Научная статья на тему '2011. 04. 035. Малых С. Е. Вотивная керамика Египта эпохи Древнего царства / РАН. Ин-т востоковедения. - М. , 2010. - 320 с. - библиогр. : С. 258-267'

2011. 04. 035. Малых С. Е. Вотивная керамика Египта эпохи Древнего царства / РАН. Ин-т востоковедения. - М. , 2010. - 320 с. - библиогр. : С. 258-267 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
273
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ / III ТЫС. ДО Н.Э. / ЭПОХА ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА / ВОТИВНАЯ КЕРАМИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 04. 035. Малых С. Е. Вотивная керамика Египта эпохи Древнего царства / РАН. Ин-т востоковедения. - М. , 2010. - 320 с. - библиогр. : С. 258-267»

АРХЕОЛОГИЯ

2011.04.035. МАЛЫХ С.Е. ВОТИВНАЯ КЕРАМИКА ЕГИПТА ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА / РАН. Ин-т востоковедения. - М., 2010. - 320 с. - Библиогр.: с. 258-267.

Ключевые слова: Древний Египет, III тыс. до н.э., эпоха Древнего царства, вотивная керамика.

В монографии анализируется древнеегипетская вотивная керамика III тыс. до н.э., использовавшаяся в совершении религиозных обрядов в храмовых комплексах царей при их пирамидальных храмах и в гробницах знати, сконцентрированных в так называемой пирамидальной зоне - в некрополях вокруг Мемфиса - египетской столицы эпохи Древнего царства. Рассматриваются вопросы типологии миниатюрных глиняных моделей сосудов и их датировки, технологии изготовления и организации производства, прослеживаются все стадии эволюции формы сосудов, анализируются причины их появления, роль в погребальном культе и причины исчезновения к концу Древнего царства. Хронологические рамки работы ограничены периодом расцвета Египта при царях IV-VI династий (2639/2585-2216/2166 гг. до н.э.) (с. 7).

Книга состоит из введения, четырех глав и приложения. Помимо материалов, опубликованных в зарубежных изданиях и пригодных для типологических разработок (всего 1147 экз. сосудов), источниковую базу исследования образует коллекция из 420 глиняных моделей, найденных в ходе изучения скальных гробниц египетской знати и «малого некрополя» среднего класса египетского общества на восточной оконечности Восточного плато Гизы. Работы здесь начиная с 1996 г. и по настоящее время ведет Российская археологическая экспедиция РАН, одним из участников которой является и автор данной книги.

Первая глава посвящена типологии, хронологии, географии распространения и тенденциям развития моделей вотивной керамики, представленной сосудиками, тарелочками и чашами. По морфологическим признакам весь этот комплекс подразделяется автором на семь типов. При этом типы 1-6 объединяют плоскодонные модели закрытых форм либо имеющие ножку - т.е. сосудики, а к типу 7 отнесены плоскодонные модели открытых форм без

ножек - тарелочки и чаши (с. 20). В рамках каждого типа выделяются подтипы, которых в общей сложности насчитывается 63, а также варианты подтипов.

Глиняные вотивные модели зафиксированы в главных столичных некрополях Древнего царства - в Абу-Роаше, Гизе, Абуси-ре, Саккаре, Хелуане, Дахшуре и Мейдуме. В провинциальных некрополях они не выявлены. Морфологические различия моделей в различных местностях пирамидальной зоны позволяют предположить, что в некрополях использовалась продукция локальных гончарных мастерских, которая практически не «мигрировала» на другие территории. Десять подтипов миниатюрной вотивной посуды использовались на протяжении всего изучаемого периода практически в неизменном виде. Отдельные морфологические варианты имели более короткое время бытования: одни появлялись в начале IV династии и исчезали при V династии, другие возникали позже -во второй половине или в конце IV династии, при V династии, и переставали использоваться при VI династии.

В целом, как отмечает автор, время V династии выглядит поворотным периодом в существовании вотивной керамики. Ряд ее форм выходит из употребления или трансформируется в новый морфологический вид. При этом трансформация шла либо путем упрощения формы, либо, напротив, путем ее совершенствования вследствие технического прогресса в гончарном деле - повсеместного распространения ручного гончарного круга типа «втулка-стержень» - в период царствования V-VI династий. Впрочем, при VI династии большинство типов вотивной керамики морфологически деградирует и большинство ее разновидностей сводится к одной наиболее простой форме, что, по-видимому, объясняется изменениями в погребальном ритуале (с. 86-87).

Во второй главе для установления назначения глиняных во-тивных моделей и их места в поминальном культе автор исследует связь реальных бытовых предметов и вотивных сосудов с соответствующими изображениями и надписями эпохи Древнего царства. Прежде всего, С.Е. Малых считает необходимым подчеркнуть тот факт, что вотивная керамика не являлась более дешевым заменителем реальных бытовых изделий, а существовала параллельно с ними, иногда даже в одних и тех же археологических комплексах. Глиняные вотивные модели заимствовали свою форму у глиняных,

каменных и медных сосудов, которые использовались для приготовления и принятия пищи, хранения продуктов и косметических средств.

Впрочем, пишет автор, некоторые формы моделей появились не в результате повторения бытового прототипа, а вследствие морфологической эволюции самих форм вотивной керамики, и поэтому они не имеют изобразительного соответствия на гробничных рельефах и не нашли своего отражения в лексике древнеегипетских надписей. В целом же изменения в изображении сосудов на рельефах совпадают с морфологическими изменениями форм сосудов, зафиксированными археологически. Точно так же изменение формы детерминатива в надписях, касающихся сосудов, совпадает с радикальными изменениями в ассортименте: исчезновении одних типов и появлении других типов.

