ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
_Выпуск ХХХ (№ 30, 2016)_
© Фомичева Е.А.
ИВ РАН
РЕФЕРЕНДУМ по НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ и ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТАИЛАНДА
7 августа в Таиланде состоялся референдум по проекту новой постоянной конституции. Это событие - определенный этап в развитии политической ситуации после военного переворота в мае 2014 г., которое закрепляет власть военных и делает дорогу к демократическим институтам в стране «ухабистой», как характеризуют ее таиландские политические аналитики.
Публично провозглашенная идеология лидеров переворота состояла в том, чтобы навести порядок в стране, которую десяток лет сотрясала политическая борьба двух политических сил: с одной стороны Демократическая партия, с другой - сторонники Таксина Чиннавата, объединенные под разными названиями - партии «Тхай рак Тхай», «Пхыа Тхай», Объединенный фронт за демократию против диктатуры.
Военные обещали добиться примирения политических сил и единства нации, провести политическую реформу в стране. Одной из важнейших задач правительством военных во главе с генералом Праютом Чан-Оча была объявлена борьба с коррупцией.
Таиландские генералы уверены, что политические партии и избранные депутаты поражены коррупцией и только лишь военные могут навести порядок в стране. Однако приходится мириться с нормами современного общества, требующего восстановить институты представительной демократии. Поэтому проводить выборы необходимо, но желательно, с точки зрения военных, их отсрочить. Более фундаментальной задачей правительства генерала Праюта Чан-Оча было создать такой политический порядок в стране, который бы гарантировал сохранение у власти военных и «старой элиты», объединяющей монархические круги, часть крупной буржуазии и генералитета, а также эффективно нейтрализовать политические амбиции их полити-
ческих противников - представителей новых региональных элит.
В Таиланде, стране регулярных военных переворотов, за 84 года сложился определенный алгоритм - вслед за приходом к власти военных идет разработка новой конституции, в соответствии с которой проводятся всеобщие выборы в парламент. В данном случае военное правительство понимало, что выборы в очередной раз могут привести к победе, условно говоря, сторонников Таксина . Это, в свою очередь, приведет к продолжению ожесточенной борьбы непарламентскими методами в виде массовых акций, а значит - к беспорядку.
Проект новой конституции должен был одновременно служить нескольким целям - знаменовать возвращение к демократии, провозгласить права и свободы, продемонстрировать решимость бороться с коррупцией и служить укреплению существующего порядка.
Ход разработки конституции и некоторые ее положения вызвали неприятие со стороны политически активных образованных слоев общества - университетской общественности, интеллигенции. Недоверие вызывал сам факт разработки конституционной комиссией, назначенной военным правительством в условиях ограничения демократии. Военный режим -это всегда урезание свобод, аресты, цензура печати. Репрессии военного правительства Праюта Чан-Оча затронули политических противников - членов свергнутого хунтой правительства Иинглак Чиннават, лидеров движения «красных рубашек», политически активную интеллигенцию, студенчество и университетскую профессуру (особенно в университетах Тхаммасат и Чулалонгкорн), социальных активистов, средства массовой информации.
Особые возражения вызывают следующие положения
конституции: возможность выбора на пост премьер-министра
*
Сторонники Таксина Чиннавата в его отсутствие в связи с его вынужденным бегством из страны, продолжали вести активную политическую деятельность. В ходе массовых протестов «красных рубашек» выдвинулись лидеры протеста, такие как Наттавут Сайкыа, Чатупон Промпан, Вира Мусикапонг, которые создали Объединенный фронт за демократию против диктатуры.
лица, не являющегося избранным депутатом парламента, и не принадлежащего ни к одной из политических партий. Эта нор-
-летний переходный период .
В конституции прописана следующая новация - заранее, до выборов в парламент партии предоставляют списки из 3 кандидатур на пост премьера. Это ограничивает свободу парламентских фракций и их возможности для политического маневра. Неприемлемо для сторонников парламентской демократии участие в выборах премьер-министра членов назначаемого сената (чего не было ранее), наделяемого по этой конституции большими правами. Сенат - 250 человек, включая 6 обязательных мест для военных и полиции, - полностью назначается нынешним военным правительством. Таким образом, как минимум на следующий конституционный срок - 5 лет продлевается власть военных, в основном принадлежащих к группе Бурапха Пхайяк, которые совершили переворот*.
