Научная статья на тему '2008. 03. 057. Гао Хайнянь. Историческое обозрение изменений земельной системы в Китае в XX В. Гао Хайнянь. 20 шизци Чжунго туди чжиду бай нянь бяньцянь ды лиши каоча // Чжэцзян дасюэ сюэбао. - Ханчжоу, 2007. - № 5. - С. 123-133. -кит. Яз'

2008. 03. 057. Гао Хайнянь. Историческое обозрение изменений земельной системы в Китае в XX В. Гао Хайнянь. 20 шизци Чжунго туди чжиду бай нянь бяньцянь ды лиши каоча // Чжэцзян дасюэ сюэбао. - Ханчжоу, 2007. - № 5. - С. 123-133. -кит. Яз Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ ЗАЙМЫ ЯПОНИЯ / ДЕРЕВНЯ ЯПОНИЯ ИСТОРИЯ / МОБИЛИЗАЦИЯ ЯПОНИЯ 1904-1905
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ермаченко И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 03. 057. Гао Хайнянь. Историческое обозрение изменений земельной системы в Китае в XX В. Гао Хайнянь. 20 шизци Чжунго туди чжиду бай нянь бяньцянь ды лиши каоча // Чжэцзян дасюэ сюэбао. - Ханчжоу, 2007. - № 5. - С. 123-133. -кит. Яз»

2008.03.057. ГАО ХАЙНЯНЬ. ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КИТАЕ В XX В.

ГАО ХАЙНЯНЬ. 20 шизци чжунго туди чжиду бай нянь бяньцянь ды лиши каоча // Чжэцзян дасюэ сюэбао. - Ханчжоу, 2007. - № 5. -С. 123-133. -Кит. яз.

Научный сотрудник Исследовательского центра общественных наук Хайнаньского университета, рассматривая историю изменений земельной системы в Китае в XX в., обращает внимание на существование неизбежной связи между происходившей в этом веке частой сменой политической власти в стране и необычайной сложностью системы земельных отношений.

На протяжении XX столетия, пишет она, в Китае существовало два пути решения аграрного вопроса, отличавшихся друг от друга выбором в качестве основы системы земельных отношений: либо общественная собственность на землю, либо частная земельная собственность. Именно это обстоятельство определяло сложность, многовариантность и изменчивость системы земельных отношений в Китае в XX в. и вызывало споры, противостояние и конфликты по поводу преимуществ той или иной формы собственности.

Заслуживает внимания, что сторонники следования по разным путям развития земельной системы действовали под одним и тем же флагом идеи Сунь Ятсена «каждому пахарю свое поле», называли свою деятельность «аграрной реформой» и в первой половине XX в. пытались провести идею Сунь Ятсена в жизнь, используя для этого одни - революционные методы, другие - мирные. В то же время и те, и другие сходились в отрицании крупной земельной (помещичьей) собственности ради развития мелкой частной крестьянской земельной собственности, шли разными путями к одной цели.

Начиная с 50-х годов XX в. расхождение выбранных каждой из сторон, Гоминьданом (ГМД) и КПК, политических курсов привело к выбору обеими сторонами разных путей проведения аграрной реформы. В то время как КПК твердо шла по пути достижения поставленной высшей цели - установлению государственной собственности на землю и развитию новых форм коллективной собственности, ГМД для осуществления идеи «каждому пахарю свое поле» выбрала курс на установление частной собственности на

землю. Аграрные реформы, проводившиеся КПК и ГМД, определили два главных направления изменений земельной системы в Китае в XX в.

Изучение земельной системы в Китае в первой половине XX в. целесообразно начинать из-за отсутствия более ранних достоверных источников с 20-х годов и рассматривать в отдельности положение на находившихся под контролем КПК территориях освобожденных баз и опорных районов и на территориях, находившихся под властью ГМД.

Земельная система на территориях освобожденных баз и опорных районов прошла в своем развитии пять этапов.

Первый этап (1921-1926) был временем вырабатывания КПК теории и программы по аграрному вопросу и формирования позиции в отношении идеи «каждому пахарю свое поле». На проходившем в августе 1921 г. I съезде КПК крестьянский вопрос еще не стоял отдельно, лишь обращалось внимание участников съезда на необходимость проведения в ходе пролетарской революции конфискации земли (наряду с другими средствами производства) и возврата к системе общественной собственности на землю, без четкого разъяснения содержания этой формы собственности.

