Научная статья на тему '2012. 01. 035. Литературный Санкт-Петербург. Хх век. Прозаики, поэты, драматурги, переводчики: энциклопедический словарь: в 2 Т. / гл. Ред. И сост. Богданова О. В. - СПб. : филол. Фак-т СПбГУ, 2011. - Т. 1. 640 с. ; Т. 2. 604 с'

2012. 01. 035. Литературный Санкт-Петербург. Хх век. Прозаики, поэты, драматурги, переводчики: энциклопедический словарь: в 2 Т. / гл. Ред. И сост. Богданова О. В. - СПб. : филол. Фак-т СПбГУ, 2011. - Т. 1. 640 с. ; Т. 2. 604 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
129
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ / ПИСАТЕЛИ РУССКИЕ ХХ В
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ревякина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 035. Литературный Санкт-Петербург. Хх век. Прозаики, поэты, драматурги, переводчики: энциклопедический словарь: в 2 Т. / гл. Ред. И сост. Богданова О. В. - СПб. : филол. Фак-т СПбГУ, 2011. - Т. 1. 640 с. ; Т. 2. 604 с»

Дж.К. Дик обращает внимание на то, что в случае с визуальной поэзией автор приглашает читателя быть непосредственным исследователем текста, самому раскрывать его истинный смысл. Она рассматривает типографические техники, применяемые в поэзии, говорит о том, что поэты используют те же технологии, что и создатели рекламы в своих плакатах и афишах - наложение одного текста на другой, сочетание обычного, жирного и курсивного шрифтов для управления вниманием читателя. Те же типографические приемы могут использоваться и в обычной, невизуальной поэзии. Автор приводит пример современных женщин-поэтов - Сю-зан Хоув и Анну-Марию Альбах, придерживающихся убеждения, что литература всегда содержала в себе элемент игры, загадки, особенно сильный именно в поэзии. Визуальная поэзия одновременно интеллектуальна и доступна широкому кругу читателей. Хотя стихотворения Хоув и Альбах не легки для восприятия, поскольку в них формируется тонкая связь между формой и семантическим полем текста.

Л.А. Эбралидзе

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

2012.01.035. ЛИТЕРАТУРНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ХХ ВЕК. ПРОЗАИКИ, ПОЭТЫ, ДРАМАТУРГИ, ПЕРЕВОДЧИКИ: Энциклопедический словарь: В 2 т. / Гл. ред. и сост. Богданова О.В. -СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2011. - Т. 1. 640 с.; Т. 2. 604 с.

«Многообразие художественных проявлений... обилие замечательных имен... значительность творческих изысканий. позволяют внимательнее приглядеться к художнически-поэтическим открытиям последнего столетия и рассматривать литературу завершающего века истекшего тысячелетия как яркий и самоценный отрезок. в динамическом становлении литературы всей Российской Империи и Санкт-Петербурга в частности», - отмечает О.В. Богданова во вступительной статье. Исключительное и по-своему уникальное место города на Неве в истории российской государственности и отечественной культуры позволило выделить «в самостоятельный и самоценный массив имена тех писателей, которые в значительной мере были связаны с русской литературой Ленинграда - Санкт-Петербурга. Они родились на брегах Невы, учи-

лись, воспитывались и творили здесь, участвуя в литературной жизни, в формировании емкого эстетико-философского понятия "петербургский текст"» (т. 1, с. 3),

Академический по своей сути словарь представляет собой единственное на сегодняшний день энциклопедическое издание, включающее около 900 имен ленинградских-петербургских прозаиков, поэтов, драматургов, переводчиков, литературная деятельность которых приходится на конец Х1Х - начало ХХ1 в. Среди тех, кто может быть с полным правом причислен к творческим деятелям выделенного хронологического отрезка, к литераторам Петрограда - Ленинграда - Петербурга, такие имена, как А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, В. Набоков, Г. Газданов, Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Бурлюк, М. Горький, Л. Андреев, В. Ходасевич, Е. Замятин, И. Анненский, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зощенко, Д. Хармс, Н. Олейников, В. Хлебников, С. Маршак, К. Чуковский, Н. Агнивцев, А. Мариенгоф, Л. Рейснер, О. Форш, А. Куприн, Тэффи, М. Лохвицкая, И. Одоевцева, М. Шагинян, и многие другие. Создатели статей выступают с позиции современных научных знаний, опираясь на открытые, ставшие доступными документальные источники.

