Научная статья на тему '2012. 01. 014. Ушакова Т. Н. Рождение слова: проблемы психологии речи и психолингвистики. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 524 с'

2012. 01. 014. Ушакова Т. Н. Рождение слова: проблемы психологии речи и психолингвистики. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 524 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5009
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСЕМАНТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 014. Ушакова Т. Н. Рождение слова: проблемы психологии речи и психолингвистики. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 524 с»

В отдельном параграфе главы предельно лаконично перечислено, чем занимались исследователи трех структуральных школ Америки. Логика включения этого материала в главу неясна, не определяется ни тенденциями развития психолингвистических программ, ни методов психолингвистики. Характеризуя современные модели порождения речи, автор также весьма лаконично и не вполне последовательно представляет стохастические модели, упорно называя их схоластическими. Никакого нового материала об этих моделях, а также «моделях непосредственно составляющих» и др. в главе не представлено: здесь читатель обнаруживает весьма поверхностное и не всегда корректное переложение широко известного материала.

В заключении автор перечисляет психолингвистические проблемы, при изучении которых используются эксперименты.

В.А. Пищальникова

2012.01.014. УШАКОВА Т.Н. РОЖДЕНИЕ СЛОВА: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РЕЧИ И ПСИХОЛИНГВИСТИКИ. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 524 с.

Как отмечено в аннотации, «в книге представлена концепция вербальной функции в жизни отдельного человека и человеческого сообщества», которая реализуется в пяти ключевых темах: предмет психологии речи и психолингвистики, методологические проблемы, исследование механизмов речи и языка, психологические проблемы вербальной семантики, проблема речевого онтогенеза. Предмет исследования - «вербальная функция человека как способность переходить от переживаемого субъективного состояния к его объективному физиологическому выражению, а также в обратном направлении» (с. 22). При этом автор подчеркивает, что вербальная функция «тесно связана с основными когнитивными процессами человека - перцепцией, эмоциями, мышлением, памятью, а также с его личностными особенностями, поведением» (с. 22) -словом, со всей психикой.

Т. Н. Ушакова выделяет два аспекта у предмета психологии речи - психофизиологический и собственно психологический. В рамках этих аспектов исследуются две научные области: природа слова и социальные и личностные функции слова. Современная лингвистика, тоже изучая эти стороны и функции слова, по мнению

автора, «направляет свои усилия на изучение продукта речи, производимого говорящими людьми, и скрытой языковой системы, определяющей этот продукт» (с. 24). Анализируя соотношение понятий язык и речь, Т.Н. Ушакова полагает, что известный тезис о речи как реализации языка необходимо подвергнуть пересмотру и считать речь «реализацией человека, его личности, интеллекта, аффективной сферы» (с. 27), а язык - средством осуществления речи.

Рассмотрев основания психофизиологического подхода к механизмам вербальной способности человека, автор анализирует роль современных психологии и лингвистики в исследовании языка и речи и их междисциплинарные отношения. Т.Н. Ушакова представляет точку зрения (А.А. Леонтьева. - В.П.), согласно которой психология и лингвистика имеют разные предметы исследования, но один и тот же объект. «Это значит, что в обеих науках процесс научной абстракции протекает по-разному, тогда различными оказываются и системы их абстрактных объектов, или логических моделей» (с. 33). Автор полагает, что психология и лингвистика в названной предметной области могут дополнять друг друга: «...психология, занимаясь природой вербальной способности, нуждается в систематическом квалифицированном описании фактов ее проявления. Эти знания находятся в руках лингвистов» (с. 33); лингвистика же предоставляет психологии базу описания языковых и речевых феноменов, системной организации и эволюции различных языков. Психологические данные, по мнению Т.Н. Ушаковой, придают лингвистической теории «естественнонаучную и социальную ориентированность» (с. 34).

Такое плодотворное объединение усилий лингвистики и психологии обнаруживается в психолингвистике, специфика которой при изучении поставленного вопроса заключается в следующем: «использование в исследовании (явное или неявное) данных, позиций, подходов и психологии, и лингвистики с целью развития знаний в области природы речи и языка» (с. 34). Автор отмечает, что фактически психолингвистические по своей сути исследования велись задолго до XX в.

В психолингвистических исследованиях Т.Н. Ушакова выделяет два направления. Объект первого, достаточного развитого и ставшего вполне традиционным, - речевые процессы, второго, менее разработанного, - языковые структуры. Направление второго

типа Т.Н. Ушакова предлагает называть лингвопсихологией (аспектом психолингвистики). Отличие двух подходов довольно существенно: первый ориентируется на «сиюминутный речевой процесс», воспроизводимый в ходе эксперимента, второй фиксирует совокупный продукт вербальной деятельности людей ряда поколений. Лингвопсихологические исследования направлены прежде всего на изучение вербальной семантики как совокупности специфических явлений когнитивной сферы человека. Специфика вербальной семантики состоит в том, что «она связана с актуальным или потенциальным сознанием или пониманием говорящим человеком отношений между вербальными элементами и объектами внешнего мира, а также отношений вербальных элементов между собой» (с. 33). Лингвопсихологические исследования, с одной стороны, высоко объективны, их результаты могут быть оценены статистически, с другой - «получаемые факты, если они не опираются на дополнительные материалы, представляют лишь статическую сторону изучаемых психологических феноменов» (с. 33).

