии этот порог равнялся 3725 евро. Уровень неравенства в Эстонии ниже, чем в южных странах ЕС - Португалии, Испании, Греции и Италии - и даже в Великобритании. По уровню неравенства Эстония находится в центре зоны евро: средние доходы 10% самого богатого населения в 5 раз превышают средние доходы 10% самого бедного. Среди 27 стран ЕС по уровню неравенства Эстония занимает 17-е место.

Вступление в зону евро имеет большое значение для самой Эстонии как успешное завершение ее 20-летних «проевропейских стремлений». К сожалению, момент такого вступления выбран неудачно. Зона евро переживает последствия греческого и ирландского кризисов и угрозу дефолта зоны под воздействием каскада суверенных дефолтов. Возникает вопрос: смогут ли к 2014-2015 гг. стать членами зоны евро две другие балтийские страны и страны Центральной и Восточной Европы, имеющие бюджетные и монетарные особенности, отличные от особенностей стран - членов зоны евро? _

Л.А. Зубченко

ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ

2012.02.023-024. БЕРНАНКЕ Б.Ш. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ США ПОСЛЕ КРИЗИСА. (Сводный реферат). 2012.02.023. BERNANKE B.S. The U.S. economic outlook. - Mode of access: http://www.federalreserve.gov/newsevents/Speech/bernanke2011 0908a.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.