Научная статья на тему '2011. 04. 053. Суданские женщины: портрет и пути к повышению статуса. Sudanese women: profile and pathways to empowerment. - Khartoum: Khartoum Univ.. Press, 2009. - 230 p'

2011. 04. 053. Суданские женщины: портрет и пути к повышению статуса. Sudanese women: profile and pathways to empowerment. - Khartoum: Khartoum Univ.. Press, 2009. - 230 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА И ОБЩЕСТВО СУДАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 04. 053. Суданские женщины: портрет и пути к повышению статуса. Sudanese women: profile and pathways to empowerment. - Khartoum: Khartoum Univ.. Press, 2009. - 230 p»

Помимо значительной дифференциации статусов занятости в настоящее время широко применяется частичная занятость, почти не существовавшая в 1960-е годы. Во Франции эта форма занятости получила распространение позже, чем в других ПРС. До 1980-х годов частичная занятость принимала традиционные формы: семейная помощь в сельском хозяйстве, ремесленничестве или торговле, оказании услуг в домашнем хозяйстве. Но с 1990 по 2007 г., по данным переписи, доля частично занятых возросла с 12 до 18%, даже в условиях, когда казалось, что она достигла предела в связи с введением 35-часовой рабочей недели.

С.Н. Куликова

2011.04.053. СУДАНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ: ПОРТРЕТ И ПУТИ К ПОВЫШЕНИЮ СТАТУСА.

Sudanese women: Profile and pathways to empowerment. - Khartoum: Khartoum univ. press, 2009. - 230 p.

В обзоре рассматривается место, которое занимают суданские женщины в обществе. Во многом статус женщин в Судане определяется традиционной этнокультурной и классовой структурой. Имеются и региональные различия: так, на севере Судана шариат серьезно ограничивает социальную мобильность женщин и создает фактически гендерную сегрегацию. На юге ситуация иная, поскольку там нет столь широкого распространения ислама. В целом же суданские женщины рассматриваются в качестве подчиненных мужчин, и их непосредственной обязанностью является домашнее хозяйство и забота о семье, поэтому они традиционно не имеют доступа к образованию. Лимитировано и право на перемещение женщин: по суданскому законодательству путешествовать за границу женщины моложе 50 лет могут только в сопровождении отца, брата, дяди или мужа, свободное передвижение внутри страны хотя и не ограничено правом, но неприемлемо по социокультурным соображениям.

Сохранение статуса кво определяют следующие факторы: во-первых, социализация обеспечивает передачу традиционных культурных норм; во-вторых, экономический фактор способствует консервации положения, поскольку, как полагают некоторые исследователи, бедность заставляет людей следовать традиционным ценностям и нормам поведения; в-третьих, политический фактор

(многие ограничения прав женщин закреплены законодательно); в-четвертых, средства массовой информации обеспечивают передачу традиционных ценностей; в-пятых, сфера образования популяризует архаичную роль женщины как матери и хранительницы семейного очага.

В итоге, хотя гражданское общество и женское движение прилагают значительные усилия, чтобы изменить положение женщин в Судане, культурные и другие факторы остаются главным препятствием к улучшению ситуации.

В 2008 г. население Судана составляло 33 млн. человек, из них 84,5% жили на севере страны, а 15,5% - на юге. 90% суданцев находятся за чертой бедности, т.е. тратят менее одного доллара в день. Уровень грамотности среди женщин - 49%, мужчин - 67% (с. 125). Женщины являются основными производителями продуктов питания в Судане. В течение последних 60 лет городские женщины стали получать работу на фабриках, в офисах компаний, в правительственных учреждениях, поскольку государство приняло законы, позволяющие расширить участие женщин в экономической жизни. В 1956 г., когда Судан получил независимость и принял конституцию, был провозглашен запрет дискриминации по половому, расовому и религиозному признаку.

Суданское трудовое законодательство считается одним из самых прогрессивных в Африке. Закон 1965 г. о регулировании трудовых отношений государственных служащий предоставлял женщинам восьминедельный отпуск по беременности с сохранением заработной платы и двухлетний отпуск без оплаты. Закон о труде 1977 г. запрещал использовать женский труд: на опасных и вредных производствах; с 22.00 до 6.00 часов, за исключением определенных специальностей, таких как врачи и медсестры. Кроме того, запрещалось увольнение беременных женщин. Президентский указ 2002 г. предоставил женщинам двухлетний декретный отпуск с сохранением базовой заработной платы.

С начала 1990-х по начало 2000-х годов уровень занятости среди женщин повысился с 18% до 30% (с. 127). На высших управленческих постах доля женщин составляет 5%, на технических должностях - 24%; женщины доминируют в офисах - 70% и в сельском хозяйстве - 78% (с. 128). Низкая оплата труда женщин делает их привлекательным трудовым ресурсом. Меры экономиче-

ской либерализации, предпринятые правительством еще в 1980-е годы, не привели к коренному улучшению положения женщин. Антиинфляционная политика государства, приводящая к снижению темпов роста и даже рецессии, более негативно сказалась на женщинах, чем на мужчинах.

Для изменения ситуации необходимо: во-первых, повысить расходы государства на образование и здравоохранение для женщин; во-вторых, активно бороться с гендерной дискриминацией на рабочем месте; в-третьих, направить 20% бюджета органов занятости на создание рабочих мест для женщин; в-четвертых, развивать программу микрокредитов для мелких предпринимателей; в-пятых, улучшить доступ женщин к информационным ресурсам.

С. С. Костяев

2011.04.054. ПЕШ Т. ФРАНЦИЯ НАСЛЕДНИКОВ.

PECH T. Une France d'héritiers // Alternatives écon. - P., 2011. -

N 298. - P. 55-58.

Существует два способа обогащения: с помощью труда и путем получения наследства. В настоящее время второй путь приобретает во Франции решающее значение. Созданию «общества наследников» способствует существующее во Франции законодательство в этой области, что неблагоприятно сказывается на равенстве шансов для всех граждан и экономическом развитии страны.

Более двух веков назад, отмечает автор, Французская республика отменила привилегии, связанные с рождением, и наследуемое имущество не должно было больше играть решающую роль в жизни отдельного гражданина. С тех пор стало формироваться ощущение, что французское общество оценивает индивида по его личным заслугам, которые являются фундаментальной ценностью, признаваемой всеми гражданами страны.

Однако в действительности в последние годы складывается иная ситуация. Отмечается, что неравенство в наследуемом имуществе имеет большие масштабы, чем неравенства в доходах. В 2003 г. средний размер наследства 10% наиболее богатых французов (тех, кто владеет более половиной совокупного наследуемого имущества) был в 2100 раз выше, чем средний размер наследства 10% самых скромных наследников (чье наследство составляло только 350 евро на человека). В 1997 г. этот показатель составлял

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.