Научная статья на тему '2011. 03. 059. Эллиотт Дж. , хэни Т. , Сэмс-Эбиодун П. Ограничения социального капитала: сравнение сетевой помощи в двух районах нового Орлеана, пострадавших от урагана Катрина. Elliott J. , Haney T. , sams-abiodun p. limits to social capital: comparing network assistance in two new Orleans neighborhoods devastated by hurricane Katrina // the sociological Quarterly. - Hoboken, 2010. - Vol. 51, n 4. - p. 624-648'

2011. 03. 059. Эллиотт Дж. , хэни Т. , Сэмс-Эбиодун П. Ограничения социального капитала: сравнение сетевой помощи в двух районах нового Орлеана, пострадавших от урагана Катрина. Elliott J. , Haney T. , sams-abiodun p. limits to social capital: comparing network assistance in two new Orleans neighborhoods devastated by hurricane Katrina // the sociological Quarterly. - Hoboken, 2010. - Vol. 51, n 4. - p. 624-648 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
52
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМОЩЬ ГУМАНИТАРНАЯ США / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ США / СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ США ПОМОЩЬ ПРИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЯХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 059. Эллиотт Дж. , хэни Т. , Сэмс-Эбиодун П. Ограничения социального капитала: сравнение сетевой помощи в двух районах нового Орлеана, пострадавших от урагана Катрина. Elliott J. , Haney T. , sams-abiodun p. limits to social capital: comparing network assistance in two new Orleans neighborhoods devastated by hurricane Katrina // the sociological Quarterly. - Hoboken, 2010. - Vol. 51, n 4. - p. 624-648»

сокращению доли США в мировом показателе численности рабочей силы с высшим образованием с нынешних 30 до 15% в 2018 г.

Отрицательным моментом является также наблюдающаяся с 1970-х годов тенденция к увеличению доли учащихся, бросивших учебу в школе до ее окончания. В настоящее время доля учащихся с аттестатом об окончании средней школы составляет 69%. Причем среди представителей национальных меньшинств соответствующие показатели значительно ниже: так, среди испаноговорящих детей - 44%, а среди афроамериканцев - 46%.

И.Г. Животовская

2011.03.059. ЭЛЛИОТТ Дж., ХЭНИ Т., СЭМС-ЭБИОДУН П. ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА: СРАВНЕНИЕ СЕТЕВОЙ ПОМОЩИ В ДВУХ РАЙОНАХ НОВОГО ОРЛЕАНА, ПОСТРАДАВШИХ ОТ УРАГАНА КАТРИНА. ELLIOTT J., HANEY T., SAMS-ABIODUN P. Limits to social capital: Comparing network assistance in two New Orleans neighborhoods devastated by hurricane Katrina // The sociological quarterly. -Hoboken, 2010. - Vol. 51, N 4. - P. 624-648.

Преподаватели Дж. Эллиотт (университет Орегона), Т. Хэни (университет Маунт Ройаль) и П. Сэмс-Эбиодун (университет Лой-олы) посвятили свое исследование сетевой помощи, пострадавшим от урагана Катрина. Выявлено, что личная помощь в сложных ситуациях ограничена социальным положением тех, кто ее оказывает.

Ураган Катрина дал возможность наблюдать «чистый эксперимент» на примере нижнего девятого округа и округа Лейквью. При одинаковой степени разрушений от природной стихии в обоих округах их оставшиеся жители демонстрировали разные уровни развития взаимопомощи.

В литературе выделяются два вида помощи из внешних источников: от таких организаций, как церкви, благотворительные фонды, Красный Крест, Агентство по чрезвычайным ситуациям, и от знакомых (друзей, семьи и пр.). Первый вид содействия зачастую критикуется за низкую скорость и неадекватность, вызванную системой принятия решений в бюрократизированных структурах.

Вследствие этого исследователи все больше обращаются к изучению второго вида внешней помощи - социальной поддержке через сети личных контактов, для того чтобы определить как инди-

виды и их семьи справляются с массовыми кризисами. Данная поддержка описывается через термин «социальный капитал», под которым понимаются ресурсы, получаемые людьми через социальные связи для решения определенных задач. Выделяются два вида социального капитала: «связывающий» и «ограничивающий». Первый относится к различным в социальном плане группам людей, нацеленных на расширение горизонтов общения, второй - к схожим группам индивидов, озабоченных сохранением социальной идентичности.

Последние исследования бедности показывают, что проживание в бедных районах ограничивает круг социальных связей их жителей и качество доступного социального капитала, поскольку доминируют связи с представителями близких по имущественному положению групп, которые сами нуждаются в помощи.

Работы по неформальной помощи свидетельствуют о том, что, во-первых, она зачастую оказывается без формального запроса на нее, а во-вторых, приходит не из «ближнего круга общения», так как его представители находятся в аналогичной ситуации и сами нуждаются в помощи.