Конституцией предусмотрено, что судебная ветвь власти через независимые институты будет иметь право выработать этические нормы для депутатов и проводить импичмент любого депутата, который, по их мнению, нарушает эти нормы. Эта норма, призванная способствовать борьбе с коррупцией, делает народных избранников уязвимыми и создает возможности для личного преследования неудобных депутатов. Серьезной критике подвергается отсутствие в Конституции положений о децентрализации власти. Эта проблема широко обсуждается в обществе как насущная и требующая разрешения.
Разработка конституции велась под контролем правительства военных, которое назначило специальные органы: Комитет по разработке конституции, Конституционную ассамблею (принимает конституцию в отсутствие распущенного военными парламента), Комитет реформ, созданный для реализации по-
т В Таиланде победившая на выборах партия формирует кабинет министров во главе с лидером партии (он же лидер парламентской фракции). Как правило, парламентские депутаты от разных партий составляют коалиционное правительство. Оно ответственно перед парламентом.
* Генералы Прают Чан-Оча и Правит Вонгсуван принадлежат к группе военных Бурапха Пайяк - Тигры востока, их связывает более чем 30-летнее воинское товарищество по службе в 21 пехотном полку.
литических реформ. Порядок работы над конституцией, который исключал демократические процедуры народного обсуждения ее текста, а также некоторые ее положения, вызвали критику и протесты со стороны политически активной части населения. В университетской среде создавались дискуссионные кружки. Против порядка разработки, положений конституции, а также против проведения референдума выступали студенты, профессура, интеллигенция, представители СМИ, лидер Демократической партии Апхисит Ветчачива, а также их политиче-
^ ___
ские противники Иинглак Чиннават и сторонники Таксина Чиннавата. Обе эти политические силы имеют значительный электорат, демократы - в столице и на юге, Чиннаваты - на севере и северо-востоке страны.
Работа над документом, который в окончательном варианте состоит из 279 статей, затянулась. Ввиду возражений в обществе против конституции военное правительство генерала Праюта Чан-Оча приняло решение легитимировать ее через проведение референдума, в ходе которого граждане должны были ответить на основной вопрос: одобряют ли они конституцию, и на дополнительный вопрос: одобряют ли они участие сенаторов в голосовании по кандидатуре премьер-министра.
Чтобы референдум состоялся и был успешным, явка должна была составить 57% и число голосов, поданных «за» -47 %. По данным Центризбиркома, явка на конец дня голосования (7 августа) составила 55%, за конституцию проголосовал -61,40% от участвовавших в референдуме, против - 38,60%, за дополнительный вопрос - 58,11%, против -41,89%. Самые высокие показатели на юге, ниже - на севере, самые низкие - на северо-востоке (за - 48,58% и 44,56%)1. Окончательные данные по итогам референдума таковы: за - 62%; против - 38%. Это меньше прогнозировавшихся правительством 70% «за» и 30% «против»2.
Пытаясь объяснить мотивы голосования граждан, таиландские эксперты ссылаются на опрос общественного мнения, проведенный Национальным институтом управления развитием (№ЭА) 2-6 августа, то есть накануне референдума. Большая часть тех, кто готов был проголосовать за конституцию, мотивировали это тем, что: новая конституция будет лучше старой
(38,95%); надеются на политические реформы (8,51%); небольшой части граждан нравится правительство военных (8,51%), небольшая часть верит, что новая конституция поможет борьбе с коррупцией (7,83%). Из тех же, кто решил голосовать против, 50,79% считают, что отдельные положения конституции неясны и неоправданы . Таким образом, на референдуме, как и рассчитывали военные, конституция (несмотря на ее менее демократический характер, чем предыдущий основной закон), а также и дополнительный вопрос получили одобрение граждан.
Таиландские эксперты объясняют то, что большинство принявших участие в голосовании проголосовало «за» оба вопроса - консервативностью населения, его желанием сохранить статус-кво и «порядок» и покончить с коррупцией. В то же время около 10 млн. человек отказались принять конституцию военных4.
Следующим шагом после референдума комиссия по разработке конституции должна разработать так называемые «органические законы», для реализации положений основного закона. В течение 240 дней должны быть разработаны 10 таких законов5, в том числе: о политических партиях, всеобщих выборах, назначении сенаторов, членов Центризбиркома. Кроме того следует внести поправки в конституцию для реализации второго вопроса референдума - об участии сената в избрании премьер-министра. Всеобщие парламентские выборы предполагается провести через год или позднее6.
