ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В КИТАЕ
Е.П. Макарова, Чжу Цинъ Янь
Кафедра экономической оценки и земельного кадастра Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8/2, Москва, Россия, 117198
В статье проводится анализ земельных реформ в Китае. Обладая 1/15 от общей площади обрабатываемых земель в мировом масштабе, страна должна обеспечивать пропитание 1/5 части населения Земли. В связи с ростом нехватки продуктов питания необходимо рационально использовать земельные ресурсы; особую роль в Китае играет решение земельного вопроса. В ходе последнего этапа земельной реформы передача земельных наделов крестьянским дворам осуществлялась на условиях подряда. В АПК Китая произошел переход к диверсифицированной системе землевладения, объединяющей разные формы собственности и сохраняющей доминирующее положение общественной собственности. Авторами проводится анализ опыта кооперации как фактора концентрации земель и других средств производства и следующего этапа реформ.
Ключевые слова: земельная реформа, Китай, землепользование, зарубежный опыт, рынок земли, аренда земли, землевладелец, консолидация земли.
Исторический опыт земельных реформ в Китае имеет много общего с таковым в России, поэтому его исследование и анализ имеют большое значение — как теоретическое, так и практическое.
Согласно официальным данным, Китай располагает приблизительно 95 млн га обрабатываемых земель, что составляет 1/15 от общей площади обрабатываемых земель в мировом масштабе, при этом стране необходимо обеспечивать пропитание 1/5 части населения Земли [1]. На душу населения в Китае приходится лишь 0,1 га, поэтому в стране применяются все более интенсивные формы земледелия. Один и тот же участок земли зачастую используется в Китае для выращивания трех и более урожаев каждые два года, а в бассейне реки Янцзы снятие двух урожаев в год является нормой. Многие поля в провинциях Южного Китая дают по три урожая основных сельскохозяйственных культур или до пяти урожаев овощей в год.
Преобразования аграрных отношений начались задолго до образования Китайской Народной Республики. В годы антияпонской войны (1937—1945 гг.) в освобожденных районах проводилась, наряду с сокращением арендной платы, конфискация земли и другого имущества у помещиков, обвинявшихся в предательстве и сотрудничестве с японскими захватчиками. Конфискованные земли распределялись между крестьянами.
После разгрома Японии аграрные преобразования осуществлялись в соответствии с «Указом по земельному вопросу от 4 мая 1946 г.». В сентябре 1947 г. на Всекитайской аграрной конференции были приняты «Основные положения земельного закона Китая». После провозглашения КНР Центральным Народным Правительственным Советом Китая был принят «Закон о земельной реформе» (28 июня 1950 г.). Аграрные преобразования были осуществлены к концу 1952 г.
на большей части КНР, за исключением некоторых отдаленных районов, где реформа продолжалась еще несколько лет. Результатом этой земельной реформы стало безвозмездное получение 300 млн безземельных и малоземельных крестьян около 46,7 млн га обрабатываемых земель.
На момент образования КНР Китай представлял собой отсталую аграрную страну. На селе, пострадавшем от длительных войн (гражданских и антияпонской), наблюдалось тесное переплетение старых феодальных отношений с новыми, капиталистическими: крестьянство было вовлечено в различные социально-экономические отношения. Степень воздействия капитализма на аграрный сектор в различных районах страны была неодинакова. Как правило, преобладали феодальные методы эксплуатации крестьян.
Китаю в силу его природных и демографических особенностей в XX в. был свойствен земельный голод или, как принято у китайцев характеризовать ситуацию в стране, «людей много, а земли (пахотной) мало».
До образования КНР обрабатываемая площадь практически не увеличивалась. Более половины всей обрабатываемой земли принадлежало деревенской верхушке: помещикам и кулакам, составлявшим около 10% сельского населения.
