Научная статья на тему '2012. 02. 009. Орланова А. И. Обществу знаний - непрерывное образование // высшее образование в России. - М. , 2011. - № 2. - С. 114-120'

2012. 02. 009. Орланова А. И. Обществу знаний - непрерывное образование // высшее образование в России. - М. , 2011. - № 2. - С. 114-120 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ОСНОВАННОЕ НА ЗНАНИЯХ / ЭКОНОМИКА / ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 009. Орланова А. И. Обществу знаний - непрерывное образование // высшее образование в России. - М. , 2011. - № 2. - С. 114-120»

вание образовательной подсистемы страны скорее всего окажется заведомо бессмысленным. Оно опять будет нацелено на «оптимизацию» образования для молодых, поскольку включение российских пожилых людей в систему образовательных мотиваций потребует создания в стране таких социально-экономических условий, в которых пожилые (а равно и молодые) россияне смогут обрести для себя мотивацию к образованию. Эти социально-экономические условия - вхождение страны в координаты информационного общества и инновационной экономики, беспрецедентно ускоряющие все процессы социального обмена и создающие устойчивый спрос на широкое и непрерывное включение людей в социально-обменные процессы - спрос на непрерывное образование, способное поддерживать высокую скорость социально-обменных процессов. Если Россия не решится на такие социально-экономические реформы, ей будет не нужна и отдельная реформа образования, которая «повиснет в воздухе», но тогда придется честно признать, что «старикам тут не место».

А.А. Али-заде

2012.02.009. ОРЛАНОВА А.И. ОБЩЕСТВУ ЗНАНИЙ - НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Высшее образование в России. - М., 2011. - № 2. - С. 114-120.

Ключевые слова: непрерывное образование; общество, основанное на знаниях; экономика, основанная на знаниях; непрерывное образование в России.

Автор, российский социолог, исследует концепцию и мировую практику непрерывного образования, доказывает императивность перехода стран к системе непрерывного образования в современных условиях формирования общества, основанного на знаниях, и проводит критический анализ современной российской ситуации в отношении построения системы непрерывного образования.

В мире, пишет автор, экспертное сообщество и правительственные круги уверенно используют для определения формирующейся в настоящее время общественной парадигмы понятие «общество, основанное на знаниях». Осознание огромного социально-экономического потенциала образования в таком обществе в развитых странах привело к идеологии и практике непрерывного - «дли-

ною в жизнь» - обучения. Цели и задачи обучения в течение всей жизни были провозглашены в Кёльнской хартии, принятой в 1999 г. на саммите Большой восьмерки. В Лиссабонской стратегии ЕС говорится, что «непрерывное образование должно стать главной политической программой гражданского общества, социального единства и занятости». Политика обучения «длиною в жизнь» стала основой Европейской стратегии занятости1.

Ход и перспективы реализации идеи непрерывного образования в государствах - членах ЕС отражены в программах «Образование и обучение 2010» и «Образование и обучение 2020»2. Руководствуясь этими стратегическими документами, Европейская комиссия реализует различные образовательные программы: «Comenius» (программа, которая обращается к проблемам дошкольного и школьного образования); «Erasmus» (программа, решающая проблемы всех форм формального высшего образования и профессионального образования на третичном уровне безотносительно длительности обучения или получаемой квалификации); «Леонардо да Винчи» (программа, призванная решать проблемы профессионально-технического образования, за исключением такого образования на третичном уровне); «Grundtvig» (программа, изучающая потребности взрослых в образовании).

Для стран ЕС на 2020 г. намечены следующие ключевые параметры:

- как минимум 95% детей в возрасте от четырех лет до возраста, с которого начинается обязательное первичное образование, должны быть охвачены системой раннего детского образования;

- число подростков (15 лет) с недостаточными навыками в чтении, математике и науке должно составить меньше 15%;

- число лиц с незаконченным образованием должно составить меньше 10%;

1 Европейская стратегия занятости была принята на Люксембургском саммите глав государств ЕС в ноябре 1997 г. - Прим. автора.

Detailed work programme on the follow-up of the objectives of education and training systems in Europe // Official journal of 14.6.2002 N C 142/01; Work programme on the follow-up of the objectives of education and training systems in Europe // Official journal of 14.06.2002 C 142/01. - Mode of access: http://europa.eu/ legislation_summaries/education_training_youth/general_framework/c11086_en.htm

- число лиц в возрасте 30-34 лет с третичным образованием должно составить как минимум 40%;

- в среднем как минимум 15% взрослых (возрастная группа 25-64) должны участвовать в пожизненном обучении.

В своей образовательной политике ЕС пытается ответить на такие основные вызовы современности, как дефицит квалифицированной рабочей силы, глобальная конкуренция, стареющее общество.

