Научная статья на тему 'Сцены награждения в эпоху Древнего царства: к вопросу о становлении древнеегипетской "системы хвалы"'

Сцены награждения в эпоху Древнего царства: к вопросу о становлении древнеегипетской "системы хвалы" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
241
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ / ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО / СЦЕНЫ НАГРАЖДЕНИЯ / АВТОБИОГРАФИИ ЧИНОВНИКОВ / НАГРАДЫ / ОЖЕРЕЛЬЯ / ДИАДЕМЫ / ANCIENT EGYPT / OLD KINGDOM / REWARDING SCENES / AUTOBIOGRAPHIES OF OFFICIALS / REWARD / NECKLACES / DIADEMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ершова Елена

Расцвет феномена награждения придворных чиновников и воинов царем за верную службу относится к XVIII династии, однако «система хвалы» между царем и знатью складывается еще в эпоху Древнего царства. Данная статья посвящена комплексному анализу вещественных, изобразительных и письменных свидетельств награждения древнеегипетских рабочих и чиновников времени Древнего царства. Предпринятый анализ позволил выявить особенности композиции сцен награждения, выстроить типологию наград эпохи Древнего царства и проследить процесс становления традиции награждения чиновников «золотом почести».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rewarding scenes in the Old Kingdom. Towards the development of the “honour system” in the Ancient Egypt

Phenomenon of rewarding the court officials and warriors by the king for true service flourished during the period of XVIII-th dynasty, however, “honour system” in relation between the king and the nobility had been developed in the Old Kingdom already. This article contains a complex analysis of material, imaginary and written sources on rewarding ancient Egyptian workers and officials in the Old Kingdom. The analysis allowed us to explore the peculiarities of honour scene composition, define the reward typology during the Old Kingdom, and follow the making of a tradition of rewarding officials with “gold of the honour”.

Текст научной работы на тему «Сцены награждения в эпоху Древнего царства: к вопросу о становлении древнеегипетской "системы хвалы"»

Искусствоведение

УДК 94(32)

БОТ: 10.28995/2073-6401-2018-2-74-88

Сцены награждения в эпоху Древнего царства: к вопросу о становлении древнеегипетской «системы хвалы»

Елена С. Ершова

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Расцвет феномена награждения придворных чиновников и воинов царем за верную службу относится к XVIII династии, однако «система хвалы» между царем и знатью складывается еще в эпоху Древнего царства. Данная статья посвящена комплексному анализу вещественных, изобразительных и письменных свидетельств награждения древнеегипетских рабочих и чиновников времени Древнего царства. Предпринятый анализ позволил выявить особенности композиции сцен награждения, выстроить типологию наград эпохи Древнего царства и проследить процесс становления традиции награждения чиновников «золотом почести».

Ключевые слова: Древний Египет, Древнее царство, сцены награждения, автобиографии чиновников, награды, ожерелья, диадемы.

Для цитирования: Ершова Е.С. Сцены награждения в эпоху Древнего царства: к вопросу о становлении древнеегипетской «системы хвалы» // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 2 (12). С. 74-88. БОТ: 10.28995/2073-6401-2018-2-74-88

© Ершова Е.С., 2018

Rewarding scenes in the Old Kingdom. Towards the development of the "honour system" in the Ancient Egypt

Elena S. Ershova

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. Phenomenon of rewarding the court officials and warriors by the king for true service flourished during the period of XVIII-th dynasty, however, "honour system" in relation between the king and the nobility had been developed in the Old Kingdom already. This article contains a complex analysis of material, imaginary and written sources on rewarding ancient Egyptian workers and officials in the Old Kingdom. The analysis allowed us to explore the peculiarities of honour scene composition, define the reward typology during the Old Kingdom, and follow the making of a tradition of rewarding officials with "gold of the honour".

