Научная статья на тему 'Военные укрепляют власть в Таиланде'

Военные укрепляют власть в Таиланде Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
409
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАИЛАНД / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВОЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ / ДЕМОКРАТИЯ / СРЕДНИЙ КЛАСС / MILITARY COUP D'éTAT / THAILAND / POLITICAL SYSTEM / POLITICAL SITUATION / DEMOCRACY / MIDDLE CLASS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рогожина Наталия Григорьевна

В статье анализируется политическая ситуация в стране после военного переворота, приведшего к реставрации власти традиционной политической элиты и потере завоеваний демократии. Оценивая изменения, происходящие в системе политического управления страной, автор приходит к выводу об установлении в Таиланде авторитарного режима. Предлагаются возможные сценарии политического развития страны с учетом расклада политических сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Military Strengthen their Power in Thailand

The author analyses the political situation after the military coup d'etat that results in restoration of the power of traditional political elite and deprivation of achievement of democracy. Appreciating the changes in the stricture of political governance of the Thailand the author comes to the conclusion about the establishment of the authoritarian regime in the country. The author proposes possible scenarios of political development of Thailand taking into account the existing political spectrum.

Текст научной работы на тему «Военные укрепляют власть в Таиланде»

© Рогожина Н.Г.

ИМЭМО РАН

ВОЕННЫЕ УКРЕПЛЯЮТ ВЛАСТЬ в ТАИЛАНДЕ

Военный переворот, совершенный 22 мая, стал полной неожиданностью для противостоящих друг другу на протяжении 6 месяцев политических сил, выступающих в поддержку и против законно избранного правительства Иинглак Чинаават .

Введение военного положения (за два дня до переворота), которое сохраняется и по сей день, установление комендантского часа, запрет на митинги и демонстрации, цензура печати, преследование инакомыслящих и тюремное заключение некоторых активистов из числа «красных рубашек» - далеко не полный перечень тех мер, которые используют военные для решения провозглашенной ими задачи по примирению общества1.

То, что общество раскололось, и институты власти были практически парализованы на протяжении полугода, и стало поводом для вмешательства военных в политику. Вся история послевоенного Таиланда свидетельствуют о том, что военные

K-t K-t VJ K-t

считают себя единственной легитимной силой, способной навести порядок в стране и обеспечить ей процветание. И с самого первого дня прихода к власти генерала Прайют Тян-Оча, организатора переворота, страна попала под жесткое управление военных, поддержку которым оказывает крупный бизнес и чиновники высшего ранга - традиционный для Таиланда вариант управления высшим политическим истеблишментом.

Сам генерал Прайют Тян-Оча относится к числу ярых поборников монархии. Он служил в элитных военных частях 2-ой Пехотной дивизии, также известной как «Охрана королевы» и принадлежит к влиятельной военной фракции «Восточные тигры». Он поддерживает тесные контакты с окружением королевской семьи, в состав которой входит бывший министр обороны генерал Правит Вонгсуван (General Prawit Wongsuwan) и бывший главнокомандующий армией генерал Анупонг

* имена собственные даются в транскрипции автора

2

Паочинда (General Anupong Paochinda) . Они пользуются большим авторитетом среди приближенных к королю. Поэтому не возникало никакого сомнения в том, что Прайют Тян-Оча, который и нарушил субординацию, введя чрезвычайное положение самостоятельно, хотя это является прерогативой короля, получит его поддержку.

Практически недееспособный монарх остается символом легитимности политической власти в стране. Ситуация может измениться с его смертью. Поэтому и время для совершения переворота было выбрано не случайно, когда отсутствовал в стране кронпринц Маха Ватчиралонгкорн, симпатизирующий Таксину3. Монархическая группа офицеров испытывала страх по поводу, что если партия сторонников Таксина Пхыа Тхаи будет по-прежнему находиться у власти во время смены престола, то это даст Таксину и его союзникам возможность воспользоваться своей близостью к наследному принцу, чтобы укрепить свои политические позиции.

