Научная статья на тему 'Научные чтения памяти Людмилы Александровны Иезуитовой (к 85-летию со дня рождения). От века Серебряного к Бронзовому: новые исследования'

Научные чтения памяти Людмилы Александровны Иезуитовой (к 85-летию со дня рождения). От века Серебряного к Бронзовому: новые исследования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
218
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные чтения памяти Людмилы Александровны Иезуитовой (к 85-летию со дня рождения). От века Серебряного к Бронзовому: новые исследования»

2018

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Т. 15. Вып. 1

УДК 821.161.1:82.091 Валиева Юлия Мелисовна

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 у. valieva@spbu.ru, ]оиИаЦ@дт ail.com

Научные чтения памяти

Людмилы Александровны Иезуитовой

(к 85-летию со дня рождения).

От века Серебряного к Бронзовому: новые исследования

Для цитирования: Валиева Ю. М. Научные чтения памяти Людмилы Александровны Иезуитовой (к 85-летию со дня рождения). От века Серебряного к Бронзовому: новые исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. Вып. 1. С. 5-16. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.101

17-19 декабря 2016 г. в Санкт-Петербургском государственном университете состоялись «Научные чтения памяти Л. А. Иезуитовой (к 85-летию со дня рождения). От века Серебряного к Бронзовому: новые исследования». Организатором конференции выступила кафедра истории русской литературы СПбГУ при участии Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

Людмила Александровна Иезуитова (19 декабря 1931 — 5 декабря 2008) принадлежит к петербургской школе литературоведения. Ее исследования (монография «Творчество Леонида Андреева (1892-1906)» и многочисленные статьи) составляют неотъемлемую часть андрееведения, определяют его современный уровень. В истории филологического факультета Санкт-Петербургского университета имя Л. А. Иезуитовой связано с той огромной энергией, которую она отдала делу преподавания русской литературы Серебряного века. Именно благодаря ее научным разработкам и организационным усилиям лекционные курсы по истории русской литературы рубежа Х1Х-ХХ вв. и литературе русского зарубежья были введены в программу преподавания филологического факультета. Руководимый ею в течение многих лет семинар по изучению творчества Л. Андреева, затем литературы Серебряного века в целом, заложил основу научных интересов нескольких поколений исследователей, многие из которых стали ведущими специалистами в этой области.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018

В 2010 г., к 80-летию со дня рождения, были изданы избранные труды Л. А. Иезуитовой «Леонид Андреев и литература Серебряного века» [Иезуитова 2010а], сборник научных статей и материалов ее памяти «Судьбы литературы Серебряного века и русского зарубежья» [Судьбы литературы... 2010], собрание воспоминаний о ней учеников и друзей [Воспоминания. 2010].

В 2016 г. по инициативе М. А. Телятник на пожертвования родных, учеников и коллег был установлен памятник Л. А. Иезуитовой на Северном кладбище (в Парголово). 18 декабря, благодаря содействию СПбГУ, предоставившему автобус, участники конференции смогли посетить кладбище, отдать дань памяти ученому.

Тема конференции и ее структура обусловлены научными интересами и исследовательской позицией Л. А. Иезуитовой, а также спектром направлений, реализуемых в работах ее учеников. Восемь секционных заседаний были объединены тремя магистральными темами: творчество Леонида Андреева, литература и искусство Серебряного века и претворение наследия начала века в веке Бронзовом.

Бронзовый век1 — так назвали свою литературную эпоху неподцензурные поэты 1970-х годов, подразумевая под этим новый этап развития русской литературы, основанный на идее художественного открытия и продолжения эстетической и религиозно-философской линий Серебряного века. Включение этого тематического направления в программу конференции обусловлено идеями, высказанными Л. А. Иезуитовой в статье «Хранители огня, искатели света: Башня Вячеслава Иванова и наши дни» [Иезуитова 2010Ь] (первая публикация: [Иезуитова 2006]). Следуя символистскому представлению о жреческой, теургической природе литературы и искусства Серебряного века, Иезуитова полагала, что путь исследователя Серебряного века подразумевает сопричастность этому явлению. Задачи учительства и преемственности в филологии понимались ею в ключе мессианского служения и жизнетворчества. Своим учителем Иезуитова называла Д. Е. Максимова, выдающегося историка русского символизма, и разделяла его взгляд на духовные основания науки о литературе. Она видела в руководимом им университетском спецсеминаре, посвященном творчеству А. Блока, продолжение идеи «вселенской общины» Вяч. Иванова («Иванов был интересен Максимову своим отношением к мифу как фактору личного жизненного восприятия и поведения» [Иезуитова 2010Ь, с. 719]). Вслед за своим учителем преемниками Серебряного века, хранителями культуры Иезуитова считала в равной степени филологов и поэтов. В такой парадигме рассматривает она ленинградское литературное подполье 19601980-х годов («внутренняя эмиграция», «катакомбная» поэзия, андеграунд), среди участников которого были занимавшиеся в семинаре Максимова поэты и деятели самиздата В. Кривулин, Елена Шварц, Б. Улановская, С. Стратановский, К. Бутырин. Важно напомнить, что именно кругом «катакомбных» филологов и поэтов были инициированы и организованы первые научные чтения памяти Н. Гумилева (1976-

1 Этот термин в качестве названия для периода 1953-1989 гг. был предложен поэтом Славой Лёном. Его концепция «третьего Ренессанса русской культуры», связанного с творчеством нонконформистов, изложена в предисловии к «Малой антологии Бронзового Века» [ЫЯЬ 1978]. Здесь были представлены стихотворения Г. Айги, В. Алейникова, И. Бродского, А. Величанского, Н. Горбанев-ской, Б. Куприянова, В. Лёна, О. Охапкина, Г. Сапгира, В. Сосноры.