В ряду вершинных достижений литературного Петербурга конца ХХ в. представлены имена И. Бродского, А. Битова, С. Довлатова, Е. Шварца, Н. Брауна, Ф. Абрамова, Н. Рубцова, Г. Горбовского, В. Сосноры, Д. Гранина, А. Кушнера, Вал. Попова, В. Шефнера, Л. Аронзона, О. Григорьева, В. Пикуля, Д. Балашова, А. Розенбаума, М. Кураева, Т. Толстой, А. Гребенщикова, В. Цоя и др.

Пласт новейшей петербургской прозы и поэзии репрезентирован именами П. Крусанова, А. Драгомощенко, Е. Шварц, А. Скидана, Б. Ванталова-Констриктора, А. Волохонского, Л. Богданова, Вас. Кондратьева, В. Андреева и др. В словаре присутствует и направление современной петербургской фантастики -это братья А.Н. и Б.Н. Стругацкие, Хольм ван Зайчик, В. Рыбаков, И. Алимов, А. Балабуха, А. Етоев, А. Лазарчук, И. Андронати и др.

Важную часть издания составляют статьи, написанные о писателях-филологах, известных своими научными работами, но проявивших себя и в поэтическом творчестве. Таковы статьи о художественном творчестве Д. Максимова, И. Смирнова, А. Арьева,

Я. Гордина, В. Смирнова-Денисова, Н. Павлова, В. Багно, С. Кибальника, А. Степанова, В. Прокофьева, А. Родосского, А. Аствацатурова, С. Рубцовой, Е. Юркова, Н. Толстой и др.

В словарь включены некоторые писатели-непетербуржцы, чье даже и временное присутствие в творческом пространстве города оставило заметный след. Таков, например, непетербуржец М. Жванецкий; его яркие тексты (юморески и монологи) для Аркадия Райкина стали классикой отечественной эстрады.

Наряду с известными и маститыми писателями, членами Союзов писателей СССР, России, Санкт-Петербурга, в список персоналий вошли авторы, оставшиеся в благодарной памяти потомков, быть может, всего «одной поэтической строкой», а также имена тех, кто только начинает свой путь и, вполне вероятно, станет звездным в ХХ1 в. (Д. Петровский, ММ Аник, Mania, О. Слюсаренко и др.). Таким образом, можно сказать, что главным принципом включения имени в состав словаря было живое участие писателя в литературном процессе, его одаренность и творческий потенциал, сопричастность достижениям и открытиям ХХ в.

Словарь включает персоналии, отличающиеся разной степенью аналитизма. Огромный пласт статей написан с очевидной глубиной, исполнен обширных сведений исторического и биографического характера, оснащен литературоведческой терминологией. Наряду с этим отдельные статьи содержат лишь краткие биографические сведения, констатацию фактов, перечисление созданных произведений. На взгляд создателей справочника, даже такая «номинативная» характеристика литературного имени заключает в себе определенный смысл, способствуя воссозданию объективной картины литературного процесса, который формируется не только вершинными художественными явлениями. В этом и состоит уникальность издания: оно вводит в научный обиход огромное число имен, не зарегистрированных в других справочных изданиях. В свою очередь в данном словаре учтен тот литературный материала, который был зафиксирован в предшествующих справочниках: «Самиздат Ленинграда: 1950-1980-е годы: Литературная эн-

циклопедия»1; «Русская литература. ХХ век: Прозаики, поэты, драматурги»2.

Единство подхода и принцип преемственности становятся залогом будущей работы подобного рода с целью обеспечить все-охватность имен, причастных к истории литературного Петербурга ХХ в.

Авторский коллектив, в течение нескольких лет работавший над созданием энциклопедического словаря, это прежде всего преподаватели филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, научные сотрудники Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Института филологических исследований СПбГУ, факультета журналистики СПбГУ, Российского Государственного педагогического университета, Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств, а также сотрудники ведущих петербургских издательств и редакций, критики и литературоведы и, наконец, - сами писатели, петербургские и московские, писатели ближнего и дальнего зарубежья.

А.А. Ревякина

1 Самиздат Ленинграда: 1950-1980-е годы: Литературная энциклопедия. -

М., 2003.

2

Русская литература. ХХ век: Прозаики, поэты, драматурги: В 3 т. - М.,

2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.