Вопрос заключается в легитимности принятого судом решения. Суды, как правило, оказываются в сложной ситуации, когда в ходе процесса затрагивается целый ряд противоборствующих интересов участвующих сторон. В результате принимаются решения в рамках национального и международного права, в которых судьи воздерживаются от анализа действий исполнительной власти или дают им положительную оценку. Согласие относительно основ политики существует лишь на высоком абстрактном уровне, поскольку сложно точно определить необходимые меры контроля и нормы демократии для различных культур и политических систем. Свои интересы есть у каждой страны, и суды, как это признают авторы, «представляют соответствующие избирательные округа внутри страны». Таким образом, деятельность национальных судов может привести к противоречивым судебным постановлениям и их толкованиям.
В будущем различные интересы могущественных держав будут усиливать их соперничество, последствия которого могут быть аналогичны периоду конфронтации времен «холодной войны». Национальные суды являются составляющей этой новой динамики, в развитие которой они вносят свой вклад, но они ни в коем случае не являются ее важнейшей составляющей. Другими словами, мы наблюдаем сложный и спорный конститутивный процесс адаптации методик надзорной деятельности, а не их сокращения или уничтожения. Их совокупность обеспечивает поддержку проводимой политике. Последняя зависит от соответствующих институтов власти и происходящих там процессов и зачастую ставит нас перед трудным ценностным выбором. В результате создается новая система ответственности.
С. Б. Полунин
2011.03.060. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН И ВОЙНА: ЭВОЛЮЦИЯ МЫСЛИ И ПРАКТИКИ ПОСЛЕ 1945 г. / ЛОУВЕ А., РОБЕРТС А., ВЭЛШ ДЖ., ЗАУМ Д.
The United Nations security council and war: The evolution of thought and practice since 1945 / Lowe A., Roberts A. Welsh J., Zaum D. - Oxford: Oxford univ. press, 2008. - XX, 814 p. - Rec. ad op.: Williams P.D. // International affairs. - N.Y., 2009. - Vol. 85, N 1. - P. 164-165.
В книге анализируется деятельность Совета Безопасности ООН (далее - СБ) по разрешению вооруженных конфликтов меж-
дународного и локальных масштабов, авторы раскрывают как успешный опыт, так и неудачи в работе этого авторитетного международного органа. Первая глава книги посвящена политическим и правовым аспектам, затрагивающими нормы гуманитарного права, в рамках которых оперирует СБ. Вторая заостряет внимание на формальной и неформальной роли СБ в отношениях с другими важнейшими органами ООН, в частности, с Генеральной Ассамблеей, в рамках глобальных усилий миротворческих миссий, санкций, а также в отношениях с различными региональными структурами и механизмами. Третья глава книги предлагает детальный анализ конкретных случаев вовлечения ООН в крупные вооруженные конфликты, включая подробное описание неудачного поведения, в частности, инертность в период острой необходимости активных действий гуманитарного характера. Последняя глава излагает современные подходы, используемые СБ в разрешении конфликтных ситуаций, гуманитарных катастроф или пограничных ситуаций, с учетом изменений природы ведения современных военных действий.
Авторы работы делают акцент на трех важнейших аспектах: проблемы гуманитарного характера; роль СБ в постконфликтных ситуациях; позиция и деятельность СБ в рамках растущей роли «негосударственных» акторов, вовлеченных в вооруженные конфликты. Они подчеркивают, что Совет Безопасности ООН не планировался стать и не стал оплотом коллективной системы безопасности, хотя он много раз сотрудничал с разными структурами и институтами для разрешения конфликтных ситуаций. Однако разрыв между тем, что прописано в Уставе ООН, и реальными действиями СБ привел к существенным провалам и необходимости «инновационных» перемен. Совет Безопасности ООН обладает на данный момент уникальным статусом. С одной стороны, он имеет авторитет легитимного органа, могущего одобрить применение силы, которое иначе называют «справедливой войной». С другой стороны, уникальность его статуса заключатся в его подотчетности странам - членам ООН.
Авторы подчеркивают, что ООН сделала больше в укреплении коллективной безопасности, чем любая другая организация за всю историю межгосударственных отношений, хотя коллективная безопасность зависит прежде всего от «положения стран во всем
мире». СБ не являет собой некое абсолютное решение проблемы войны. Обладая рядом сильных черт, он имеет и слабые стороны. Это не «мировой полицейский», задачей которого является поддерживать верховенство закона, СБ обеспечивает процесс разрешения международных кризисных ситуаций. Такое направление работы СБ авторы обобщают по трем направлениям:
- миссии ООН, т.е. мероприятия, которые были спланированы и осуществлены силами и средствами ООН;
- операции, одобренные ООН, т.е. акции, которые были спланированы другими акторами, но осуществлены после одобрения соответствующим органом ООН;
- акции, которые не были одобрены СБ ООН.
«Природа и степень» вовлечения СБ в разрешение вооруженных конфликтов всегда зависели от определенных политических и стратегических позиций пяти держав - постоянных членов СБ, а не от реальных обстоятельств каждого конкретного случая. Если убедить постоянных членов СБ работать сообща для сохранения мира и стабильности, это могло бы радикально поменять глобальную картину мира, уверены авторы.
Т.Б. Курбанов
2011.03.061. МАРКУС Т. ЕВРОПЕЙСКОЕ МОРСКОЕ
РЫБОЛОВНОЕ ПРАВО - ОТ ПОДДЕРЖКИ ДО МЕНЕДЖМЕНТА.
MARKUS T. European fisheries law - from promotion to management. -Groningen: Europe law Publ., 2009. - 309 p. - Rec. ad op.: Ehlers P. // Zeitschrift für Umweltrecht. - Bremen, 2010. - N 4. - S. 220-221.
Европейское морское рыболовное право до сих пор находилось в тени. Главные акценты при изучении морского права делались на режиме передвижения и защите морей. Последнее, конечно, напрямую связано с рыболовством, так как защита и количественные злоупотребления в рыболовстве приводят к уничтожению ценных морских ресурсов. Соответствующая конвенция ООН закрепляет минимальные требования, основанные на ней иные международные правила не идут много дальше. Для национального законодательства практически не остается пространства, так как все регулируется Европейским союзом. Видимо, поэтому данная материя является практически неизученной. С точки зрения