Научная статья на тему '2012. 03. 068. Ши Фан. Изменение подхода к изучению новой истории Китая за последние 30 лет - на примере изучения истории китайской деревни. Ши Фан. Цзинь саньши нянь Чжунго цзиньдай ши яньцзю дэ Чжуанхуань - и сянцунь ши яньцзю дэ чжунсинь // Шисюэ юэкань. - Хэнань, 2011. - n 4. - С. 27-40. - кит. Яз'

2012. 03. 068. Ши Фан. Изменение подхода к изучению новой истории Китая за последние 30 лет - на примере изучения истории китайской деревни. Ши Фан. Цзинь саньши нянь Чжунго цзиньдай ши яньцзю дэ Чжуанхуань - и сянцунь ши яньцзю дэ чжунсинь // Шисюэ юэкань. - Хэнань, 2011. - n 4. - С. 27-40. - кит. Яз Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В КНР / КНР ИСТОРИОГРАФИЯ / КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КИТАЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ермаченко И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 03. 068. Ши Фан. Изменение подхода к изучению новой истории Китая за последние 30 лет - на примере изучения истории китайской деревни. Ши Фан. Цзинь саньши нянь Чжунго цзиньдай ши яньцзю дэ Чжуанхуань - и сянцунь ши яньцзю дэ чжунсинь // Шисюэ юэкань. - Хэнань, 2011. - n 4. - С. 27-40. - кит. Яз»

В отношении движения народных коммун ЦК КПСС в сентябре 1958 г. принял специальное постановление, в котором говорилось, что «КПК совершила ошибки, проявив радикализм и путчизм, но, во имя поддержания сердечных советско-китайских отношений, Советский Союз не будет высказываться по этому поводу» (с. 872).

Между тем отношения между СССР и Китаем становились все более натянутыми, и в конце концов декларированная ранее дружба перешла в открытую вражду. «Советское отношение к движению народных коммун указывало на советско-китайские расхождения в вопросах внутренней политики, которые Мао не мог больше терпеть, решив открыто критиковать Москву» (с. 878). Главной задачей КПК в отношении Москвы стала критика «ревизионизма». Политика КПК выражалась в формуле «проявлять твердость в принципах, но гибкость в тактике». ЦК КПК придерживался установки, что «советско-китайская дружба очень важна для обеих партий и необходима для мирового коммунистического движения. Вследствие культа личности Мао КПК совершала грубые ошибки как во внутренней, так и во внешней политике. Последствия БС и создания народных коммун были катастрофическими, и со временем это становилось все более очевидным. Перед лицом массового голода и гибели от него миллионов крестьян «у Мао больше не было ни желания, ни смелости спорить с Хрущёвым» (с. 879).

Л. Ф. Блохин

2012.03.068. ШИ ФАН. ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОЙ ИСТОРИИ КИТАЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 30 ЛЕТ - НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ КИТАЙСКОЙ ДЕРЕВНИ. ШИ ФАН. Цзинь саньши нянь чжунго цзиньдай ши яньцзю дэ чжу-анхуань - и сянцунь ши яньцзю дэ чжунсинь // Шисюэ юэкань. -Хэнань, 2011. - N 4. - С. 27-40. - Кит. яз.

Автор, доктор исторических наук, преподаватель истфака Уханьского университета, на основании критического обозрения вышедших в КНР и также переведенных на китайский язык работ западных ученых оценивает изменения в изучении новой истории Китая (1840-1949) за период с 1978 по 2008 г.

В это время, пишет он, изучение новой истории Китая шло главным образом в трех областях: истории революции, экономической истории и социальной истории. В течение длительного времени стержнем изучения китайскими историками новой истории Китая была история революции, которая складывалась из: а) истории КПК; б) новой истории; в) истории Китайской республики (1912— 1949), при этом самостоятельными темами были антифеодальная борьба китайского народа после «опиумных войн» (1840-1842; 1856-1860) и особенно создание КНР.

За рассматриваемые 30 лет в изучении истории революции изложение исторических событий крупными мазками уступило место подробному и детальному описанию; темы общенационального масштаба и подмена исследований исторических событий теоретическими рассуждениями сменились исследованиями региональных тем и анализом отдельных исторических событий.

В статье прослеживаются отмеченные выше изменения на примере изучения истории китайской деревни в КНР за период 1978-2008 гг. В исследовании крестьянских движений апологетическая позиция сменяется постепенно объективным освещением проблем и глубоким исследованием негативных явлений.