Двумя месяцами позже в ходе крестьянского движения в провинции Чжэцзян идея необходимости передачи всей земли в пользование крестьянам получила частичное практическое отражение в снижении арендной платы и ростовщических процентов, что можно рассматривать как появление самой первой отчетливой программы КПК по аграрному вопросу.

В июле 1922 г. в документе ЦК КПК впервые говорилось о конфискации имущества милитаристов, чиновников, о разделе принадлежащей им земли и передаче ее бедным крестьянам.

Программа конкретных действий предусматривала ограничение количества находящейся во владении земли и передачу земли сверх указанного количества арендаторам при снижении арендной платы. Эти меры были направлены на улучшение положения крестьян, но у КПК в то время еще отсутствовало понимание самостоятельного значения и важности земельного вопроса. Одновременно принцип ограничения количества находящейся во владении земли и передаче части конфискованной помещичьей земли кре-

стьянам лег в основу последующей программы КПК передачи пахотной земли крестьянам.

В указаниях III съезда ЦК КПК (май 1923 г.) вновь говорилось о конфискации земель помещиков, храмовых земель и о безвозмездной передаче их крестьянам, о создании на местах органов крестьянского самоуправления и возложении на них ответственности за раздел конфискованных земель.

В октябре 1925 г. ЦК КПК выдвинул довольно четкую земельную программу, которая предусматривала передачу крестьянам во владение земель, конфискованных у помещиков, чиновников, милитаристов, конфискованных храмовых земель, и указал на то, что только эти меры помогут облегчить положение крестьян и исполнить самое главное их требование - получить пахотную землю во владение, но для этого нужно добиваться, чтобы рабочие и крестьяне получили политическую власть.

Последняя установка стала ключевой в повороте КПК от идеи передачи крестьянам пахотных земель к идее установления государственной собственности на землю, который стал началом скатывания к «левацкому» уклону в аграрном вопросе. Решения VI съезда КПК, проходившего в июне 1928 г., утверждали программу конфискации всей помещичьей земли и осуществления принципа «каждому пахарю свое поле».

На втором этапе (1927-1931) произошел поворот от идеи «каждому пахарю свое поле» к идее «государственной собственности на землю». Происходившее начиная с 1926 г. обострение земельного вопроса привело к превращению его в главный вопрос текущего момента. В решениях проходившего в апреле 1927 г.

V съезда КПК говорилось о необходимости проведения радикальной аграрной реформы, в проекте решения съезда по вопросу о земле была утверждена программа проведения на текущем этапе политики наделения крестьян землей и в конечном счете осуществление огосударствления земли. Вспыхнувшее 1 августа 1927 г. Наньчанское восстание было прологом к аграрной революции.

Открывшийся 7 августа 1927 г. Пленум ЦК КПК дал дальнейшие разъяснения основных положений о конфискации помещичьей земли, установки «каждому пахарю свое поле» и программы ее проведения в жизнь. Произошел коренной поворот в аграрной политике КПК. На ноябрьском расширенном Совещании

Временного Политбюро ЦК КПК было принято решение о конфискации всех земель и передаче их в государственную собственность с последующей затем немедленной передачей их в общественную собственность, что было проявлением крайне «левого» уклона в аграрной политике КПК.

Открывшийся 18 июня 1928 г. VI съезд КПК внес исправления в решение о конфискации всей земли, утвердил политику конфискации помещичьих земель и наделения крестьян пахотными землями, что в действительности означало не только фактическое признание за крестьянами-середняками права владения землей, но и разъясняло политику предоставления крестьянам только права землепользования.

Принимавшиеся под влиянием Коминтерна Решения V и

VI съездов КПК о государственной собственности на землю означали, по существу, отход от идеи «каждому пахарю свое поле», практическое осуществление которой должно было приблизить установление права собственности крестьянина на пахотную землю.

Требование немедленного установления государственной собственности на землю, запрет на продажу, аренду и передачу в залог земли, предоставление крестьянам лишь права землепользования и передачу права собственности на землю государству, «социализация сельского хозяйства» (создание общественных полей и совместная их обработка, несение общественных расходов), введение коллективного хозяйствования не давали возможности смягчить удар аграрной политики КПК по сохранявшемуся в течение нескольких тысячелетий стремлению крестьян получить землю в частную собственность. Конечным итогом проведения такой политики КПК в аграрном вопросе было вынужденное возвращение к программе «каждому пахарю свое поле».

