Научная статья на тему 'Референдум по новой конституции и перспективы политического развития Таиланда'

Референдум по новой конституции и перспективы политического развития Таиланда Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
188
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАИЛАНД / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РЕФЕРЕНДУМ / ВЫБОРЫ / THAILAND / POLITICAL SYSTEM / REFERENDUM / GENERAL ELECTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фомичева Елена Алексеевна

Автор рассматривает ход и результаты референдума по конституции 7 августа в Таиланде. Дает оценку расстановке политических сил и делает заключение об усилении роли военных, ослаблении партии сторонников Таксина Чиннавата, о незавершенности процесса формирования парламентской системы в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional Referendum and the Prospects for Political Development of Thailand

The author analyses the results of the referendum on the new constitution held on 7 August in Thailand. She evaluates the political situation, the position of political parties and comes to the conclusion that the role of the top brass is growing with political parties losing their say in politics. Generally speaking the parliamentary system in Thailand is still immature and needs improvement.

Текст научной работы на тему «Референдум по новой конституции и перспективы политического развития Таиланда»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

_Выпуск ХХХ (№ 30, 2016)_

© Фомичева Е.А.

ИВ РАН

РЕФЕРЕНДУМ по НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ и ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТАИЛАНДА

7 августа в Таиланде состоялся референдум по проекту новой постоянной конституции. Это событие - определенный этап в развитии политической ситуации после военного переворота в мае 2014 г., которое закрепляет власть военных и делает дорогу к демократическим институтам в стране «ухабистой», как характеризуют ее таиландские политические аналитики.

Публично провозглашенная идеология лидеров переворота состояла в том, чтобы навести порядок в стране, которую десяток лет сотрясала политическая борьба двух политических сил: с одной стороны Демократическая партия, с другой - сторонники Таксина Чиннавата, объединенные под разными названиями - партии «Тхай рак Тхай», «Пхыа Тхай», Объединенный фронт за демократию против диктатуры.

Военные обещали добиться примирения политических сил и единства нации, провести политическую реформу в стране. Одной из важнейших задач правительством военных во главе с генералом Праютом Чан-Оча была объявлена борьба с коррупцией.

Таиландские генералы уверены, что политические партии и избранные депутаты поражены коррупцией и только лишь военные могут навести порядок в стране. Однако приходится мириться с нормами современного общества, требующего восстановить институты представительной демократии. Поэтому проводить выборы необходимо, но желательно, с точки зрения военных, их отсрочить. Более фундаментальной задачей правительства генерала Праюта Чан-Оча было создать такой политический порядок в стране, который бы гарантировал сохранение у власти военных и «старой элиты», объединяющей монархические круги, часть крупной буржуазии и генералитета, а также эффективно нейтрализовать политические амбиции их полити-

ческих противников - представителей новых региональных элит.

В Таиланде, стране регулярных военных переворотов, за 84 года сложился определенный алгоритм - вслед за приходом к власти военных идет разработка новой конституции, в соответствии с которой проводятся всеобщие выборы в парламент. В данном случае военное правительство понимало, что выборы в очередной раз могут привести к победе, условно говоря, сторонников Таксина . Это, в свою очередь, приведет к продолжению ожесточенной борьбы непарламентскими методами в виде массовых акций, а значит - к беспорядку.

Проект новой конституции должен был одновременно служить нескольким целям - знаменовать возвращение к демократии, провозгласить права и свободы, продемонстрировать решимость бороться с коррупцией и служить укреплению существующего порядка.

Ход разработки конституции и некоторые ее положения вызвали неприятие со стороны политически активных образованных слоев общества - университетской общественности, интеллигенции. Недоверие вызывал сам факт разработки конституционной комиссией, назначенной военным правительством в условиях ограничения демократии. Военный режим -это всегда урезание свобод, аресты, цензура печати. Репрессии военного правительства Праюта Чан-Оча затронули политических противников - членов свергнутого хунтой правительства Иинглак Чиннават, лидеров движения «красных рубашек», политически активную интеллигенцию, студенчество и университетскую профессуру (особенно в университетах Тхаммасат и Чулалонгкорн), социальных активистов, средства массовой информации.

Особые возражения вызывают следующие положения

конституции: возможность выбора на пост премьер-министра

*

Сторонники Таксина Чиннавата в его отсутствие в связи с его вынужденным бегством из страны, продолжали вести активную политическую деятельность. В ходе массовых протестов «красных рубашек» выдвинулись лидеры протеста, такие как Наттавут Сайкыа, Чатупон Промпан, Вира Мусикапонг, которые создали Объединенный фронт за демократию против диктатуры.

