Научная статья на тему '2010. 02. 043. Совет безопасности ООН и война: эволюция мысли и практики после 1945 г. The United Nations security сouncil and war: The evolution of thought and practice since 1945 / Lowe A. , Roberts A. , Welsh J. , Zaum D. - Oxford: Oxford Univ.. Press. , 2008. - XXX, 814 p'

2010. 02. 043. Совет безопасности ООН и война: эволюция мысли и практики после 1945 г. The United Nations security сouncil and war: The evolution of thought and practice since 1945 / Lowe A. , Roberts A. , Welsh J. , Zaum D. - Oxford: Oxford Univ.. Press. , 2008. - XXX, 814 p Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курбанов Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 043. Совет безопасности ООН и война: эволюция мысли и практики после 1945 г. The United Nations security сouncil and war: The evolution of thought and practice since 1945 / Lowe A. , Roberts A. , Welsh J. , Zaum D. - Oxford: Oxford Univ.. Press. , 2008. - XXX, 814 p»

третьей беспристрастной стороной в переговорах по разрешению вооруженных конфликтов.

Автор подчеркивает, что в тех случаях, когда ООН обладает «большей» легитимностью по сравнению с авторитетом конкретных государств (например, в ситуации в Сальвадоре), роль Генерального секретаря может стать определяющей. Однако когда участие этой универсальной международной организации оценивается весьма скептически или даже негативно, в особенности заинтересованными сторонами (в частности, в Боснии), то, по мнению автора, вовлечение Генерального секретаря непосредственно или через посредников может быть контрпродуктивным.

Во избежание опасности «опережать» страны - участницы ООН при внесении нормативно обязывающих положений Генеральному секретарю следует поддерживать инициативу, предложенную группой государств или влиятельной структурой неправительственных организаций, а не выступать инициатором инноваций, влекущих изменения международно-правового законодательства. Более того, Генеральный секретарь будет более эффективен в таких попытках, если заострит внимание на дальнейшем продвижении ценностей, заложенных в Уставе ООН в свете объективно изменяющейся ситуации в мире. Другими словами, Генеральному секретарю ООН необходимо политическое «чутье», пишет автор.

Несмотря на то что формально Генеральный секретарь является «главнокомандующим» всех международных миротворческих операций, это еще не означает, что Генеральный секретарь действительно управляет или командует «голубыми касками» - военными контингентами стран - участниц ООН.

Т.Б. Курбанов

2010.02.043. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН И ВОЙНА: ЭВОЛЮЦИЯ МЫСЛИ И ПРАКТИКИ ПОСЛЕ 1945 г. The United Nations Security СоипсИ and war: The evolution of thought and practice since 1945 / Lowe A., Roberts A., Welsh J., Zaum D. -Oxford: Oxford univ. press., 2008. - XXX, 814 p.

Главное внимание в книге уделено деятельности Совета Безопасности ООН (далее СБ) по разрешению вооруженных конфликтов международного и локального масштабов. Первая глава посвящена политическим и правовым аспектам, затрагивающим

нормы гуманитарного права, в рамках которых оперирует СБ. Во второй главе анализируются формальная и неформальная роли, которые играет СБ в отношениях с другими органами ООН, в частности с Генеральной Ассамблеей ООН, а также с различными региональными структурами и институтами. В третьей главе исследуются конкретные случаи вовлечения ООН в серьезные вооруженные конфликты, описывается неудачный опыт, отмечается инертность ООН в периоды острой необходимости активных действий гуманитарного характера. В последней главе излагаются современные подходы СБ в разрешении гуманитарных катастроф, конфликтных или пограничных ситуаций, с учетом изменчивой природы современных военных действий.

Прежде всего, по мнению авторов, Совет Безопасности не планировался и не стал оплотом коллективной системы безопасности. Он много раз сотрудничал с различными структурами и институтами для разрешения конфликтных ситуаций. Однако напряжение, которое возникало в результате несоответствия между тем, что прописано в Уставе ООН, и реальными действиями СБ, привело к существенным провалам и необходимости в «инновационных» переменах. Уникальность его статуса заключается в том, что, с одной стороны, СБ имеет авторитет легитимного органа, могущего одобрить применение силы (которую иначе называют «традиция справедливой войны»), с другой - он подотчетен странам - членам ООН.

Авторы подчеркивают, что эффективность коллективной безопасности зависит от общего состояния стран во всем мире. ООН сделала больше прогрессивных шагов для укрепления коллективной безопасности, нежели любая другая организация за всю историю межгосударственных отношений. С точки зрения авторов, от СБ не зависит некое абсолютное решение проблемы войны. Это не «мировой полицейский», задачей которого является поддержание верховенства закона, а орган ООН, обеспечивающий процесс разрешения международных кризисных ситуаций. Его деятельность авторы классифицируют по трем направлениям:

• миссии ООН, т.е. мероприятия, которые были спланированы и осуществлены силами и средствами ООН;

• операции, одобренные ООН, т.е. акции, которые были спланированы другими акторами, но осуществлены после одобрения соответствующим органом ООН;

• акции, санкционированные Советом Безопасности.

В заключение авторы работы резюмируют, что «природа и степень» вовлечения СБ в разрешение вооруженных конфликтов зависят от политики и стратегии пяти держав - постоянных членов СБ, а не от реальных обстоятельств каждого конкретного случая. Если убедить постоянных членов СБ искренне работать сообща для сохранения мира и стабильности, это радикально изменит картину мира.

Т.Б. Курбанов

2010.02.044. АБАШИДЗЕ А.Х., ФЕДОРОВ М.В. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ. - М.: Междунар. отношения, 2009. - 384 с.

Как отмечают авторы, это первое в отечественной юридической литературе издание, в котором всесторонне, комплексно и в сравнительно-правовом плане исследованы четыре вида зарубежных представительств государств: дипломатические представительства, консульские учреждения, специальные миссии и постоянные представительства государств при международных организациях. Они призваны создавать благоприятные условия государствам для разрешения сложных вопросов мирными средствами, в том числе путем переговоров.

Работа содержит систематизированные знания о праве внешних сношений как важной отрасли системного международного права. Книга включает четыре главы: «Право внешних сношений суверенных государств и международных межправительственных организаций»; «Постоянные и специализированные зарубежные представительства и их функции»; «Организация, состав и правовой статус зарубежных представительств и их персонала»; «Деятельность зарубежных представительств в современных условиях: Теория и практика», и приложение, в котором представлены основные международные конвенции и протоколы, а также российские нормативно-правовые акты, касающиеся правового статуса рассматриваемых представительств (миссий).

Характеристику зарубежных представительств (миссий) авторы начинают с таких их основных видов на уровне государств,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.