Согласно подсчетам ученых, непосредственно перед победой революции помещики (3% сельского населения) имели примерно 38% пахотной площади, кулаки (5% сельского населения) владели 15% пашни; 2% обрабатываемых земель принадлежало землевладельцам других категорий (храмам; монастырям; школам; местным органам власти; китайцам, постоянно проживавшим за рубежом; представителям промышленного капитала) [2]. На долю трудового крестьянства, составлявшего около 90% населения деревни, приходилось 45% пахотных угодий (табл. 1). При этом середняки (приблизительно 20% сельских жителей) владели 21% пашни. Следовательно, почти 70% крестьян имели в своем владении 24% пашни. Малоземельные и безземельные жители села вынуждены были арендовать землю или же наниматься в качестве поденщиков (батраков).
Таблица 1
Распределение обрабатываемой площади в КНР до и после первой аграрной реформы [3]
Категория землевладельцев До аграрной реформы После аграрной реформы
в % от общей площади % от населения млн га в % от общей площади
Трудовое крестьянство 45 90 98,8 90,8
Кулаки 15 5 6,9 6,3
Помещики 38 3 2,9 2,7
Госхозы — — 0,2 0,2
Другие 2 2 — —
Для землевладения (как для помещичьего, так и для крестьянского) была характерна раздробленность (чересполосица); земля одного владельца обычно не представляла единого массива, а была разбита на ряд полос небольшой величины. Даже мелкие земельные владения состояли из нескольких участков. Так, в среднем на 100 крестьянских семей приходилось до 800 участков, которые были разбросаны на расстоянии от 0,5 до 2 км один от другого [4]. Это была одна из важных особенностей китайского земледелия.
В течение первой половины XX в. материально-техническая база в сельском хозяйстве Китая оставалась почти в том же состоянии, в каком она сформировалась к моменту падения Цинской династии (1911 г.).
Почти всю свою землю помещики сдавали мелкими участками в аренду безземельным и малоземельным крестьянам. Многие кулаки, привлекавшие для производственной деятельности наемную рабочую силу, также сдавали в аренду до 50% принадлежавшей им земли.
Основным производителем сельскохозяйственной продукции был мелкий крестьянин (бедняк или середняк). Несмотря на это, китайское сельское хозяйство отличалось сравнительно высокой товарностью. Характерная черта сельского хозяйства в старом Китае — вынужденная продажа зерна и другой продукции из-за нужды. Часто крестьянин продавал высококачественное зерно (рис, пшеницу), а покупал дешевое продовольствие (просо, гаолян или же батат).
Сложившаяся в стране система землевладения и землепользования, сама по себе способствовавшая обнищанию широких крестьянских масс, дополнялась колоссальным аграрным перенаселением и скрытой безработицей. Исследования ученых показали, что взрослый работник в мелком бедняцком хозяйстве был занят в земледелии 50—80 дней в году. Даже в сравнительно крупном середняцком хозяйстве он редко был занят более 120 дней. Все остальное время земледелец фактически оставался без работы, причем «чем беднее крестьянин, тем больше он вынужден бездействовать, ибо ему негде приложить свою рабочую силу» [3]. В особенно трудном положении оказывалась крестьянская молодежь, не находившая применения своим силам в хозяйстве родителей — она вынуждена была пополнять ряды батраков, мелких арендаторов, городских безработных.
Несмотря на острую нехватку земель, в ряде густонаселенных провинций Китая не возделывались значительные массивы пахотных земель. Их естественное плодородие было настолько истощено, что при существовавших социально-экономических условиях использование оказалось невозможным. После проведения аграрных преобразований заброшенные земли вновь стали постепенно включаться в хозяйственный оборот. Постепенно началось освоение целины. Уже в 1952 г. обрабатываемая площадь в Китае составляла около 108 млн га.
Распределение обрабатываемой площади до и после первой аграрной реформы описано в табл. 1.
Формально почти все обрабатываемые земли были переданы в собственность крестьянам. Власть, ставившая своей целью построение социалистического, а затем и коммунистического общества, вынуждена была считаться с тем, что частная собственность на землю существовала в Китае длительное время. Одной из важнейших пружин революционной борьбы был лозунг: «Каждому пахарю — свое поле»; осуществление его отвечало коренным интересам и желаниям крестьянства и обеспечивало государству поддержку с его стороны [4].
