В то же время во Франции нет площадок для обсуждения стратегии предприятий руководителями и представителями наемных работников. В последние 20 лет привилегированной площадкой переговоров вместо отрасли является уровень предприятия; отсутствие представителей профсоюзов в административных советах не позволяет, за редким исключением, вести диалог с профсоюзами о стратегии предприятия и ее влиянии на организацию труда. И в этом французская модель больше похожа на английскую или американскую, а не немецкую.
В условиях оживления экономики Франция не может одновременно развивать промышленность и продолжать направлять значительные средства в сферу услуг. Пришло время принятия нового социального пакта, основанного на убеждении в том, что у Франции есть сильная промышленность. Предварительно необходимо ослабить налоговую нагрузку на предприятия, усовершенствовать систему технического образования, ввести представителей профсоюзов в административные советы предприятий.
И.Ю. Жилина
2011.03.051. ШЕВАЛЬЕ М. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ.
CHEVALIER M. La politique industrielle est de retour // Problèmes écon. - P., 2010. - N 3003. - P. 3-7.
В статье французского журналиста анализируются особенности современной промышленной политики Франции.
Для стимулирования инноваций и сотрудничества между предприятиями, а также их более глубокой привязки к определенным территориям, Франция с 2004 г. проводит политику создания «полюсов, или кластеров, конкурентоспособности». Государство утвердило список из 71 полюса, т.е. территорий страны, объединяющих предприятия, государственные и частные исследовательские лаборатории и образовательные учреждения вокруг инновационных проектов. Франция в этом плане отнюдь не исключение. Многие страны от Японии до Канады в течение последних 10 лет стремятся к созданию подобных кластеров.
В 2008 г. «Boston Consulting Group» оценила французский опыт как «многообещающий». Поэтому в 2009-2011 гг. правительство Франции выделило на развитие кластеров дополнительно
1,5 млрд. евро (с. 3). Однако некоторые специалисты выражают сомнение по поводу возможности создания полноценных кластеров, а также указывают на риск слишком сильной специализации регионов, повышающей их зависимость от состояния отдельной отрасли.
Для создании самолета будущего с меньшим потреблением топлива и меньшими выбросами углекислого газа и ракетоносителя «Ариан-6» из национального займа1 решено выделить 2 млрд. евро; 1 млрд. евро планируется направить на финансирование проектов автомобиля будущего, развитие железных дорог и морского флота; 900 млн. евро - на создание инфраструктуры для перезарядки батарей электрических автомобилей; 125 млн. евро - на создание завода по производству электрических батарей компании «Рено». Кроме того, государство обязалось купить 50 тыс. электрических автомобилей (с. 4).
Однако, замечает автор, риск этих масштабных программ состоит в ориентации промышленности на «технологические и коммерческие тупики». В качестве примера он приводит «Plan calcul», принятый в 1967 г., который был призван обеспечить независимость Франции в области производства компьютеров. В то же время проекты высокоскоростного железнодорожного сообщения и разработка самолета «Конкорд» были технологически успешными, но с коммерческой точки зрения потерпели фиаско.
Во Франции мало предприятий - чемпионов в инновационных секторах, поскольку страна не умеет «выращивать» молодые предприятия. Только 10% из 100 лучших предприятий существуют менее 30 лет, тогда как в США это соотношение составляет 40%.
Вопреки распространенному мнению, во Франции достаточно предприятий. Более того, их скорее слишком много, но это мелкие и очень мелкие предприятия. Французской промышленности не хватает предприятий переходного размера - с количеством занятых 250-5000 чел. Именно такие предприятия, служащие основой, в частности немецкой промышленности, достигают размера, доста-
1 В 2010 г. во Франции стартовал проект «большого национального займа», инициированный президентом Н. Саркози, на 35 млрд. евро. Значительная часть этих средств будет выделена на развитие французской науки и новейших технологий, в том числе нанотехнологий, биотехнологий и исследований в области возобновляемых энергоресурсов. - Прим. реф.
точного для инноваций, экспорта и превращения в будущем в крупные (с. 4).
Причины такого положения связаны с эффектами социальных порогов, слабостью агломерационных эффектов, недостаточностью технической культуры, а также с проблемами финансирования и недостаточным развитием рынка рискового капитала. Поэтому из национального займа решено выделить 400 млн. евро для фонда финансирования «молодой поросли» (с. 4).
Финансовые средства государственного банка мелких и средних предприятий (МСП) - «Oséo» - уже были увеличены во время кризиса, а из средств национального займа он получит 1,5 млрд. евро для ускорения инноваций и увеличения собственных средств МСП. Другим инструментом поддержки инноваций является снижение налога на прибыль при осуществлении НИОКР. Эта очень дорогостоящая для государственных финансов мера позволила поддерживать уровень расходов на НИОКР на предприятиях во время кризиса (государству она обошлась в 5,8 млрд. евро). Однако основными бенефициарами этой меры являются крупные группы. И, несмотря на последовательные реформы, до сих пор не удалось повысить общие расходы на НИОКР французских предприятий, постоянно сокращающиеся с начала XXI в.
Для защиты национальных чемпионов французское правительство уже в течение нескольких лет вмешивается в операции по слиянию и поглощению компаний, поскольку, как показывает практика, отстранение властей от этого процесса имело негативные последствия. Так, например, в случае с компанией «Pechiney», в результате серии перепродаж которой экс-чемпион французской алюминиевой промышленности был полностью раздроблен. Однако такой экономический патриотизм порождает ряд вопросов особенно на европейском уровне.
Во время кризиса государство также создало новый инструмент для приобретения участий в капитале предприятий - Инвестиционный стратегический фонд (Fonds stratégique d'investissement) (ИСФ) размером в 20 млрд. евро для защиты зарубежных интересов стратегических предприятий. Он также помогает предприятиям, попавшим в сложное положение, что вызывает вопросы о его целях. ИСФ тем не менее отрицает стремление спасать «хромых уток».
Правительство без колебаний прямо влияет на стратегию предприятий. Например, в январе 2010 г. оно грозило приобрести участие в капитале «Рено», если компания решит производить новую модель «Клио» в Турции, а не во Франции. Однако логика государства-стратега порой вступает в конфликт с логикой государства-акционера. В годы последнего кризиса государство более чем когда-либо рассчитывало на получение дивидендов от предприятий, в которых оно является акционером.
В течение многих лет усилия французского патроната направлены на снижение уровня социальных и налоговых выплат, подрывающих конкурентоспособность французских предприятий. Недавно ему удалось добиться отмены профессионального налога на 2010 г., но патронату хотелось бы сократить социальные расходы.
Другие факторы (качество транспортной и коммуникационной инфраструктуры, обеспечение водными и энергетическими ресурсами) являются по меньшей мере столь же важными с точки зрения привлекательности территории. Еще одна составляющая привлекательности территорий - качество рабочей силы. Французская система технического профессионального обучения признана за рубежом, несмотря на то что многие выпускники выбирают финансовую специализацию, а не промышленные специальности. Университетское образование страдает от нехватки финансирования, которое правительство намеревается перестроить. Выделив 11 млрд. евро на высшее образование и профессиональную подготовку, государство поставило задачу создания лабораторий и кампусов мирового уровня, руководствуясь логикой концентрации средств на ограниченном числе учреждений, что вызывает вопросы (с. 7). Кроме того, проблема качества рабочей силы связана с состоянием школьного образования, показатели которого в сравнении с другими развитыми странами не очень высоки.
И.Ю. Жилина