Keywords: Ancient Egypt, Old Kingdom, rewarding scenes, autobiographies of officials, reward, necklaces, diadems

For citation: Ershova ES. Rewarding scenes in the Old Kingdom. Towards the development of the "honour system" in the Ancient Egypt. RSUH/ RGGU Bulletin. "Philosophy. Social Studies. Art Studies" Series. 2018;2:74-88. DOI: 10.28995/2073-6401-2018-2-74-88

Расцвет феномена награждения придворных сановников и воинов царем за верную службу относится к эпохе Нового царства, что подтверждается значительным количеством исторических источников: автобиографиями чиновников, статуями и изображениями сановников с полученными от царя наградами, а также сценами, иллюстрирующими награждение фараоном представителей знати, которые появляются в частных гробницах в правление Тутмоса IV и продолжают существовать на протяжении всего Нового царства [1]. В эту эпоху существует уже сложившийся комплекс наград пЬш п - «золота восхваления» или, как еще переводят этот термин, «золота почести», в который входят:

ожерелье-оплечье БЬуш, парные браслеты ашаш, браслеты швк^ш, благовония в виде конуса из смеси жира и благовоний, иногда -диадемы (головные повязки) Твш. За военные заслуги царь мог даровать также подвески в виде мух или львов и наградное оружие - золотые и серебряные кинжалы и топоры [2].

Однако система поощрительных взаимоотношений между царем и знатью складывается еще в эпоху Древнего царства. Как известно, в Древнем Египте до эпохи Нового царства не существовало денежной системы, в результате чего оплата труда производилась натуральным способом (продукты питания, одежда, ткани). Помимо этого складывается дополнительная система награждений - так называемая Шш^система (букв. «хвала» или «система хвалы») -когда царь награждал своих чиновников материальными благами за верную службу. Фараон мог даровать отличившемуся сановнику саркофаг или другую гробничную утварь, а также различные материалы для строительства гробницы или даже саму гробницу. Стоит обратить внимание на то обстоятельство, что среди всех царских милостей по отношению к частным лицам практически отсутствуют любые имущественные пожалования (земля, люди, скот) [3 с. 154]. Однако уже с эпохи Древнего царства до нас доходят свидетельства о награждении работников и чиновников золотыми украшениями. Основными источниками являются автобиографии вельмож и сцены награждения из частных гробниц и поминальных храмов царей V династии.

Хотя наибольшее распространение сцены награждения получили именно в эпоху Нового царства, впервые они появляются еще в Древнем царстве. До нас дошло всего семь подобных сцен, датируемых периодом с конца IV до VI династии, расположенных в частных гробницах Сенеба, Ахетхетепа, Небемахета и Птаххетепа в некрополе Гизы и храмовых комплексах царей Сахура и Ниусер-ра в Абусире.

Сцены награждения из храмового комплекса Сахура в Абуси-ре имеют плохую сохранность, фрагменты процесса награждения чиновников, а также царских строителей были найдены в северной и восточной части сокровищницы соответственно. На основании этого Л. Борхард высказал предположение, что уже в эпоху V династии была сложившаяся традиция награждения сановников и царских работников в сокровищнице, и именно поэтому эти сюжеты были использованы для оформления стен сокровищниц храмовых комплексов Сахура и Ниусерра в Абусире [4 р. 62].

О композициях данных сцен говорить довольно трудно из-за фрагментарности рельефов. В храмовом комплексе царя Сахура

в Абусире сохранилось лишь три фрагмента от сцен награждения. На первом фрагменте [4 pl. 52] мы видим изображение чиновников в три регистра. В нижнем регистре с левой стороны стоят два или три награждаемых чиновника (точное количество фигур невозможно определить из-за плохой сохранности фрагмента), у одного из них мы видим ожерелье-оплечье с прикрепленной к нему пекторалью. С правой стороны изображены три служителя сокровищницы, что следует из того наблюдения, что один из них держит в руках награды - ожерелье-оплечье (?) и длинное ожерелье, которое носилось на шее так, что свободные концы спадали на грудь [5 abb. 13], двое других склонились в поклоне. Во втором регистре в центре изображен чиновник, надевающий ожерелье-оплечье с прикрепленной к нему пекторалью, а вокруг него мы видим пять служителей сокровищницы, склонившихся в поклоне. В верхнем регистре в центре вновь изображен чиновник с ожерельем-оплечьем и прикрепленной к нему пекторалью и с еще одним ожерельем в руках, а вокруг него шесть служителей сокровищницы, склонившихся в поклоне.

Второй фрагмент сцены [4 pl. 53] имеет худшую сохранность, на нем также показаны представители царской администрации в три регистра. Среди них мы видим не менее шести награжденных сановников. Они были награждены ожерельями-оплечьями с прикрепленной к ним пекторалью, диадемами с одним или двумя бантами и ожерельями-оплечьями без пекторалей, которые чиновники, как правило, держат в руке.