Доля земель, формально отошедших в собственность крестьянам, в общей земельной площади КНР была сравнительно невелика (приблизительно 12%). Хотя с экономической точки зрения это практически были все наиболее ценные земли.
В пригородных районах крупных городов были национализированы земли, конфискованные у помещиков и реквизированные у кулаков и общественных организаций. Земли же крестьян (в том числе и земли кулаков, которые они обрабатывали сами или с помощью наемного труда) оставались в собственности прежних владельцев.
Земельная реформа практически не отразилась на состоянии пахотного фонда, чересполосица и распыленность земельных участков по-прежнему оставалась характерной особенностью китайского земледелия. Не была ликвидирована в деревне и скрытая безработица. Тем не менее, аграрные преобразования в Китае после 1952 г. явились радикальными изменениями поземельных отношений в плане освобождения от пережитков феодализма и привели к установлению в стране системы мелкого крестьянского землепользования. Положение крестьянства заметно улучшилось: крестьяне избавились от необходимости ежегодно выплачивать землевладельцам арендную плату, равнявшуюся стоимости 30 млн т зерна, а также от других платежей и поборов, по сумме равных стоимости 20 млн т зерна.
В ходе реформы крестьяне наряду с землей получили и часть помещичьего имущества: сельскохозяйственные орудия, скот, постройки, включая жилые помещения.
Несмотря на то что земельная реформа 1946—1952 гг. улучшила положение основной массы крестьянства, производственные условия в деревне оставались малоблагоприятными. Мелкие единоличные хозяйства не имели возможности с прогрессирующей продуктивностью использовать землю и рабочую силу, применять новые, более совершенные орудия, машины, семена, удобрения, основная масса крестьян по-прежнему не располагала денежными средствами для подъема сельского хозяйства.
В связи с этим требовались дальнейшие преобразования в аграрной сфере. Государство остро нуждалось в финансовых средствах, а основным источником их могла быть только деревня. С помощью советских специалистов был разработан первый пятилетний план экономического развития КНР (1953—1957 гг.), в ходе которого стали закладываться первоначальные основы современной индустрии. Заметно повысился спрос на сельскохозяйственное сырье и продукты питания.
При проведении нового этапа земельной реформы закладывались предпосылки для организации производственных объединений крестьян на социалистических началах, когда одну голову скота или плуг передавали в совместное владение нескольким (2—4) дворам. Во многих провинциях крестьянская взаимопомощь издавна была традиционным и распространенным явлением, так как далеко не каждое хозяйство имело в своем распоряжении живое тягло и набор орудий труда.
Используя традиционные формы крестьянской взаимопомощи, власти вместе с тем всемерно поощряли создание временных и постоянных групп трудовой взаимопомощи, оказывали им всяческое содействие, предоставляли материальную помощь. Позднее на базе постоянных групп взаимопомощи стали появляться сельскохозяйственные производственные кооперативы (СХПК) низшего (полу-
социалистического) типа, основой которых, как и групп взаимопомощи, оставалась частная собственность на землю и другие средства производства. В кооперативах полусоциалистического типа доходы распределялись как по труду, так и по средствам производства (в зависимости от величины земельного пая, а также сданного в аренду СХПК живого тягла, крупного сельхозинвентаря). Предполагалось, что в течение нескольких лет кооперативы выплатят владельцам их полную стоимость.
В кооперативах высшего, или социалистического типа, распределение доходов производилось только по труду.
Право пользования землей переходило СХПК, который получал возможность вести единое хозяйство, использовать землю по единому плану, распределять посевы различных полевых культур в зависимости от качества почвы того или иного участка, т.е. вести более рациональный севооборот. Некоторые кооперативы стали уничтожать межи и соединять разрозненные участки в общий земельный массив; появилась возможность организовать работы по улучшению почвы, развернуть ирригационное и иное капитальное строительство, применять более совершенную агротехнику [4].
