Научная статья на тему '2012. 01. 027. Се сямин. Ключ к восстановлению сельского общества и справедливости в китайской деревне. Се сямин. Чжунцзянь ИИ шицзе:: чжунцзянь Чжунго нунцунь шэхуй // Тяньцзинь шэхуй кэсюэ. - Тяньцзинь, 2011. - № 1. - С. 49-55. - кит. Яз'

2012. 01. 027. Се сямин. Ключ к восстановлению сельского общества и справедливости в китайской деревне. Се сямин. Чжунцзянь ИИ шицзе:: чжунцзянь Чжунго нунцунь шэхуй // Тяньцзинь шэхуй кэсюэ. - Тяньцзинь, 2011. - № 1. - С. 49-55. - кит. Яз Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВНЯ КНР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КРЕСТЬЯНСТВО КНР СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 027. Се сямин. Ключ к восстановлению сельского общества и справедливости в китайской деревне. Се сямин. Чжунцзянь ИИ шицзе:: чжунцзянь Чжунго нунцунь шэхуй // Тяньцзинь шэхуй кэсюэ. - Тяньцзинь, 2011. - № 1. - С. 49-55. - кит. Яз»

ЮЖНАЯ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2012.01.027. СЕ СЯМИН. КЛЮЧ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ СЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА И СПРАВЕДЛИВОСТИ В КИТАЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ.

СЕ СЯМИН. Чжунцзянь ии шицзе:: чжунцзянь чжунго нунцунь шэхуй // Тяньцзинь шэхуй кэсюэ. - Тяньцзинь, 2011. - № 1. -С. 49-55. - Кит. яз.

Автор, профессор социологического факультета Фуданьского университета (Шанхай), считает, что из «трех проблем» - деревня, сельское хозяйство, крестьяне - ключевой является первая.

Предполагается строительство новой деревни со сносом старого и строительством нового жилья, проведением водопровода и канализации, электрификации, в конечном счете приближение облика деревни к поселку городского типа.

Однако суть решения проблемы возрождения и построения новой китайской деревни состоит в возрождении в ней «справедливого мира».

Традиционная китайская деревня в основном была самоуправляющейся общиной. Ее основу образовывали три силы: 1) кланы; 2) система «сюнь дао», сложный конгломерат из культа предков, веры в духов, магических обрядов, буддизма, конфуцианства; 3) местные шэньши, которые были воплощением Пути (Дао) Конфуция, государственной идеологии, главной в которой было конфуцианство.

Проводившиеся КПК аграрные реформы были направлены на уничтожение влияния этих трех сил. В 30-е годы прошлого века КПК в провинции Цзянси проводила опыт по строительству государства, в котором среди прочего важным пунктом была пере-

стройка крестьянской общины. Эксперимент КПК нарушил происходившее на протяжении всей истории Китая естественное развитие китайского общества, началась эпоха сознательной, широкомасштабной перестройки его социальных структур.

В КНР была осуществлена самая радикальная в истории Китая передача земли в частные руки. В Законе о земельной реформе КНР (июнь 1950 г.) было закреплено положение о ликвидации помещичьего землепользования и передаче земли в собственность крестьянам. Однако менее чем через 10 лет, в период движения за создание народных коммун, в 1958 г., частная собственность крестьян на землю была отменена, земля передавалась в коллективную собственность. Этот процесс прошел нормально, без активного сопротивления крестьян. Понимание этого феномена может прийти в результате социологических исследований реального процесса проведения КПК аграрной реформы.

Партийные организации в деревне вначале использовали «идеологическое оружие», разъясняя крестьянам смысл революционной борьбы. Воспитывались активные элементы, расширялось число членов партии, а также организовывались крестьянские союзы, женские союзы, молодежные объединения и другие массовые организации, составлявшие окружение партийных организаций, что позволяло последним расширяться и развиваться.

На созданной идейной и организационной основе разворачивалась борьба с помещиками и «тухао» (местными богачами), крестьянам раздавали их землю и имущество. Особое внимание уделялось тому, чтобы дать возможность массам в процессе их собственной борьбы учиться партийной политике и стратегии, на своем собственном опыте проникаться правотой идей и действий партии.