Так, крестьянское движение в провинции Хунань в 19251927 гг. в свое время было образцом революции в деревне, но в нем проявились серьезные левацкие ошибки. Стихийный, неуправляемый образ действий крестьян был неразрывно связан с ошибками низовых организаций КПК в вопросах идейного руководства и стратегии борьбы, включая такие ошибки, как преклонение перед стихийностью и накалом массовых движений, нанесение участниками движения спонтанно возникающих крупных ударов, возведение в абсолют преступных деяний.

В то время КПК, стремясь укрепить свои позиции в отношениях с Гоминьданом (ГМД), занялась крестьянским движением, но малочисленные партийцы не обладали достаточными силами для руководства движением, левацкие ошибки в крестьянском движении в Хунани вызвали контрреволюционный бунт в провинциях Хунань и Хубэй, что ускорило разрушение союза между КПК и ГМД и оказало крайне неблагоприятное влияние на китайскую революцию.

Подобные явления обнаружились в крестьянском движении в провинции Гуандун, где упала дисциплина в партийных организациях, ослабла их живучесть и способность применяться к обстановке.

Большинство принимавших участие в восстании крестьян были неграмотными, не существовало причинной связи между эксплуатацией со стороны помещиков и участием крестьян в революции. Наиболее активными среди ее участников обычно были жители маленьких деревень в захолустье и не испытывавшие самой большой тяжести помещичьего гнета крестьяне из больших деревень. Присущее крестьянам клановое сознание побеждало классовую идею, и в то время, как КПК пыталась изменить крестьян, крестьяне в свою очередь изменяли местные партийные организации.

Заслуживают также внимания ошибки в проблеме крестьянского движения не только у КПК, но и у ГМД. ГМД сначала активно поддерживал крестьянское движение, но в процессе борьбы с КПК и чистки партии избрал метод подавления крестьянского движения, дав полную свободу местным «тухао» (местные тираны) и «лешень» («злостные» шэньши) мстить крестьянским союзам, затем расширил круг объектов, по которым наносились удары. Такая политика стала началом политического разложения ГМД и началом его пути к поражению.

Так, путем серьезных размышлений историки КНР приходят к выводам о том, что крестьяне по своей природе не являются революционерами и что они также могут быть могильщиками революции. Способность КПК руководить крестьянами вырабатывалась в ходе самих крестьянских движений, переживая периоды ослабления. Симпатии и антипатии крестьян могли привести к большим поворотам в исторической обстановке, КПК как политическая партия должна была действовать в крестьянском вопросе осмотрительно.

Аграрная реформа - важный вопрос в руководстве КПК революцией в деревне. Распространение бедности среди сельского населения - непременное, но не обязательно единственное условие возникновения революции. Главные причины китайской революции кроются в истории вхождения КПК в сельское общество и во взаимосвязи роли различных сил в той исторической обстановке. На результаты аграрной реформы и доверие крестьян к КПК прямо

влияло качество партийных кадров на низовом уровне. В практике проведения КПК аграрной реформы в Северном Китае и связи между партией и массами сплелись в сложную картину. Помещики и богатые крестьяне, оказавшись в крайне неблагоприятных для себя условиях, рассчитывая из осторожности спрятаться, добивались этим поведением для себя еще худших результатов. Крестьяне-бедняки и арендаторы вели себя рационально, соблюдая моральные принципы, но не выдерживали напряжения. Крестьяне-середняки обдумывали и взвешивали свой выбор между безопасностью и получением выгоды.

Основной целью проводимой КПК аграрной реформы в Северном Китае было дать крестьянам наибольшую выгоду от ее проведения, но на начальном этапе это вовсе не вызывало энтузиазма у крестьян, они из-за боязни последствий не поддавались на призывы КПК. Стремясь переломить ситуацию и улучшить работу плохих кадров в низовых партийных организациях, вызывавшую негативный отклик у крестьян, КПК ускорила появление собраний народных представителей районов и деревень как основной формы власти, обретшей характер самоуправления. В такой ситуации крестьяне пробудились от привычного для них долготерпения, их обуяло чувство ненависти к владевшим землей помещикам. Крестьяне начали наносить удары по помещикам с требованиями равенства между богатыми и бедными, часть крестьян-бедняков стала нападать на крестьян-середняков, требуя полной уравниловки.

