S'
\
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А.И. ОРЛАНОВА, доцент Обществу знанИй -
Академия труда и социальных непрерывное
отношений образование
В статье исследуется концепция и мировая практика непрерывного образования. Демонстрируется неизбежность перехода к системе непрерывного образования в современных условиях формирования общества, основанного на знаниях. Проводится критический анализ современной российской ситуации с построением системы непрерывного образования.
Ключевые слова: непрерывное образование; общество, основанное на знаниях; экономика, основанная на знаниях; непрерывное образование в России.
Мировое экспертное сообщество и правительственные круги уверенно используют для обозначения формирующейся в настоящее время общественной парадигмы понятие «общество, основанное на знаниях». В современный научный словарь прочно вошли такие термины, как «экономика знаний», «управление знаниями», «интеллектуальный капитал», «работник знаний» (knowledge worker). Напрашивается очевидный вывод: в обществе, основанном на знаниях, система образования приобретает значение базового института. В таком обществе образованные люди нужны для существенно более широкого, по сравнению с «традиционным» обществом, спектра интеллектуальных профессий, овладение которыми является решающим фактором конкурентоспособности работников на рынке труда в экономике знаний.
Осознание важности социально-экономического потенциала образования в современном мире привело в развитых странах к идеологии и практике непрерывного - «длиною в жизнь» - обучения. Цели и задачи обучения в течение всей жизни были провозглашены в Кельнской хартии, принятой в 1999 г. на саммите Большой восьмерки. В так называемой Лиссабонской стратегии Европейский союз провозгласил, что «непрерывное образование должно стать главной политической программой гражданского общества, социального единства и заня-
тости» [1, с. 2]. Политика обучения «длиною в жизнь » стала основой Европейской стратегии занятости. Ход и перспективы реализации идеи непрерывного образования в государствах-членах ЕС отражены в проек-тах«Образование и обучение, 2010» и «Образование и обучение, 2020».
В своей образовательной политике ЕС пытается ответить на такие основные вызовы современности, как дефицит квалифицированной рабочей силы, глобальная конкуренция, стареющее общество. Что касается стареющего общества, то в период между 2000 и 2007 гг. население 25 стран ЕС в возрасте до 14 лет уменьшилось на 1,5%, а в возрасте 65 и старше увеличилось на 1,3%. При этом тенденция к старению населения нарастает. Согласно существующим данным, через 30 лет одну треть жителей ЕС будут составлять люди в возрасте более 60 лет. Такая тенденция поставила на повесткудня осуществление политики и инвестиций, направленных на улучшение здравоохранения и повышение благосостояния. Она потребовала также корректировки политики занятости и образования, с тем чтобы гарантировать людям старшего возраста возможность полноценного участия в социальноэкономическом развитии. Соответствующая политика нацелена на повышение числа обучающихся людей старшего возраста, обеспечение большей привлекательности для них образовательных программ, улучшение спо-
собности учебных заведений более эффективно удовлетворять образовательные потребности пожилых людей в условиях серьезных финансовых ограничений. С этой целью организуются различные виды компьютерных классов, лекции, семинары, обсуждения, языковые курсы, художественные семинары, группы хобби, кино и театральные клубы, поездки, специальные встречи, совместное проведение праздников и поездок, а также инновационные образовательные проекты для старших.
Так, в рамках программы ЕС Grundtvig финансировался проект «Плюшевый медвежонок», адресованный разным поколениям. Людям в возрасте 50 и более лет, включая инвалидов, а также страдающим от болезни Альцгеймера (умеренной тяжести), была предоставлена возможность общаться с учениками начальной школы в возрасте 6 и 12 лет - проводить с ними праздники,
игры, рассказывать истории из своей жизни, передавать какие-то умения. Проект оказал положительное влияние на обе стороны, способствовал взаимопониманию раз-ныхпоколений и вообще продемонстрировал эффективность в качестве ответа на демографический вызов современной Европы.