Сформированная Прайют Тян-Оча система политического управления страной полностью соответствует поставленной задаче по консолидации власти у военных и получения ими полного контроля над страной (в первую очередь, речь идет об укреплении абсолютной власти самого Прайюта) в течение длительного срока, который может растянуться на полтора года или даже больше.

С выборной демократией было покончено с первого же дня переворота. Был установлен авторитарный режим, обновленная форма военной диктатуры образца XXI века4, исключающей представительство населения в политической системе страны.

Главным политическим институтом страны стал Национальный совет по поддержанию мира и порядка (NPOMC). Принятая временная конституция узаконила формирование недемократической формы правления. Она предоставила Прайюту полную свободу действий «по противодействию угрозе миру, порядку, монархии, национальной экономике или суверенитету страны» (статья 44)5, что обеспечивает монополизацию власти в стране в руках военных и ставит под сомнение

проведение ими политических реформ в русле демократических преобразований.

Вопрос о реформе, призванной «реструктуризировать политические, социальные и экономические институты Таиланда» до начала проведения всеобщих парламентских выборов,

с/

ставился еще противниками правительства Иинглак Чинаават, а сейчас реализуется хунтой в форме создания Национального совета по реформам с участием узкого круга лиц (230 человек), назначенных королем по рекомендации Национального Совета по поддержанию мира и порядка. В свою очередь Совет по реформам назначит членов Комитета по выработке постоянной конституции6.

Вряд ли, кто-то сейчас в Таиланде имеет четкое представление о том, в каком направлении пойдут эти реформы. Единственно, что можно сказать с большей или меньшей уверенностью, так это то, что таиландские политики из числа гражданских чиновников и военного руководства будут стараться внести такие изменения в политическую систему (прежде всего в избирательную), которые гарантировали бы им прочные позиции в руководстве страны в отсутствии конкурентной борьбы за власть.

Монополизации власти военными, опирающимися на традиционную политическую элиту, служит и законодательный орган - Национальная Ассамблея, назначение в которую получили приближенные к Прайюту лица. В состав Национальной Ассамблеи (численностью 200 человек) вошли 100 военных, 9 полицейских, 43 чиновника (большинство находящихся на пенсии), 22 бывших сенатора, 12 ректоров университетов, 12 биз-несов и еще 14 человека без определенного рода деятельности . Все они связаны тесными личными узами с военной хунтой и не «запятнаны политической борьбой». Последнее означает исключение из политического процесса любого, кто находился в рядах политической партии в течение последних трех лет. По мнению лидера Демократической партии Абхисита, «военный режим хочет такого законодательного органа, который отвечал бы его интересам». И не столько интересам примирения, сколько интересам победителя, находящегося над схваткой политических противников.

Поэтому ни у кого не вызывало сомнения, что назначенные законодатели единодушно проголосуют за Прайюта как нового премьер-министра страны, хотя это и противоречит ранее принятым правилам политической игры - военная хунта, совершавшая переворот, ставила на пост премьера гражданское лицо. Портфели в сформированном Прайютом кабинете министров распределились следующим образом - министрами обороны, транспорта, коммерции и внутренних дел стали военные (их в составе правительства, состоящего из 33 человек, 13, в отличие от пяти в кабинете, сформированном после переворота 2006 г.), а назначение на пост главы финансового и экономического ведомства получили гражданские лица, которые по своим политическим взглядам близки военной хунте. Например, заместителем премьер-министра, отвечающего за экономические вопросы, стал 67-летний Придьяторн Девакула (Pridiyathorn Devakula), который ранее занимал пост главы Банка Таиланда и пост министра финансов в правительстве, сформированном после переворота 2006 г., свергнувшего Таксина. В этом же правительстве работал и нынешний министр финансов Соммаи Пхаси (Sommai Phasee) .

Насколько правление военных в той форме, в которой оно сложилось в настоящий момент, способно положить конец политическому противостоянию в стране и способствовать выходу общества из политического кризиса? Будет ли «политическое примирение» временным успехом военных или станет основой стабильного политического развития страны? И в каком направлении?