Мощная тенденция в современной лингвистике - развитие когнитивного направления. В психолингвистике разработаны модели, описывающие процесс продуцирования речи (А.А. Леонтьев, А.А. Залевская, Т.Н. Ахутина, И.А. Зимняя и др.), исследуется восприятие и понимание речи. Разработка модельного описания речепроизводства и речепорождения имеет и большое практическое значение при изучении речевых нарушений, в решении проблем искусственного интеллекта и др.

Исследуя методологические проблемы, Т.Н. Ушакова говорит об изучении механизмов психических явлений, о месте языка и речи среди когнитивных явлений, о когнитивных моделях вербальных структур и процессов, о принципе целостности в исследовании языка и речи, затрагивает проблемы детерминации речевого развития и онтогенеза речи.

Автор акцентирует важность обращения исследователей к внутренней речи. Отмечается, что механизмы внутренней речи человека изучаются разными психофизиологическими методами: условно-рефлекторного характера, методом вербального тестирования, электрофизиологическими регистрациями и др. Установлено, что во внутренней речи, во-первых, функционируют образования, вырабатываемые в опыте, «долговременно сохраняющиеся и до

определенного момента латентные структуры, включающиеся в действие по запросу текущих обстоятельств» (с. 164). Во-вторых -«динамически организуемые в соответствии с текущими задачами и возможностями нервной системы процессы и акты, образующие подвижные паттерны и констелляции вербальных структур, непосредственно проявляющиеся в речевом продукте» (с. 164). Автор полагает, что первые из названных образований можно соотнести с категорией языка, вторые - с категориями речи.

Особая глава (4) отведена психологическим проблемам вербальной семантики. Содержание этой главы отражает ряд вопросов, общих для психологии и психолингвистики: вербальная семантика в онтогенезе, онтогенез именования, вербальная семантика и механизмы внутренней речи, интенция как сторона семантического развития, семантика в структуре вербальной сети, субъективная сторона ранних младенческих вокализаций, полисемия как предмет лингвопсихологии, специфика вербального творчества и др.

Т. Н. Ушакова уточняет понятие психологии вербальной семантики, поскольку «с психологической стороны отмечаются трудности в использовании терминологии: психологическое содержание, переживание, субъективный компонент состояний ребенка» (с.168). Автор полагает, что удобно использовать термин семантика речи.

Исследование вербальной семантики, по мнению Т.Н. Ушаковой, необходимо осуществлять с нескольких сторон: анализ онтогенетического развития семантических явлений у детей начиная с рождения; оценка характера семантического компонента, «встроенного» в структуру блоков речевого механизма; обоснование лин-гвопсихологического анализа на основе экспериментального исследования с целью выявления внутренней семантической организации структуры вербальных элементов.

Раскрывая содержание означенных аспектов исследования автор отмечает, что процессы когнитивного развития протекают скрытым образом, новые структуры создаются при посредстве скрытых механизмов на основе ранее возникших. В когнитивной эволюции значительна роль саморазвития. У взрослого, хорошо владеющего языком человека, семантический элемент включен во множество образований когнитивной сферы: его содержат каждое правильно употребленное слово, семантические поля, словесные

категории, когнитивные образования, соответствующие предметам, которые могут не иметь точного обозначения, но адекватно используются. Каждый семантический компонент может находиться в актуальном и латентном состояниях, поэтому семантические состояния могут осознаваться и не осознаваться человеком. Латентные логогены играют основополагающую роль при построении связной осмысленной речи. «Молниеносное автоматическое пробе-гание активационного импульса по ветвям семантических структур, образование вербальных гештальтов, включение грамматических стереотипов лежат в основе беглой, грамматически оформленной устной речи» (с. 306).

Актуальной проблемой в исследовании вербальной семантики остается вопрос специфики психологического содержания, составляющего субъективную сторону речевого процесса: в какой мере, в какой форме, в каких ситуациях, в каком возрасте слова могут служить характеристикой его субъективного содержания?

Вместе с тем автор убежден в том, что вербальная семантика -часть целостного психологического механизма, осуществляющего вербальную деятельность человека. Этот компонент психики реализуется в форме состояния, переживаемого человеком в отношении внешних событий или внутренних ощущений (состояний сознания).

Глава 5, собственно психологическая по подходу к предмету исследования, общему у психологии и психолингвистики, посвящена проблемам речевого онтогенеза и объединяет большинство работ автора по этой тематике, опубликованных ранее.

В.А. Пищальникова

КОММУНИКАЦИЯ. ДИСКУРС. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

2012.01.015. ПОТАПОВА Р.К., ПОТАПОВ ВВ. КОММУНИКАТИВНАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЪЯЗЫКОВЫХ И МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: Русско-немецкие параллели.

POTAPOVA R.K., POTAPOV V.V. KOMMUNIKATIVE SPRECHTÄTIGKEIT: RUSSLAND UND DEUTSCHLAND IM VERGLEICH. -Köln etc.: Böhlau Verl.; GmbH&Cie, 2011. - 312 s.

Межъязыковой и межкультурный виды коммуникации стали в настоящее время одними из основных направлений научных изы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.