ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ
2011.04.028. ТРИШЕ Ж.-К. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ
АНАЛИЗУ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ.
TRICHET J.-C. Les défis intellectuels qui se posent à l'analyse de la
stabilité financière à l'ère de la surveillance macroprudentielle // Rev. de
la stabilité fin. - P., 2011. - N 15. - Mode of access: http://www.
banque-france.fr/fr/publications/revues/revue-stabilite-financiere/telechar/
2011fevrier-2011.pdf
Финансовый кризис, пишет Ж.-К. Трише, глава Европейского центрального банка (ЕЦБ), представляет собой яркий пример проявления и конкретизации системных рисков, вызывающих нестабильность финансовой системы такого масштаба, что оказывают серьезное негативное влияние на экономический рост и общее благосостояние.
Как показывает опыт последних 30 лет, органы власти в развитых странах должны значительно расширить свои возможности и способности выявлять системные риски. В настоящее время финансовый надзор слишком сосредоточен на микропруденциальных проблемах на уровне каждого финансового посредника и каждого рынка и не рассматривает «сложение» рисков и их взаимное усиление. Органы надзора по преимуществу выявляют происхождение системной нестабильности и изучают механизмы, ее порождающие.
Кризис подтвердил необходимость развития не только моделей системных рисков в банковском секторе, но и моделей, позволяющих понять, каким образом небанковское финансовое посредничество способствует переходу системы от стабильности к нестабильности. До сих пор не измерено влияние на финансовую стабильность взрывного роста в последние 20 лет финансовых институтов со значительным левериджем, у которых объем капиталов под управлением возрос со 100 млрд. долл. в 1990 г. до 3000 млрд. в 2007 г. Ж.-К. Трише особо подчеркивает, что существенную не-
гативную роль в развитии кризиса сыграла деятельность некоторых страховых компаний на рынке кредитных деривативов. Деятельность организаций, которые называют теневыми банками или банками параллельной системы (banques du système parallèle), не была объектом банковского надзора, что также сыграло свою роль в развитии кризиса.
Ж.-К. Трише считает необходимость актуализировать образ фрагментированных и высокоэффективных финансовых рынков. Как показывают все более многочисленные исследования, деятельность по валоризации активов, финансированию предприятий и финансовому посредничеству обладает рядом серьезных несовершенств, которым следует уделять больше внимания. К этим несовершенствам относятся внешние эффекты (экстерналии), асимметрия информации и олигополистическая структура некоторых межбанковских рынков. На многих рынках деривативов господствует небольшое число финансовых посредников, стратегия которых оказывает различное влияние на финансовые рынки. Автор призывает лучше изучить эти стратегии с тем, чтобы понять, каким образом та или иная стратегия может вызывать дестабилизирующие эффекты.
Одной из серьезных проблем, стоящих перед исследователями, является определение момента перехода системы от стабильности к нестабильности. Если в 1980-х годах кризис суверенной задолженности распространялся в течение нескольких лет, азиатский кризис конца 1990-х годов - в течение месяцев, то нынешний финансовый кризис достиг глобального уровня с середины сентября 2008 г. за несколько дней. В физике такой процесс называется фазовым переходом: когда некоторые факторы превосходят критический уровень, система адаптируется, качественно меняя свое поведение. Инвесторы принимают решения, опираясь на такие фундаментальные и медленно меняющиеся переменные, как уровни процентных ставок и инфляции, ожидания прибылей и т.д. Одновременно на них влияют мнения большинства других инвесторов. Эти мнения могут оказывать значительное влияние даже при неизменности фундаментальных показателей. Кроме того, накопление диспропорций может вызвать внезапную коррекцию системы.
Заслуживает внимания исследование причин, по которым власти начинают принимать меры, направленные против финансо-
вой нестабильности. Органы, отвечающие за экономическую политику, опираются на прогнозы экономического роста, которые в силу субъективных причин не могут быть точными. В отсутствие точных прогнозов государственные органы вынуждены при оценке конкретной ситуации пользоваться также неформальной информацией, различными публикуемыми данными, собственными суждениями и опытом. Ошибочные прогнозы объясняются многими причинами, в том числе трудностями прогнозирования в чрезвычайных условиях и игнорированием макроэкономических моделей финансового сектора.
Самостоятельную проблему представляет стресс-тестирование. В будущем при стресс-тестировании следует учитывать взаимоотношения между финансовой системой и экономикой в целом. Например, серьезно ослабленные банки менее склонны предоставлять кредиты, что негативно сказывается на потреблении и инвестициях. К тому же возникает кумулятивный эффект, который не учитывается при классическом подходе к стресс-тестированию. Новые агрегированные модели могли бы обогатить арсенал средств стресс-тестирования.