1983)2, конференция к 95-летию со дня рождения В. Ходасевича (1981)3, подготовлены собрания сочинений В. Ходасевича, М. Цветаевой, Д. Хармса.

Иезуитова признавалась, что в 1960-е годы выбор творчества Леонида Андреева в качестве темы исследования требовал от молодого ученого немалой смелости [Иезуитова 2007]4. Нельзя недооценивать тот факт, что первая научная конференция, посвященная творчеству писателя, состоялась в 1969 г., в год 50-летия со дня его смерти, на базе руководимого Иезуитовой Андреевского семинара. Среди участников был и приехавший из Женевы сын Л. Андреева Вадим Андреев. Благодаря Иезуитовой на филфаке СПбГУ была устроена его встреча с молодыми ленинградскими поэтами, в том числе с В. Кривулиным5.

Заметим, что семья Леонида Андреева в историко-литературном и биографическом планах оказалась связана с неофициальной культурой (не только русского зарубежья, но и неподцензурной отечественной). Брат Л. Андреева Павел Николаевич преподавал рисование учившимся в гимназии им. Л. Д. Лентовской будущим обэриутам / чинарям А. Введенскому, Л. Липавскому, Я. Друскину. Здесь же учился сын Л. Андреева Вадим. Дочь Вадима Леонидовича, художник и переводчик Ольга Карлайл (Olga Andreyev Carlisle), в 1968 г. выпустила поэтическую антологию «Poets on Street Corners» [Poets on Street Corners... 1968] (портреты 15 русских поэтов), в которой под одной обложкой с поэтами Серебряного века (А. Блоком, А. Ахматовой, Б. Пастернаком, О. Мандельштамом, М. Цветаевой, В. Маяковским, С. Есениным, Н. Заболоцким) были представлены стихи Иосифа Бродского, «барачных поэтов» И. Холина и Г. Сапгира. Поэма Даниила Андреева (второй сын Л. Андреева) «Ленинградский апокалипсис» была прочитана вслух на первой конференции «Гу-милевские чтения» (1976) наряду со стихами Н. Гумилева. По просьбе А. И. Солженицына, Вадим Андреев и Ольга Карлайл способствовали публикации в Америке его романа «В круге первом».

В рамках конференции «От века Серебряного к Бронзовому: новые исследования» в Пушкинском Доме состоялась книжная и фотовыставка «Людмила Александровна Иезуитова и ее ученики», посвященная научной и преподавательской деятельности Л. А. Иезуитовой. Выставка, подготовленная М. М. Павловой, показала векторы развития научных интересов Л. А. Иезуитовой в работах ее учеников, отечественных и иностранных славистов, занимавшихся в разные годы в ее семинаре по изучению литературы Серебряного века. В ряду представленных книг — исследования о Л. Андрееве, А. Ремизове, Ф. Сологубе, И. Бунине, В. Набокове, Е. Замятине, А. Белом, А. Блоке, Н. Гумилеве, А. Ахматовой, Д. Мережковском, обэриутах, поэтах андеграунда.

2 Материалы Гумилевских чтений, организованных И. Ф. Мартыновым, О. А. Охапкиным, В. Ю. Порешом, опубликованы в: [WSA 1982; WSA 1985]. Об истории чтений см. также: [Самиздат Ленинграда... 2003, с. 401-402].

3 Вечер памяти В. Ходасевича, к 95-летию со дня рождения, подготовленный поэтами А. Бергером и Ю. Колкером, состоялся 30 мая 1981 г. См.: [WSA 1985, [Прил.] V, S. 133-140].

4 Кандидатская диссертация Л. А. Иезуитовой «Творчество Леонида Андреева (1891-1904)», науч. рук. — докт. филол. наук, проф. Д. Е. Максимов, защищена в 1967 г. в ЛГУ Официальные оппоненты: проф. Л. А. Плоткин, доц. Л. А. Гладковская.

5 По свидетельству Л. А. Иезуитовой, В. Андреев отметил тогда именно выступление В. Кривулина [Иезуитова 2007, с. 122].

В конференции приняли участие более 40 исследователей из России, Украины, Германии. В прозвучавших докладах были представлены историко-литературный, культурологический, текстологический, источниковедческий, методологические подходы, а также исследования поэтики.

В программу секции «Творчество Леонида Андреева» вошли доклады Л. И. Шишкиной «Перед уроками времени. Политическая публицистика Л. Андреева», К. Д. Гордович «Удачи и просчеты современных изданий Леонида Андреева», С. Д. Титаренко «Творчество Леонида Андреева в зеркале символистской антропологии и философии искусства», М. А. Телятник «Импрессионистические черты в фельетонах Леонида Андреева («Курьер», 1900-1903 гг.)», Г. Н. Боевой «Что такое „леонидандреевщина". К вопросу о литературной репутации Леонида Андреева», К. А. Роговой «Эмоциональная доминанта в реализме рубежа веков („Кусака" Леонида Андреева)», Л. Н. Икитян «Первая мировая война в романах Л. Андреева и И. Эренбурга: трагедия? — предиктор? — провокация?», И. И. Московкиной «Предпостмодернистский комплекс в прозе и драматургии Леонида Андреева 1910-х годов», Н. В. Григорьевой «Любовь к заброшенному краю. Леонид Андреев на Карельском перешейке», Б. В. Аверина «„Иуда Искариот" Л. Андреева в истолковании Л. А. Иезуитовой».