В России задача формирования системы непрерывного образования была сформулирована в 2004 г. в рамках одобренных правительством РФ Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Страна имеет хорошие показатели «среднего числа накопленных лет образования» - обобщенного индикатора запасов общего человеческого капитала. Согласно российскому мониторингу экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) \ среднее число накопленных лет образования в России составляет около 13 (табл. 1). С середины
Таблица 1
Среднее число накопленных лет образования в расчете на одного человека в различных странах мира (2000 год), лет
Страна Среднее число накопленных лет образования ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, 2004 г., тыс. долл. США*
Население 15 лет и старше Население 25 лет и старше
Развитые страны
Франция 7,86 8,37 26,9
Г ермания 10,20 9,75 26,1
Япония 9,47 9,72 27,3
Великобритания 9,42 9,35 28,5
США 12,05 12,25 36,7
Переходные страны
Чехия 9,48 9,46 17,9
Венгрия 9,12 8,81 15,4
Польша 9,84 9,90 11,9
Страны BRIC
Бразилия 4,88 4,56 7,7
Китай 6,35 5,74 5,1
Индия 5,06 4,77 2,9
Россия 10,03 10,49 9,1
Россия (РМЭЗ) 11,27 11,25 9,1
Источники: обследования РМЭЗ; Barro and Lee, 2001; World Bank, 2005.
1 РМЭЗ является единственным источником данных, позволяющим получать такие оценки как для всей российской экономики, так и для отдельных ее секторов. В других доступных источниках: переписях населения или обследованиях населения по проблемам занятости (ОНПЗ) Росстата - необходимые для этого данные отсутствуют.
1990-х гг. по 2000 г. значение этого показателя увеличилось почти на год, что свидетельствовало об активном замещении старших поколений работников с низкой формальной подготовкой молодыми поколениями работников с более высокой формальной подготовкой. Можно было бы сделать вывод, что накопленные Россией запасы человеческого капитала создают достаточно благоприятные возможности для развития интеллектуальноемких видов деятельности и формирования экономики, основанной на знаниях.
Однако упомянутые 13 лет - это формальный показатель; реально же в системе российского образования существуют немалые проблемы. Слабым звеном отечественного образования является дополнительное образование (образование для взрослых), получаемое в разнообразных формах переобучения и дополнительного обучения работников. «Традиционная модель с жестким разделением между периодом обучения, когда работники приобретают необходимые знания и навыки, и периодом трудовой деятельности, когда они начинают применять их на практике, неадекватна реалиям современного общества» [2, с. 26]. Речь идет о требованиях, предъявляемых к образованию работников экономикой, основанной на знаниях. В России обучение на профессиональных курсах разного типа и разной длительности ежегодно проходят не более 5-6% работников [2, с. 88]. Между тем в ЕС в среднем как минимум 15% взрослых (возрастная группа 2564) к 2020 г. должны участвовать в непрерывном обучении.
По данным РМЭЗ, основным источником финансирования обучения на профессиональных курсах в 2001-2008 гг. были средства предприятия. Однако российские предприятия инвестируют в профессиональное образование и обучение гораздо меньше, чем предприятия многих стран Центральной и Восточной Европы. Если промышленные предприятия Чехии предоставляли обучение 52% работников, Эсто-
нии - 41%, Польши - 35%, то российские компании - лишь 18% [3, с. 35]. Поэтому необходимо сделать так, чтобы российскому бизнесу было экономически выгодно осуществлять образовательную подготовку работников в корпоративных университетах. Для этого внутрикорпоративная образовательная деятельность не должна облагаться налогами.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) начинает в 2011 г. реализацию в своих странах программы PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies), предназначенной для многоэтапной оценки профессиональных навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста (16-64 лет). Разработке методик и инструментария комплексных измерителей ключевых компетенций (используемых как альтернатива традиционным тестам интеллекта, которые обладают слабыми возможностями для прогнозирования эффективности работы) уделяют большое внимание в Европе и США. Государственная Комиссия по развитию важнейших навыков (SCANS), учрежденная американским министром труда, определила список «общих» компетенций (ресурсы, межличностные, информационные системы и технологии). В странах ЕС разработана карта личностных навыков (Personal Skills Card), которая позволяет идентифицировать и проверять приобретенные в ходе неофициального и неформального обучения компетенции. С помощью Европейской системы аккредитации навыков (European Skills Accreditation System) свою компетенцию могут идентифицировать и подтвердить рабочие-мигранты, а также те, кто стремится сделать профессиональную карьеру на основе компетенций, полученных не в образовательных учреждениях, а в ходе собственного опыта.