В любом случае конституция предусматривает ограничение возможностей для избранных политиков. Это делается якобы для того, чтобы создать инструменты сдержек и для борьбы с коррупцией. На деле - конституционные новации означают усиление роли военных и старой консервативной элиты в политическом процессе, ограничение демократических свобод через усиление роли сената и судебных властей. Таиландские эксперты считают, что в отличие от большинства стран, где развивается демократия, Таиланд движется в противоположном направлении7.
Каким будет политическое поле после проведения выборов по новой конституции? Эксперты полагают, что наиболь-
ший удар будет нанесен по партии «Пхыа Тхай». Ее лидерам, возможно, придется пересмотреть свою тактику, не исключают раскол партии и формирование на время более мелких партий, которые будут образовывать межпартийные союзы, чтобы усилить свои позиции в парламенте. Тем не менее, списывать со счетов «Пхыа Тхай» не следует, поскольку она опирается на серьезный ядерный электорат в северных и северо-восточных провинциях страны. Военные сохранят доминирующие позиции, по крайней мере, на 5 лет8. Как возможный дополнительный ресурс рассматривается идея создания, так называемой Народной партии реформ как политического инструмента для выдвижения на пост премьер-министра генерала Праюта Чан-Оча. Демократическая партия, старейшая в стране, останется в политическом поле.
Учитывая критику военной власти со стороны стран Запада, для дипкорпуса и иностранных корреспондентов была организована пресс-конференция министра иностранных дел, на которой Дон Прамутвинай заявил о приверженности правительства демократии, безопасности и устойчивому развитию.
В целом принятие новой конституции означает снижение роли политических партий и парламента и усиление исполнительной власти, которая, по меньшей мере, на 5 лет останется в руках военных. По мнению Сурачата Бамрунгсука, эксперта по политическим и военным вопросам, это может означать возврат к «гибридной демократии» или квази-демократии, сочетающей авторитарное правление с существованием демократических по форме институтов. В пример он приводит эпоху Тханома Кит-тикачхона, который находился у власти 9 лет, назначенный премьер-министром в 1963 г., затем переназначивший себя на этот пост после выборов 1969 г. и совершивший переворот против своего собственного правительства в 1971 г., тем самым сохранив и упрочив свою власть, хотя и ненадолго. Эксперт предсказывает, что страна вернется к периоду до 1992 г., тогда премьер не был избран из числа парламентариев, что привело к восстанию, получившему название «черный май»9.
Последние события вновь демонстрируют, что политическая система парламентской демократии в стране не устоялась. Наблюдается откат от демократического развития назад, к эпо-
хе военного правления. Парламентская демократия не в состоянии разрешить противостояния отдельных групп внутри политически и экономически правящего класса. В политическом дискурсе появились социальные проблемы тех классов общества (крестьяне, рабочие, мелкая буржуазия), которые прежде не имели никакого представительства в рамках парламентской системы. Они были включены в повестку дня в рамках буржуазной партии Таксина Чиннавата, что обеспечило ему поддержку электората. Разыгранная им в свое время региональная карта, а именно положение более бедных провинций севера и северо-востока страны, выходцем из которой он являлся, вывела в повестку дня застарелые проблемы неравномерности экономического развития страны. Все это позволяет сделать заключение, что нестабильность политической системы, экономически неравномерное развитие регионов и социальное расслоение, нерешенность проблем юга, порождающих сепаратизм и терроризм, соединившись в определенный момент, могут вызвать серьезную дестабилизацию таиландского общества.
1 Bangkok Post, 07.08.2016.
2 Bangkok Post, 20.08.2016.
3 Bangkok Post, 15.08.2016.
4 Bangkok Post, 20.08.2016.
5 Bangkok Post, 12.08.2016.
6 Bangkok Post, 03.08.2016.
7 Bangkok Post. 20.08.2016.
8 Ibid.
9 Bangkok Post 12.08.2016. «Черный май» - массовые демонстрации против назначенного премьер-министром генерала Сучинды Крапраюна, совершившего годом ранее военный переворот. Были жестоко подавлены, что привело к гибели людей и массовым арестам.