поскольку основной акцент в помощи пострадавшим делается на страховые выплаты (а многие малообеспеченные слои населения просто не страховались на случаи природных катастроф) и восстановление имущества, а не на местные сообщества. Учет социального капитала в программах помощи пострадавшим, по мнению авторов, более эффективен с точки зрения анализа затрат и результата, поскольку люди вне прежних сообществ зачастую требуют большего объема государственной финансовой помощи.
С. С. Костяев
2011.03.060. КЭППС К. ВЛАСТЬ ПОКУПАТЕЛЯ ПРИ СЛИЯНИИ ПРОГРАММ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ. CAPPS C. Buyer power in health plan mergers // J. of comparative law and economics. - Ann Arbor, 2010. - Vol. 6, N 2. - P. 375-391.
Юрист фирмы «Bates White LLC» анализирует основные экономические проблемы, возникающие в связи со слиянием программ медицинского страхования, предусмотренного реформой здравоохранения Б. Обамы, принятой в марте 2010 г. В частности, исследуется вопрос о том, как структура сферы медицинских услуг влияет на антитрестовский анализ монопсонии на рынке здравоохранения (на примере слияний страховых компаний - «Aetna-Prudential» в 1999 г. и «United-PacificCare» в 2005 г.), а также роль государства как крупнейшего покупателя медицинских услуг.
Монопсония (рынок покупателя) зачастую описывается как зеркальное отражение монополии (рынок продавца). При монопсо-нии покупатель имеет возможность снижать цену продукции путем сокращения объемов закупки.
Отмечается, что выплаты врачам за обслуживание пациентов Медикэр и Медикейд ниже выплат за больных с медицинскими полисами частных компаний. По мнению К. Кэппса, это приводит к снижению дохода врачей. При рассмотрении вопроса об одобрении слияния страховых компаний министерство юстиции США, по мнению автора, больше озабочено проблемами прибыли бизнесменов, чем правами пациентов.
Зачастую анализом проблем рынка покупателя занимаются при отсутствии проблем с рынком продавца. Страховые корпорации консолидируют сети местных продавцов медицинских полисов и реализуют их продукцию местным работникам. В результате гео-
графический рынок покупки услуг врачей, и рынок продажи полисов добровольного медицинского страхования (ДМС) в общем совпадают. Отсюда возникает вопрос: может ли конкуренция на рынке продаж медицинских услуг снизить вред от слияния страховых компаний? К. Кэппс считает, что такое возможно.
Однако, утверждает автор, антитрестовские расследования Министерства юстиции США не помогают ответить на этот вопрос. В случае слияния «Aetna-Prudential» рассматривалась ситуация с монопсонией в Хьюстоне и Далласе, и поскольку одновременно изучалась проблема снижения конкуренции, данный вопрос не ставился. Во время слияния «United-PacificCare» Министерство юстиции США анализировало потенциальный вред сделки в Аризоне с позиций теорий рынка продавца и покупателя, а в Колорадо только с позиции теории рынка покупателя.
Чтобы все же попытаться ответить на поставленный вопрос, автор предлагает рассмотреть следующую ситуацию: имеется страховая компания с большой долей рынка и контролем над значительной частью доходов врачей, и она сталкивается с сильной конкуренцией со стороны других страховщиков. Если страховая компания попытается снизить выплаты врачам за обслуживание своих пациентов, ее конкуренты могут предложить более высокую норму возмещения и таким образом переманить врачей. А небольшое снижение ежемесячных платежей страхователей позволит конкурирующей компании переманить и клиентов (страхователей).
Такое снижение страховых премий будет выгодно конкурирующей компании, поскольку она получит дополнительных врачей для обслуживания новых клиентов при более низкой стоимости медицинских услуг. Стоимость услуг понизится, так как конкурирующая компания переманит врачей, предложив им более низкие ставки, чем до слияния.
Данная логика анализа, по мнению автора, будет использоваться в будущих антитрестовских расследованиях Министерства юстиции США. Тем не менее ни существование власти продавца, ни ее увеличение не приводят обязательно к тому, что данная конкретная сделка слияния или поглощения будет вредной для поставщиков услуг. Например, поскольку маленькая групповая страховка охватывает сравнительно небольшую долю всех коммерческих
страховок, слияние может быть негативным для конкурентной среды при продаже полисов ДМС небольшим работодателям.
Проблемы монопсонии, несомненно, окажутся в центре общественного, политического и административного внимания во время очередного слияния страховых медицинских компаний. В частности, это вызвано особенностями рынка предоставления медицинских услуг. Среди таких особенностей: наличие организованных групп поставщиков медицинских услуг, таких как Американская медицинская ассоциация и Американская ассоциация больниц, которые систематически выступают против слияния страховых медицинских компаний исходя из проблем монопсонии. При этом публичные выступления представителей работодателей и клиентов с указанием на монополизацию рынка крайне редки.
С. С. Костяев
2011.03.061. ДАМОН Ж. США В 2050 г.: ПРОГНОЗ АМЕРИКАНЦЕВ.
DAMON J. Les États-Unis en 2050 selon les Américains // Futuribles. -P., 2010. - N 367. - P. 81-83.
По данным исследования, проведенного в США в 2010 г., большинство американцев в большей степени уверены в своих оценках, когда речь идет о более отдаленном будущем. По мнению опрошенных, следующие 40 лет должны быть периодом технологического прогресса и связанных с ним социальных последствий. Четверо из пяти американцев считают, что роботы смогут вести и поддерживать разговор. 3/4 опрошенных считают, что медицина сможет успешно бороться с раковыми заболеваниями. 2/3 жителей США думают, что искусственные конечности (протезы рук и ног) по своим характеристикам превзойдут натуральные, человеческие. Большинство опрошенных предполагает, что обычные люди смогут путешествовать в космосе.
Однако в области геополитики оптимизм значительно меньше. Около 58% опрошенных считают, что возможна новая мировая война. Из них 53% указывают на возможность террористической атаки на США даже с применением ядерного оружия. Высказываются различные, противоположные мнения относительно роли и значения США в мире в 2050 г. С одной стороны, по мнению 46% опрошенных, Китай вытеснит США и станет мировой супердержа-