На третьем этапе (1931-1935) происходил возврат аграрной политики КПК к идее «каждому пахарю свое поле» и одновременно шло формирование на территории опорных баз системы «общественных полей» и «частных полей». Изменение курса было вызвано негативным отношением и сопротивлением крестьян установлению государственной собственности на землю и изменением позиции Коминтерна, предлагавшего временно отказаться от запрета на продажу и покупку земли и от передачи конфискованной помещичьей земли крестьянам.

Принятый в ноябре 1931 г. «Земельный закон Китайской Советской Республики» четко постановлял впредь не запрещать продажу и аренду земли, а в июне 1933 г. документом Земельного комитета законодательно утверждалось право крестьян на землевладение. Кроме того, с укреплением опорных баз начала формироваться система «общественных полей», создававшихся из оставшихся после получения крестьянами земельных наделов пахотных земель: они передавались для обработки всеми жителями деревни и доходы с них шли на строительство в деревне общественных сооружений, на ведение спасательных работ и оказание помощи, а также на удовлетворение нужд Красной Армии и покрытие правительственных расходов. Такие поля назывались «полями Красной Армии» или «общественными полями Красной Армии», каждая опорная база могла самостоятельно определять их количество и назначение.

Четвертый этап (1935-1945) - период приостановки на годы войны сопротивления Японии (1937-1945) проведения в жизнь идеи «каждому пахарю свое поле» и одновременного существования помещичьей и крестьянской собственности на землю. В целях сплочения всех слоев общества для борьбы с агрессией Японии КПК перешла от политики нанесения ударов по помещикам и богатым крестьянам к политике компромисса, а именно к замене конфискации помещичьей земли снижением арендной платы и ростовщического процента, к признанию права собственности помещиков на землю и к приостановке проведения политики «каждому пахарю свое поле». Политика снижения арендной платы и ростовщических процентов учитывала как интересы крестьян, так и интересы помещиков. Вследствие развертывания движения за снижение арендной платы и ростовщических процентов количество полученных крестьянами земель постоянно росло, а количество помещичьих земель постоянно уменьшалось. Утверждение права арендаторов на вечную аренду и ограничение потолка арендной платы в действительности охраняло право крестьян на пользование землей.

Пятый этап (1945-1949) - время окончательного осуществления в аграрной политике КПК принципа «каждому пахарю свое поле». После победы в войне сопротивления Японии сама жизнь поставила вопрос о необходимости обновления аграрной программы КПК. В «Указаниях 4 мая 1946 г.» был обозначен постепенный

переход от политики уменьшения арендной платы и ссудного процента к осуществлению идеи «каждому пахарю свое поле» путем конфискации земли помещиков, развертывания массовых крестьянских движений сопротивления обману при расчетах, за снижение арендной платы и залогового процента, за отказ от аренды и уплаты залогов. Используя такие средства, крестьяне сами забирали земли помещиков, что в корне меняло прежний способ реализации права крестьянина на землевладение исключительно путем конфискации земли помещиков и наделения ею крестьян.

В обнародованной 10 октября 1947 г. «Общей программе земельного закона Китая» содержалось четкое постановление о ликвидации имевшей феодальный и полуфеодальный характер земельной системы, проведении в жизнь принципа «каждому пахарю свое поле», ликвидации всей собственности помещиков на землю, всей собственности на земли храмов предков, на храмовые, монастырские земли, земли школ и учреждений, проведении уравнительного наделения землей по едокам. Это означало, что принцип устройства земельной системы «каждому пахарю свое поле» наконец-то был утвержден законодательно. Аграрная реформа приобрела характер всенародного движения, быстро распространилась по всей стране. Крестьяне не только получили при разделе землю, но и именной официальный документ - скрепленную печатью Народного правительства купчую на землю.

В использовании КПК лозунга «каждому пахарю свое поле» были два главных момента. Первый - проведение соответствующей требованию текущего момента политики разделения сельского населения по классовому признаку, например, политика защиты или лишения права собственности на землю мелких помещиков, богатых крестьян, крестьян-середняков. Второй - изменение в разное время права собственности на землю и права землепользования.

Лозунг «каждому пахарю свое поле» в 1949 г. наконец-то из слов превратился в дело, смогла проявиться его скрытая сущность -требование крестьян права собственности на землю. Однако самая высокая цель «установления государственной собственности на землю» все же состоит в том, чтобы разграничить и отделить эту форму собственности от той формы собственности, которая соответствует возникшей в феодальном обществе идее «каждому пахарю свое поле» и «в новых исторических условиях двигаться по пу-

ти превращения этих двух форм собственности в общественную форму собственности» (с. 127).