В России задача формирования системы непрерывного образования была сформулирована в 2004 г. в рамках одобренных правительством РФ «Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации». Страна имеет хорошие показатели «среднего числа накопленных лет образования» -обобщенного индикатора запасов общего человеческого капитала. Согласно Российскому мониторингу экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ)1, среднее число накопленных лет образования в России составляет около 13. С середины 1990-х годов по 2000 г. значение этого показателя увеличилось почти на год, что свидетельствует об активном замещении старших поколений работников с низкой формальной подготовкой молодыми поколениями работников с более высокой формальной подготовкой. Можно было бы сделать вывод о том, что накопленные Россией запасы человеческого капитала создают достаточно благоприятные возможности для развития интеллектуально емких видов деятельности и формирования экономики, основанной на знаниях, однако это формальный показатель. Реально же в системе российского образования существуют немалые проблемы. Слабым звеном отечественного образования является дополнительное образование (образование для взрослых), получаемое в разнообразных формах переобучения и дополнительного обучения работников. Речь идет о требованиях, предъявляемых к образованию работников экономикой, основанной на знаниях. В России обучение на профессиональных курсах разного типа и разной длительности ежегодно проходят не более 5-6% работников, в то время как в ЕС в среднем как

1 РМЭЗ - единственный источник данных, позволяющий получать такие оценки как для всей российской экономики, так и для отдельных ее секторов. В других доступных источниках - переписях населения или обследованиях населения по проблемам занятости (ОНПЗ) Росстата - необходимые для этого данные отсутствуют. - Прим. автора.

минимум 15% взрослых (возрастная группа 25-64 года) должны участвовать в пожизненном обучении.

По данным «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения», основным источником финансирования обучения на профессиональных курсах в 2001-2008 гг. были средства предприятий. Однако российские предприятия инвестируют в профессиональное образование и обучение гораздо меньше, чем предприятия многих стран Центральной и Восточной Европы. Если промышленные предприятия Чехии предоставляли обучение 52% работников, Эстонии - 41, Польши - 35, то российские компании - лишь 18%1. Поэтому необходимо сделать так, чтобы российскому бизнесу было экономически выгодно осуществлять образовательную подготовку работников в корпоративных университетах. Экономическая выгода внутрикорпоративного образования состояла бы в том, что такая образовательная деятельность не облагалась бы налогами.

Переход в России к непрерывному образованию потребует разработки специального подхода к формированию содержания, организации и контроля результатов образования. Так, в 2011 г. ОЭСР начала осуществлять в своих странах Программу PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies), предназначенную для многоэтапной оценки профессиональных навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста (16-64 года). Разработке методик и инструментария комплексных измерителей ключевых компетенций, используемых в качестве альтернативы традиционным тестам интеллекта (которые обладают слабыми возможностями для прогнозирования эффективности работы), уделяют большое внимание в Европе и США. Государственная Комиссия по развитию важнейших навыков (SCANS), учрежденная американским министром труда, определила список «общих» компетенций (ресурсы, межличностные, информационные, системы и технология)2. В странах ЕС разработана Карта личностных навыков (Personal Skills Card), которая позволя-

1 Гимпельсон В. Производство без труда // Новое время. - М., 2010. -

№ 37. - С. 35.

2

What work requires of schools: A SCANS report for America 2000 // The Secretary's Commission on achieving necessary skills: A publication of the US Department of labor. - 1991. - Mode of access: http://www.academicinnovations.com/report.html

ет идентифицировать и проверять приобретенные в ходе неофициального и неформального обучения компетенции. С помощью Европейской системы аккредитации навыков (European Skills Accreditation System) свою компетенцию могут идентифицировать и подтвердить мигрирующие рабочие, те, кто стремится сделать профессиональную карьеру на основе компетенций, полученных не в образовательных учреждениях, а в ходе собственного опыта1.

Развитию подобного подхода к подготовке кадров в России препятствует отсутствие в стране современной национальной системы квалификаций, механизма формирования и актуализации современных стандартных требований к профессиям и стандартных технологий подготовки по каждой специальности.

Другое слабое звено образовательной политики РФ - образование детей раннего возраста. Возможности образования сильно сужаются в том случае, когда познавательные, социальные и эмоциональные навыки не развиты в раннем возрасте. Дети, идущие в школу с основными познавательными навыками, с положительными установками, со здоровыми привычками и такими индивидуальными чертами, как терпение и уверенность в себе, более эффективно развивают свои способности и компетенции, ведут более здоровый образ жизни и более способны к социальному единству. Кроме того, к такой политике подталкивает увеличивающийся поток мигрантов, чьи дети лишены возможности изучить в семье язык страны пребывания либо получить другие необходимые навыки. Образовательные программы в раннем детстве, как свидетельствуют исследования, относительно дешевы, а отдача от них в 5-19 раз превышает затраты2.