Большинство населения, как это не выглядит парадоксальным на первый взгляд, поддержало приход к власти военных. Во многом это объясняется усталостью от политической неразберихи, царившей в стране на протяжении последних 6 месяцев. Политическая история Таиланда продолжает твориться в столице, а ведь именно жители Бангкока, в основном представители высшего истеблишмента и городского среднего класса, были в числе ярых противников свергнутого демокра-

с/

тически избранного правительства Иинглак Чинаават, которую за глаза называли «дурочкой». Поэтому ее изгнание с поста премьер-министра и лишение ее сторонников политической

власти было воспринято ее оппонентами как победа, полученная, правда, чужими руками. Таким образом, ненавистный противник был изгнан с политической арены, и это дало сторонникам Демократической партии, стоящей за антиправительственными протестами, надежду на свое возвращение в политику в будущем - возможно, уже через год, когда, если верить сегодняшним обещаниям военных, пройдут очередные выборы в парламент.

Несмотря на различия в подходе к управлению страной между традиционной политической элитой (часть ее либерально настроена и выступает в поддержку демократии) и нынешним военным руководством страны (их правление сродни авторитаризму), они скорее союзники, чем противники по своим идейным убеждениям, представлениям, ценностям. Они воспитаны на традиционной политической культуре, которая признает статусную иерархию в таиландском обществе и легализирует отношения патрон-клиент, обеспечивавшие до последнего времени устойчивость политической системы, несмотря на постоянную смену руководства страной даже и путем военных переворотов.

Но неизменным оставалось одно - власть традиционной политической элиты, представляющей высшие круги таиландского общества и занимающей важные посты в бюрократии, армии, экономике и высшем образовании. Они связаны между собой личностными отношениями. Такая система, укоренившаяся в политике, дала осечку всего несколько раз - в 19731976 гг., когда произошла студенческая революция, свергнувшая военную диктатуру. Слишком закрытой оказалась система, что вошло в противоречие с главным принципом существования отношений патрон-клиент - «рыхлостью структуры», возможностью свободного перемещения от одного патрона к другому, что обеспечивало плавную смену власти в стране за счет укрепления позиции лидера и увеличения его клиентелы. И эти традиции сохранялись и в период существования «квазидемократических» режимов в конце 1990-х годов, но оказались подорванными с приходом к власти в стране Таксина.

Не только потому, что он сам, хотя и генерал полиции и крупный бизнесмен, не принадлежал по происхождению к

высшем аристократии и не проявил себя как ярый монархист, но прежде всего потому, что позволил себе играть на чужом поле - вербовать себе сторонников не из среды высшего политического истеблишмента, а опираться на электорат, представленный жителями беднейших районов - Севера и Северо-Востока (откуда он сам родом). Это и обеспечивало ему безусловное преимущество на выборах в стране, но не устраивало тех, кто оказался на периферии политической системы, несмотря на свои высокие политические амбиции и традиционное представление о том, кто должен править страной - «достойный» образованный человек, а не «толпа».

Безусловно, правление Таксина не было панацеей от вечной для Таиланда болезни - коррупция, непотизм, взяточничество, подкуп, продвижение по службе лояльных власти лиц, связанных с ней прочными кровными или дружественными связями. Для укрепления своей власти Таксин использовал традиционную систему патрон-клиент. Однако его клиентела (социальное окружение) стала представлять угрозу для власти традиционного политического истеблишмента. Для представителей среднего класса Бангкока, относящегося и по происхождению, и по образованию, и по социальной иерархии к привилегированному кругу таиландского общества, несмотря на их либеральный настрой, недопустимой была сама мысль о возможности своего подчинения власти «большинства», политическое доверие которого завоевывалось, по их убеждению, подкупом голосов и популистской политикой.

По мнению Майкла Коннорса (Michael Connors) из Университета Ноттингам (Nottingham), «тайская элита считает, что Таксин и его сторонники пытаются установить новый порядок в Таиланде, который ограничит их возможность контролировать узаконенный годами порядок вещей в стране. Способность сторонников Таксина гарантировать себе поддержку на выборах большого числа бедных слоев населения вынуждает традиционный политический истеблишмент рассматривать демокра-

9

тическую политику как нечто опасное» .