На территориях, находившихся под властью ГМД, существовала сложившаяся в период милитаристской раздробленности страны сложная земельная система, включавшая формы земельной собственности помещиков, богатых крестьян, крестьян, ведущих самостоятельное хозяйство, и государственную земельную собственность. Начиная с подписанного Сунь Ятсеном в 1924 г. приказа об уменьшении арендной платы на 25% гоминдановское правительство в течение последующих двадцати шести лет, до своего бегства на Тайвань, проводило некоторые мероприятия, имевшие отношение к реформе, а именно: названное выше уменьшение арендной платы на 25%, затем на 37%, некоторые другие формы поддержки крестьян, декларирование в 1930 г. Аграрного закона, направленного на претворение в жизнь указания Сунь Ятсена об «уравнивании прав на землю» путем осуществления принципа «каждому пахарю свое поле». В то же время документ о порядке осуществления декларированного закона был принят четырьмя годами позже. С началом в 1937 г. войны сопротивления Японии на пути осуществления гоминьдановской аграрной реформы возникли серьезные препятствия, и некоторые предпринимавшиеся ГМД до бегства на Тайвань попытки реформирования не означали обновления земельной системы.

Тот факт, что политической основой ГМД в китайском обществе были помещики, определял его политику в аграрном вопросе, направленную на сохранение собственности помещиков на землю. Земельная система поддерживала создание политической власти бюрократов, а эта власть ставила препоны на пути проведению аграрной реформы. Именно поэтому заявление ГМД об «уравнивании прав на землю» не поддерживалось конкретными действиями, все сводилось к пустой болтовне.

Определенный смысл в постепенной реализации принципа «каждому пахарю свое поле» имела проводившаяся ГМД политика поддержки крестьян, ведущих самостоятельное хозяйство, путем проведения мер, способствовавших превращению их в арендаторов или полуарендаторов. Проводившийся с 1943 по 1946 г. в 82-х уездах четырех провинций эксперимент имел определенный результат и впоследствии послужил основой для осуществления принципа

«каждому пахарю свое поле». Поддержка крестьян, обрабатывающих собственную землю, была нововведением, но предоставление права хозяйствования на землю, права землепользования и права собственности на землю ограничивалось лишь этим слоем крестьян.

Особенностью и закономерностью процесса изменений земельной системы в Китае в ХХ в. было не только огромное количество витков и остановок на этом пути, но и влияние на него особенностей исторического развития китайского общества, а также сложность земельной системы, включавшей в себя многие формы земельных отношений.

Особую роль в истории Китая играла идея уравнительного распределения, истоки которой восходят к древней конфуцианской идее: «датун» (великая гармония). На протяжении нескольких тысячелетий китайской истории толкование идей уравнительности, идеи «датун» представителями множества направлений в китайской традиционной культуре, безрезультатный опыт аграрных реформ и воздействие крестьянских восстаний оставляли следы в психологии народных масс, оказывали влияние на нормы морали и систему ценностей и в конце концов стали их частью, приобретшей значение системообразующего фактора.

В ХХ в. идея уравнительного распределения проявилась главным образом в мысли Сунь Ятсена об «уравнивании полей», в лозунге «каждому пахарю свое поле» и присутствовала на каждом этапе аграрных реформ, проводившихся КПК и ГМД.

«Идея уравнительного наделения землей была основной идеей аграрной революции, проводившейся КПК, и духовной сутью процесса изменений в ХХ в. земельной системы. Содержание идеи «уравнительности» настолько глубоко проникло в умы людей, что и после 1949 г., вплоть до настоящих дней, по-прежнему время от времени в изменениях земельной системы обнаруживаются следы ее присутствия» (с. 128).

В КНР принцип уравнительного распределения занял господствующее место и получил всеобщее признание на том основании, что в процессе революции он доказал свою обоснованность и незаменимость в развитии производства и в жизнеобеспечении людей. Однако скрывавшаяся за уравнительным наделением землей потеря экономической эффективности в сельском хозяйстве, приведшая в конце концов к краху народных коммун, прояснила факт

невозможности дальнейшего продолжения использования идеи уравниловки.

Другой важной особенностью земельной системы Китая в ХХ в. является возникновение как в континентальном Китае, так и в Сянгане, на Тайване сложной земельной системы, включающей многие формы земельной собственности.