Докт. филол. наук, профессором К. Д. Гордович (СПбГУПТД) были проанализированы современные издания Леонида Андреева разных типов. Одна из серьезных проблем изданий связана с подготовкой справочного аппарата. Из научных изданий как удачные в докладе отмечены книга избранных произведений («Иуда Искариот и другие»), подготовленная Л. А. Иезуитовой и Л. И. Шишкиной («Вита Нова», 2009) и издания ранних и поздних дневников, подготовленные М. Козьменко и Р. Дэвисом. В ряде других изданий не соответствуют требованиям вступительные статьи: обилие общих фраз, некорректная оценка роли М. Горького в судьбе Андреева, стилевые шероховатости. Особенно серьезные претензии высказаны в адрес учебных изданий. В качестве негативного примера рассмотрена книга Л. Андреева, выпущенная в серии «для учителя и ученика», для которой литературоведческий материал и методические рекомендации готовил П. Басинский.

Доклад канд. филол. наук, профессора Л. И. Шишкиной (СЗИУ РАНХиГС) был посвящен политической публицистике Л. Андреева на страницах газеты «Русская Воля» (декабрь 1916 — октябрь 1917 г.). Подвергнута анализу позиция писателя в осмыслении Первой мировой войны и революций 1905 и 1917 гг., рассмотрены поставленные писателем важнейшие историко-философские и общекультурные проблемы, в том числе деятельность «героя» и психология толпы, судьба личности в революции, соотношение революции и бунта, особенности русского культурного сознания, сочетающего в себе начала свободы и анархии.

Предметом исследования канд. филол. наук, доцента М. А. Телятник (СПбГИК) стали фельетоны Леонида Андреева периода его работы в московской газете «Курьер» за 1900-1903 гг. В докладе были рассмотрены эстетические принципы писателя, произведен анализ поэтики путевых фельетонов Андреева о поездке на Рижское взморье и фельетона на спектакль по пьесе Г. Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Впервые были отмечены присущие им импрессионистические черты: лиризм, повышенный интерес автора к пейзажу; фрагментарность видения мира; максимально точная передача зрительных, звуковых и даже обонятельных ощущений и др.

Вопросы рецепции творчества Л. Андреева и его литературной репутации были затронуты в докладах С. Д. Титаренко и Г. Н. Боевой.

Докт. филол. наук, профессор С. Д. Титаренко (СПбГУ) в своем докладе проанализировала дискуссионные проблемы символистской полемики, вызванной спорами вокруг сочинений писателя в 1900-е годы. Осмысление его сочинений происходило в русле важных для каждого критика эстетических и религиозно-философских идей. Символистами были актуализированы такие понятия русской религиозной философии, как «Бог и человек», «сущность человека», «плоть человека», «богочеловечество», «сверхчеловечество», «пол» и др. Главной проблемой символистской критики стал вопрос о метафизической сущности человека у Андреева. Важность полемики заключалась в том, что в ней были выявлены предельные случаи «выпадения» писателя из христианской антропологической парадигмы, намечено понимание того, что новый символ человека у Андреева обозначил загадку его метафизической сущности, намечен философский аспект истолкования трансгрессивности образов и показана противоречивость его исканий, так как он выразил экзистенциальные предчувствия катастрофизма человеческого сознания в неклассических типах художественности.

Канд. филол. наук, доцент Г. Н. Боева (НИЯК) рассмотрела вопрос о литературной репутации Леонида Андреева в контексте культуры ХХ-ХХ1 вв. Показав, что понятие «леонидандреевщина» вышло за пределы своей эпохи и стало частью массового сознания, автор доклада поделилась своими размышлениями о том, является ли это понятие сугубо оценочным или его можно рассматривать как характеристику стиля писателя, своей узнаваемостью и экспрессивностью вводящего в соблазн подражания. Методологической основой доклада послужила теория литературных репутаций И. Н. Розанова, развитая в литературоведческих работах последующих лет.

Докт. филол. наук, профессор Б. В. Аверин (СПбГУ) отметил, что Л. А. Иезуи-това была первым отечественным исследователем, обратившимся к изучению библейского фона творчества Леонида Андреева. К повести «Иуда Искариот и другие» Иезуитова обращалась неоднократно, привлекая связанные с евангельским сюжетом источники, известные Андрееву. Философия предательства — вот что, согласно ее выводам, выходит на первый план. Эти выводы могут быть соотнесены с учением Л. Карсавина о покаянии, понимаемом как перемена ума (метанойя).

Исследования по Серебряному веку были представлены на секциях «Русская литература рубежа Х1Х-ХХ вв.: полифоническое единство», «Русская литература Серебряного века». Программу составили доклады Н. Ю. Грякаловой «Аллегория повествования (Об одном иконографическом мотиве в повести И. А. Бунина „Суходол")», М. К. Лопачевой «Топос порога в лирике Георгия Иванова», М. М. Павловой «„Дневники" Т. Н. Гиппиус как культурно-исторический памятник эпохи модернизма: проблемы изучения», А. М. Грачевой «Россия мысленная и реальная в „Дневнике мыслей" Алексея Ремизова», Е. Р. Обатниной «„На вечерней заре": неосуществленный замысел автобиографического романа А. М. Ремизова» (в рамках гранта РГНФ № 15-04-00129), Ю. Е. Галаниной «В. Э. Мейерхольд и Петербургский университет», Е. К. Созиной «Символ и миф в творчестве Каллистрата Жакова (1900-1910-е годы)», А. В. Громовой «Традиции Серебряного века в прозе Л. Ф. Зу-рова», Е. В. Кузнецовой «Ученик или пародист? (Поэтика Ф. Сологуба в творчестве

И. Северянина)», Л. А. Ильюниной «Протоиерей Владимир Каменский. Поэзия и судьба».