В результате были окончательно разгромлены старые структуры и созданы под руководством КПК новая власть, новые производственные отношения, новые общественные организации. Постепенно возникли новые социальные структуры, ядром которых были партийные организации. Каждая низовая партийная ячейка за счет массовых организаций всех крестьян постепенно превращалась в общину (шэцюй), в сообщество (гунтунти).

Поскольку партийные организации постоянно были центральной силой в обучении, организации, мобилизации масс, непо-

средственно руководили массами, всецело заботились о предоставлении им возможности убеждаться на собственном опыте, получаемом в процессе собственного участия, в правильности партийной платформы, в правильности теории, политики и стратегии КПК, руководство партии воспринималось крестьянскими массами как естественное и само собой разумеющееся явление.

Возникшее после аграрной реформы сельское общество представляло собой создавшуюся на принципиальной основе нерушимую связку партийных организаций и крестьянства.

Введение частной собственности на землю, разрешение купли-продажи земли приведет к прекращению сложившихся между партией и крестьянами этических отношений, в которых крестьяне всегда были основой и сутью этих отношений, и это должно учитываться авторами любых идей и проектов разрешения крестьянского вопроса в Китае.

Путь к восстановлению сельского общества в Китае, по автору, лежит в возрождении «справедливого мира» в китайской деревне. В начале реформ в Китае происходила важная дискуссия, инициаторы которой говорили о необходимости замены существовавшего в прошлом принципа «справедливость стоит впереди выгоды» принципом «выгода стоит впереди справедливости». Эта дискуссия оказала пагубное влияние на реформы, которое сохраняется и до сегодняшнего дня. По автору, абсолютно невозможно уничтожить вечный принцип приоритета справедливости над выгодой, позволить ставить выгоду впереди справедливости, позволить всему народу воспринять этот новый принцип и жить, не зная норм нравственности.

С началом распространения в Китае принципа приоритета выгоды над справедливостью стали рушиться основы справедливого мира. Принятую партией основную линию на установление приоритета экономики некоторые ученые трактуют как установку «смотреть на все через призму денег». Однако понятие «экономическое строительство» включает в себя установление норм хозяйственной деятельности и присутствующего в ней духа, что уже относится к строительству духовной культуры.

При Мао Цзэдуне традиционную крестьянскую общину, состоявшую из объединения отдельных семей, или групп семей, заменила община, ядром которой была партийная организация.

В сознание людей настойчиво вкладывалось представление о том, что «организация (цзучжи) превыше всего». Власть заботилась о сиротах и стариках, снабжала их продуктами, и таким образом написанные в древних книгах слова о необходимости оказывать помощь нуждающимся становились реальностью.

Отдельный человек не должен был заботиться о своих делах, «организация» могла для него все устроить. Отношение людей к возможностям «организации» было почти религиозным. Безграничная вера в то, что социалистическая власть может решить все проблемы, изначально формировалась при отсутствии доказательств справедливости такой веры. Народные массы радовались тому, что могут сложить с себя обременительную ответственность за стариков. Сохранение прежних отношений между родственниками не отвечало указаниям партии, которая вела пропаганду материализма и атеизма, под влиянием которой произошло освобождение сознания крестьян от «феодальных предрассудков». Они перестали бояться посмертной кары и страданий в аду, смогли заниматься тем, что они сами хотели делать.

Прежний культ предков уступил место поклонению партийным организациям и вождям партии. В эпоху Мао Цзэдуна происходили быстрые и радикальные сдвиги, и пиком их явилась «культурная революция» (1966-1976). Тогда в китайском обществе возникло небывалое в истории Китая явление - повсеместно началась борьба за толкование цитатника Мао. Возникшая ситуация заставляла людей думать, что, возможно, именно в это время возникла некая религия.

Реформы начались с деревни1, но очень скоро фронт борьбы переместился в город, деревня осталась на обочине. Крестьяне стали в большом количестве покидать родные места, перемещаться по всей стране в поисках работы. Сейчас сельское общество близко к социальной дезинтеграции. Покидающие родные места крестьяне -в большинстве своем люди молодого и зрелого возраста, среди них многие - члены партии, и это приводит к парализации партийных ячеек. Государственная идеология «справедливого мира» постепенно дряхлеет, и ее место начали занимать возрождающиеся культ

1 Решение ЦК КПК (декабрь 1978 г.) о переходе к использованию формы земельного подряда в качестве основной формы хозяйствования принято считать рубежом экономической реформы в стране. - Прим. реф.