Общая площадь, занятая под посевами сельскохозяйственных культур, за период 1952—1957 гг. возросла на 11%, однако впоследствии эта цифра постепенно уменьшалась при увеличении числа урожаев, получаемых с одной и той же площади. Потери пахотных земель и сокращение площадей посевов были компенсированы за счет повышения урожайности.
Осторожная политика организаторов кооперативного движения, их стремление учесть интересы мелкого земледельца, помощь в налаживании производства способствовали успешному становлению трудовой взаимопомощи и кооперирования. К тому же СХПК предоставлялись особые условия и преимущества со стороны государства: помощь техникой, капиталовложениями, кредитами. Количество кооперативов и объединенных в них крестьян быстро росло (табл. 2).
Таблица 2
Количество кооперативов и крестьянских дворов, в них участвовавших [3]
Показатель 1952 1953 1954 1956
Количество СХПК (ед.) 3,644 15,068 114,366 633,742
Количество крестьянских дворов (тыс. ед.) 59 275 2,297 16,921
Однако после сравнительно быстрого восстановления довоенного уровня производства в сельском хозяйстве его развитие опять замедлилось. Мелкое крестьянское хозяйство не соответствовало требованиям индустриализации Китая, превращению его в современную державу. Более того, в первые годы пятилетки рост населения стал обгонять прирост сборов основных продовольственных культур. Не имея возможности произвести крупные вложения в аграрный сектор (все средства предназначались для выполнения программы индустриализации), власти стали приходить к выводу, что для улучшения ситуации в сельском хозяйстве следует ускорить производственное объединение в деревне.
В то же время резкое увеличение числа СХПК поставило сложные и трудноразрешимые задачи. Вновь созданные кооперативы необходимо было обеспечить хорошо подготовленными руководителями, бухгалтерами, организаторами коллективного труда. На практике не хватало даже грамотных людей, способных вести документацию.
Далеко не во всех бригадах крестьяне были готовы перейти к кооперативной форме деятельности. В результате после завершения сбора летнего урожая в середине 1955 г. более 130 тыс. СХПК (почти 20% всех СХПК) не смогли увеличить производство, а около половины из них даже снизило его. В каждой провинции появились тысячи СХПК, в которых сложилось неблагополучное положение. Тем самым идея кооперирования дискредитировалась в глазах многих тысяч крестьян, как членов этих кооперативов, так и окрестных единоличников.
Центральные же власти, тем не менее, продолжали наращивать темпы кооперирования. Руководство страны запланировало довести число СХПК до 1 млн, т.е. организовать еще 350 тыс. новых кооперативов. Данное решение практически ничем не обеспечивалось: не было ни материальных средств для поддержки общественного хозяйства, ни подготовленных кадров для работы в кооперативах. К июлю 1956 г. в СХПК было объединено 111,7 млн крестьянских дворов, или 91,9% всех хозяйств [3]. При этом полностью были нарушены соблюдавшиеся прежде принципы постепенности, добровольности и взаимной выгоды. Организация СХПК началась по всей стране, включая районы, где условия для них были совершенно не подготовлены, где даже во временных группах трудовой взаимопомощи не участвовали более 35% всех крестьянских дворов.
В 1956 г. наряду с организацией новых кооперативов происходит процесс их укрупнения и превращения в СХПК высшего типа. К концу этого года кооперирование в сельском хозяйстве Китая было в основном завершено.
Поспешное и материально не подкрепленное кооперирование неизбежно повлекло за собой ряд трудностей и осложнений. Особенно чувствительный удар по крестьянству нанес неоправданно быстрый переход к СХПК высшего типа. Члены этих кооперативов перестали получать компенсацию за свои средства производства (землю, скот, сельхозинвентарь), что сразу же привело к падению трудовой активности у сельских тружеников: многие из них стали считать, что в результате создания СКПХ высшего типа их средства производства были экспроприированы.