На третьем фрагменте, который был найден в восточной части сокровищницы [4 pl. 54], в верхнем регистре мы видим склонившихся в поклоне награжденных царских строителей Птахшепсеса, Раура и Семербу; они были награждены диадемами с одним или двумя бантами и ожерельями-оплечьями без пекторалей. В нижнем регистре не менее четырех награжденных строителей, они все были награждены диадемами с одним или двумя бантами и ожерельями-оплечьями у одного из них ожерелье с пекторалью. Невозможно определить, за какие заслуги были награждены чиновники в связи с фрагментарностью сцен награждения, сопроводительный текст практически не сохранился. На данных фрагментах рельефов уцелели лишь отрывки текста, свидетельствующие, что проводилось награждение чиновников: упоминания о материале наград

встречается знак Г^Л] nbw - «золото», о дарении золота Шк Ssp nbw - «получение золота», а также фрагменты фразы, содержащей

слово Hswt - «(дарование?) хвалы».

Сцена награждения из храмового комплекса Ниусерра в Абу-сире [6 pl. 51] сохранилась крайне плохо за исключением двух фрагментов. Один из них содержит фразу Ssp nbw - «получение золота». Л. Борхард реконструирует текст [iwi.t] m-xt Ssp nbw in sbA.ty Hr.w-nbw - «приходящие после получения золота ученики Золотого Хора». На втором фрагменте изображены награжденные чиновники, которые напоминают по композиции сцену награждения из храмового комплекса Сахура.

Интересно, что набор вручаемых наград не зависит от социального статуса награждаемого. Высшим уровнем почета в эпоху Древнего царства было награждение чиновника во дворце, хотя сам царь в нем не принимает участия, в отличие от награждений эпохи Нового царства.

В связи с плохой сохранностью сцен награждения из царских храмовых комплексов рассматривать композиционные особенности возможно только на декоре частных гробниц Сенеба [5 abb. 7-8], Ахетхетепа [5 abb. 9], Небемахета [5 abb. 10] и Птаххетепа [5 abb. 11], расположенных в некрополе Гизы.

На одном из порталов ложной двери в мастабе Сенеба в Гизе (IV-V династия) (рис. 1) представлена сцена, посвященная принесению даров владельцу гробницы - карлику Сенебу (рис. 2). Сцена делится на четыре регистра, в верхнем изображен сам Сенеб, которому приносят в дар рулоны ткани, а два нижних регистра посвящены изображению двух награжденных ткачей (третий регистр) и трех ткачих (четвертый регистр).

В третьем регистре в центре композиции мы видим сидящего писца, за ним стоит работник, к писцу подходят два ткача Перу и Несекха, которые награждены ожерельями-оплечьями с пекторалями и диадемами с бантами. В нижнем регистре представлены три ткачихи в наградах: Импи была награждена ожерельем-оплечьем, Ихи - ожерельем-оплечьем с пекторалью и диадемой с бантом, а Нефрет - только ожерельем-оплечьем с пекторалью. Таким образом, здесь изображен не сам процесс награждения, а только его результат - награжденные работники и ткачихи. В верхнем регистре помимо имени Сенеба находится

фраза mAA a.wy prw pr mHt - «Смотр дел в

доме ткачества». По всей видимости, награждение ткачей связано с инспекцией, которую Сенеб проводил в доме ткачества.

Более подробная сцена награждения ткачих находится в гробнице Ахетхотепа в Гизе (V династия) (рис. 3). Сцена разделена на четыре регистра. В правой части сцены представлен сам владелец

Рис. 1. Ложная дверь из гробницы Сенеба в Гизе (Источник: Junker H. Giza V. Taf. IV)

гробницы, сидящий на стуле и принимающий полотно от работника; согласно древнеегипетскому канону, его изображение большего размера и занимает три регистра. В нижнем регистре мы видим работников, складывающих рулоны полотна в ящики, а также писцов, ведущих учет ткани. В верхнем регистре изображены работники, которые вытаскивают полотно из ящиков и подносят их Ахетхотепу. В двух центральных регистрах происходит само награждение женщин-ткачих. Мы видим три ящика с ожерельями-оплечьями, некоторые из них с пекторалями, длинными ожерельями, а также диадемами с двумя бантами и небольшими сосудами,