Обобщая, можно отметить, что аграрная реформа не оказала очищающего влияния на психологию крестьян, наоборот, некоторые их взгляды и привычки в ходе ее изменились в негативную сторону.

Еще одной темой в области экономической истории, активно обсуждаемой в последнее время, получившей новое развитие, привлекающей наибольшее внимание и до сих пор очень мало освещенной, является история революции в Южном Китае.

Проводившиеся в последнее время некоторыми учеными исследования революционной деятельности КПК в деревне в Южном Китае воссоздают историческую картину, также серьезно отличающуюся от рисовавшейся прежде. Южный Китай был регионом с наиболее развитыми в стране арендными отношениями и самым высоким абсентеизмом помещиков, однако крестьянская револю-

ция не достигла здесь высокого подъема. КПК не имела в этом регионе возможностей вербовать достаточное количество крестьян для организации вооруженных отрядов, потому что высокий уровень развития рыночных отношений давал здесь крестьянам больше шансов заработать на жизнь и улучшить свое положение. Вступление в отряд не имело для них притягательной силы. В то же время КПК не могла собирать здесь много провианта, поскольку большинство крестьян были арендаторами, не несшими фискальных обязанностей перед государством, к тому же помещики и излишки продовольствия концентрировались в городах и поселках, куда силам коммунистов не было доступа.

Среди основных политических установок, предложенных КПК для разрешения крестьянского вопроса, было выдвинутое после начала Китаем войны сопротивления Японии (1937-1945) предложение снизить арендную плату и ссудный процент. В выходивших ранее статьях китайские историки высказывали устоявшееся мнение о совпадении содержания политических документов об аграрной реформе с проведением их в действительности и широко замалчивались противоречившие этому мнению исторические факты.

В исследованиях последнего времени на примере опорной базы на севере провинции Шаньси выясняется, снижалась ли арендная плата, каким образом и насколько. Сопоставление данных выявило большую разницу между заявленной КПК политикой и ее проведением в жизнь.

Ранее причины, вызвавшие крестьянскую революцию, привычно связывали с ростом населения, приводившим к усилению напряженности в отношениях между помещиками и крестьянами, и не обращали внимания на анализ структуры населения. Называя причиной революции эксплуатацию крестьян помещиками, не занимались в связи с этим количественным анализом в исторической динамике. Изучение стабильности классовой структуры деревенского населения в Новое время позволило по-новому подойти к более глубокому обсуждению проблемы возникновения революции в Новое время.

В области изучения экономической истории Китая в Новое время старой темой являются земельные отношения. Сложилось устойчивое мнение, что в ХХ в. помещики и богатые крестьяне,

составлявшие 10% сельского населения, владели 70-80% земли, тогда как составившие свыше 90% населения крестьяне-батраки, середняки и другие слои деревенского общества владели около 2030% земли (с. 33). Из-за недостаточного фактического обоснования эти цифры вызывают сомнение. Результаты новых подсчетов на основе комплекса различных статистических данных таковы: до войны сопротивления Японии крестьянские дворы, не имевшие земли, составляли около 30-40% всех дворов в деревне. Помещики, богатые крестьяне владели около 50-60% земли; середняки и бедняки - около 40-50% (с. 33).

Эти данные показывают, что в Новое время ситуация с владением землей в Китае не была столь необычной, как она представлялась ранее. Тем не менее в научном мире до сих пор не утихают споры по вопросам концентрации и рассредоточения прав на землю, и среди них система «два хозяина - одно поле»1 привлекает серьезный интерес ученых.

В конце правления династии Цин (1644-1911) в Южном Китае эта система была распространена повсеместно, авторы статей называют ее сложной и подвижной и подчеркивают, что обладателей разных прав на владение землей нельзя упрощенно называть «помещиками» и «арендаторами». Между проживавшими в городе помещиками и крестьянами из всех прочих отношений оставались лишь отношения арендодателя и арендатора, что совершенно изменило традиционное положение «проживавшего на земле» помещика как члена местной деревенской элиты, носителя конфуцианской мудрости и морали. Такой анализ подлинного облика помещика, независимо от места его проживания, возможен лишь при условии освобождения ученых от использования ими теории классовой борьбы как единственного метода исследования.