Докт. филол. наук, профессор Е. К. Созина (ИИИА УрО РАН; УрФУ) познакомила собравшихся с творчеством коми-писателя и философа К. Ф. Жакова 19001910-х годов. Предметом анализа стала концепция «эволюционного символизма», изложенная Жаковым в книге 1907 г., в сопоставлении с теорией символа в трудах А. Белого. В докладе были представлены различные виды мифологизации в текстах Жакова, согласующиеся с этапами развертывания «основного мифа» писателя и со стадиями русского символизма; особое внимание было уделено «фантазийным» рассказам и сказкам Жакова, показаны их мифологические истоки и связи с русской и мировой литературой.

Традициям литературы Серебряного века в творчестве Л. Ф. Зурова был посвящен доклад докт. филол. наук, профессора А. В. Громовой (МГПУ). Проза Л. Зурова рассмотрена в рамках «нового реализма» — течения, оформившегося в русской литературе в эпоху Серебряного века и отразившего процесс взаимодействия реализма и модернизма.

Главный редактор журнала «Православный летописец Санкт-Петербурга» Л. А. Ильюнина (Санкт-Петербург) на основе материалов подготовленной ею книги «Прекрасен лик страданьями очищенной души» рассказала о вехах биографии репрессированного в 1938-1956 гг. поэта, философа, ученого-историка В. А. Каменского (1897-1969), рукоположенного во священника в 1956 г.

Научным событием стало обнародование новых источников изучения Серебряного века, в том числе биографических материалов, а также результатов текстологических исследований.

В докладе докт. филол. наук М. М. Павловой (ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН) освещались проблемы, связанные с изучением уникального документа эпохи модернизма — «дневников» Т. Н. Гиппиус, хранящихся в США (Амхерст, Массачусетс). Основное внимание было сфокусировано на репрезентации в «дневниках» религиозной практики Мережковских и проблеме контекстуализации их опыта, поставлен вопрос о месте церкви их толка в истории интеллектуальных и религиозных движений России.

В докладе докт. филол. наук Е. Р. Обатниной (ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН) текст оставшейся неопубликованной при жизни книги А. М. Ремизова «На вечерней заре» рассматривался как источник для формирования научной биографии. Особую ценность для реализации этой задачи представляют не столько внешние фактические события жизни, сколько латентная сфера мировоззрения писателя. В частности, на примере единичного высказывания писателя был реконструирован процесс создания автобиографического мифа, а также выявлены его коннотации как с историко-литературным контекстом эпохи, так и с личными творческими интенциями Ремизова.

Неизвестным страницам творческой биографии В. Э. Мейерхольда, а именно его участию в деятельности «Кружка молодых» Петербургского университета, был посвящен доклад Ю. Е. Галаниной (РИИИ).

Наравне с ведущими специалистами по Серебряному веку в работе этой секции приняли участие аспиранты кафедры истории русской литературы СПбГУ А. А. Соломонова «Вопросы вариативности интертекстуальных единиц (на мате-

риале произведений Блока, Северянина и Волошина)», С. А. Бутовская «Серебряный век севернорусского эпического сказительства: путь к забвению» и магистрант А. С. Пахомова «К истории литературного объединения эмоционалистов (по материалам дневников Михаила Кузмина)».

В секцию «Русская литература XIX — начала XX в.: новое прочтение» вошли доклады П. Е. Бухаркина «Славянофильство сквозь призму Серебряного века. Об одном парадоксе славянофилов», Н. А. Николаевой «Эмблема в творчестве Л. Толстого», И. Н. Сухих «Чехов между двумя юбилеями: новые опыты чтения», С. В. Си-ницкой «Об именах у Гоголя», Н. Б. Роговой «Тургеневская тема „отцов и детей" в последнем романе Ф. М. Достоевского».

Канд. филол. наук, доцент Н. А. Николаева (СПбГК) на основе анализа эпизода «сон Пьера» («Война и мир») и батальных сцен («Война и мир» и «Севастопольские рассказы») указала на использование Л. Толстым механизма барочной эмблематики в качестве приема остранения, а также для создания образов-смыслов, своего рода тезауруса военной темы.

Большую дискуссию вызвал доклад докт. филол. наук, профессора И. Н. Сухих (СПбГУ), в котором сообщалось о подготовленном к изданию третьем томе «Чехов: pro et contra», было дано представление об основных концепциях чеховедения 1960-2010-х годов и намечены наиболее перспективные направления исследования.

Канд. филол. наук С. В. Синицкая (Санкт-Петербург) на основе аналитического чтения произведений Гоголя, его биографии, изучения публикаций в периодике гоголевского времени, в том числе рекламных объявлений, сделала предположение о происхождении имен персонажей Чичиков, Манилов, майор Ковалев. Так, фамилия Чичиков и название Чичикова слободка, куда герой в мечтах переселяет крестьян, происходят от названия реки Чичиклея (приток Буга) в Херсонской губ., о продаже плодородных земель в долине этой реки сообщалось в «Санкт-Петербургских ведомостях» в 1830-е годы.

