мощи в области налогообложения доходов. С Нидерландами был подписан протокол, в соответствии с которым страны могут запрашивать ретроспективные банковские данные начиная с 1 января 2008 г. В феврале 2011 г. были подписаны новые соглашения Бельгии об обмене банковской информацией с рядом стран, которым были посланы проекты протоколов. Таким образом, Бельгия не сможет отказывать этим странам в предоставлении информации под предлогом сохранения банковской тайны. В то же время она сможет требовать банковскую информацию у стран-партнеров.
Л.А. Зубченко
2012.01.044. СТОЛОФ О. ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ВО ФРАНЦИИ.
STOLOFF О. Les grands principes du controle fiscal. - Mode of access: http://www.j uritravail.com/ Actualite/Id/4683
Во Франции налоговый контроль осуществляет Генеральная дирекция государственных финансов (Direction générale des finances publiques, DGFiP). О масштабах этой деятельности свидетельствуют следующие данные: в 2009 г. было осуществлено 51 615 проверок на местах, в том числе 47 706 проверок предприятий и 3912 физических лиц. Кроме того, контроль в бюро DGFiP позволил увеличить налоговые сборы на 4,8 млрд. евро плюс к 7,6 млрд., полученных в результате проверок на местах. Общая сумма штрафов составила 2,3 млрд. евро. Были рассмотрены 939 жалоб на налоговые злоупотребления. Цель DGFiP - ежегодно проверять 15% компаний и 6% физических лиц.
Налоговая администрация имеет право получать у банков информацию, например, о переводе средств за границу, а также имеет ряд специализированных дирекций, среди которых: Национальная дирекция налоговых расследований (Direction nationale des enquêtes fiscales, DNEF), Национальная дирекция наказаний за налоговые нарушения (Direction nationale de la répression de la délinquance fiscale, DNRDF), налоговая полиция (Police judiciaire fiscale) и др. По указу от 25 ноября 2009 г. было разрешено создать новую картотеку банковских счетов за границей, принадлежащих компаниям и физическим лицам (EVAFISC).
Генеральная дирекция по налогам (Direction générale des impôts, DGI) проводит налоговый контроль следующих типов:
1. Контроль, осуществляемый в бюро налоговой администрации, или документарный контроль, при котором анализируются налоговые декларации, информация из различных картотек и баз данных. При этом налогоплательщик не ставится в известность о такой проверке, если нарушения не были выявлены. Документарный контроль касается всех типов налогов на компании и физических лиц. При обнаружении нарушений DGFiP посылает налогоплательщику запрос об объяснении. Если такое объяснение сочтут недостаточным, DGFiP потребует от налогоплательщика дать дополнительные уточнения в течение 30 дней.
2. Проверка счетов компаний, которая иногда может быть частичной, когда речь идет о проверке уплаты одного из налогов. Проверяемая компания заранее извещается о будущей проверке, о сроках ее проведения, о проверяемых налогах и об именах налоговых контролеров. Если годовые обороты компании равны менее 1,5 млн. евро, то налоговую проверку могут осуществлять бригады контролеров из департаментских налоговых отделов; если обороты составляют от 1,5 млн. до 61 млн. евро, то работают сотрудники Дирекции налогового контроля (Direction de contrôle fiscal, DIRCOFI), а с оборотами более 61 млн. евро - проверку проводят сотрудники Дирекции национальных и международных проверок (Direction des vérifications nationales et internationales, DVNI).
До начала проверки, т. е. на подготовительном этапе, контролер изучает документы компании, ее налоговые декларации, информацию от третьей стороны - банков, других администраций и т.д. На основе анализа этих данных составляется план проверки. Затем в адрес руководителя компании посылается сообщение о проверке, в котором указывается дата ее начала, имя, адрес и телефон проверяющего, его должность и руководитель. Вместе с сообщением о проверке посылается «Хартия налогоплательщика» («Charte du contribuable»), в которой излагаются права налогоплательщика во время его проверки, права и обязанности проверяющих, правила взаимоотношений, проверяемых с налоговой администрацией. Налоговый контроль малого предприятия не должен продолжаться более 3 месяцев, а среднего - более 9 месяцев.
На первом этапе проверяющий изучает экономическую деятельность компании, ее юридическую структуру, акционариат, главные изменения на рынке ее продукции, а затем составляет точ-
ный календарь своих действий с указанием необходимых документов. Как указывается в «Книге налоговых процедур» (Livre des procédures fiscales, LFP), компании должны хранить свои бухгалтерские и юридические документы в течение 6 лет. Электронные документы должны сохраняться в электронной форме минимум 3 года, а затем они могут быть переведены в бумажную форму.