Рис. 2. Сцена награждения работников и ткачих из гробницы Сенеба в Гизе (Источник: Junker H. Giza V. Abb. 7-8)

возможно с ароматическими маслами. Около ящиков стоят писцы, фиксирующие процесс награждения. В сцене изображены пять ткачих, которых служители сокровищницы награждают золотыми ожерельями-оплечьями (некоторые с пекторалями), длинными ожерельями, которые носят со свободно спускающимися концами, и диадемами с бантами. Эти изображения сопровождаются надписями пЬ\у - «дарование золота», гсШ Н^1^ - «дарование хвалы». В рассмотренных ранее сценах изображались уже награжденные чиновники, данная же сцена впервые изображает именно процесс награждения.

В гробнице Сенеба и Ахетхотепа интересны позы уходящих награжденных работников: если они были награждены диадемой и ожерельем-оплечьем, то они держат одну руку около диадемы, а другую на груди около ожерелья. В случае награждения только диадемой - обе руки подняты к диадеме, а при награждении только ожере-

Рис. 3. Сцена награждения работников и ткачих из гробницы Ахетхотепа в Гизе (Источник: Junker H. Giza V. Abb. 9)

льем - одна рука лежит на груди. Возможно, подобным образом подчеркивается, какие именно награды были получены, передается почтение награжденных работников, изображение поз награжденных чиновников каноничны и связаны с полученными наградами, благодаря этому можно предположить, какие награды получил рабочий в эпоху Древнего царства, при плохой сохранности сцены.

Сцена из гробницы Небмахета близка по своей композиции к сцене награждения из гробницы Ахетхотепа, но имеет очень плохую сохранность. В правой части сцены находилось изображение владельца гробницы, которое не сохранилось. Левая часть разделена на четыре регистра: в первом и четвертом находятся изображения принесения полотна и укладки его в сундуки; во втором и третьем регистре мы видим сцены, связанные с награждением. Во втором регистре изображены столы с ожерельями-оплечьями и диадемами с бантом, а также работники, которые подносят их владельцу гробницы. В третьем регистре происходит награждение ткачих: двух награждают ожерельями-оплечьями, еще пять изображены уже награжденными. К сожалению, сцена сохранилась плохо,

но, судя по позам женщин, все они были награждены диадемами, а пять получили также и ожерелья-оплечья.

Сцена из гробницы Птаххотепа (рис. 4) сохранилась частично - в трех нижних регистрах. В правой части сцены изображен сам Птаххотеп, восседающий на стуле, у его ног с цветком лотоса сидит его жена. Перед ними сложены дары: сосуды различной формы, сундуки, ожерелья-оплечья. В трех регистрах показаны различные хозяйственные сцены, а также награждение ткачих. Всего было награждено 12 женщин: семь из них изображены в процессе награждения, а пять уходят с наградами. В верхнем регистре мы видим награждение четырех ткачих, первую одаривают ожерельем с большой пекторалью, вторую - ожерельем-оплечьем, третьей ткачихе работник подносит сундук, в котором, согласно надписи

l^^^-^jHWO mT mrHt - «смотри, масло», находятся ароматические масла. Четвертую наградили ожерельем, которое она держит в руке, помимо этого работник дает ей подвеску (?). Около нее

мы видим надпись iw n Hss.t - «Одна из тех, кто был

восхвален». Еще три ткачихи уходят уже награжденные, на сгибе руки они несут повязки (ленты), в руках у двух из них сундучки, возможно с одеждой, как в следующем регистре.

Во втором регистре награждают двух ткачих повязками и сундучками с одеждой, над одним из сундучков надпись

|| tip (]/]<=> mT Hbsw ikr - «смотри, одежда прекрасная», еще две ткачихи уходят со свертками одежды. В третьем регистре изображено награждение только одной ткачихи, работник передает ей перевязанный сверток, а на ее шее мы видим ожерелье-оплечье. Около ткачихи находится фраза mT t iw nbw rdi _

«смотри, хлеб, золото, которые были даны».