Главный библиотекарь Отдела рукописей Н. Б. Рогова (РНБ) сконцентрировала свое внимание на анализе двух персонажей романа «Братья Карамазовы» — Ли-заветы Смердящей и беглого каторжника по прозвищу «Карп с винтом», в образах которых, как было ею показано, Достоевский изобразил Л. Толстого и самого себя.

В программу секции «Русская литература XX в.: биографика, культурный контекст, поэтика» вошли доклады Н. А. Гуськова «Забытая статья Ю. К. Олеши в контексте театральных экспериментов революционных лет», Л. П. Григорьевой «Металитературные фрагменты повести Ю. Слезкина „Разными глазами"», Ю. М. Валиевой «Эрика Эдельман и ее дневник (1929-1931 гг.)», О. Ю. Славиной «Михаил Булгаков: пространство сновидений», И. С. Кукуя «Литературоведческий комментарий и литературный перевод как непрямое высказывание. О „маргиналиях" А. Н. Егунова».

Предметом исследования канд. филол. наук, доцента Н. А. Гуськова (СПбГУ) стала статья Ю. К. Олеши «Новые маски», относящаяся к харьковскому периоду его творчества (1921-1922); были проанализированы отраженные в ней ранние представления Олеши о театре, с одной стороны, созвучные авангардным экспериментам тех лет, с другой — совершенно оригинальные, отразившиеся в работе над пьесой «Игра в плаху» (1921) и более поздних произведениях.

В докладе канд. филол. наук, доцента Л. П. Григорьевой (СПбГУ) были рассмотрены пародийные фрагменты повести Ю. Слезкина «Разными глазами», обнаруживающие актуальную для автора полемику с орнаменталистскими (Б. Пильняк) и неомифологическими (М. Волошин) тенденциями в литературе 1920-х годов.

Канд. филол. наук, доцент Ю. М. Валиева (СПбГУ) на основе архивных материалов рассказала о судьбе репрессированной в 1937 г. Эрики Эдельман, дочери издательницы марксистской литературы М. А. Малых, и ее русско-французском дневнике 1929-1931 гг., хранившемся в следственном деле. Было подчеркнуто историко-культурное значение этого документа, освещены текстологические вопросы его публикации и особенности комментирования.

В докладе PhD И. С. Кукуя (Университет Людвига-Максимилиана, Германия) был дан научный комментарий к двум документам из архива филолога, переводчика и поэта А. Н. Егунова, не опубликованным при жизни автора, — переводу стихотворения Ф. Гёльдерлина «Griechenland» («Греция») и статье «Литературные реминисценции в „Вешних водах"», относящейся ко времени работы Егунова в рабочей группе Пушкинского Дома по изданию академического собрания сочинений И. С. Тургенева. Через реконструкцию биографического и литературного фона обращения Егунова к «немецкой теме» был показан подтекст этих произведений.

Рецепциям литературы и искусства Серебряного века в веке Бронзовом были посвящены секции «Бронзовый век: поэзия и литературная критика» и «Бронзовый век: наследники века Серебряного», их программа включила в себя доклады Ю. Б. Орлицкого «Наследники Хлебникова (Сапгир, Айги, Кондратов, Бирюков)», Г. В. Зыковой «Поэты Серебряного века в статьях и стихах Всеволода Некрасова», Н. Д. Стрельниковой «М. Цветаева и О. Берггольц», Т. Л. Никольской «Муди-стическое движение в контексте ленинградской неофициальной культуры 19501960-х», Л. В. Зубовой «Поэтика абсурда в произведениях Евгения Клюева», А. А. Егорова «„Нужно еще подумать, можно ли так писать о Цветаевой!": Д. Е. Максимов о М. И. Цветаевой и И. А. Бродском», Т. П. Хайрулина «Категория „спири-туальности" в критических статьях В. Кривулина: источники и мотивы», Т. И. Ко-вальковой «Олег Охапкин. „Между Афинами и Иерусалимом" в контексте новейших исследований».

В докладе докт. филол. наук Ю. Б. Орлицкого (РГГУ) было рассмотрено претворение принципов поэтики Велимира Хлебникова в творчестве русских поэтов конца ХХ в., называвших себя учениками и последователями великого будетляни-на: Г. Сапгира, Г. Айги, А. Кондратова, С. Бирюкова.

Доклад докт. филол. наук, профессора Л. В. Зубовой (СПбГУ) был посвящен поэтике абсурда в стихотворениях Евгения Клюева (филолога, автора монографии «Теория литературы абсурда»). В произведениях этого автора поэтика абсурда проявляется нарушением законов логики, особенно законов тождества и непротиворечия. Это обнаруживается на уровне сюжетов, образной системы, словоупотребления. В теоретических работах, анализируя произведения Л. Кэррола, Э. Лира, Д. Хармса, Клюев пишет, что основное свойство абсурдных текстов — компенсация семантического хаоса предельной упорядоченностью структуры, и следует этому постулату в своей поэзии.

Литературовед, член Союза писателей Санкт-Петербурга Т. Л. Никольская (ИВ РАН) на основе мемуаров и взятых ею интервью реконструировала творче-

скую историю группы «мудистическое движение» в контексте художественной жизни ленинградского андеграунда конца 1950-х — начала 1960-х годов.

В докладе аспиранта А. А. Егорова (ПсковГУ) рассмотривались эссе И. А. Бродского о М. И. Цветаевой, написанные в США, сквозь призму их рецепции Д. Е. Максимовым. Высказано предположение о влиянии литературоведческого метода Д. Е. Максимова на И. А. Бродского как поэта, эссеиста, преподавателя. В качестве источников исследования были привлечены мемуарные, в том числе еще не опубликованные, свидетельства.

