Научная статья на тему '2012.02.018. БРЕМС Н., КАСТЕНС У., АЛЬПЕН Д. ПОРОГОВЫЕ СТРАНЫ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ. BRAEMS N., KASTENS U., ALPEN D. SCHWELLENLäNDER ALS ALTERNATIVE // BANK. - KöLN, 2011. - N 1. - S. 9-13'

2012.02.018. БРЕМС Н., КАСТЕНС У., АЛЬПЕН Д. ПОРОГОВЫЕ СТРАНЫ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ. BRAEMS N., KASTENS U., ALPEN D. SCHWELLENLäNDER ALS ALTERNATIVE // BANK. - KöLN, 2011. - N 1. - S. 9-13 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012.02.018. БРЕМС Н., КАСТЕНС У., АЛЬПЕН Д. ПОРОГОВЫЕ СТРАНЫ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ. BRAEMS N., KASTENS U., ALPEN D. SCHWELLENLäNDER ALS ALTERNATIVE // BANK. - KöLN, 2011. - N 1. - S. 9-13»

большую часть прямых иностранных инвестиций в США, в 2010 г. существенно сократился.

Что касается отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций в США, то в 2010 г. наиболее существенная доля приходилась на финансовые организации (за исключением банков), обрабатывающую промышленность и другие отрасли, а внутри промышленности - на предприятия химической промышленности и предприятия по производству медицинского оборудования.

Реинвестированные доходы, поступившие в США из филиалов в 2010 г., приходились в основном на аффилированные промышленные компании, оптовую торговлю, холдинговые предприятия и сферу финансов (за исключением банков), что составило 90% всех реинвестированных доходов.

Активные заемные операции между американскими дочерними компаниями и их иностранными учредителями способствовали росту прямых зарубежных инвестиций в США в 2010 г. (на 27,8 млрд. долл.). При этом наибольшая доля по этому показателю приходилась на пищевую и химическую промышленность.

В географическом аспекте наибольшая доля межфирменной инвестиционной задолженности приходилась на европейские страны, и в частности на Швейцарию и Ирландию.

Б.Г. Ивановский

2012.02.018. БРЕМС Н., КАСТЕНС У., АЛЬПЕН Д. ПОРОГОВЫЕ СТРАНЫ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ. BRAEMS N., KASTENS U., ALPEN D. Schwellenländer als Alternative // Bank. - Köln, 2011. - N 1. - S. 9-13.

В то время как Европа делает безуспешные попытки выбора между режимом экономии и стимулированием развития конъюнктуры, указывают немецкие авторы, развивающиеся (РС) и пороговые страны, приближающиеся к уровню промышленно развитых стран (ПРС), обладают значительными резервами ликвидности и активно развивают экономику. Осуществляя капиталовложения в таких странах, инвесторы должны обращать внимание на стабильность и прозрачность финансовых инвестиций, способность государства своевременно производить платежи.

Мировая экономика переживает последствия экономического кризиса, которые не только заставили активно действовать цен-

тральные банки, но и вынудили государства изменить политические приоритеты. Впервые с 1970-х годов почти все страны снова стали принимать конъюнктурные программы, хотя и в разных масштабах. Меры по преодолению кризиса в условиях сокращения налоговых поступлений привели к росту правительственной задолженности, особенно в ПРС.

Если к концу 2008 г. в мире еще было согласие о том, каким образом фискальная политика может способствовать стабилизации конъюнктуры в период острой рецессии, то в 2011 г. возникли разногласия по поводу того, как скоро государства должны перейти от экспансионистской фискальной политики к ограничительной. В США регуляторы ставят во главу угла краткосрочное стимулирование роста, игнорируя мероприятия по консолидации бюджета. И напротив, европейские правительства ориентируются на режим экономии. Примером является Великобритания, которая приняла решение о коренном изменении расходов и повышении налогов.

В зоне евро преобладает позиция, согласно которой решающим фактором стабильности валютной системы является последовательная налоговая политика. Только таким путем можно препятствовать усилению напряженности внутри союза. Кроме того, прошлый опыт показал, что успешная консолидация бюджета отражается также на среднесрочной тенденции роста. В будущем повышение налогов должно положительно воздействовать на инвестиционное поведение предприятий, способствуя тем самым ускорению экономического роста.

Зоне евро потребовался греческий кризис для того, чтобы понять значение снижения долга, и эта задача должно стать приоритетной. Большая разница в государственных доходах между Германией, с одной стороны, и Грецией, Португалией, Испанией, Италией и Ирландией - с другой, обусловила необходимость выработки плана действии. Под давлением немецкой стороны и органов ЕС Португалия и Испания были вынуждены провести мероприятия по консолидации бюджета. Ставку на экономию бюджетных расходов делают и правительства других стран, в том числе Италии и Франции.

В целом государства оказались перед проблемой выбора между поддержкой роста и повышением налоговых ставок. Если курс консолидации окажется недостаточным, увеличатся расходы по

рефинансированию госдолга. И напротив, если меры по консолидации бюджета будут оказывать слишком большое ограничительное давление на рост, то это будет противодействовать стремлению к снижению бюджетного дефицита.

Однако невысокий краткосрочный рост менее вреден, чем увеличение бюджетных доходов, например, с помощью увеличения косвенных налогов, которые в среднесрочном плане приведут к снижению экономического роста. Как свидетельствует опыт, государства, которые уменьшили свои бюджетные расходы, оказались более успешными при снижении государственной задолженности, чем те, которые делали ставку на повышение доходной части бюджета за счет налоговых поступлений. До сих пор большинство государств Евросоюза комбинируют оба способа консолидации.