предков, традиционные обряды, почитание божественного пути (Дао), Конфуция и появляющиеся новые религии, скорость возникновения которых заставляет людей испытывать чувства изумления и опасения. В современном сельском обществе существуют три силы: традиционная культура, государственная идеология и новые религии. Наиболее мощной из них является последняя, а наиболее слабой - первая.

Построение «справедливого мира» неизбежно требует организационных, руководящих широкомасштабных, системных действий, однако голос партии нелегко услышать. Хотя радиоприемники и даже телевизоры можно увидеть в деревне повсеместно, деревенские жители обращают очень мало внимания на транслируемые новости и на голос партии.

В деревенских общинах можно обнаружить очень мало следов присутствия членов партии, постороннему человеку почти невозможно отличить их от обычных людей. Такой отказ от исполнения своих обязанностей, по-видимому, является мерой поведения, избранной самой партией. В отсталых деревнях даже и секретари партячеек целыми днями заняты зарабатыванием денег. В разговорах почти не затрагиваются политические темы, толкуют об экономических законах и правах, иногда говорят о зарабатывании денег. Члены партии и партийные кадры забыли о своих обязанностях вести идеологическую работу.

С упадком духа коллективизма, заменившего в свое время мораль, в деревне остается лишь коллективная собственность на землю. Однако председатели местных партячеек стремятся использовать ее в своих интересах, что также усугубляет ситуацию с присутствием справедливости в жизни людей и усиливает у них представление о том, что деньги - главнейшая ценность в жизни. Самой большой преградой на пути построения справедливого мира сейчас, вероятно, является принцип «выгода стоит впереди справедливости». К счастью, в деревне еще сохранились элементы традиционной культуры, и это позволяет поддержать хозяйственную деятельность людей.

Решение проблемы китайской деревни зависит не от строительства новых деревень, приближенных к поселкам городского типа, а в том, какое общество (или община) будет в них создаваться, какие социальные структуры.

Многие ученые считают, что путь к решению проблемы деревни состоит в организации крестьян, и эту позицию, кажется, разделяют большинство социологов, но достигнуть единства в вопросе о том, как организовывать крестьян, очень трудно. При нынешней ситуации в деревне сложно надеяться на то, что крестьяне сами, без вмешательства внешних сил, смогут создать эффективное производство, реализовать самоорганизацию в создании кооперации или в защите своих прав.

Некоторые люди утверждают, что для решения вопроса нужна только подлинная демократия, что необходимо предоставить крестьянам право самим создавать организации для защиты своих прав. Это очень смутная и незрелая позиция, скрывающая в себе смысл дать крестьянам права, с тем чтобы потом сложить с себя ответственность, бросить крестьян на произвол судьбы. «Всем известно, что китайские крестьяне это - овцы, у них нет возможности защитить самих себя» (с. 54). Однако до сих пор еще не поднимается вопрос о проведении демографических исследований в сельской местности для выяснения того, сколько среди крестьян тех, кто морально готов, пройдя путь обучения, подняться до уровня самосознания; сколько среди них людей, способных думать только о выгоде и совершенно не готовых к моральному и нравственному пробуждению; какую долю от общего количества крестьян составляют те, кто неспособен научиться работать с современной техникой, приобретать мастерство и кто тем самым не может сам обеспечить свое существование. До начала проведения специальных исследований разговоры о демократии остаются пустой болтовней, не подкрепленной реальными делами. Если действительно позволить крестьянам самоорганизовываться, то наилучшим исходом для них в этом случае, по мнению автора, может быть лишь возрождение существовавшей в старом обществе модели самоорганизации, но отнюдь не появление в деревне демократических сил, на которые возлагаются надежды. Без коренного обновления справедливого мира нельзя надеяться на появление новых социальных структур.

В реальной обстановке современного мира люди в деревне не способны правильно оценивать свои возможности. В мечтах разбогатеть они позволяют себе для ведения хозяйства брать деньги в долг, а потерпев неудачу, как это случается со многими простыми

людьми, они не имеют возможности ни вернуть долг, ни взять кредит, часто тянут с уплатой долгов, не возвращают их и в результате подвергаются выбиванию из них долгов насильственными методами.