К концу первой пятилетки в результате почти поголовного объединения крестьян в сельскохозяйственные производственные кооперативы в КНР сложились две основные формы собственности на землю. Большая часть земельного фонда, примерно 88%, являлась государственной собственностью. Обрабатываемая площадь, принадлежавшая государственным предприятиям (госхозам, фермам, питомникам и другим), составляла около 0,15% территории Китая. В то же время почти все пахотные угодья (около 12% общей площади страны), бывшие в начале пятилетки собственностью крестьянства, превратились в кооперативную собственность, т.е. крестьяне утратили право собственности как на земли, полученные
в период аграрной реформы, так и на те земли, которые принадлежали им задолго до проведения реформы.
Для изменения этой ситуации правительство начало проводить новый этап реформ сельского хозяйства. В конце 1978 г. была провозглашена доктрина раскрепощения мышления и реалистического подхода, поставлена задача — модернизация АПК.
Новые реформы включали структурную перестройку, отказ от монокультуры зерна в земледелии и переход к развитию многоотраслевого хозяйства в деревне. Пленум КПК выдвинул ряд политических установок и экономических мер: защита права коллективной собственности народных коммун, осуществление принципа распределения по труду, оплата по его количеству и качеству, преодоление уравниловки, возвращение крестьянам «трех малых свобод» — находившихся в личном пользовании крестьян участков земли (приусадебные участки) и разрешение заниматься подсобным домашним промыслом; разрешение реализовывать на рынке сверхплановую продукцию по ценам выше закупочных [5].
Принципиально новым шагом в деле модернизации страны и реформы сельской экономики стал переход от системы СХПК к системе хозяйствования, в которой за основу брался семейный подряд.
Сущность семейного подряда в сельском хозяйстве состоит в его способности стимулировать материальную заинтересованность крестьянского двора в развитии производства. Система семейного подряда, пройдя период становления и совершенствования, стала основной формой организации производства в деревне. Это привело к тому, что, с одной стороны, окрепла и усилилась коллективная экономика, а с другой — быстрыми темпами стали развиваться частно-индивидуальный сектор, совместные предприятия и производственные объединения. В агропромышленном комплексе Китая произошел переход к диверсифицированной системе, объединяющей разные формы собственности и сохраняющей доминирующее положение общественной собственности. В стране сформировалась система реализации разных форм коллективной собственности, на базе чего начали свое развитие многообразные экономические процессы, которые вызывают большой интерес и многочисленные дискуссии.
Таким образом, Китай выбрал особый путь проведения аграрных реформ — была поставлена задача не изменить общественную систему, а устранить ее недостатки. Это позволило Китаю добиться значительных успехов в сельском хозяйстве. Средняя урожайность всех зерновых культур в период с 1950 г. по 1997 г. возросла примерно в 4 раза [1]. Урожайность пшеницы возросла в 5 раз, кукурузы — почти в 4 раза, риса — в 3 раза.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Статистический сборник ФАО. иЯЬ: http://faostat.fao.org/default.aspx
[2] Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. — М.,
2006.
[3] Курбатов В.П. Актуальные проблемы КНР: демография, агросфера, экология. — М.,
1996.
[4] Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. — М., 2005.
[5] Mood Michelle S. China’s Rural Economy after WTO / Shunfeng Song, Aimin Chen (eds.) // Journal of Agrarian Change. —2007. — Jul. — Vol. 7. — Issue 3. — P. 411—414.
LAND REFORMS IN CHINA
E.P. Makarova, Zhu Qing Yan
Department of economic evaluation and land cadastre Russian People’s Friendship University
Miklukho-Maklaya str., 8/2, Moscow, Russia, 117198
The article presents analysis of land reforms in China. The country possessing 1/15 of world arable land should feed 1/5 of world population. Due to the growth of food lack it is necessary to use land re-serses rationally. Special role played the land issue in China. The land was given to peasant family. In Chinese agro-industrial complex was made change to diversification system that has different property forms with dominant public property. Authors also analyze the country’s experience in cooperation as the fact of concentration of land and other means of production and last reform in agriculture.
Key words: land reform, China, land use, foreign experience, concession of land, landowner, land consolidation.