Научная статья на тему '2012. 01. 038-039. Трансформация политического процесса в Таиланде в начале XXI в'

2012. 01. 038-039. Трансформация политического процесса в Таиланде в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТАИЛАНД / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ТАИЛАНД
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 038-039. Трансформация политического процесса в Таиланде в начале XXI в»

225% в 1990 г. до 25% в 2000 г., а средний - с 65% до 11%. Программа реформ усилила не только институты стабилизирующие, слабость которых или отсутствие стали причинами кризиса 1998 г., но и те институты, которые придают ускорение развитию. В 20022004 гг. динамика ВВП на душу населения впервые в истории страны достигла 5% в год.

Автор делает вывод о том, что более положительные по сравнению с Пакистаном экономические результаты Индонезии можно отнести на счет институциональных различий между этими странами. Потрясение извне в виде резкого скачка цен на нефть, конечно, оказало серьезное воздействие на положительную динамику в экономике Индонезии (в частности, оно способствовало деформации экономической структуры, которая характеризовалась громадными различиями в уровне производительности труда между секторами). Однако автор призывает не переоценивать значение хоть и важных, но порой случайных факторов ускорения развития и повнимательнее приглядеться к институциональным факторам.

Ю.В. Чайников

ВЛАСТЬ

2012.01.038-039. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО

ПРОЦЕССА В ТАИЛАНДЕ В НАЧАЛЕ XXI в.

2012.01.038. HEWISON K. Thaksin Shinawatra and the reshaping of Thai politics // Contemporary politics. - L., 2010. - Vol. 16, N 2. -P.119-133.

2012.01.039. KEYES C. Opening Reflections: Northeastern Thai Eth-noregionalism Updated // Tracks and traces: Thailand and the work of Andrew Turton. - Amsterdam, 2010. - P. 17-28.

Профессор университета Северной Каролины (Чэпел Хилл, США) К. Хэвисон (038) оценивает политические последствия эпохи Тхаксина Чиннавата, премьер-министра Таиланда в 2001-2006 гг.

Тхаксин пришел к власти как лидер партии «Тайцы любят тайцев» (ТЛТ), выигравшей парламентские выборы в январе 2001 г. На выборах в феврале 2005 г. ТЛТ получила большинство голосов, позволившее впервые в тайской истории сформировать однопартийное правительство. В 2006 г. активизация оппонентов Тхаксина привела к началу кампании уличных протестов и в конце концов

военному перевороту. Переворот был призван восстановить доминирование элит, связанных с королевским двором и военными.

Несмотря на принятие в 2007 г. менее демократической конституции и поддержку военными антитхаксиновских сил, на выборах победила коалиция протхаксиновских партий. Вскоре деятельность сформированного ими правительства оказалась парализована новой волной уличных протестов под роялистскими и ультранационалистическими лозунгами. После занятия демонстрантами международного аэропорта Бангкока и судебного решения о роспуске ряда входящих в правящую коалицию партий в конце 2008 г. правительство ушло в отставку, и под патронажем военных была сформирована новая коалиция в главе с Демократической партией (ДП). Политический кризис при этом не был исчерпан, свидетельством чему стали столкновения между сторонниками Тхаксина и силовыми структурами в 2009 и 2010 гг.

Фигура Тхаксина, занимавшего центральное место в политический жизни Таиланда последние 10 лет, противоречива. Оппоненты представляют его беспринципным негодяем, стремившимся контролировать власть и манипулировать народом ради собственной выгоды, тогда как для сторонников экс-премьер - политик, который отстаивал интересы бедных и был несправедливо отстранен.

Основными изменениями в тайской политике, связанными с премьерством Тхаксина, можно назвать: рост политической мобилизации населения; повышение значимости программ партий и приобретение ими социальной ориентации; расширение участия в политике представителей бизнеса; существенное ослабление идеологических позиций элит.

Одной из причин успеха ТЛТ на выборах 2001 г. была внятная программа, адресованная беднейшим слоям, составлявшим значительную часть электората. Тхаксин обещал ввести мораторий на взыскание долгов с лиц, занимающихся сельским хозяйством, развивать кредитование деревенских сообществ и расширить доступ к услугам здравоохранения. Программа социального обеспечения, предложенная и реализованная ТЛТ, была разработана на основе опросов и фокус-групп, а также с участием консультантов из числа активистов местных сообществ. Наличие позитивной программы для бедных и ее выполнение после выборов стало важной инновацией, принесшей Тхаксину значительную популярность.

Особенно успешными были меры в области здравоохранения: премьер обеспечил доступ к услугам государственных поликлиник и госпиталей, установив тариф на однократное обращение в размере 30 бат (около $1).

Эта программа оказалась столь популярной и знаковой, что была сохранена сместившим Тхаксина военным правительством, более того, плата за обращение была вообще отменена1. В целом, политическая актуальность программ социального обеспечения отражает возросшее электоральное значение масс. «На современном этапе ни одна сила - партии, правительство, госаппарат или военные - не могут позволить себе игнорировать широкие массы или стремиться к простому доминированию над ними» (038, с. 131).