лица, не являющегося избранным депутатом парламента, и не принадлежащего ни к одной из политических партий. Эта нор-

-летний переходный период .

В конституции прописана следующая новация - заранее, до выборов в парламент партии предоставляют списки из 3 кандидатур на пост премьера. Это ограничивает свободу парламентских фракций и их возможности для политического маневра. Неприемлемо для сторонников парламентской демократии участие в выборах премьер-министра членов назначаемого сената (чего не было ранее), наделяемого по этой конституции большими правами. Сенат - 250 человек, включая 6 обязательных мест для военных и полиции, - полностью назначается нынешним военным правительством. Таким образом, как минимум на следующий конституционный срок - 5 лет продлевается власть военных, в основном принадлежащих к группе Бурапха Пхайяк, которые совершили переворот*.

Конституцией предусмотрено, что судебная ветвь власти через независимые институты будет иметь право выработать этические нормы для депутатов и проводить импичмент любого депутата, который, по их мнению, нарушает эти нормы. Эта норма, призванная способствовать борьбе с коррупцией, делает народных избранников уязвимыми и создает возможности для личного преследования неудобных депутатов. Серьезной критике подвергается отсутствие в Конституции положений о децентрализации власти. Эта проблема широко обсуждается в обществе как насущная и требующая разрешения.

Разработка конституции велась под контролем правительства военных, которое назначило специальные органы: Комитет по разработке конституции, Конституционную ассамблею (принимает конституцию в отсутствие распущенного военными парламента), Комитет реформ, созданный для реализации по-

т В Таиланде победившая на выборах партия формирует кабинет министров во главе с лидером партии (он же лидер парламентской фракции). Как правило, парламентские депутаты от разных партий составляют коалиционное правительство. Оно ответственно перед парламентом.

* Генералы Прают Чан-Оча и Правит Вонгсуван принадлежат к группе военных Бурапха Пайяк - Тигры востока, их связывает более чем 30-летнее воинское товарищество по службе в 21 пехотном полку.

литических реформ. Порядок работы над конституцией, который исключал демократические процедуры народного обсуждения ее текста, а также некоторые ее положения, вызвали критику и протесты со стороны политически активной части населения. В университетской среде создавались дискуссионные кружки. Против порядка разработки, положений конституции, а также против проведения референдума выступали студенты, профессура, интеллигенция, представители СМИ, лидер Демократической партии Апхисит Ветчачива, а также их политиче-

^ ___

ские противники Иинглак Чиннават и сторонники Таксина Чиннавата. Обе эти политические силы имеют значительный электорат, демократы - в столице и на юге, Чиннаваты - на севере и северо-востоке страны.

Работа над документом, который в окончательном варианте состоит из 279 статей, затянулась. Ввиду возражений в обществе против конституции военное правительство генерала Праюта Чан-Оча приняло решение легитимировать ее через проведение референдума, в ходе которого граждане должны были ответить на основной вопрос: одобряют ли они конституцию, и на дополнительный вопрос: одобряют ли они участие сенаторов в голосовании по кандидатуре премьер-министра.

Чтобы референдум состоялся и был успешным, явка должна была составить 57% и число голосов, поданных «за» -47 %. По данным Центризбиркома, явка на конец дня голосования (7 августа) составила 55%, за конституцию проголосовал -61,40% от участвовавших в референдуме, против - 38,60%, за дополнительный вопрос - 58,11%, против -41,89%. Самые высокие показатели на юге, ниже - на севере, самые низкие - на северо-востоке (за - 48,58% и 44,56%)1. Окончательные данные по итогам референдума таковы: за - 62%; против - 38%. Это меньше прогнозировавшихся правительством 70% «за» и 30% «против»2.

Пытаясь объяснить мотивы голосования граждан, таиландские эксперты ссылаются на опрос общественного мнения, проведенный Национальным институтом управления развитием (№ЭА) 2-6 августа, то есть накануне референдума. Большая часть тех, кто готов был проголосовать за конституцию, мотивировали это тем, что: новая конституция будет лучше старой

(38,95%); надеются на политические реформы (8,51%); небольшой части граждан нравится правительство военных (8,51%), небольшая часть верит, что новая конституция поможет борьбе с коррупцией (7,83%). Из тех же, кто решил голосовать против, 50,79% считают, что отдельные положения конституции неясны и неоправданы . Таким образом, на референдуме, как и рассчитывали военные, конституция (несмотря на ее менее демократический характер, чем предыдущий основной закон), а также и дополнительный вопрос получили одобрение граждан.

Таиландские эксперты объясняют то, что большинство принявших участие в голосовании проголосовало «за» оба вопроса - консервативностью населения, его желанием сохранить статус-кво и «порядок» и покончить с коррупцией. В то же время около 10 млн. человек отказались принять конституцию военных4.