Россия отстает и здесь. Министерство образования и науки РФ провозгласило развитие дошкольного образования одной из главных задач лишь на 2011-2015 гг. Да и о каком дошкольном образовании может идти речь в современной России, где элементарно

1 New perspectives for learning // Briefing paper; 25. - Mode of access: http://www.pjb.co.uk/npl/bp25.htm

2 Ломборг Б. Вопросы реформирования стран Латинской Америки // Project syndicate. - 2007. - Режим доступа: http://www.project-syndicate.org/commentary/ lomborg22/Russian

не хватает мест в дошкольных учреждениях, - например, на начало 2010 г. в очереди в детские сады стояли 1 млн. 684 тыс. детей1.

Неважная в России ситуация и с образованием для пожилых людей. Россия относится к странам со стареющим населением. По данным Министерства экономического развития РФ, из 30 млн. российских пенсионеров работают 8 млн., еще 12 млн. готовы трудиться, притом что пенсионеры испытывают большие трудности при устройстве на работу. Между тем обучение людей старшего возраста могло бы повысить их конкурентоспособность на рынке труда. Не случайно в этих целях в других странах организуются специальные занятия по переквалификации за 3-5 лет до выхода человека на пенсию. Кроме того, образование могло бы скрасить досуг российских пенсионеров, повысить уровень функциональной грамотности.

Российские корпоративные учебные центры и корпоративные университеты объединений, предприятий и организаций менее всего ориентированы на людей пенсионного возраста. Вузы, несмотря на сокращение контингента из-за демографического провала, не проявляют интереса к обучению пожилых людей. В отличие от развитых стран, Россия не может похвастаться развитой системой обучения пожилых людей как отдельной целевой категорией.

В России слабо внедряются инструменты повышения доступности качественного высшего образования. Во многих развитых странах прямая государственная поддержка студентов включает образовательные кредиты, развивается практика партнерства правительств с коммерческими банками, создаются особые программы образовательных кредитов коммерческими банками. Кредитование предусматривает различные схемы возврата кредита. Обычно предоставляется отсрочка выплат на срок от одного года до пяти лет после окончания учебы. Затраты на возврат кредита существенно различаются, зависят от основной цели схем образовательных кредитов (социальная / бюджетная). Например, в Швеции и Великобритании сумма возврата зависит от дохода, в других странах не зависит. Уровень процентной ставки в Германии отсутствует, в Великобритании реальная ставка является нулевой. В других странах

1 Послание Президента Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/9637

ЕС процентная ставка либо субсидируется, либо отражает реальные издержки правительства при предоставлении кредита. О привлекательности условий кредитования свидетельствует численность получателей кредитов. В конце 1990-х годов их доля составила в Великобритании 65% студентов-очников, более 60% в Швеции и Норвегии, 50 - в Дании, 30 - в Финляндии, 18% - в Германии. В США в 2003-2004 гг. были получены следующие цифры: 65,6% студентов, т.е. две трети от их общего количества, закончили институты, имея непогашенные кредиты.

В России образовательное кредитование развито слабо, хотя по доле внебюджетного финансирования образования наша страна опередила развитые страны мира. Министерство образования и науки РФ объявило о предоставлении кредитов на новых условиях - под 5% годовых и о том, что поручителем по кредиту является государство, которое предусмотрело специальную субсидию, позволяющую покрыть возможные потери банком при невозврате кредитов. Размер этой субсидии составляет до 20% от суммы выданных кредитов. На образовательные кредиты могут рассчитывать 10 тыс. студентов, отвечающих трем требованиям: хорошо учатся; обучаются на востребованных экономикой специальностях; учатся в вузах, которые дают качественное образование. Однако пока что образовательными кредитами воспользовались примерно 5% российских студентов.

Успех усилий в сфере образования определяется последовательной политикой и действиями всех тех, кто работает на повышение благосостояния и социального развития. Последовательность политики требует усиления горизонтального взаимодействия (министерств просвещения, здравоохранения, социального развития и семьи), вертикального взаимодействия (центральных, региональных и местных уровней правительства) и улучшения динамического сотрудничества (через различные уровни образования).

Таковы, пишет автор в заключение, российские проблемы в сфере формирования системы непрерывного образования. Однако главная российская проблема в этой сфере - в политической воле начать выстраивать именно систему (а не отдельные ее фрагменты) непрерывного образования. Без таких политических усилий Россия обречена на существование вне координат общества, основанного на знаниях.

А.А. Али-заде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.