Переход России к непрерывному образованию потребует разработки специального подхода к формированию содержания, организации и контроля результатов
образования. Между тем развитию подобного подхода препятствует отсутствие в стране современной национальной системы квалификаций, механизма формирования и актуализации современных стандартных требований к профессиям и стандартных технологий подготовки по каждой специальности. Актуальными задачами являются переход к инновационной экономике с высокими стандартами рабочего места, уровнем производительности, квалификации и оплаты; прогноз структуры экономики и занятости в разрезе профессий и квалификаций и секторов экономики; совершенствование национального классификатора профессий.
Другое слабое звено образовательной политики РФ - образование детей раннего возраста. Улучшение качества раннего образования стало растущим приоритетом политики в государствах-членах ОЭСР. Такой интерес связан с тем, что возможности образования сильно сужаются в том случае, когда познавательные, социальные и эмоциональные навыки не развиты в самом раннем возрасте. Дети, идущие в школу с основными познавательными навыками, с положительными установками, со здоровыми привычками и такими индивидуальными чертами, как терпение, эффективность и уверенность в себе, имеют большие возможности развивать и усиливать свои умения, вести более здоровый образ жизни и быть способными к социальному единству. Кроме того, к такой политике подталкивает усиление потока мигрантов, чьи дети лишены возможности изучить в семье язык страны пребывания либо получить другие необходимые навыки. Образовательные программыв раннем детстве призваны решить проблему дефицита навыков у детей, упустивших возможность развить основные компетентности в раннем детстве [4] . Такие программы, как свидетельствуют исследования, относительно дешевы, а отдача от них в 5-19 раз превышает затраты [5].
Россия отстает и здесь. На сайте Мини-
стерства образования и науки РФ есть ответ министра образования на вопрос о стратегии в отношении развития дошкольного образования. В нем говорится о проекте, аналогичном проекту комплексной модернизации школьного образования [6]. Однако это пока лишь проект - Министерство образования и науки РФ провозгласило развитие дошкольного образования одной из главных задач лишь на 2011-2015 гг. Да и о каком дошкольном образовании может идти речь, если в современной России для детей не хватает мест в дошкольных учреждениях (на начало 2010 г. в очереди в детские сады стояли 1684 тыс. детей [7]).
Неутешительна и ситуация с образованием для пожилых людей. Россия относится к странам со стареющим населением. По данным Министерства экономического развития РФ, из 30 миллионов российских пенсионеров работают 8 миллионов, еще 12 миллионов готовы трудиться, но испытывают большие трудности при устройстве на работу. Между тем обучение людей старшего возраста могло бы повысить их конкурентоспособность на рынке труда. Не случайно в некоторых странах организуются специальные занятия по переквалификации за 3-5 лет до выхода человека на пенсию. Кроме того, образование могло бы скрасить досуг российских пенсионеров, повысить их уровень функциональной грамотности.
В России с начала 1990-х гг. отмечается увеличение количества учреждений, предоставляющих образовательные услуги пожилым гражданам. Это некоммерческие организации сферы культуры, общество «Знание », учреждения соцзащиты, вузы. Однако охват ими населения весьма скромен: в 2009 г. по программам образования для пожилых людей обучалось примерно 10 тыс. граждан [8, с. 37]. Российские корпоративные учебные центры и корпоративные университеты объединений, предприятий и организаций менее всего ориентированы на людей пенсионного возраста. Вузы, несмотря на сокращение контингента из-за демо-
графического провала, не проявляют интереса к обучению этой категории людей.
В отличие от развитых стран, Россия не может похвастаться системой обучения пожилых людей как отдельной целевой категории. Существующие в стране учреждения, оказывающие услуги по обучению пожилых граждан, работают обособленно, нескоординированно, вне единой концепции, без достаточного количества подготовленных кадров, не имея возможности регулярно обмениваться опытом, без надежного финансового сопровождения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые предусматривают при разработке региональных программ социально-экономического развития меры социальной поддержки граждан старшего поколения, слабо обеспечены бюджетным финансированием. Не получило должного развития гражданское образование, ориентированное на формирование активной жизненной позиции и защиту прав человека.