Хотя генерал Прайют, захватив власть, вывел за границы политического участия все политические партии, однако главным объектом его удара стал Таксин и его ближайшее окруже-

ние10. Задача стоит простая - покончить с его влиянием в стране на годы вперед, подорвать его авторитет и социальную базу. А для этого можно использовать разные средства, начиная с контрпропаганды и заканчивая военными операциями. Усиленно циркулирует информация о том, что Таксин и его сторонники в Объединенном фронте против диктатуры за демократию и в партии Пхыа Тхаи не способны противостоять власти хунты, будучи слабыми в организационном плане. Они, якобы, потеряли поддержку на низовом уровне - у деревенских

с/

жителей, которые оказались обманутыми обещаниями Иинглак Чинаават повысить цены на рис.

Активно используются военными и политические средства давления на Таксина. Запретив его партию и лишив 200 его политических сторонников права заниматься политикой в течение пяти лет, Прайют предпринял попытку вывести Таксина из политической игры, подорвав его клиентскую базу. Но насколько это даст положительный результат? Ведь в 2006 году, когда военным переворотом Таксина был свергнут, а его партия распущена, это не помешало ему вновь мобилизовать своих сторонников и одержать победу на парламентских выборах в 2008 г. и 2011 г. Однако, сейчас генерал Прайют действует более жестко и решительно.

Не исключается вероятность того, что новое военное руководство будет оттягивать время проведения выборов, пока не будут изменены правила голосования и не переписана конституция с тем, чтобы перекрыть возможность возвращения партий Таксина к власти. По оценкам Кевина Хевисона (Kevin Hewison) из университета Мердок, будут применяться жесткие репрессии, поскольку хунта не хочет, чтобы ее политика была обречена на провал11. Военный переворот 2014 года - это более жесткая версия переворота 2006 года. Тогда, по мнению военных, они зашли не так далеко, чтобы навсегда отстранить клан Таксина от доступа к власти и не дать ему сохранить политическое влияние в стране.

Некоторыми экспертами рассматривается возможность12 организации сторонниками Таксина сопротивления власти хунты. Еще до переворота лидеры радикального крыла «красных рубашек» угрожали развертыванием гражданской войны в слу-

чае насильственного свержения правительства Йинглак Чина-ават. Но поскольку акций протеста после переворота не последовало, да и вероятность массовой мобилизации сторонников бывшего режима исключается в условиях действия военного положения (введение чрезвычайного положения по всей стране это проявление готовности Прайюта дать военный отпор любым попыткам мятежа) и ограничений на митинги и демонстрации, то в качестве предположения выдвигается тезис об использовании ими тактики партизанской борьбы на Северо-Востоке страны, наподобие той, которая применяется мусуль-

13

манами на Юге .

Имеются аргументы «за» и «против» этой версии развития ситуации в Таиланде. «За» говорит накопленный исанцами (так называют жителей Северо-Востока Таиланда) опыт сепаратистской антиправительственной борьбы, которую они довольно успешно вели в 60-х и 70-х годах. Сохраняется, а сейчас только будет усиливаться неприязнь жителей этих периферийных районов к столичному истеблишменту, который презрительно относится к населению ИСАНа, представленного национальными меньшинствами.

И тем не менее, вероятность развития ситуации по такому сценарию представляется маловероятной. Не так высок уровень политической активности большинства жителей этих периферийных районов, особенно у малограмотных крестьян. О сложностях политической работы с ними и привлечения их на свою сторону упоминают и сами активисты из числа «красных ру-башек»14. Получить их поддержку на выборах - это одно, но мобилизовать их на партизанскую борьбу - вещь практически невозможная.

И тем не менее, военные готовы к ответным действиям в случае мятежа. Свидетельством этому служит кадровое попол--ой пехотной и 3-ей кавалерийской дивизии, расквартированных на Севере и Северо-Востоке страны. К тому же у таиландской армии накоплен уже немалый опыт успешной борьбы с повстанцами в этой части Таиланда, которые были представлены коммунистами и сепаратистами. Многие сегодняшние лидеры военной хунты участвовали в этих операциях, которые тщательно изучаются во всех военных училищах.