Эпоха Тхаксина в Таиланде ознаменовалась повышением значения голосования как формы политического действия. Выполнение предвыборных обещаний убедило многих в том, что их голос имеет значение и обеспечивает защиту их интересов выборными представителями власти. Несмотря на давление, оказывавшееся на электорат в 2007 г. военными, а также на фактическое аннулирование результатов выборов 2006 и 2007 гг. в результате переворота, выступлений противников Тхаксина и судебных решений, электоральная поддержка экс-премьера оставалась стабильно массовой все последние годы (038, с. 125)2.

Будучи выходцем из бизнеса, Тхаксин привлек в правительство представителей многих крупных тайских компаний. Ранее бизнесмены также участвовали в политике, но делали это чаще неформально, через посредничество политических боссов. Теперь же они сами вышли на политическую арену. В то же время многочисленные скандалы и обвинения Тхаксина в том, что он использовал свое положение в интересах семейного бизнеса, вызвали у многих серьезные сомнения в том, что, приходя в политику, предприниматели не преследуют корыстные интересы.

1 Пакеты социальных мер, ориентированных на беднейшие слои населения, присутствовали в программах всех ведущих партий, участвовавших в парламентских выборах 2007 и 2011 гг. вне зависимости от их отношения к Тхаксину. -Прим. реф.

2 Это обстоятельство также предрешило победу протхаксиновской партии во главе с его сестрой на парламентских выборах 2011 г. - Прим. реф.

Еще одним важным последствием подъема и падения Тхак-сина стало изменение публичного восприятия тайской короны. Прежде всего, популистские меры Тхаксина вошли в противоречие с устоявшимся образом короля. На протяжении десятилетий дворцовая пропаганда позиционировала монарха «в качестве спасителя бедных крестьян, развивая идею "самодостаточности" (устроения жизни на основе имеющихся ресурсов) и рекламируя королевскую благотворительность» (038, с. 129). Тхаксин выбрал иной подход к данной аудитории: ТЛТ «пропагандировала движение вперед, производство, ориентированное на рынок, и предпринимательское начало на всех уровнях общества» (038, с. 129). Социальные программы Тхаксина также противоречили широко известному предубеждению короля против государственного соцобеспечения.

Успехи Тхаксина и его политика привели к сплочению части придворных, руководства ВС, госаппарата и представителей среднего класса из Бангкока в антитхаксиновский альянс. Противники премьера считали, что попытки политического лидера обеспечить себе общенациональную поддержку посягают на статус монархии и ее центральную роль в тайском обществе. Идея, что голосование может служить интересам «маленького человека», противоречила консервативным и роялистским представлениям о том, как должен быть устроен политический процесс.

Очевидная вовлеченность двора и членов Тайного совета при короле в кампанию по свержению Тхаксина, а затем и в противостояние со сторонниками последнего, лишили монарха значительной части престижа и разрушили его образ как человека, стоящего над политикой. С 2007 г. последователи Тхаксина позиционируют свои действия как «борьбу против альянса привилегированных слоев и роялистов». Они постоянно выступали с критикой членов Тайного совета, при этом значительно увеличилось (особенно в Интернете) и количество материалов, критикующих монархию. Цензура в отношении этой критики и репрессии в адрес тех, кто объявлялся противниками престола, была одной из основных задач правительства, сформированного ДП. В результате монархия оказалась в центре политических споров и борьбы, а многие неформальные механизмы политического процесса, которые ранее были скрыты, стали более очевидными. Тем самым идеологическое доминирование элит (верхушки госаппарата, ВС, придворных кру-

гов), прежде не допускавших участия масс в формировании власти, существенно ослабло.

Почетный профессор Вашингтонского университета (Сиэтл, США) Ч. Кейес (039) анализирует связь между популярностью Тхаксина в северо-восточных районах страны и существующими в Таиланде этнорегиональными отличиями. Он объясняет поддержку Тхаксина жителями северо-востока на выборах 2001 и 2005 гг., их голосование на референдуме по проекту конституции и парламентских выборах 2007 г., а также участие в кампаниях протеста против ДП в 2009 г. не «подкупом избирателей» (как утверждают противники Тхаксина), а «выраженной этнорегиональной критикой созданной элитами идеологии национальной интеграции» (039, с. 18).

В начале ХХ в. северо-восток Сиама (обл. Исан) был охвачен крестьянскими восстаниями под предводительством пхумибун, лиц, которые, как считали их последователи, обладали особым могуществом и неуязвимостью благодаря праведному поведению в прошлых рождениях. Кейес полагает, что данные выступления являлись ответом жителей северо-востока на проводившуюся Бангкоком централизацию власти и представление тайского короля как единственного человека в королевстве, обладавшего сверхординарными моральными совершенствами (барами). Восстания предполагали сходную буддийскую модель легитимации власти, но отстаивали альтернативные Бангкоку местные источники легитимности. Выступления были подавлены и вскоре прекратились, так как повстанцы уступали правительственным войскам в боеспособности. Кроме того, старшие монахи, прошедшие посвящение в Бангкоке, постепенно убедили население, что тайский король действительно обладает исключительными барами.