Предметом анализа аспиранта Т. П. Хайрулина (СПбГУ) стало понятие «спи-ритуальная поэзия», обоснованное в литературно-критических статьях поэта Виктора Кривулина, одного из ведущих деятелей ленинградской неподцензурной литературы 1970-х годов.

Заместитель главного редактора альманаха «Русский мiръ» Т. И. Ковалькова (Санкт-Петербург), отметив значимость понятия «спиритуальный» в осмыслении поэзии «второй культуры», подвергла критике поверхностное его прочтение в журнальной периодике. На основании материалов «Охапкинских чтений», организатором которых она является, Ковалькова произвела обзор работ последних лет, посвященных духовной поэзии Олега Охапкина, выделив в качестве приоритетных исследования Т. Горичевой, Т. Игошевой, И. Потапова, Ж. Сизовой, Жозефины фон Цетцевитц (Англия), Марко Саббатини (Италия), Милутина Янича (США).

19 декабря, в день рождения Л. А. Иезуитовой, помимо научных секций состоялось специальное заседание «Голоса двух веков», посвященное изучению звукозаписи авторского чтения поэтов Серебряного века как важного источника изучения этой эпохи. Специальный гость конференции поэт Николай Николаевич Браун рассказал об истории своей фонотеки, семейных ее истоках. Его отец, поэт Николай Леопольдович Браун, в юности участник «Цеха поэтов», был лично знаком со многими деятелями Серебряного века. Обладавший абсолютным слухом, Николай Леопольдович воспроизводил по памяти манеру чтения К. Бальмонта, И. Северянина, Н. Гумилева, Н. Клюева, С. Есенина. Так, в чтении отца Н. Н. Браун слышал «Плач о Сергее Есенине» Клюева, а также стихотворения разных авторов, считающиеся ныне утерянными. «Устная брауновская фонотека», сохранившая их звучание, открыла для него непреходящую ценность голоса поэта.

Н. Н. Браун продемонстрировал участникам конференции сделанную им в Москве в 1967 г. запись воспоминаний поэта Рюрика Ивнева об О. Мандельштаме, а также сообщил детали осуществленных им важных в историко-культурном плане звукозаписей В. В. Шульгина, В. Рождественского. В заключение Браун прочел свое стихотворение «Голоса поэтов», посвященное С. И. Бернштейну, лингвисту, исследователю «живого слова».

Завершилась конференция чтением стихов поэтами Сергеем Стратановским и Тамарой Буковской, выпускниками СПбГУ соответственно 1968 и 1971 гг.

Т. Буковская занималась у Л. А. Иезуитовой на I курсе в просеминаре (1965 г.), а со II курса — в Андреевском семинаре («.. .принявшей меня с замятинскими штудиями и „благословившей"» на защиту диплома по повестям Замятина „Уездное" и „На Куличиках"» [Буковская 2011, с. 224]). На конференции Буковская прочла стихи из своей новой книги «Жизнетайна» [Буковская 2016], а также из написанного в 2016 г.

С. Стратановский, составитель библиографии научных работ Л. А. Иезуито-вой [Материалы к библиографии. 2010], пояснил, что считает себя учеником В. Я. Проппа (в семинаре которого по фольклору он занимался изучением заговоров) и своего научного руководителя Д. Е. Максимова, благодаря которому увлекся поэзией Блока. Общение с Л. А. относится уже к послеуниверситетским годам Стратановского и связано с его работой библиографом в Российской национальной библиотеке. Им была составлена полная библиография трудов Д. Е. Максимова для подготовленного Л. А. Иезуитовой юбилейного сборника [Библиографический указатель. 2007].

По просьбе организаторов конференции Стратановский начал поэтическое чтение с двух стихотворений Олега Охапкина — «Бронзовый век»6 (по рукописи из своего архива) и своей любимой «Песни о побережье», посвященной Сюзанне Масси7. Затем прочитал из своих стихотворений на историческую тему: «Суворов» (1973) и о новейшем времени (из книги «Нестройное многоголосие» [Стра-тановский 2016]).

Литература

Библиографический указатель. 2007 — "Библиографический указатель трудов Д. Е. Максимова и литературы о нем (1930-2005)". Стратановский С. Г. (сост.) Дмитрий Евгеньевич Максимов в памяти друзей, коллег, учеников: К 100-летию со дня рождения. Иезуитова Л. А., Приходько И. С. (отв. ред.). М.: Наука, 2007. С. 399-436. Буковская 2011 — Буковская Т. "Автобиография". Лица петербургской поэзии: 1950-1990-е: Автобиографии. Авторское чтение. Валиева Ю. М. (сост., рук. проекта, отв. ред.). СПб.: Zamizdat, 2011. С. 224. Буковская 2016 — Буковская Т. Жизнетайна: книга стихотворений. СПб.: ВВМ, 2016. 61, [2] с. Воспоминания. 2010 — Воспоминания о Людмиле Александровне Иезуитовой. СПб.: Петрополис, 2010. 156 с.

Иезуитова 2006 — Иезуитова Л. А. "Устойчивая архетипическая формула «восхождение — нисхождение — восхождение» в творчестве Вяч. И. Иванова и Л. Н. Андреева". Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. Шишкин А. Б. (отв. ред.). СПб.: Филологический факультет СПбГУ 2006. С. 149-160.