Фактически, когда появится частная собственность на землю, первыми в деревню могут хлынуть крупные коммерсанты, которые начнут скупать крестьянские земли (или право землепользования), создавать фермы, нанимать потерявших землю крестьян в качестве наемных работников. В современных условиях перед хозяевами этих ферм встанут те же проблемы, что и перед крестьянами, ведущими индивидуальное хозяйство. Хозяева недостаточно крупных ферм в поисках выхода должны будут прибегать к незаконным действиям, искать опору в вооруженных людях, опираться либо на правительство, либо на тайные общества, искать пути к тому, чтобы жить в согласии с местными авторитетами. Ясно, что в такой ситуации «подлинная крестьянская демократия» будет означать уступку сферы влияния в деревне преступным силам.

Сейчас в сельской местности существует единственная возможность - опираться на местные организации КПК, которые в текущей обстановке кажутся наиболее здоровой силой. Восстановление в деревне клановой организации не даст желаемого результата, поскольку содержание понятия «справедливость» и его восприятие людьми прошлого времени и современными совершенно различны, так же, как и социальные структуры.

Сейчас КПК уже полностью осознает необходимость возрождения «справедливого мира», но продолжают оставаться неясными несколько вопросов, а именно: смогут ли партийные организации и коммунистическая идеология решить проблему потребности народных масс в религии, дать массам необходимую им веру; смогут ли партийные организации достигнуть такого уровня очищения своих рядов от коррупции, чтобы восстановить доверие масс; смогут ли большинство членов партии в большинстве мест и в большинстве случаев отстаивать социальную справедливость.

Главное, будет ли заключен союз между государственной идеологией и конфуцианством, или возобладает мнение, что нужно возродить конфуцианство, трансформированное в религию. Такое мнение само по себе далеко от реальности. В настоящее время в Китае уже отсутствует социальная база конфуцианства. Разрушены социальные структуры старого общества, принцип «почитание го-

сударства» заменен принципом «преданность партии и государству», а в современной жизни проведение политики планового деторождения привело к тому, что в Китае около половины семей не имеют потомков мужского пола, что подрывает саму основу для возрождения конфуцианства.

Однако составляющая ядро конфуцианства система человеческих ценностей, основными из которых являются гуманность и справедливость, этикет и мудрость, сохраняются и сегодня и продолжают играть важную роль в обществе, используются вновь возникающими религиями.

И.С. Ермаченко

2012.01.028. АНВАР Т. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И НЕРАВЕНСТВА НА ДИНАМИКУ БЕДНОСТИ В ПАКИСТАНЕ. ANWAR T. Role of growth and inequality in explaining changes in poverty in Pakistan // Pakistan development rev. - Islamabad, 2010. -Vol. 49, N 1. - P. 1-17.

Экономический советник Канадского агентства международного развития (бывший руководитель исследовательского отдела Государственного банка Пакистана) отмечает, что в 2003/042005/06 фин. гг. средний годовой рост ВВП составил 6,9%, что вывело Пакистан в ряд самых быстро растущих экономик в Азии. При этом доля населения, живущего в абсолютной бедности, снизилась, по официальным данным, на 10,5% - с 34,4% в 2001/02 фин. г. до 23,9% в 2004/05 фин. г. (с. 1). Но за этот же период, согласно коэффициенту Джини, распределение потребительских расходов ухудшилось. Из этого можно было бы заключить, что быстрый экономический рост хотя и сократил бедность, в то же время увеличил неравенство. Однако чтобы определить влияние экономического роста и неравенства на изменения в уровне бедности, такие инструменты, как коэффициент Джини, не очень полезны. Автор анализирует изменения в уровне бедности, рассматривая раздельно показатели роста и распределения потребительских расходов. Для целей своего исследования он использует данные широкомасштабных обследований домашних хозяйств 1998/99, 2001/02 и 2004/05 гг.

Первый период, 1998/99-2001/02 гг., характеризовался слабым экономическим ростом ввиду поразившей страну засухи. В этот период масштабы абсолютной бедности возросли, особенно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.