Но военные понимают, что только запугиванием населения периферийных районов, завоевать его доверие и поддержку невозможно. Поэтому они используют популизм в качестве средства привлечения его на свою сторону - обещают выделить средства на развитие инфраструктуры и предоставить финансовую поддержку крестьянам, снизить цены на топливо, бороться с мафией и наркодиллерами. Тем самым они хотят лишить Так-сина социальной опоры в обществе.

Но слова уже расходятся с делом. Лидер Демократической партии Абхисит15 выразил озабоченность по поводу того, что Национальный совет по поддержанию мира и порядка принял неожиданное решение сократить в два раза в бюджете страны на 2015 год средства на развитие сельской экономики, которые ранее планировалось инвестировать в популистские программы предоставления субсидии крестьянам и создание сельских фондов. До этого приказом этого же ведомства был аннулирован проект Мелкого-Среднего-Крупного сельского фонда, инициированный еще администрацией Таксина Чинавата.

Об отношении Прайюта к крестьянской теме можно судить по следующим его высказываниям. На вопрос о колебании цен на рис он заявил, «возможно, фермеры должны выращивать рис только раз в году, а не собирать несколько урожаев в год. Следует перейти к производству других культур или к другим видам деятельности. Это поможет решить ситуацию с ценами». Что касается его политики по борьбе с бедностью, то она, согласно его словам, укладывается в вопрос, который должен задать себе каждый бедняк: А достаточно ли я работаю?16

Наиболее реальный на сегодня сценарий политического развития Таиланда - это установление направляемой сверху демократии на неопределенный срок, термин, которым уже давно пользуются авторитарные режимы во многих странах мира (достаточно вспомнить режим Нового порядка в Индонезии при правлении Сухарто, просуществовавший 30 лет). Генерал Прайют открыто заявляет о формировании «демократии тайского стиля» в противоположность западной демократии, которая не соответствует, якобы, ценностям тайского общества17. Правда, что такое демократия «тайского стиля» генерал Прайют не расшифровывает, но, вероятно, подразумевает, что

ее установление в стране сохранит власть за традиционным таиландским истеблишментом, неотъемлемым компонентом которого является и руководство армии, и предупредит приход во власть «грязных» политиков, использующих практику подкупа голосов избирателей. Но насколько можно верить современной истории Таиланда, в политической борьбе за власть в стране всегда использовалось это средство вербовки своих сторонников.

Эксперты теряются в догадках относительно высказанной Прайютом версии «демократии тайского стиля». Означает ли это признание легитимным любой военный переворот? Или предполагает доступ к бесконтрольной и неконкурентной власти «хорошим людям», ограничение власти и роли выбранных политиков?18 Как заявил Прайют, если у нас есть правительство, принята временная конституция, работает кабинет, то тогда у нас демократия.

Устраивает такое направление политического развития страны и традиционный таиландский истеблишмент. По мнению тайского профессора Prajak Kongkirati из Таммасатского университета, тайский высший средний класс и элита верят в то, что коррумпированные и «жадные» до власти политики приходят к управлению страной потому, что их поддерживают на выборах «жадные» и необразованные сельские жители19. И это является оправданием для военного переворота. Вопрос об участии в политике только «хороших людей» уже на протяжении последних 20 лет остается предметом жарких дебатов в стране.

Что же касается Демократической партии (она, бесспорно, является частью этого истеблишмента), то вариант направляемой демократии для нее тоже решение проблемы - выведение из политической игры мощного противника. Всем своим поведением в политике в последние годы, когда она бойкотировала проведение всеобщих парламентских выборов, она невольно свидетельствовала в пользу отказа от норм парламентской демократии. Но свести свою роль в политике полностью на нет, она, вряд ли, захочет, так же как и отказаться полностью от проведения парламентских выборов. Однако при условии отсутствия реальной конкуренции со стороны других партий. По-

этому оттягивание срока проведения парламентских выборов ее полностью устраивает - сократится политическое пространство для аккумуляции сил у ее потенциальных соперников. Сейчас традиционная элита получила временное преимущество. Баланс политических сил складывается явно в ее пользу.