Иезуитова 2007 — Иезуитова Л. А. "Наброски к портрету Дмитрия Евгеньевича Максимова". Дмитрий Евгеньевич Максимов в памяти друзей, коллег, учеников: К 100-летию со дня рождения. Иезуитова Л. А., Приходько И. С. (ред.). М.: Наука, 2007. С. 120-121. Иезуитова 2010a — Иезуитова Л. А. Леонид Андреев и литература Серебряного века: Избранные труды.

СПб.: Петрополис, 2010. 738 с. Иезуитова 2010b — Иезуитова Л. А. "Хранители огня, искатели света: Башня Вячеслава Иванова и наши дни". Иезуитова Л. А. Леонид Андреев и литература Серебряного века: Избранные труды. СПб.: Петрополис, 2010. С. 715-721. Материалы к библиографии. 2010 — "Материалы к библиографии научных работ Л. А. Иезуитовой". Стратановский С. Г. (сост.). Иезуитова Л. А. Леонид Андреев и литература Серебряного века: Избранные труды. СПб.: Петрополис, 2010. С. 724-735. Самиздат Ленинграда. 2003 — Самиздат Ленинграда: 1950-е — 1980-е: Литературная энциклопедия.

Северюхин Д. (общ. ред.); Долинин В., Иванов Б., Северюхин Д. (авт.-сост.). М.: НЛО, 2003. 624 с. Стратановский 2016 — Стратановский С. Нестройное многоголосие. СПб.: Пушкинский фонд, 2016. 54, [1] с.

6 Стихотворение имеет эпиграф из «Поэмы без героя» А. Ахматовой и посвящено С. Страта-новскому. Первая публикация: [У Голубой Лагуны. 1980-1986, т. 4Б, с. 97-98].

7 Сюзанна Масси (Suzanna Massie) — американская писательница и общественный деятель, автор книг по российской истории и культуре; составитель антологии стихов ленинградских поэтов [The Living Mirror. 1972].

Судьбы литературы... 2010 — Судьбы литературы Серебряного века и русского зарубежья: Сб. статей и материалов: (Памяти Л. Л. Иезуитовой: К 80-летию со дня рождения). СПб.: Петрополис, 2010. 564 с.

У Голубой Лагуны. 1980-1986 — У Голубой Лагуны: антология новейшей русской поэзии = The Blue Lagoon Anthology of Modern Russian Poetry: В 5 т., 9 кн. Кузьминский К., Ковалев Г. (сост.). Newtonwille (MA): Oriental Research Partners, 1980-1986. NRL 1978 — Neue Russische Literatur. Len V. l., Ziegler R., Mayer G. (Hrsg.). Bd 1. Salzburg: Institut für Slawistik, 1978. 359 S.

Poets on Street Corners. 1968 — Poets on Street Corners: Portraits of Fifteen Russian Poets. O. A. Carlisle

(сотр.). New York: Random House, 1968. 429 p. The Living Mirror. 1972 — The Living Mirror: Five Young Poets from Leningrad. Massie S. (comp.). S. l.: Dou-

bleday & Co., 1972. 344, [4] p. WSA 1982 — Wiener Slawistischer Almanach. Bd 9. Leipzig: Biblion Media GmbH, 1982. URL: http://periodika.

digitale-sammlungen.de/wsa/Band_bsb00000477.html (дата обращения: 30.09.2016). WSA 1985 — Wiener Slawistischer Almanach. Bd 15. Leipzig: Biblion Media GmbH, 1985. URL: http://perio-dika.digitale-sammlungen.de/wsa/Band_bsb00000483.html (дата обращения: 30.09.2016).

Статья поступила в редакцию 18 марта 2017 г.

Статья рекомендована в печать 4 сентября 2017 г.

Valieva Iuliia Melisovna St. Petersburg State University

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russia y.valieva@spbu.ru, jouliali@gm ail.com

Readings in the memory of Liudmila A. Iezuitova (on her 85th anniversary). From the Silver Age to the Bronze Age: New research

For citation: Valieva Iu. M. Readings in the memory of Liudmila A. Iezuitova (on her 85th anniversary). From the Silver Age to the Bronze Age: New research. Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature, 2018, vol. 15, issue 1, pp. 5-16. https://doi.org.10.21638/11701/spbu09.2018.101

References

Библиографический указатель. 2007 — "Bibliograficheskii ukazatel' trudov D. E. Maksimova i liter-atury o nem (1930-2005)" [Bibliography of D. E. Maksimov's Works and Literature about Him]. Stratanovskii S. G. (comp.) Dmitrii Evgen'evich Maksimov v pamiati druzei, kolleg, uchenikov: K 100-letiiu so dnia rozhdeniia [Dmitry Evgenievich Maksimov in the Memory of Friends, Colleagues, Students: To the 100th Anniversary of the Birth]. Iezuitova L. A., Prikhod'ko I. S. (eds). Moscow: Nauka Publ., 2007. P. 399-436. (In Russian)

