Научная статья на тему '2012. 01. 022. Эдлер Я. , Фиер Х. , Гримп К. Международная мобильность ученых и траектории передачи знаний и технологий. Edler J. , fier H. , Grimpe C. International scientist mobility and the locus of knowledge and technology transfer // research policy. - 2011. - p. 1-15. - in Press. - doi:10. 1016/j. Respol. 2011. 03. 003'

2012. 01. 022. Эдлер Я. , Фиер Х. , Гримп К. Международная мобильность ученых и траектории передачи знаний и технологий. Edler J. , fier H. , Grimpe C. International scientist mobility and the locus of knowledge and technology transfer // research policy. - 2011. - p. 1-15. - in Press. - doi:10. 1016/j. Respol. 2011. 03. 003 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ УЧЕНЫХ / ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шипкова О. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 022. Эдлер Я. , Фиер Х. , Гримп К. Международная мобильность ученых и траектории передачи знаний и технологий. Edler J. , fier H. , Grimpe C. International scientist mobility and the locus of knowledge and technology transfer // research policy. - 2011. - p. 1-15. - in Press. - doi:10. 1016/j. Respol. 2011. 03. 003»

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

2012.01.022. ЭДЛЕР Я., ФИЕР Х., ГРИМП К. МЕЖДУНАРОДНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ УЧЕНЫХ И ТРАЕКТОРИИ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ.

EDLER J., FIER H., GRIMPE C. International scientist mobility and the locus of knowledge and technology transfer // Research policy. -2011. - P. 1-15. - In press. - D0I:10.1016/j.respol.2011.03.003.

Ключевые слова: мобильность ученых; передача знаний и технологий; интернационализация высшего образования.

Несмотря на возрастающую заинтересованность ученых и политиков в понимании того, что определяет передачу знаний и технологий от исследователей государственного научного сектора частным фирмам, немного известно о том, как международная мобильность ученых влияет на их склонность к передаче знаний. Авторы статьи - Я. Эдлер (Манчестерский институт инновационных исследований, Университет Манчестера, Великобритания), Х. Фиер (Институт геномной математики, Университет Бонна, Германия) и К. Гримп (Копенгагенская школа бизнеса, кафедра инновационной и организационной экономики, Дания) - на основе данных о 958 немецких ученых - сотрудников естественнонаучных и инженерных факультетов - исследовали, как частота и продолжительность визитов в исследовательские институты за пределы собственной страны влияют на их деятельность в области передачи знаний и технологий, и доказали выгодность «циркуляции мозгов».

Авторы объясняют выбор цели своего исследования следующим образом: во-первых, международная мобильность исследователей государственного научного сектора стала неотъемлемой частью карьеры ученого, поэтому важно понимание ее влияния на

сотрудничество с реальным сектором; во-вторых, международную мобильность ученых имплицитно связывают с темой «утечки мозгов», указывая на то, что временная мобильность может вылиться в постоянную миграцию ученых. При этом подчеркивается, что, несмотря на активную дискуссию о потенциально негативном влиянии международной мобильности ученых на экономику страны, современные исследователи данного вопроса вводят термин «циркуляция мозгов», чтобы подчеркнуть выгоды, получаемые от международной мобильности ученых, как страной-донором, так и принимающей страной.

Мобильность ученых определяется в статье как «визиты продолжительностью более одного месяца с целью проведения исследования в принимающий институт за пределами собственной страны» (с. 2). Теоретическая основа исследования - концепция научного и технического человеческого капитала. Поэтому международная мобильность интерпретируется как способ расширения профессиональной сети ученых и увеличения количества доступных ресурсов, способствующих наращиванию научного и технического человеческого капитала. Авторы исходят из того, что научный и технический человеческий капитал играет ключевую роль в передаче знаний от научного сообщества реальному сектору экономики.

Эмпирическая часть работы базируется на случайной выборке 958 ученых, работающих в государственном научном секторе Германии. Исследуется вопрос о том, замещает или способствует активизации деятельности ученых в области передачи знаний и технологий в собственной стране аналогичная деятельность в принимающей стране. Авторы используют термин «передача знаний и технологий» в широком смысле, включая знание, воплощенное в технологических артефактах, кодифицированное и некодифициро-ванное знание, а также знание, произведенное совместными усилиями, например, в совместных проектах (с. 4).