И тем не менее, будущее политического развития Таиланда остается мало предсказуемым. Некоторые эксперты считают, что этот переворот также как и предыдущие обречен20, несмотря на то, что сегодня в его поддержку высказалось 70,6% 21

опрошенных . Многое будет зависеть от проводимой военным руководством экономической политики22, способной улучшить положение беднейших слоев населения и упрочить позиции среднего класса, политические пристрастия которого могут меняться - желание сохранить свой привилегированный статус (это касается главным образом представителей среднего класса Бангкока) сочетается с его в целом либеральным настроем. А это сегодня более 40% потенциальных избирателей, включая и складывающийся новый политический сегмент общества -низший средний класс, формирующийся, главным образом, на периферии, и обеспечивавший в прошлом поддержку Такси-

23

ну .

Новая власть в лице военных и их гражданских союзников, вряд ли, способна примирить общество, расколотое, и по классовому признаку, и по политическим убеждениям. Сложилась ситуация, когда «низы» уже не хотят быть только управляемыми, а «верхи» не хотят подчиняться волеизъявлению большинства по простой причине - слишком велик страх потерять свои привилегии.

Сейчас вопрос решается не о судьбе Таксина, а о выборе будущего направления политического развития страны -направляемая сверху ограниченная демократия или представительная демократия. Может быть, политическая карьера Такси-на и закончилась, и он перестанет быть тем маяком, на который ориентируется его окружение. Но останется ли его окружение, которое, возможно, найдет себе нового лидера и сформирует новую партию, реальной политической силой, вот в чем главный вопрос. Надежды на возвращение к демократии связаны в первую очередь с новым социальным классом - низшим сред-

ним классам, выступающим за равный доступ всем группам населения к политической власти и экономическим ресурсам, а поэтому и отстаивающим идеалам представительной демокра-

24

тии.

Некоторые таиландоведы считают, что решением политического кризиса в Таиланде является новый социальный контракт, обеспечивающий более равное распределение политической и экономической власти в обществе25. И до тех пор, пока традиционная элита не будет готова пойти на уступки, основа для возрождения политического конфликта в стране будет сохраняться.

1 The Diplomat, June 05, 2014.

2 Asia Time Online. May 23, 2014.

3 The Diplomat. May 23, 2014.

4 Bangkok Post. August, 22, 2014.

5 The Associated Press. July 22, 2014.

6 http://www.nationmultimedia.com/politics/Fixing-fears-over-NRC-nominees-30241133.html. August 18, 2014.

7 The Nation. August 18, 2014.

8 Bangkok Post. September, 23,2014.

9 Connors M.K. and Hewison K. "Thailand: "the good coup", Journal of Contemporary Asia, 38, 1. Special Issue. 2008.

10 The Diplomat June 05, 2014.

11 Bloomberg News. June 2, 2014.

12 BBC News. 22 May 2014.

13 Asia Time Online. May 23, 2014.

14 Bangkok Post. August 10, 2014.

15 Bangkok Post. August 20, 2014.

16 http://asiapacific.anu.edu.au/newmandala/2014/09/08/wisdom-of-general-prayuth/ by pavin chachavalpongpun, guest contributor. -8 September 2014.

1 H

http://www.nationmultimedia.com/politics/What-makes-Thai-style-democracy-globally-palatable-30240809. htmlPravit Rojanaphruk@PravitR. August 13, 2014

18 Ibid.

19 Bangkok Post. August 10, 2014.

20 The Diplomat. May 23, 2014.

21 Bangkok Post. August 18, 2014.

22 The Nation. August 18, 2014.

23 Bangkok Post. August 10, 2014.

24 The Diplomat. May 23, 2014.

Michael J. Montesano. Thailand in 2014: Signs of Things to Come?" delivered at the 2014 ISEAS Regional Outlook Forum (ROF), 9 January 2014, Singapore.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.