Буковская 2011 — Bukovskaia T. "Avtobiografiia" [Autobiography]. Litsa peterburgskoi poezii: 1950-1990-e: Avtobiografii. Avtorskoe chtenie [Persons of Petersburg Poetry: 1950-1990: Autobiography. Author's Reading]. Valieva Iu. M. (comp., project manager, ed.). St. Petersburg: Zamizdat Publ., 2011. P. 224. (In Russian) Буковская 2016 — Bukovskaia T. Zhiznetaina: kniga stikhotvorenii [Zhiznetaina: Book of Poems]. St. Petersburg: VVM Publ., 2016. 61, [2] p. (In Russian) Воспоминания. 2010 — Vospominaniia o Liudmile Aleksandrovne Iezuitovoi [Memories of Lyudmila Alexan-

drovna Jesuitova]. St. Petersburg: Petropolis Publ., 2010. 156 p. (In Russian) Иезуитова 2006 — Iezuitova L. A. "Ustoichivaia arkhetipicheskaia formula «voskhozhdenie — niskhozhde-nie — voskhozhdenie» v tvorchestve Viach. I. Ivanova i L. N. Andreeva" [Stable Archetypal Formula "Ascent — Descent — Ascent" in the Work of Vyach. I. Ivanov and L. N. Andreeva]. Bashnia Viacheslava Ivanova i kul'tura Serebrianogo veka [Tower of Vyacheslav Ivanov and Culture of the Silver Age]. Shish-kin A. B. (ed.). St. Petersburg: Filologicheskii fakul'tet SPbGU Publ., 2006. P. 149-160. (In Russian) Иезуитова 2007 — Iezuitova L. A. "Nabroski k portretu Dmitriia Evgen'evicha Maksimovaa" [Sketches of the Portrait of Dmitry Evgenievich Maksimov]. Dmitrii Evgen'evich Maksimov v pamiati druzei, kolleg,

uchenikov: K 100-letiiu so dnia rozhdeniia. [Dmitry Evgenievich Maksimov in the Memory of Friends, Colleagues, Students: On His 100th Anniversary]. Iezuitova L. A., Prikhod'ko I. S. (eds). Moscow: Nauka Publ., 2007. P. 120-121. (In Russian) Иезуитова 2010a — Iezuitova L. A. Leonid Andreev i literatura Serebrianogo veka: Izbrannye trudy [Leonid An-dreev and the Literature of the Silver Age: Selected Works]. St. Petersburg: Petropolis Publ., 2010. 738 p. (In Russian)

Иезуитова 2010b — Iezuitova L. A. "Khraniteli ognia, iskateli sveta: Bashnia Viacheslava Ivanova i nashi dni" [Keepers of Fire, Seekers of Light: The Tower of Vyacheslav Ivanov and Our Days]. Iezuitova L. A. Leonid Andreev i literatura Serebrianogo veka: Izbrannye trudy [Leonid Andreev and the Literature of the Silver Age: Selected Works]. St. Petersburg: Petropolis Publ., 2010. P. 715-721. (In Russian) Материалы к библиографии. 2010 — "Materialy k bibliografiinauchnykh rabot L. A. Iezuitovoi" [Materials for Bibliography of Scientific Works by L. A. Iezuitova]. Stratanovskii S. G. (comp.). Iezuitova L. A. Leonid Andreev i literatura Serebrianogo veka: Izbrannye trudy [Leonid Andreev and the Literature of the Silver Age: Selected Works]. St. Petersburg: Petropolis Publ., 2010. P. 724-735. (In Russian) Самиздат Ленинграда. 2003 — Samizdat Leningrada: 1950-e — 1980-e: Literaturnaia entsiklopediia [Leningrad Samizdat: 1950-1980s: Literary Encyclopedia]. Severiukhin D. (ed.); Dolinin V., Ivanov B., Severi-ukhin D. (auth.-comp.). Moscow: NLO Publ., 2003. 624 p. (In Russian) Стратановский 2016 — Stratanovskii S. Nestroinoe mnogogolosie [Dissonant Polyphony]. St. Petersburg: Push-

kinskii fond Publ., 2016. 54, [1] p. (In Russian) Судьбы литературы. 2010 — Sud'by literatury Serebrianogo veka i russkogo zarubezh'ia: Sb. statei i materi-alov: (Pamiati L. A. Iezuitovoi: K 80-letiiu so dnia rozhdeniia) [Destinies of Literature of the Silver Age and the Russian Abroad: Collection of Articles and Materials: (L. A. Iezuitova's Memory: To the 80th Anniversary)]. St. Petersburg: Petropolis Publ., 2010. 564 p. (In Russian) У Голубой Лагуны. 1980-1986 — U Goluboi Laguny: antologiia noveishei russkoi poezii = The Blue Lagoon Anthology of Modern Russian Poetry: In 5 vols, 9 books. Kuz'minskii K., Kovalev G. (comp.). Newtonwille (MA): Oriental Research Partners, 1980-1986. (In Russian) NRL 1978 — Neue Russische Literatur [New Russian Literature]. Len Vl., Ziegler R., Mayer G. (eds). Vol. 1.

Salzburg: Institut für Slawistik Publ., 1978. 359 p. Poets on Street Corners. 1968 — Poets on Street Corners: Portraits of Fifteen Russian Poets. О. А. Carlisle

(comp.). New York: Random House, 1968. 429 p. The Living Mirror. 1972 — The Living Mirror: Five Young Poets from Leningrad. Massie S. (comp.). S. l.: Dou-

bleday & Co., 1972. 344, [4] p. WSA 1982 — Wiener Slawistischer Almanach [Viennese Slavonic Almanac]. Vol. 9. Leipzig: Biblion Media GmbH Publ., 1982. URL: http://periodika.digitale-sammlungen.de/wsa/Band_bsb00000477.html (Access Date: 30.09.2016).

WSA 1984 — Wiener Slawistischer Almanach [Viennese Slavonic Almanac]. Vol. 15. Leipzig: Biblion Media GmbH Publ., 1985. URL: http://periodika.digitale-sammlungen.de/wsa/Band_bsb00000483.html (Access Date: 30.09.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.