На блоке Berlin 15421 изображены четыре женщины Нефер-хет-хер, Неферет-ири, Хаут и Нефер-сешем. Первая из них, Нефер-хет-хер держит в каждой руке по ожерелью, одно из них украшено подвесками. На ней также надето ожерелье Sbyw (?) и ожерелье с каплевидной подвеской. За ней стоит Неферет-ири, которая держит в руке ожерелье с подвеской (возможно, пекторалью). Хаут и Нефер-сешем держат в руках по одному простому ожерелью.

В отличие от сцен эпохи Нового царства перед нами - награждение не самого владельца гробницы, высокопоставленного чиновника, а ткачих и работников из его хозяйства. Отсутствие сцен награждения, в которых участвует сам царь, в частных гробницах эпохи Древнего царства можно объяснить тем фактом, что в этот

период чиновники не изображали в своих гробницах царей или богов по идеологическим причинам. Считалось, что в этом случае при отправлении поминального культа жертвы получал бы не Ка (двойник) владельца гробницы, а вышестоящая персона - царь или бог [7 с. 163]. Однако факт существования награждения царем чиновников подтверждается текстами их автобиографий, о которых речь пойдет ниже. Вероятно, чиновники, подражая царю, награждали своих подчиненных наградами, выполненными из золота. Даже в том случае, когда награждение происходит от имени царя и проходит в царской сокровищнице (храмовые комплексы Сахура и Ниусерра в Абусире), сам царь на нем не присутствует. По всей видимости, сакральная фигура царя не могла появляться перед простыми смертными.

Важно отметить, что в эпоху Древнего царства, как и в Новом царстве, центральной фигурой в сценах награждения является даритель, восседающий в кресле и не участвующий в награждении, а только присутствующий при нем: в одном случае это чиновник, а в более позднее время его заменяет изображение фараона. Также ряд композиционных черт сохраняется в сценах награждения на протяжении всего их существования. Таково, например, наличие сцен, иллюстрирующих служебную деятельность награждаемых. В гробницах Древнего царства это хозяйственные сцены, Нового царства -изображение чиновников на месте их службы. В обоих случаях всегда изображается сам процесс награждения, его чаще всего исполняют служители сокровищницы, которые вручают награды.

Еще одним важным свидетельством награждений являются тексты автобиографий чиновников, представленные на стелах и стенах гробниц. В этих текстах часто встречаются упоминания о милостях царя, о «любви» царя, а также о дарении фараоном золота. Довольно часто они сопровождаются изображением чиновника в этих наградах, что еще раз подчеркивает их важность.

Во всех рассмотренных свидетельствах награждений чиновников и работников говорится о даровании золота или о даровании хвалы, но уже в эпоху Древнего царства в одной из автобиографий встречается упоминание о даровании «золота почести». Так, в тексте автобиографии Сабни [8 р. 139] из его гробницы в Куб-бет эль-Хава (Элефантина) времени правления Пепи II (VI династия) также есть упоминание о его награждении. Среди наград, подаренных [...р/139] Сабни, присутствуют деревянный сундук, масла, одежда прекрасного качества, птица, а также золото почести

стэ-Да/я«»^^/.»«*^ ^ гсИх п(л) пЬш п - «дано мне золото почести».

Еще одним свидетельством награждения является автобиография Нехебу, выбитая на известняковой стеле (Boston 13.4331) [9, Pl. I, II.]. В ней трижды встречается упоминание о дарении ему золота царем

An Г"*7! Г5™7! ^ 9 1-1

I¥ ¥ ¥ di n Hm.f nbww anx t Hnkt - «дал Его Ве-

личество золотые подвески-бшх, хлеб, пиво». Интересна награда,

Р=П р=п

вручаемая Нехебу, - i ¥ ¥ nbww anx - однозначной трактовки этого выражения нет, возможно, это амулеты или подвески, выполненные из золота, или два отдельных слова: «золото» и «жизнь». Также стоит отметить, что внизу мы видим изображение чиновника в ожерелье-оплечье, однако никаких золотых подвесок в виде знака-<тг на нем нет.