В китайской деревне в Новое время тремя опорами земельных отношений были: владение землей (или, другими словами, распределение прав на землю), арендная система и система найма. В прежнее время исследование земельных отношений в деревне в

1 Согласно цинскому праву, собственническими правами на один и тот же участок земли могли обладать и арендодатель, которому принадлежал «нижний слой земли» (подпочва), и арендатор, которому принадлежала «поверхность земли» (почва). Первый имел право на получение ренты, второй - на «вечную» (передаваемую по наследству) аренду. - Прим. реф.

большой степени ограничивалось констатацией факта эксплуатации и не включало количественных расчетов, анализа динамики и региональных различий, изучение чрезвычайно сложного сплетения разных факторов. Теперь положение меняется.

Серьезным направлением в изучении истории деревни в последние годы является изучение жизненного уровня крестьян. Некоторые ученые, рассматривая чистую прибыль крестьян и норму прибыли в доходах и расходах, величину доходов и расходов, структуру и уровень потребления, изменения в образе жизни крестьян, приходят к выводу о том, что сельское хозяйство в Северном Китае в Новое время имело определенное развитие, и в жизни крестьян происходили некоторые изменения к лучшему. Сторонники противоположной точки зрения по-прежнему считают, что в Новое время в сельском хозяйстве Китая наблюдался общий застой, деревня находилась в упадке и жизнь крестьян непрерывно ухудшалась.

В последнее время делаются попытки определять уровень жизненных условий разных семей в деревне исходя из размеров крестьянских семей. На примере провинции Хэбэй в 20-30-е годы ХХ в. было установлено, что составлявший около трети сельского населения верхний слой имел возможность своевременно жениться и содержать семью в составе более пяти человек. Составлявшие около 70% от общего количества семей в деревне (с. 34) семьи бедноты испытывали недостаток средств, и их размеры по численности находились ниже среднего уровня. Кроме того было еще и определенное количество семей, не имевших возможности вести нормальную жизнь.

В области социальной истории в последние несколько лет велись успешные исследования одного из главных путей изменения китайского общества в Новое время, роли государства в деревне. В период правления династии Цин (1644-1911) система «баоц-зя»1 была главным инструментом осуществления цинским правительством контроля в деревне. При Китайской республике (1912-1945) она превратилась в важное средство установления в

1 «Баоцзя» - обозначение подворной системы, низовой ячейкой которой в трехъярусной системе была «десятидворка» (бао), исполнявшая функции контроля и поддержания порядка на местах силами самого населения. - Прим. реф.

деревне государственного порядка и в важный элемент деревенского самоуправления. В ее функции вошло распределение общественных финансов, что таило в себе опасность коррупции.

Одной из важных проблем изучения истории деревни в Новое время является уход крестьян с земли. По поводу увеличения ухода крестьян из деревни в 20-30-е годы ХХ в. высказываются разные мнения, но в большинстве своем они сходятся в том, что этими причинами были увеличение демографического давления, кризис сельского хозяйства, обременительные налоги и многочисленные поборы, военная смута, неурожаи, голод. В районах с большим населением и недостатком земли, находящихся в непосредственной близости от больших городов и с развитым товарным хозяйством, с удобными путями сообщения, показатель ухода крестьян был довольно высоким, тогда как в отдаленных, труднодоступных местах он был ниже.

По результатам количественного анализа возраста, пола, занятий и классового состава покинувших деревню крестьян можно видеть, что их уход объективно способствовал превращению традиционного общества в модерное, но в то же время он приносил с собой различные социальные проблемы.

В 20-30-е годы ХХ в. ряд проблем китайской деревни, включая и уход крестьян, привлек внимании всего общества, трактовка которых и до настоящего времени остается предметом научных дискуссий. Особое внимание обращает на себя то обстоятельство, что исследователи истории китайской деревни стараются извлечь и очистить опыт и историческую мудрость предков, преследуя цель подготовить почву для управления современной деревней, что поднимает научную и практическую ценность проводимых исследований.

И.С. Ермаченко

2012.03.069. ГАНОН ПС. де. ВНИЗ ПО КРОЛИЧЬЕЙ НОРЕ: АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ ЯПОНИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ.

GANON P.S. de. Down the rabbit hole: a study in political economy of modern Japan // Past and present. - Oxford, 2011. - N 213. - P. 237-266.

Автор (окружной суд Нью-Йорка, США) исследует изменения в восприятии либеральной экономической доктрины в Японии конца XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.