Революция 1932 г. и учреждение региональных и национального парламентов дали представителям северо-востока возможность отстаивать интересы местных сообществ. Парламентарии из Исана поддерживали демократические правительства после Второй мировой войны, а в конце 40-х - начале 50-х годов оказались в числе жертв авторитарного режима фельдмаршала Плэка Пхибун-сонгкхрама. Репрессии в их адрес официально мотивировались тем, что политики с северо-востока якобы стремились к отделению Исана от Таиланда и присоединению его к Лаосу. На самом деле исанские парламентарии добивались улучшения экономической

ситуации на северо-востоке, но их курс, ориентированный на население и предполагавший удовлетворение его интересов, входил в противоречие с интересами силовых структур, стремившихся узурпировать власть.

Установление с 1958 г. диктатуры фельдмаршалов Сарита Тханарата и Тханома Кхиттикатьона внесло некоторые изменения в положение северо-востока. Считая, что «проблема Исана» обусловлена экономической ситуацией в регионе, Сарит инициировал программу регионального развития. Позитивное впечатление произвели и визиты в Исан короля, организовывавшиеся Саритом для легитимации власти (король позиционировался как поборник интересов нации, стоящий над политикой и политической борьбой). Признавая авторитет короля, местные жители в то же время проводили границу между ним и лицами, осуществляющими власть от его имени, считая оптимальной такую форму режима, при которой их собственные представители могли бы влиять на выбор курса под королевской эгидой.

Подобная система сложилась по мере постепенного отхода ВС от власти с середины 80-х годов. «Деревенские жители северо-востока чувствовали рост своих возможностей в условиях парламентской демократии, так как их голоса составляли примерно треть электората» (039, с. 24). Особенного успеха добился в регионе Тхаксин и ТЛТ. Интервью с жителями деревни Бан Нонг Тун (пров. Махасаракам), проводившиеся автором в 2005 г., показали, что энтузиазм вызвали введение платы за услуги медучреждений в размере 30 бат, выделение финансирования в размере миллиона бат каждой деревне, передача властных и налоговых полномочий на уровень районов (тамбон). Ряд интервьюируемых заявили, что ранее политику всегда определяли люди из Бангкока, а теперь они видят, что их голоса влияют на выбор правительства.

Осознание собственных интересов и этнорегиональной специфики Исана стало эффективным барьером для попыток бангкок-сих элит, отстранивших Тхаксина от власти, легитимировать автократию с помощью роялистских лозунгов. Относясь к королю с глубоким почтением, жители северо-востока тем не менее выступили в поддержку политиков, объявленных официальной пропагандой «противниками короля». После того как в 2008 г. к власти пришла коалиция во главе с ДП, начались протестные выступления

Национального объединенного фронта за демократию против диктатуры (UDD), основная масса членов которого были выходцами с северо-востока. Движение «красных рубашек» (общеупотребительное обозначение UDD), а также электоральные успехи ТЛТ и ее реинкарнаций показывают, что жители Исана «не желают отказываться от значительного политического влияния, которое они приобрели в период правления Тхаксина, и возвращаться к роли "счастливых крестьян". Напротив, они стремятся добиться большего признания своей политической культуры, чем при предыдущих правительствах или при правительстве, которое было бы приемлемо для сил, выступающих за разновидность направляемой демократии» (039, с. 28).

А.Е. Кириченко

2012.01.040. ЗУК Д. ИСЛАМ ВЫХОДИТ В КОСМОС: РЕЛИГИЯ, НАУКА И ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ МАЛАЙЗИИ. ZOOK D.C. Making space for islam: religion, science, and politics in contemporary Malaysia // J. of Asian studies. - Ann Arbor, 2010. -Vol. 69, N 4. - P. 1143-1166.

Преподаватель политологии и регионоведения Калифорнийского университета характеризует политическую жизнь Малайзии в связи с полетом первого астронавта-мусульманина.

Недавно в Малайзии издана небольшая книга «Руководящие указания», где изложены правила поведения мусульманина в космосе. Брошюру подготовило не Национальное космическое агентство Малайзии, как можно было бы ожидать, а Департамент исламского развития. Это значит, что книжка носит прежде всего религиозный характер, хотя в ее содержании переплетаются религия, политика и наука.

Все началось с избрания Шейха Музафара Шукора кандидатом в первые астронавты Малайзии. Он был отобран в ходе национального соревнования, причем с самого начала было ясно, что представлять страну в космосе должен этнический малаец. В октябре 2007 г. Шейх Музафар полетел на российском корабле «Союз» на Международную орбитальную станцию, причем его полет совпал с месяцем рамадан исламского календаря. Это и породило ряд религиозных вопросов о том, что следует делать мусульманину в космическом путешествии, дабы не отступить от своей веры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.