Возможно, подобные золотые подвески получил еще один чиновник - Сабу, о его награждении царем Тети упоминается в автобиографии, выбитой на стене его мастабы [8, p. 83].

ixr Hsi w(=i) Hm.f rdi Hm.f aq(.i) ir Xnw-a di.f n(.i) (nbw?) anxw n bw nb

gmm(.i) wAt imi nsp irti mitt n bAk nb mit.i in ity nb - «Когда хвалил меня Его Величество, давал Его Величество, чтобы входил я в личные покои. Давал он мне золотые подвески-^wx (?) за дела всякие, в которых я находил путь, никогда не делалось подобного для слуги всякого подобного мне каким-либо владыкой». Хотя мы не можем утверждать, что царь присутствовал на награждении Сабу, тот факт, что Сабу был вызван для чествования во внутренние покои дворца, говорит о великой милости, которой он был удостоен. Обычно в эпоху Древнего царства чиновников награждали служители сокровищницы в одном из помещений сокровищницы дворца или храма.

Подводя итоги, следует отметить, что в эпоху Древнего царства складывается система «восхваления», связанная с наделением золотыми украшениями частных лиц, которая будет существовать до эпохи Позднего царства. Если в правление V династии в автобиографических и пояснительных текстах встречается только упоминание о «даровании хвалы» или «даровании золота», то уже к концу VI династии появляется словосочетание nbw n Hswt - «золото почести», т. е. процесс награждения, распространенный в период расцвета Древнего Египта - в эпоху Нового царства. Уже в Древнем царстве складывается комплекс наград, получаемых чиновниками. Крайне показательно, что он неизменен для награждения

людей разного социального статуса: как представителей царской администрации, так и стоящих на низших ступенях общественной лестницы работников - царских строителей, ткачей. Также виды наград не зависят от социального статуса их дарителя - это может быть царь (храмовые комплексы Сахура и Ниуссера) или вельможа (частные мастабы, Гиза).

Комплекс наград Древнего царства включает ожерелья-оплечья, в некоторых случаях ожерелье БЬуш, как в сцене награждения в гробнице Ахетхотепа, возможно в храмовых комплексах Сахура и Ниусерра в Абусире, у Нефер-хет-хер на блоке из Берлинского музея или на статуе неизвестного чиновника из Гизы [10, Р1. 153.], датируемой VI династией. Шею сидящего чиновника украшает широкое ожерелье-оплечье усех, а также, возможно, ожерелье БЬуш, состоящее из двух рядов дисковидных бусин. Ожерелье-оплечье усех часто может иметь дополнительные подвески разной формы - каплевидные или в виде пекторалей. Также к наградам времени Древнего царства относится длинное ожерелье, которое носилось на шее с концами, свободно свешивающимися на грудь. Помимо ожерелий в комплекс наград входили диадемы с одним или двумя бантами. Одна из подобных диадем сохранилась: это диадема из шахты 316 в мастабе Б 309/316, датируемой рубежом IV и V династий [11]. Обруч декорирован двумя большими бантами с длинными лентами, расположенными по бокам от центральной части. Диадема выполнена из меди и покрыта сусальным золотом. Также среди наград присутствуют ароматические масла или мази в небольших сосудах, одежда и хлеб, мясо.

Следует также отметить тот факт, что комплекс наград, сложившийся в эпоху Древнего царства, не претерпел существенных изменений. В Древнем царстве награждали четырьмя видами ожерелий, в том числе ожерельем БЬуш, которое является основной наградой в эпоху Нового царства. Однако изменяется количество ожерелий, которыми награждают чиновника. В эпоху Древнего царства награждали, как правило, одним-двумя ожерельями, а в эпоху Нового царства количество варьируется от одного до двадцати. Также в качестве наград часто использовались благовония: сосуды с маслами для умащения - на рельефах Древнего царства или конусы благовоний - в Новом царстве [подробнее см: 2]. Таким образом, столь распространенная система поощрения царем приближенных сложилась еще в эпоху Древнего царства и, изменившись по форме, но не по сути, существовала и в дальнейшем.

Сцены награждения в эпоху Древнего царства... Литература

1. Ершова Е.С. Иконография сцен награждения в древнеегипетских гробницах эпохи XVIII династии // Артикульт. 2017. № 4 (28). С. 49-58.

2. Ершова Е.С. «Золото почести» и «золото храбрости»: новый взгляд на разработку проблемы типологии древнеегипетских наград эпохи Нового царства // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016. № 1 (3). С. 9-17.

3. Шэхаб Эль-Дин Т.М. Автобиография в Древнем Египте в эпоху IV-VII династий: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1993.