Эти процессы усугубляются отсутствием комплексных научных исследований по проблемам обучения в пожилом возрасте, дефицитом учебно-методических материалов, предназначенных для обучения взрослых, неразвитостью системы подготовки преподавателей и специалистов для образования взрослых. В стране практически нет систематизированной информации по проблемам образования взрослых.
Переход к непрерывному обучению требует изменения системы управления образовательной сферой и ее ресурсного обеспечения. Уровень финансирования образования существенно дифференцирован по странам и в абсолютных, и в относительных показателях. Страны ОЭСР расходуют на образование в среднем 6,2% ВВП. При этом данный показатель варьируется от 7% и более в Дании, Израиле, Исландии, Соединенных Штатах [9]. Российское государство, если оно хочет начать переход к инновационной экономике, обязано увеличить долю бюджетного финансирования развития че-
ловеческого капитала за счет снижения бюджетных расходов на оборону, безопасность и государственный аппарат.
Ввидуограниченных возможностей государственного финансирования критическое значение приобретает повышение эффективности образовательной политики, а также политики социального партнерства в образовательной сфере, привлечение к финансированию образовательного процесса широкого круга заинтересованных сторон. Это касается всех форм и уровней обучения, начиная с дошкольного. Семьи, несмотря на слабую мобильность детей дошкольного возраста, вынуждены искать дополнительные образовательные услуги в сфере дошкольного образования вне системы дошкольных учреждений. Это связано не только с недостатком детских садов, но и с тем, что родителей не удовлетворяет их материально-техническая база, переполненность групп, качество предлагаемых дополнительных услуг. В России не проводится политика стимулирования развития частных дошкольных образовательных учреждений: в 2007 г. они составляли меньше 2% от общей численности всех дошкольных учреждений [10, с. 37].
В России слабо внедряются инструменты повышения доступности качественного высшего образования. Во многих развитых странах прямая государственная поддержка студентов включает образовательные кредиты, развивается практика партнерства правительств с коммерческими банками, особые программы образовательных кредитов. Кредитование предусматривает различные схемы возврата кредита. Обычно предоставляется отсрочка выплат на срок от 1 года до 5 лет после окончания учебы. Затраты на возврат кредита существенно различаются в зависимости от основной цели схем образовательных кредитов (социальная/ бюджетная). Например, в Швеции и Великобритании сумма возврата зависит от дохода; в других странах не зависит. В Германии отсутствует уровень
процентной ставки, в Великобритании реальная ставка является нулевой. В других странах ЕС процентная ставка либо субсидируется, либо отражает реальные издержки правительства при предоставлении кредита. О привлекательности условий кредитования свидетельствует численность получателей кредитов. В конце 1990-х гг. их доля составила: в Великобритании - 65% студентов-очников, в Швеции и Норвегии - более 60%, в Дании - 50%, в Финляндии - 30%, в Германии - 18% [11]. В США в 2003-2004 гг. 65,6% студентов, то есть две трети от их общего количества, закончили институты, имея непогашенные кредиты [12].
В России образовательное кредитование развито слабо, хотя по доле внебюджетного финансирования образования наша страна опередила развитые страны мира. В настоящее время Банк «Союз» совместно с компанией «Крейн» осуществляет программу образовательных кредитов «Кредо», охватывающую 22 российских вуза. Процентная ставка - от 10% годовых. Министерство образования и науки РФ объявило о предоставлении кредитов на новых условиях (5% годовых) и о том, что поручителем по кредиту является государство, которое предусмотрело специальную субсидию, позволяющую покрыть возможные потери банка при невозврате кредитов. Размер этой субсидии составляет до 20% от суммы выданных кредитов. На образовательные кредиты могут рассчитывать 10 тыс. студентов, отвечающих трем требованиям: хорошо учатся, обучаются на востребованных экономикой специальностях и учатся в вузах, которые дают качественное образование. Министерство образования и науки РФ отобрало 56 вузов, абитуриенты и студенты которых смогут в 2010-2011 гг. получить кредиты. Проект «Закона об образовании » предусматривает (в статье 85) образовательное кредитование и государственную поддержку образовательного кредитования граж-
дан, обучающихся по очной форме по основным профессиональным образовательным программам. Однако пока что, по экспертным данным, образовательными кредитами воспользовались примерно лишь 5% российских студентов.
