Научная статья на тему '2011. 04. 025. Хайзе А. , Хайзе О. Г. Европейское экономическое правительство - необходимое дополнение к ЕВС или иллюзия? Heise A. , Heise O. G. europaische Wirtschaftsregierung - notwendige Erganzung der ewu oder unrealistische illusion? // Wirtschaft U. ges. - Wien, 2010. - Jg. 36, H. 3. - S. 325-347'

2011. 04. 025. Хайзе А. , Хайзе О. Г. Европейское экономическое правительство - необходимое дополнение к ЕВС или иллюзия? Heise A. , Heise O. G. europaische Wirtschaftsregierung - notwendige Erganzung der ewu oder unrealistische illusion? // Wirtschaft U. ges. - Wien, 2010. - Jg. 36, H. 3. - S. 325-347 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 04. 025. Хайзе А. , Хайзе О. Г. Европейское экономическое правительство - необходимое дополнение к ЕВС или иллюзия? Heise A. , Heise O. G. europaische Wirtschaftsregierung - notwendige Erganzung der ewu oder unrealistische illusion? // Wirtschaft U. ges. - Wien, 2010. - Jg. 36, H. 3. - S. 325-347»

ятий можно скорее назвать интернационализацией, основанной на повышении эффективности и экспансии рынка, которые лишь косвенно зависят от ЕВР.

Представленные доклады показывают, что воздействие ЕВР на разные виды рынков различно - от сравнительно независимого от ЕВР развития (розничная торговля) до высокой степени интеграции национальных структур (финансовые рынки). Бесспорно то, что создание ЕВР влияет на условия конкуренции и требует постоянного наблюдения за этими условиями.

В.И. Шабаева

2011.04.025. ХАЙЗЕ А., ХАЙЗЕ О.Г. ЕВРОПЕЙСКОЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО - НЕОБХОДИМОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К ЕВС ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ?

HEISE A., HEISE O.G. Europaische Wirtschaftsregierung - Notwendige Ergänzung der EWU oder unrealistische Illusion? // Wirtschaft u. Ges. - Wien, 2010. - Jg. 36, H. 3. - S. 325-347.

При подписании в начале 1990-х годов Маастрихтского договора о создании Европейского валютного союза (ЕВС) стремление к углублению европейского единства сопровождалась экономическим скепсисом по отношению к функционированию валютного союза. Слишком разными были тогда 15 стран - членов ЕС по экономической мощи, институциональным условиям и экономико-политической культуре, чтобы из этого могло возникнуть оптимальное экономическое пространство. Высказывались опасения по поводу того, что ЕВС не сможет обеспечить стабильность цен, в результате чего евро может оказаться мягкой и нестабильной валютой, либо это приведет к длительным диспропорциям платежных балансов стран - членов ЕВС.

С помощью ЕВС ЕС стремился стать самым конкурентоспособным интеграционным пространством в глобализированной мировой экономике. Но с наступлением финансового кризиса ситуация значительно ухудшилась. Начались спекуляции по поводу дальнейшего существования ЕВС. С одной стороны, некоторые страны могли бы попытаться путем возврата к собственной валюте предотвратить банкротство и путем выпуска бумажных денег ликвидировать задолженность. С другой стороны, страны, испытывающие проблемы с бюджетом, могли бы оказаться под угрозой

выхода из ЕВС. Кризис является временем перемен, когда четко проявляются слабые места институциональных образований. Нынешний кризис ЕВС можно воспринимать как шанс для реформ, которые могут осуществляться в разных направлениях. Авторы считают, что преобразования ЕВС нужно рассматривать с учетом предлагаемого французскими учеными и политиками европейского экономического правительства (ЕЭП).

Важная проблема ЕВС заключается в недостаточных институциональных мерах по гарантии стабильности евро: некоторые страны - Греция, Италия, Испания, Португалия и Ирландия - проводят безответственную бюджетную политику, вынуждая другие страны ЕВС к финансовой солидарности, которая в среднесрочном плане сделает необходимой помощь Европейского центрального банка (ЕЦБ) и приведет к ослаблению евро.