4. BorchardtL. Das Grabdenkmal des König Sahu-Re. 2 bd. Leipzig: J.C. Hinrichs'sche Buchhandlung, 1913. Bd. 2. (VII-196 p.): 74 pl., 28 flg.

5. Junker H. Gîza: Grabungen auf dem Friedhof des Alten Reiches bei den Pyramiden von Gîza. V. Die Mastabas des "Snb" (Seneb) und die umliegenden Gräber / H.J. Bartholomäus (hrsg.). Leipzig: Hölder-Pichler-Tempsky, 1941. 213 p., XX pl., 61 flg.

6. BorchardtL. Das Grabdenkmal des Königs Ne-User-Re. Leipzig: J.C. Hinrichs'sche Buchhandlung, 1907. 184 p., 28 pl.

7. Большаков А.О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб.: Алетейя, 2001. 288 с.

8. Sethe K. Urkunden des Alten Reichs. I. Leipzig: J.C. Hinrichs'sche Buchhandlung, 1933. 308 p.

9. Dunham D. The biographical inscriptions of Nekhebu in Boston and Cairo // Journal of Egyptian archeology. 1938. № 24. P. 1-8, pl. I-II.

10. Borchardt L. Catalogue général des antiquités égyptiennes du Musée du Caire (Nr. 1-1294): Statuen und Statuetten von Königen und Privatleuten im Museum von Kairo. Teil 3. Text und Tafeln zu Nr. 654-950. Berlin: Reichsdruckerei, 1930. 168 p., 158 pl.

11. Ярмолович В.И. Египетские диадемы эпохи Древнего царства: проблема использования предметов-имитаций в погребальном обряде // Восток. АфроАзиатские общества: история и современность. 2016. № 3. С. 63-73.

References

1. Ershova ES. The iconography of the rewarding scenes in Ancient Egyptian tombs of the XVIII-th dynasty. Articult. 2017;4(28):49-58. (In Russ.)

2. Ershova ES. "Gold of the honour" and "gold of the courage". A new look at the development of a typology of honours and rewards in the Egyptian New Kingdom. RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Social Studies. Art Studies" Series. 2016;1:9-17. (In Russ.)

3. Shehab El-Din TM. Autobiography in ancient Egypt in the era of the 4th-7th Dynasty [dis. ... kand. ist. nauk]. Saint-Petersburg, 1993. (In Russ.)

4. Borchardt L. Das Grabdenkmal des König Sahu-Re. 2 bd. Leipzig: J.C. Hinrichs'sche Buchhandlung, 1913. Bd. 2. (VII-196 p.): 74 pl., 28 flg.

5. Junker H. Gîza: Grabungen auf dem Friedhof des Alten Reiches bei den Pyramiden von Gîza. V. Die Mastabas des "Snb" (Seneb) und die umliegenden Gräber. Bartholomäus H.J., hrsg. Leipzig: Hölder-Pichler-Tempsky, 1941. 213 p., XX pl., 61 fig.

6. Borchardt L. Das Grabdenkmal des Königs Ne-User-Re. Leipzig: J.C. Hinrichs'sche Buchhandlung, 1907. 184 p., 28 pl.

7. Bol'shakov AO. Man and his Double. Pictorialism and World-view in Egypt of the Old Kingdom. Saint-Petersburg: Aleteiya Publ.; 2001. 288 p. (In Russ.)

8. Sethe K. Urkunden des Alten Reichs. I. Leipzig: J.C. Hinrichs'sche Buchhandlung, 1933. 308 p.

9. Dunham D. The biographical inscriptions of Nekhebu in Boston and Cairo.Journal of Egyptian archeology. 1938;24:1-8. pl. I-II.

10. Borchardt L. Catalogue général des antiquités égyptiennes du Musée du Caire (Nr. 1-1294): Statuen und Statuetten von Königen und Privatleuten im Museum von Kairo. Teil 3. Text und Tafeln zu Nr. 654-950. Berlin: Reichsdruckerei, 1930. 168 p., 158 pl.

11. Yarmolovich V. The Egyptian diadems of the Old Kingdom. Use of imitation objects in funerary rites. Orient. Afro-Asiatic Societies. The History and the Present. 2016;3:63-73. (In Russ.)

Информация об авторе

Елена С. Ершова, преподаватель, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]

Information about the author

Elena S. Ershova, lecturer, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, Russia, 125993; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.