Следует подчеркнуть, что с начала ХХ в. вплоть до 1949 г. ускорение темпов появления частной собственности на землю шло синхронно с непрерывным процессом ослабления государственной власти и продолжавшихся длительное время политических потрясений в стране, предоставлявших милитаристам, бюрократам, верхушке деревенского общества благоприятный случай для захвата земель. Площадь казенных и общественных земель, составлявшая по данным 1887 г. около 25% общей площади пахотных земель, к 1933 г. сократилась до 6,7% (с. 130).

Заключение в Новое время неравноправных договоров с западными державами привело к переходу большого количества земель в руки колонизаторов, возникло сообщество «иностранных помещиков» (иностранные правительства, миссионеры, купцы, предприятия, принадлежавшие иностранным монополиям), возникла особая форма земельной собственности - колониальная собственность.

Процесс развития в Китае частной собственности на землю вел к появлению новой формы частной собственности - собственности богатых крестьян («сельских капиталистов»), использовавших капиталистический способ производства, наемных работников, производство товаров ради получения прибыли. К началу войны сопротивления Японии в их руках находилось около 18% общей площади пашни (с. 130). Эта форма земельной собственности существовала лишь в некоторых районах страны и имела разный уровень развития.

В целом, к 1949 г. китайская земельная система включала в себя шесть форм земельной собственности: помещичья частная земельная собственность, частная земельная собственность богатых крестьян, мелкая земельная крестьянская собственность, государственная (казенная и общественная) земельная собственность и земельная собственность национальных меньшинств, проживавших в

условиях феодального, рабовладельческого и первобытного обществ.

Концентрация власти на местах в руках помещиков приводила к тому, что центральное место в сложной структуре земельной системы занимала помещичья земельная собственность.

В городе существовали две формы земельной собственности: общественная и частная. Первая распространялась на земли бывших правительственных учреждений и служивших в них чиновников, занимавшие 60% общей площади городской земли (с. 130). Вторая включала земли национальных капиталистов, бюрократов, помещиков и состоятельных горожан. Хотя эта форма собственности количественно уступала первой, но играла ведущую роль.

В районах, где КПК проводила аграрную революцию, по-прежнему существовали государственная и частная крестьянская собственность на землю и та же многосложная структура земельной собственности, включавшая всенародную собственность кооперативов, частную собственность крестьян, ведущих собственное хозяйство, и имевшую капиталистический характер частную собственность богатых крестьян. Особенностью этой «новодемократической земельной системы» было взятие курса (при существовании частной крестьянской собственности) на развитие социалистической общественной собственности на землю.

Во второй половине ХХ в. структура земельной собственности в КНР состоит из двух частей: государственной собственности на городские земли и коллективной собственности на земли в деревне и в городском пригороде.

К числу исторических уроков, которые можно извлечь из развития земельной системы в Китае в ХХ в., относится прежде всего вывод, подтвержденный всем опытом деятельности КПК и ГМД, что для успеха аграрной реформы необходимо добиться установления равновесия между планами государства и крестьянскими чаяниями. Лишь уважение к крестьянским ожиданиям, достижение единства во взглядах государства и крестьян на проблему могут обеспечить успех реформы.

Необходимо также учитывать, что в Китае в прошлом, настоящем и пока еще в будущем идея уравнивания прав крестьян на землю сохраняет большее значение, чем экономическая эффективность. Для крестьянина земля в обозримом будущем будет оста-

ваться важным экономическим ресурсом и основной социальной гарантией его жизнеобеспечения, поэтому идея уравнительного наделения и пользования землей, сохранявшаяся в сознании крестьян на протяжении тысячелетий, не может исчезнуть даже в условиях непрерывного совершенствования рыночных механизмов. Любые попытки действий, ведущих к утверждению приоритета экономической эффективности над ценностью земли для крестьянина, могут вступить в конфликт с идеей равенства прав на землю, поэтому изменение и развитие земельной системы в будущем может происходить лишь на основе уважения принципа справедливости в определении прав на землю.

Необходимо учитывать, что определяющая роль по отношению к земельной системе по-прежнему принадлежит государству и также влиянию игры групповых интересов. Государство должно предоставить группировкам, преследующим свои интересы, свободу выбора, что создаст условия для сокращения циклов застоя земельной системы и для ее обновления.

«Земельная система будущего должна объединять в себе масштабность и подвижность, устойчивость и способность меняться в зависимости от обстановки. Самым важным в реформировании земельной системы по-прежнему остается разностороннее, последовательное реформирование системы землепользования» (с. 133).

И.С. Ермаченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.