Комплекс проблем связан с политикой регулирования. Каким образом можно заранее определить то, что меры, принимаемые регулирующими органами, будут иметь желательный стабилизирующий эффект на уровне финансовой системы? Как ни удивительно, ответ на этот вопрос никогда не формулировался. В прошлом большинство регулирующих мер оценивалось на микропруденциальном уровне, т.е. на уровне отдельных финансовых посредников или рынков. Как показывает теория сложных систем, этими системами невозможно управлять с высокой степенью точности, и эффективное решение может быть найдено, если в рамках системы агенты будут обладать важными механизмами безопасности, которые позволят им выжить даже в условиях внешних шоков и попытаться противостоять рискам и ограничить их. Трудно определить, какого уровня должны быть эти защитные механизмы. Для банков они принимают форму коэффициентов достаточности собственного капитала и ликвидности (Базель-3).
Хотя новые стандарты Базеля-3 предусматривают меры микропруденциального регулирования, они включают некоторые элементы макропруденциального регулирования. Так, банки должны
будут накапливать собственные капиталы в периоды благоприятной экономической конъюнктуры, чтобы покрывать возможные потери в периоды кризисов. Предполагается, что такая политика будет ограничивать процикличность, внутренне присущую финансовому сектору и проявляющуюся в форме системных рисков.
В ЕС создан Европейский совет по системным рискам (European systemic risk board, ESRB) - орган макропруденциально-го надзора над финансовой системой Евросоюза. В случае необходимости совет формулирует рекомендации для государственной политики на средне- и долгосрочный период. Совет включает представителей центральных банков и органов регулирования стран - членов ЕС, а также Европейской комиссии и Совета ЕС. Такой состав совета гарантирует гармонизированный подход к проблемам микро- и макропруденциального регулирования и придает вес его рекомендациям.
Европейская система центральных банков (Système européen de banques centrales) предприняла значительные усилия по проведению исследований аналитических инструментов для центральных банков и по созданию сети макропруденциальных исследований MaRs (macroprudential research network). Многочисленные исследователи из всех центральных банков стран ЕС работают по трем основным направлениям:
- макрофинансовые модели связи между финансовой стабильностью и результатами экономики в целом;
- системы оповещения о системных рисках;
- оценка риска заражения.
Сеть MaRs расширяет научные связи с университетскими учеными и другими исследователями и представит основные результаты своих исследований в 2012 г.
Итак, после окончания самого серьезного финансово-экономического кризиса перед международным сообществом стоит задача реализации амбициозной программы реформ, направленных на обеспечение быстрого, устойчивого и сбалансированного экономического роста. Наиболее важной частью этой программы является финансовое регулирование, а также проблема макроэкономических диспропорций. Решающим этапом реформы регулирования стали разработка и принятие требований к достаточности капитала Базе-ля-3. Вместе с тем остаются нерешенными проблемы, связанные с
финансовыми институтами системного значения и с теневой банковской системой.
Общий вывод автора состоит в признании необходимости:
- углубления знаний об основах и функционировании финансовой системы и о присущих ей рисках, особенно связанных с финансовыми инновациями и ролью финансовых посредников;
- лучшего понимания того, в какой момент и каким способом финансовая система переходит от состояния стабильности к нестабильности;
- разработки моделей, учитывающих взаимодействие между общей финансовой нестабильностью и результатами развития экономики;
- использования этих моделей для оценки эффективности политики макропруденциального регулирования в ходе контроля за системными рисками.
Л.А. Зубченко
2011.04.029-030. ТАРИФЫ НА БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ ВО ФРАНЦИИ. (Сводный реферат).
1. Les tarifs bancaires stables en 2011. - Mode of access: http:// www.lefigaro.fr/conso/2011/01/28/05007-20110128ARTFIG00533.php
2. Depuis le 1er janvier, un certain nombre de changements interviennent en matière de tarification bancaire. - Mode of access: http://www.banque-info.com/actualites-bancaires/
Большинство французских банков построены на основе модели универсальных банков, розничные подразделения которых разрабатывают собственную тарифную политику. Тарифная политика отдельных банков при этом является объектом постоянного внимания со стороны ассоциаций потребителей и органов государственной власти, в частности со стороны Консультативного комитета финансового сектора (Comite consultatif du secteur financier, CCSF).
В начале февраля 2011 г. были опубликованы результаты четвертого ежегодного исследования, проведенного Ассоциацией защиты потребителей (Association de défense des consommateurs) и организацией «Потребление, жилища и условия жизни» (Consommation, logement et cadre de vie, CLCV) и посвященного анализу динамики уровня тарифов в 2011 г. Был проведен опрос о