Успех образовательных усилий определяется последовательной политикой и действиями всех тех, кто работает на повышение благосостояния и социального развития. Последовательность политики требует усиления горизонтального взаимодействия (министерств образования, здравоохранения, социального развития и семьи), вертикального взаимодействия (центральных, региональных и местных уровней правительства) и улучшения динамического сотрудничества (через различные уровни образования).
Таковы российские проблемы в сфере формирования системы непрерывного образования. Однако главная российская проблема в этой сфере кроется в политической воле начать выстраивать именно систему, а не отдельные фрагменты непрерывного образования. Без четких политических решений Россия обречена на существование вне координат “общества, основанного на знаниях”.
Литература
1. European Council Presidency Conclusions.
Лиссабон, 2000. 23-24 марта. URL: http:// www.bolognaberlin2003.de / pdf/ PRESIDENCY_CONCLUSIONS_Lissabon.pdf
2. Капелюшников Р.И. Трансформация чело-
веческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения») / Под ред. Р.И. Капелюшни-кова и А.Л. Лукьянова. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010.
3. Гимпельсон В. Производство без труда //
Новое время. 2010. № 37.
4. Improving health and social cohesion through
education // OECD, 2010.
5. Ломборг Б. Вопросы реформирования
стран Латинской Америки // Project Syndicate. 2007. URL: http://www.project-
syndicate.org/commentary/lom borg22/ Russian
6. Фурсєнко А. Ответы министра образова-
ния и науки на вопросы 8 июля 2009 года. URL: http://mon.gov.ru/obr/vio/
7. Послание Президента Федеральному Со-
бранию ЗО ноября 2010 года. URL: http:// www.kremlin.ru/ news/9637
8. Сорокин Г.Г. Состояние геронтообразо-
вания в Российской Федерации // Социология образования. 2010. № 8.
9. Education at a Glance 2010: OECD Indicators.
URL: http:// www.oecd.org/ dataoecd/ 42/ 44/4594З4б7^
10. Образование в экономике России: Аналитический доклад. М.: Федеральный институт развития образования, 2008.
11. Гий М. Образовательные кредиты в Европе: экономические и финансовые вопросы. URL: http://socpolitika.ru/files/5220/ guille.ppt#256,1
12. Титова Н. Система кредитования образования в США. URL: http://planetahr.ru/ publication/ З86
ORLANOVA A. CONTINUOUS EDUCATION FOR KNOWLEDGE SOCIETY In article the concept of continuous education is investigated and the world practice is viewed. Imperativeness of transition of the countries to the system of continuous education in modern conditions of formation of the society based on knowledge is proved. The critical analysis of construction of continuous education system in modern Russia is carried out.
Keywords: continuous education, knowledge based society, knowledge based economy, continuous education.
Т.Г. РИМСКАЯ, канд. истор. наук, директор филиала Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Находка)
Место филиала вуза в социокультурном пространстве малого и среднего города
В статье поднимаются вопросы, связанные с особенностями социокультурного пространства малого и среднего города. Формирование единого образовательного пространства вуза и его филиалов, признание за филиалами роли субъекта социокультурного управления должны способствовать качественному улучшению городской среды.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, компетентностный подход, единое образовательное пространство, филиал вуза, малые и средние города, социокультурное пространство.
В современных условиях все более очевидной становится необходимость определения приоритетов социокультурного развития провинциальных городов. Это связано с тем, что региональные ситуации в нашей стране глубоко специфичны, а в ряде случаев просто уникальны. Особенности географического положения, социального, экономического развития города, уровень урбанизации, состояние инфраструктуры влияют на его социокультурное пространство. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» отменяет прежнее правовое положение городов, которое в рамках территориально-поселенческой концепции предполагало их четкую иерархию по количественному показателю. Такое изменение дает возможность употреблять понятие «малый и средний город» в зависимости от региональной специфики отдельных субъектов РФ, их территориально-демографического, политико-экономического и социокультурного состояния. На наш взгляд, малые и средние города су-