Главная проблема ЕВС заключается не в бюджетных проблемах отдельных стран, а в структурных проблемах. В соответствии с теорией страны могут создать валютный союз при условии, что они в состоянии справиться с внешними потрясениями без использования механизма обменных курсов. ЕВС не является оптимальным валютным союзом и потому не может решительно продвигаться вперед. Здесь только ЕЭП может внести свой вклад:

- в высокоинтегрированных экономиках ЕС цены и конъюнктура не могут оставаться стабильными на национальном уровне. ЕЭП могло бы иметь самостоятельный бюджет, равный 1% ВВП ЕС (с. 333), и возможность заимствовать средства на рынках долгосрочных капиталов. Но европеизация финансовой политики функциональна лишь в том случае, если она ориентирована на стабильность и рост;

- стабильность цен и рост экономики и занятости являются взаимозависимыми целями, эффективное достижение которых необходимо для координации макроэкономической политики;

- требуется координация европейской тарифной политики, для которой ЕЭП могло бы создать адекватные правовые рамки;

- ЕЭП могло бы создать механизм для межстранового распределения издержек неправильного структурного развития или механизм перераспределения ресурсов от стран с положительным платежным балансом в страны с дефицитом.

Среди представленных в последнее время проектов ЕЭП авторы выделяют следующие.

1. Увеличение бюджета ЕС, что требует заметной интенсификации политической интеграции. Проект базируется на неокейн-сианских положениях об эффективности кредитно-денежных и финансовых мер для преодоления общего или асимметричного шока. Однако из этой концепции неясно, какими должны быть финансовые трансферты по объемам и длительности.

2. Проект единой системы страхования безработных для зоны евро по образцу США, которая должна заменить ту часть национального страхования безработных, которая принимает на себя финансовое обеспечение временно безработных (до 12 месяцев). Финансирование должно производиться через дополнительные затраты на зарплату и ориентироваться на индивидуальные доходы. До сих пор «европейское страхование безработных» не играло особой роли ни в теоретических, ни в эмпирических или политических дискуссиях по поводу ЕВС и остается лишь символическим вкладом в ЕЭП.

3. Проект эмиссии еврооблигаций как средство координации политики. Эти облигации должны использоваться главным образом для координации финансовой политики стран ЕВС. Для этого страны-члены должны определить объем еврогосзаймов, выпущенных Европейским инвестиционным банком и переданных странам-членам с учетом конъюнктурных условий. Авторы статьи не считают этот проект шагом на пути к ЕЭП, рассматривая его как углубление координации управления.

4. Проект институционального усиления зоны евро, который предполагает создание экономико-политического исполнительного органа, одобрение и контроль над национальными бюджетами, разработку стратегии обменных курсов в ходе переговоров, подготовку процесса расширения ЕВС. В целом, утверждают авторы статьи, усиление еврогруппы не является шагом в направлении ЕЭП, а может рассматриваться как расширение существующей системы экономического управления.

5. Проект заключения пакта стабильности для внешнеэкономического равновесия. Авторы проекта исходят из того, что ЕВС не является «оптимальным пространством зарплаты», что вызывает появление неравновесий платежных балансов. Для их преодоления

и предлагается пакт стабильности. Как только дефицит или профицит платежного баланса превысит 3% ВВП, должны включаться соответствующие меры, вплоть до санкций.

В целом систему ЕЭП можно считать адекватной только в том случае, если экономико-политическая координация между разными политическими группами и координация между различными странами ЕВС отступает в пользу распределения и субсидиарно-сти. На оптимистические перспективы можно рассчитывать лишь тогда, когда происходит расширение рамочных условий, т.е. частичное перенесение национального суверенитета на уровень ЕС, которое должно произойти обязательно, но осторожно и максимально легитимно. При этом должна учитываться не только европейская финансовая политика, но и европейская тарифная политика. Наконец, решающий шаг к ЕЭП возможен лишь в том случае, если будет продолжена дискуссия, в ходе которой будут рассмотрены перспективы европейского экономического управления.

В. И. Шабаева

2011.04.026. ВИТЧИНСКАЯ К. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВА И ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. WITCZYNSKA K. Produktionsverlagerung und europaische Integration // Osteuropa-Wirtschaft. - Stuttgart, 2010. - Jg. 55, N 3. - S. 137-150.

В статье сотрудницы Института экономики при Университете г. Вроцлава отмечается, что глобализация мировой экономики характеризуется расширением торговли, растущей международной мобильностью средств производства, особенно капиталов, и появлением ТНК. Новые технологии позволяют быстро завязывать контакты и передавать информацию. Динамичные изменения в экономике ЕС способствовали дезинтеграции процесса производства и заставили предприятия перемещать отдельные этапы или все производство в страны с меньшими издержками производства, в том числе в страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Этот процесс называется процессом развития вертикальной специализации.

Перемещение производства за рубеж является сравнительно новым явлением и результатом углубляющейся интеграции рынков. Если раньше назывались две главные причины делокализации производства - занятость и деконцентрация, то сейчас рассматривается также перемещение по оси центр - периферия. При этом для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.