Международная мобильность служит способом вовлечения отдельного индивида в профессиональные - научные и ненаучные -сети и способствует накоплению научного и технического человеческого капитала. Выделяются две основные характеристики мобильности, которые могут влиять на активность в области передачи знаний и технологий, - продолжительность визита с целью прове-

дения исследования и частота визитов с учетом карьерного возраста ученого. Авторы формулируют и проверяют ряд гипотез.

Гипотеза 1 а (Ь): чем продолжительнее визит ученого в зарубежный институт с целью проведения исследования, тем выше вероятность его вовлечения в деятельность по передаче знаний и технологий фирмам в своей (принимающей) стране (с. 5). Причем интенсивность взаимодействия ученых с зарубежными фирмами объясняется авторами более глубоким вовлечением в среду зарубежного государства, большими возможностями интенсивного взаимодействия и обмена знаниями, включая совместное производство. Что касается взаимодействия с национальными фирмами, то оно объясняется большей заинтересованностью последних в сотрудничестве с учеными, обладающими большим запасом научного и технического знания, что дает возможность фирмам получить знания и технологии с высокой степенью новизны и уникальности.

Гипотеза 2 а (Ь): чем больше частота зарубежных визитов, тем выше вероятность вовлечения ученого в деятельность по передаче знаний и технологий фирмам в своей (принимающей) стране (с. 5). Это объясняется тем, что частые визиты способствуют установлению большего количества контактов, формированию репутации ученого за рубежом, что, в свою очередь, диверсифицирует и расширяет потенциальный спектр его взаимосвязей.

Гипотеза 3: существует положительная корреляция между деятельностью в области передачи знаний и технологий фирмам в принимающей и собственной стране.

В качестве основы своего исследования авторы используют данные обследования немецких ученых, проведенное Федеральным министерством образования и науки Германии, целью которого, наряду с прочим, было выявление желаний, мотивов и реального размаха международной мобильности германских ученых. Данные были собраны через Интернет в 2006 г. С целью формирования выборки для онлайн-опроса авторы использовали базу данных Hochschullehrerverzeichnis, в которой содержится информация об ученых, работающих в немецких университетах (имена, ученые степени и контактная информация). Были также отобраны ученые, работающие в исследовательских институтах, входящих в четыре крупные научно-исследовательские организации: Общество Макса Планка, Общество Фраунгофера, Ассоциация им. Лейбница и Ас-

социация им. Гельмгольца. В целом выборка составила 20 тыс. ученых из 113 университетов Германии и 231 исследовательского института, именно они были приглашены к участию в опросе через их личные электронные почтовые ящики. Опросники с ответами были получены от 1509 респондентов. Были проанализированы 958 анкет в связи с тем, что авторы ограничили профессиональную область работы ученых научными областями, где передача технологических знаний фирмам более распространена, исключив социальные и гуманитарные науки.

Авторы оценивают пробит-модель, состоящую из двух уравнений. На первом этапе оценивается вероятность наличия исследовательского опыта в целом, на втором этапе - детерминанты деятельности по передаче знаний и технологий фирмам в своей и принимающей стране. В качестве зависимой выступила фиктивная переменная, полученная из ответа на вопрос, в котором требовалось указать, имела ли место передача технологических знаний или опыта фирмам Германии и / или принимающей страны в ходе последней командировки ученого за пределами Германии. Причем авторы указывают, что только 54% ученых из исследуемой выборки имели международный исследовательский опыт.

В качестве объясняющих переменных выступили продолжительность последнего визита и частота визитов за рубеж. Для первой переменной были взяты четыре фиктивных показателя, указывающих на продолжительность пребывания за рубежом (краткосрочное -1-3 месяца, среднесрочное - 4-12 месяцев, долгосрочное - более 12 месяцев и неопределенного срока, но более 12 месяцев). Показатель частоты визитов был определен как «общее число визитов продолжительностью более одного месяца за границу, деленное на карьерный возраст ученого». Карьерный возраст ученого - количество лет, прошедших с момента получения им докторской степени. Кроме указанных переменных использовались такие показатели, как место визита, публикационная активность ученого, активность в области получения патентов, пол, место работы (университет или исследовательский институт), наличие грантов для международного исследовательского визита, а также переменные, оценивающие условия международного визита (доступность финансирования, оценка исследовательской среды за рубежом в сравнении с аналогичной внутри страны).