На втором этапе контроля данные из налоговой декларации сравниваются с данными бухучета. Возникающие у контролера вопросы обсуждаются в ходе переговоров с руководством компании. Если по пунктам разногласий не будет достигнуто соглашение, DGFiP посылает компании письмо с предложением об исправлении в уплате налогов, которое может включать сумму исправлений, а в отдельных случаях и сумму штрафов. Проценты и штрафы могут назначаться DGFiP с учетом величины ущерба для государства, связанного с налоговым нарушением, доли ответственности налогоплательщика в этом нарушении, финансового положения компании. Налогоплательщик может в срок от 30 до 60 дней опротестовать предлагаемые исправления. Если такого ответа не поступает, это означает, что налогоплательщик согласен с предложениями контролера. В заключение контролер готовит отчет о проверке, который помещается в налоговое досье компании. С 1 января 2007 г. налоговая администрация имеет возможность привлекать экспертов, в том числе частных, для оценки некотирующихся на бирже компаний, прав интеллектуальной собственности, произведений искусства и т. д.
3. Изучение налогового положения физических лиц (examen contradictoire de la situation fiscale personnelle, ESFP), которое во многом аналогично проверке счетоводства. Чаще всего оно осуществляется в бюро DGFiP и состоит в сравнении декларируемого дохода с изменением имущественного положения физического лица и его расходами. ESFP может проводиться как в отношении французских резидентов, так и нерезидентов, которые получают во Франции налогоблагаемыве доходы. Проверку лиц со сложными доходами осуществляет Национальная дирекция проверок налогового положения физических лиц (Direction nationale des vérifications de situation fiscale personnelle, DNVSF), а другие лица проверяются региональными или департаментскими бригадами налоговых контролеров. Доходы руководителей компании могут проверяться в
ходе проверки счетов компаний. Когда есть подозрение на налоговое злоупотребление, проверку проводит DNEF. Процедура проверки не может продолжаться более одного года; она может быть продлена до двух лет, когда есть подозрение на незаконную деятельность.
Во время первой встречи контролер просит налогоплательщика предоставить список его счетов во французских и иностранных банках, а также копии выписок из банковских счетов, оценку имущества, ценных бумаг, недвижимых активов и т. д. На основе выписок из банковских счетов контролер составляет «казначейский баланс» («balance de trésorerie»), который позволяет сравнивать совокупный доход, декларированный налогоплательщиком, с его расходами на приобретение автомобилей и имущества, сбережения и др. Если декларированные доходы оказываются ниже расходов, налоговая администрация посылает налогоплательщику запрос с просьбой дать разъяснения. Налогоплательщик должен дать ответ в течение 2 месяцев. Если объяснения окажутся недостаточными, администрация попросит дополнительных объяснений в течение 30 дней. Если налогоплательщик отказывается дать объяснения или приводит неверные данные, налоговая администрация может наложить на него офисный сбор Оахе d'office). Когда контролер устанавливает, что сумма налога уплачена не полностью, налогоплательщику посылается предложение поправить дело. Это предложение может быть оспорено налогоплательщикомв течение 30-60 дней.
4. Процедура посещения налогоплательщика для обыска и выемки документов, что позволяет проверяющему, подозревающему налоговое злоупотребление, получить документы, доказывающие факты злоупотреблений. В трудных случаях интерпретации или ошибочной оценки фактического положения дел налогоплательщик может попросить встречи с руководителем налогового контролера, а затем - при необходимости - и с сотрудником департаментской налоговой службы. Если налогоплательщик и налоговая администрация не могут прийти к согласию, каждая из сторон имеет право обратиться в департаментскую комиссию, компетентную в области прямых налогов и НДС, или в департаментскую комиссию по другим налогам и сборам. Комиссия высказывает мотивированное мнение, которое налоговая администрация может
учитывать или нет. Споры между налогоплательщиками и налоговой администрацией по поводу суммы погашения или штрафов могут разрешаться в судебном и несудебном порядке.
Когда налоговый контролер обнаруживает пропуски, ошибки и неточности, налогоплательщик платит за задержку уплаты налога по 0,4% в месяц или по годовой ставке в 4,8%. В отношении подоходного налога применяется его увеличение на 10%. При отказе от уплаты назначается штраф в 40%, а при действиях налогоплательщика, признанных злоупотреблениями, - в 80% суммы неуплаченного налога. На физическое лицо, пытавшееся уменьшить сумму налога с помощью злоупотреблений, налагается штраф в 37 500 евро (максимум); ему может быть назначен максимальный срок заключения в пять лет. Штраф может быть повышен до 75 000 евро при купле-продаже без счетов-фактур или при использовании фальшивых счетов-фактур, а также при получении незаконных выплат от государства. В случае рецидива в течение пяти лет максимальный штраф может быть повышен до 100 тыс. евро, а срок заключения -до 10 лет. Если налогооблагаемая база не может быть проверена из-за противодействия налогоплательщика, последний платит 0,75% за каждый месяц отсрочки уплаты плюс увеличение неуплаченного
налога на 150%. _
Л.А. Зубченко