Местные сети помощи особенно важны в повседневной жизни бедных слоев населения, поскольку они не могут позволить поездки в другие города для поддержания связей за пределами своего ближнего круга общения. Исходя из этого американские ученые выдвигают следующую гипотезу: на начальных стадиях природного бедствия бедные слои населения будут использовать социальный капитал не менее, а то и более активно, чем их обеспеченные собратья по несчастью, поскольку местные системы поддержки все еще функционируют. В дальнейшем разрыв в использовании местного социального капитала будет увеличиваться, поскольку более обеспеченные жители покинут место бедствия, тогда как бедные просто не могут себе этого позволить ввиду отсутствия круга общения за пределами своих городов. Также авторы выдвигают предположение, что неравенство в доступе к социальному капиталу во время переезда, вызванного природной катастрофой, затрудняет бедным слоям населения восстановление связей с бывшими соседями и посещение собраний организаций, которые важны для восстановления местных сообществ.

Для тестирования этих гипотез американские ученые выбрали нижний девятый округ Нового Орлеана, в котором, по данным переписи населения 2000 г., 99% жителей составляли афро-американцы со средним годовым доходом в 23 тыс. долл., и округ Лейквью с 96% белого населения, зарабатывавшего в среднем по 64 тыс. долл. в год (с. 630). Использовался метод опроса населения этих районов. В 2006 г., через год после урагана Катрина, оба округа оставались по большей части слабо пригодными для жизни ввиду масштаба разрушений.

По ретроспективным наблюдениям американских ученых, средний житель нижнего девятого округа эвакуировался на день позже обитателя Лейквью. Данное обстоятельство вызвано недостатком личных автомобилей у бедных слоев населения: в 2000 г. 32% горожан из нижнего девятого округа не имели машин, среди Лейквью таковых было только 9% (с. 639). По оценкам авторов, средний житель нижнего девятого округа должен знать на 80 соседей больше, чтобы достичь такого же уровня помощи в подготовке к урагану, как резиденту Лейквью (с. 640).

Во время продолжительного нахождения за пределами территории стихийного бедствия средний житель нижнего девятого округа начал возвращаться домой только на 177 день после урагана Катрина, тогда как житель Лейквью - на 67 день; и только 14% респондентов заселились в дома, в которых жили прежде (с. 641).

Результаты исследования американских ученых наглядно указывают на неравенство в доступе к социальному капиталу во время природных катастроф. Сети социальной помощи бедных с течением времени утончаются и становятся все более неэффективными. Это вызвано неспособностью бедных слоев населения задействовать социальные связи вне обычного круга общения: они либо не имеют знакомств за пределами своих городов, либо не имеют средств для их поддержания, либо эти друзья сами нуждаются в помощи (жильцы субсидируемых муниципальных квартир не имеют права приглашать даже на время дополнительных квартиросъемщиков).

Исследование социального капитала, по мнению американских ученых, имеет и практическое применение, разработчики государственных программ помощи должны учитывать этот фактор в структурировании помощи. Правда, сделать это крайне сложно,

поскольку основной акцент в помощи пострадавшим делается на страховые выплаты (а многие малообеспеченные слои населения просто не страховались на случаи природных катастроф) и восстановление имущества, а не на местные сообщества. Учет социального капитала в программах помощи пострадавшим, по мнению авторов, более эффективен с точки зрения анализа затрат и результата, поскольку люди вне прежних сообществ зачастую требуют большего объема государственной финансовой помощи.

С. С. Костяев

2011.03.060. КЭППС К. ВЛАСТЬ ПОКУПАТЕЛЯ ПРИ СЛИЯНИИ ПРОГРАММ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ. CAPPS C. Buyer power in health plan mergers // J. of comparative law and economics. - Ann Arbor, 2010. - Vol. 6, N 2. - P. 375-391.

Юрист фирмы «Bates White LLC» анализирует основные экономические проблемы, возникающие в связи со слиянием программ медицинского страхования, предусмотренного реформой здравоохранения Б. Обамы, принятой в марте 2010 г. В частности, исследуется вопрос о том, как структура сферы медицинских услуг влияет на антитрестовский анализ монопсонии на рынке здравоохранения (на примере слияний страховых компаний - «Aetna-Prudential» в 1999 г. и «United-PacificCare» в 2005 г.), а также роль государства как крупнейшего покупателя медицинских услуг.

Монопсония (рынок покупателя) зачастую описывается как зеркальное отражение монополии (рынок продавца). При монопсо-нии покупатель имеет возможность снижать цену продукции путем сокращения объемов закупки.

Отмечается, что выплаты врачам за обслуживание пациентов Медикэр и Медикейд ниже выплат за больных с медицинскими полисами частных компаний. По мнению К. Кэппса, это приводит к снижению дохода врачей. При рассмотрении вопроса об одобрении слияния страховых компаний министерство юстиции США, по мнению автора, больше озабочено проблемами прибыли бизнесменов, чем правами пациентов.

Зачастую анализом проблем рынка покупателя занимаются при отсутствии проблем с рынком продавца. Страховые корпорации консолидируют сети местных продавцов медицинских полисов и реализуют их продукцию местным работникам. В результате гео-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.