Подавляющее большинство вотивных моделей имитировало столовую и кухонную утварь, предназначенную для хранения и употребления пива, вина и хлеба, и только небольшая их часть копирует внешний вид косметических горшочков. Таким образом, отмечает С.Е. Малых, основная функция вотивной керамики была связана с приношениями в гробницы и храмы продуктовых жертв -еды и питья. В начале своего бытования вотивные сосуды могли доставляться в культовые места с небольшим количеством пищи и напитков, а впоследствии употребляться только как символ (с. 133).

В третьей главе рассматриваются технология и организация производства вотивной керамики. Материалом для моделей, найденных в пирамидальной зоне Египта, в подавляющем большинстве случаев служила аллювиальная глина, основой которой был речной ил. Гончарных мастерских, специализировавшихся на изготовлении только моделей, скорее всего, не существовало, и они формировались в тех же помещениях и обжигались в тех же печах, где и обычная бытовая посуда. Для вотивной керамики не характерна дополнительная обработка внешней поверхности - ангобиро-вание или орнаментация, - и практически всегда имел место гончарный брак.

Судя по письменным, эпиграфико-изобразительным и археологическим источникам, гончарные мастерские располагались при пирамидальных храмах царей, храмах богов и в частных хозяйст-

вах знати. Однако вотивная керамика, использовавшаяся для отправления поминальных культов фараонов и аристократии, производилась только в мастерских царского храмового хозяйства, а не на поселениях или во владениях частных лиц. Этим, пишет автор, объясняется практическое отсутствие разделения между поминальным инвентарем для царского и частных культов. Для обоих употреблялись одинаково плохо или хорошо сделанные модели сосудов (с. 167).

В четвертой главе исследуется роль вотивной керамики в поминальном культе и погребальном обряде эпохи Древнего царства. Как отмечает С.Е. Малых, применение миниатюрных глиняных сосудов в поминальном культе связано с личностью царя, и начало их использования относится ко времени правления фараона Сноф-ру (начало IV династии). Экономический подъем, инициированный наступлением благоприятных климатических условий, способствовал установлению политической стабильности и упрочению роли царя, которого начинают именовать «богом» (Шг). Первоначально вотивная керамика применялась при совершении поминальных ритуалов только для царского ка. Но уже в конце правления Снофру царские родственники стали получать от царя право устанавливать свой поминальный культ, что выразилось в появлении жертвенной формулы кормления по его воле (Шр - Ш - ш^). Со времени фараона Хуфу она сопровождалась принесением глиняных моделей (наряду с реальными продуктами и предметами) в гробничные поминальные часовни высшей знати - родственников царя. Но уже во второй половине IV династии (при фараоне Менкаура) подобные действия распространились и на придворную знать, не состоявшую в родстве с царем, а при V династии на всех лиц, способных построить себе часовню и обеспечить отправление своего поминального культа.

Таким образом, полагает автор, начало использования глиняных моделей сосудов при отправлении поминального культа совпадает со временем идеологического возвышения царя, а дальнейшее расширение этой практики было обусловлено ростом административного аппарата и числа приближенных к трону лиц, будь то царские родственники, придворные или знать средней руки (с. 240).

Насколько благоприятная экономическая обстановка способствовала в конечном счете упрочению авторитета царя, настолько же негативные явления в этой сфере подрывали царскую власть, а вместе с ней и веру в божественность царя. Несмотря на разногласия египтологов по вопросу о времени падения Древнего царства (одни относят его к концу VI династии, другие - к концу VIII династии), все констатируют наметившийся при VI династии упадок, вызванный климатическими изменениями (глобальным похолоданием и засухой) и, как следствие, ухудшением экономической ситуации. Уже в конце V династии наметилось изменение в представлениях о всемогуществе царя, а для общества стала очевидной невозможность вечного обеспечения поминального культа. Наметившийся кризис вызвал идеологические перемены, отразившиеся в постепенном исчезновении практики употребления вотивных моделей и во введении формул «обращения к живым» в частных гробницах и письменной фиксации ритуала - «Текстов пирамид» -в царских усыпальницах. Это своего рода письменное дублирование материальной стороны поминального культа свидетельствует о появлении некой неуверенности в долгом существовании культа и желании гарантировать его вечную сохранность через высеченный в камне текст (с. 242-243, 247).

В Приложении (с.269-314) публикуется каталог коллекции вотивной керамики, собранной Российской археологической экспедицией в Гизе в течение полевых сезонов 1997-2009 гг.

А.Е. Медовичев

2011.04.036. РУСЬ И ВОСТОК В X-XVI вв.: НОВЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РАН. Ин-т археологии; Отв. ред.: Макаров Н.А., Коваль В.Ю.; Сост. Коваль В.Ю. - М.: Наука, 2010. -265 с., ил. - Рез. на англ. яз. Библиогр. в конце ст.

Ключевые слова: Русь и Восток, Х-ХУ1 вв., Волжская Болгария, Золотая Орда, кочевники Причерноморья.

В реферируемом сборнике представлены материалы научной конференции «Средневековая Русь, Волжская Булгария и Северное Причерноморье в контексте русско-восточных связей», проведенной в Казани 8-12 октября 2007 г. Публикуемые в нем 23 работы сгруппированы в два раздела. Первый включает работы, посвящен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.