Следующим шагом после референдума комиссия по разработке конституции должна разработать так называемые «органические законы», для реализации положений основного закона. В течение 240 дней должны быть разработаны 10 таких законов5, в том числе: о политических партиях, всеобщих выборах, назначении сенаторов, членов Центризбиркома. Кроме того следует внести поправки в конституцию для реализации второго вопроса референдума - об участии сената в избрании премьер-министра. Всеобщие парламентские выборы предполагается провести через год или позднее6.

В любом случае конституция предусматривает ограничение возможностей для избранных политиков. Это делается якобы для того, чтобы создать инструменты сдержек и для борьбы с коррупцией. На деле - конституционные новации означают усиление роли военных и старой консервативной элиты в политическом процессе, ограничение демократических свобод через усиление роли сената и судебных властей. Таиландские эксперты считают, что в отличие от большинства стран, где развивается демократия, Таиланд движется в противоположном направлении7.

Каким будет политическое поле после проведения выборов по новой конституции? Эксперты полагают, что наиболь-

ший удар будет нанесен по партии «Пхыа Тхай». Ее лидерам, возможно, придется пересмотреть свою тактику, не исключают раскол партии и формирование на время более мелких партий, которые будут образовывать межпартийные союзы, чтобы усилить свои позиции в парламенте. Тем не менее, списывать со счетов «Пхыа Тхай» не следует, поскольку она опирается на серьезный ядерный электорат в северных и северо-восточных провинциях страны. Военные сохранят доминирующие позиции, по крайней мере, на 5 лет8. Как возможный дополнительный ресурс рассматривается идея создания, так называемой Народной партии реформ как политического инструмента для выдвижения на пост премьер-министра генерала Праюта Чан-Оча. Демократическая партия, старейшая в стране, останется в политическом поле.

Учитывая критику военной власти со стороны стран Запада, для дипкорпуса и иностранных корреспондентов была организована пресс-конференция министра иностранных дел, на которой Дон Прамутвинай заявил о приверженности правительства демократии, безопасности и устойчивому развитию.

В целом принятие новой конституции означает снижение роли политических партий и парламента и усиление исполнительной власти, которая, по меньшей мере, на 5 лет останется в руках военных. По мнению Сурачата Бамрунгсука, эксперта по политическим и военным вопросам, это может означать возврат к «гибридной демократии» или квази-демократии, сочетающей авторитарное правление с существованием демократических по форме институтов. В пример он приводит эпоху Тханома Кит-тикачхона, который находился у власти 9 лет, назначенный премьер-министром в 1963 г., затем переназначивший себя на этот пост после выборов 1969 г. и совершивший переворот против своего собственного правительства в 1971 г., тем самым сохранив и упрочив свою власть, хотя и ненадолго. Эксперт предсказывает, что страна вернется к периоду до 1992 г., тогда премьер не был избран из числа парламентариев, что привело к восстанию, получившему название «черный май»9.

Последние события вновь демонстрируют, что политическая система парламентской демократии в стране не устоялась. Наблюдается откат от демократического развития назад, к эпо-

хе военного правления. Парламентская демократия не в состоянии разрешить противостояния отдельных групп внутри политически и экономически правящего класса. В политическом дискурсе появились социальные проблемы тех классов общества (крестьяне, рабочие, мелкая буржуазия), которые прежде не имели никакого представительства в рамках парламентской системы. Они были включены в повестку дня в рамках буржуазной партии Таксина Чиннавата, что обеспечило ему поддержку электората. Разыгранная им в свое время региональная карта, а именно положение более бедных провинций севера и северо-востока страны, выходцем из которой он являлся, вывела в повестку дня застарелые проблемы неравномерности экономического развития страны. Все это позволяет сделать заключение, что нестабильность политической системы, экономически неравномерное развитие регионов и социальное расслоение, нерешенность проблем юга, порождающих сепаратизм и терроризм, соединившись в определенный момент, могут вызвать серьезную дестабилизацию таиландского общества.

1 Bangkok Post, 07.08.2016.

2 Bangkok Post, 20.08.2016.

3 Bangkok Post, 15.08.2016.

4 Bangkok Post, 20.08.2016.

5 Bangkok Post, 12.08.2016.

6 Bangkok Post, 03.08.2016.

7 Bangkok Post. 20.08.2016.

8 Ibid.

9 Bangkok Post 12.08.2016. «Черный май» - массовые демонстрации против назначенного премьер-министром генерала Сучинды Крапраюна, совершившего годом ранее военный переворот. Были жестоко подавлены, что привело к гибели людей и массовым арестам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.