В результате анализа авторы пришли к следующим выводам: более 50% ученых были за рубежом хотя бы месяц в течение своей карьеры; более мобильные ученые - более продуктивны в плане публикаций; более 80% ученых указали, что их визит был профинансирован хотя бы частично за счет грантов; только половина ученых удовлетворены государственной поддержкой международной мобильности; наличие сильной и влиятельной исследовательской команды за рубежом - важный фактор, стимулирующий международную мобильность. Авторы подчеркивают, что их исследование пролило новый свет на взаимосвязь между мобильностью и активностью в области передачи знаний и технологий. Во-первых, ученые, которые передают знания и технологии, делают это как внутри страны, так и за рубежом, т.е. эти виды деятельности дополняют друг друга (что подтверждает гипотезу 3). Во-вторых, продолжительность научного визита положительно влияет на склонность к передаче знаний и технологий в принимающей и своей стране (подтверждение гипотезы 1). В-третьих, более высокая мобильность ученых на протяжении карьеры стимулирует большее их вовлечение в деятельность по передаче знаний и технологий в своей стране (подтверждение гипотезы 2а), но не влияет на вероятность вовлечения в процесс передачи знаний и технологий в принимающей стране (отклонение гипотезы 2Ь). В-четвертых, география мобильности важна для деятельности в области передачи знаний и технологий за рубежом, но не имеет значения для своей страны. Мобильные немецкие ученые более склонны к передаче знаний и технологий, если они выезжают в страны, расположенные не в Северной Америке и Западной Европе. Также важен институциональный контекст: университетские ученые более мобильны, но менее вовлечены в деятельность по передаче знаний и технологий в сравнении с учеными из государственных исследовательских институтов.

В заключение авторы делают выводы и дают ряд рекомендаций. В частности, они подчеркивают, что необходимо обеспечить соответствующие условия для развития международной мобильности ученых, поскольку она позитивно влияет на успешность деятельности в области передачи знаний и технологий от научного сообщества реальному сектору экономики. С позиций страны, в которой работает ученый, международная мобильность имеет положительный внешний эффект, так как позволяет ученым получить

определенный исследовательский опыт за границей, расширить границы своего профессионального взаимодействия и установить связи в рамках международных научных профессиональных сетей. Особенно эффективной, по мнению авторов, является поддержка ученых государственных исследовательских институтов, которые менее мобильны, чем их университетские коллеги. Что касается принимающей страны, то для нее особенно выгодно, когда ученый пребывает в ней продолжительный период времени. Активизация деятельности по передаче знаний и технологий в рамках иностранной инновационной системы требует выстраивания доверительных отношений, создания профессиональных сетей и взаимного признания. Причем привлечение иностранных специалистов должно быть связано с реализацией специфических совместных проектов, поскольку это увеличивает вероятность того, что фирмы принимающей страны получат выгоду от активности ученых в области передачи знаний и технологий. Другими словами, «заполучение мозгов» должно быть заменено «встраиванием мозгов» через систему прямого тесного сотрудничества. Кроме того, необходимо поощрять «челночную» мобильность, т.е. визиты должны быть не разовыми, а регулярными. В целом проведенное исследование показало, что международная мобильность - это часть процесса открытия государственного научного сектора, который выгоден для экономики страны. Таким образом, мобильность необходимо поддерживать в интересах как самих ученых, их научной и организационной среды, так и национальной инновационной системы в целом.

О. Т. Шипкова

2012.01.023. ТРИППЛ М. НАУЧНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ТРАНСФЕР ЗНАНИЙ НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ И ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ.

TRIPPL М. Scientific mobility and knowledge transfer at the interregional and intraregional level // Regional studies iFirst. - 2011. -11 March. - P. 1-15 - D0I:10.1080/00343404.2010.549119.

Ключевые слова: светила науки; научная мобильность; межрегиональный и внутрирегиональный трансфер знаний.

Автор из Института регионального развития и окружающей среды Венского университета экономики и бизнеса (Австрия) ана-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.