В настоящее время на повестке дня стоит проблема кризиса задолженности. Ситуация тревожна, и, как показывает анализ структуры бюджетов, необходимы дальнейшие мероприятия по оказанию помощи кризисным странам. Проблема заключается в том, насколько правительства стран, где проблема задолженности стоит не так остро, готовы и имеют возможность проводить соответствующие мероприятия. Необходимость спасения кризисных стран обусловлена не только непосредственными выгодами от этого для экономики ЕС, но и тем, что таким способом можно будет предотвратить дальнейшие спекулятивные атаки на евро.

В то время как Греция и другие страны с высокой задолженностью, в том числе страны Южной Европы, вынуждены нести высокие расходы по рефинансированию долга, процентные ставки на рынке долгосрочных капиталов Германии, Японии и США находятся в депрессивном состоянии. С началом финансового кризиса они упали до нового рекордно низкого уровня, равного одной трети от предшествующего рекорда, зарегистрированного на рынках долгосрочных капиталов 20 лет тому назад. Тем самым перед инвесторами встал вопрос об альтернативных инвестиционных возможностях с разумным риском. В этой связи им стоит обратить особое внимание на развивающиеся рынки и особенно на пороговые страны. Вместе эти две группы стран обеспечивают 47% мирового ВНП и, по оценке МВФ, через два-три года превзойдут в этом отношении ПРС (с. 12). Наиболее высокие темпы роста ВВП ожидаются в пороговых странах; именно от них, главным образом от азиатских

стран, и будет исходить импульс к экономическому росту в мире. Совокупный основной капитал растет там значительно быстрее, чем в ПРС. Уже это является важным фактором стабильного экономического роста в этих государствах.

Однако рост обусловлен не только инвестиционным бумом. Технический прогресс измеряется общей факторной производительностью (total factor productivity, TFP) страны. Обычно TFP объясняет больше половины разницы в росте ВВП отдельных стран и показывает, в какой мере рост ВНП обусловлен техническим прогрессом, лучшей организацией и более эффективным использованием ресурсов.

В 1975-1999 гг. этот показатель у РС был значительно ниже, чем у ПРС. Однако к концу ХХ в. наблюдалось его значительное повышение в РС. В настоящее время отрыв от ПРС составляет около 3% (с. 12).

При выборе регионов для инвестиций европейские инвесторы должны обращать внимание на качество экономической отчетности в принимающей стране: экономические данные должны предоставляться не только в достаточном объеме, но и своевременно. Это требование не могут выполнить многие РС, которые публикуют слишком мало статистических данных, отставая от существующих стандартов. Правда, этим грешат и некоторые ПРС.

Если годовая экспортная выручка страны не превышает половины имеющейся у нее внешней задолженности, то, как показывает опыт, выполнение ею долговых обязательств рано или поздно может оказаться в опасности. Иностранная нетто-задолженность Аргентины никогда, начиная с 1987 г., не была ниже 200% экспортной выручки и достигла 365% в 2001 г., т.е. непосредственно перед объявлением неплатежеспособности (с. 13).

При выборе объекта для своих капиталовложений инвесторы не должны инвестировать в страну, если у них нет убедительных аргументов в пользу успешного развития этой страны в будущем. Если, например, страна зарабатывает в течение многих лет за счет доходов от экспорта больше, чем должна платить по долгам, то это дает ей возможность избежать неплатежеспособности и служит благоприятным фактором для инвестиций в эту страну. Примерами являются Китай и Малайзия.

Аргументом в пользу инвестиций в какую-либо пороговую или развивающуюся страну могут также быть экономическое процветание и политическая стабильность. При оценке экономической мощи страны следует обращать внимание на уровень доходов населения и темпы роста. Для оценки политической стабильности страны учитывается ее характеристика со стороны различных независимых институтов.

Названные критерии позволяют различать среди развивающихся рынков страны «высокого» (high-quality) и «низкого качества» (low-quality). В прошедшие годы только в странах «высокого качества» наблюдался экономический рост, а темпы инфляции были значительно ниже, чем в странах «низкого качества». Странами «высокого качества» являются, например, Бразилия, Россия, ЮАР и Китай. Динамика экономики этих стран была в последние годы достаточно хорошей, а потому инвесторы должны принимать их во внимание как альтернативный вариант для размещения капитала.

В.И. Шабаева

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

2012.02.019. ХАЙЗЕ М. РАЗВИТИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ЕВРОПРОСТРАНСТВЕ.

HEISE M. Notwendigkeit und Ausgestaltung makrookonomischer Überwachung im Euroraum // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2011. -Jg. 91, N 1. - S. 22-30.

Автор, профессор Университета Гёте во Франкфурте (Johann Wolfgang Göethe-Universität) пишет, что кризис задолженности в ЕС еще раз показал необходимость системы мониторинга для выявления на ранних стадиях возникающих диспропорций и проблем в отдельных экономиках.

После 11 лет существования Европейский валютный союз (ЕВС) оказался в тяжелой ситуации. Ни стремление к консолидации госфинансов в странах-членах с высокой задолженностью, ни акции по спасению на европейском уровне до сих пор не могут остановить кризис в Европе. Доверие к евро со стороны населения снижается, при этом часто не учитывается, что введение евро принесло с собой много благ. В частности, было создано почти 13 млн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.