МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
2011.03.049. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. New perspectives on the divide between national and international law / Ed. by Nijman J.E., Nollkaemper A. - Oxford: Oxford univ. press. - 416 p.
Книга посвящена одному из самых актуальных вопросов международного права - увеличивающемуся разрыву между международным и национальным правовыми порядками более 190 суверенных государств. В ее 12 главах исследуются возможные альтернативы связей международного и национальных областей права. Вопросы разрыва исследуются в контексте набирающих обороты новых тенденций глобализации и размывания границ между публичным и частным правом. Особенностью данной книги является теоретический характер представленных заключений, далекий от традиционных вопросов позитивного международного права, таких как защита прав человека, уголовное право и экологическое право. В книге рассмотрены случаи, когда группы государств сталкивались с проблемами взаимосвязей международного и национального права.
Книга представляет собой сочетание правовой доктрины, философии права и правовой теории. Правовая доктрина представляет собой рационализацию и систематизацию краткосрочных, технических правовых вопросов. Философия права, как и правовая доктрина, может служить основой для разрешения частных правовых вопросов, но имеет более общий характер философских рассуждений и концепций. Правовая теория в этой классификации находится между двумя предыдущими понятиями. Она основывается на реальной практике и представляет собой анализ того или иного феномена в более широком контексте, для того чтобы понять роль этого феномена в целом.
Несмотря на то что многие авторы рассматривают нарастающий разрыв между международным и национальным правом с точки зрения двух подходов - монистического и дуалистического, на практике ни одна из этих теорий не может объяснить современное поведение различных международных и национальных организаций. Некоторые исследователи придерживаются позиции, что споры вокруг применимости той или иной теории давно потеряли свою актуальность и международное право определяет лишь то, что государства не могут ссылаться на национальное право, не соблюдая международных норм. В общем современные исследования в этой области носят все более и более прагматичный, нетеорети-зированный характер и в большей степени направлены на практическое применение тех или иных норм.
Тем не менее, несмотря на все свои недостатки, монистический и дуалистический подходы очерчивают достаточно четкие перспективы развития взаимосвязей между международными и национальными областями права. В этом смысле преобладающий на данный момент прагматический подход достаточно ограничен. Например, если исходить из того, что понять существующие взаимосвязи международного и национального права возможно лишь изучая конкретное поведение государств, то можно предположить, что государства, которые по тем или иным причинам принимают нормы, прямо или косвенно противоречащие международным, создают прецедент, который может быть основанием для оправдания подобных действий других государств. В этой ситуации поведение нового поколения юристов-практиков будет непредсказуемым, препятствующим формированию единого понимания применимости норм различного уровня.
Теоретические размышления о взаимосвязях международного и национального права неминуемо приводят к обсуждению вопросов, которые выходят далеко за рамки позитивного права. Так как теория взаимосвязи международного и национального права опирается на наследие дуализма и монизма, книга начинается с актуализации роли этих подходов в настоящее время. Гаэтано Аранджио-Руис в первой главе доказывает, что теория дуализма до сих пор не потеряла своей актуальности. Автор выявляет ошибочные интерпретации данной теории, доказывает ее актуальность в контексте современных представлений, тем самым опровергая не-
которые положения, изложенные в последующих главах. Во второй главе Джорджо подчеркивает слабые стороны теории дуализма.
В третьей главе Филип Аллот предлагает перспективу, более близкую к правовой философии, нежели к правовой доктрине. Автор признает, что в большинстве государств фактически нет единства правовой системы, а международное право не обладает высшей силой, - позиция, с которой вряд ли будут спорить приверженцы дуализма. Тем не менее тенденции приведения национальных правовых норм к международным и наоборот лежат в основе разработки универсальной правовой системы. Теория универсальной правовой системы предполагает такую правовую систему, во главе которой находится международное право, охватывающее правовые нормы всех вовлеченных государств, которые будут существовать благодаря и в соответствии с международным правом. Эта теория определенно имеет черты монистического подхода.
В четвертой - Катрин Бролманн рассматривает процесс де-территоризации международного права, где территориальность уступает функциональности как доминирующему принципу организации и формирует взаимосвязи международного права
В пятой - Билл Бурк-Уайт и Энн-Мари Слотер утверждают, что будущее международного права во многом зависит от политики государств на национальном уровне. Международное право рассматривается как инструмент воздействия на политику государств в контексте мировых процессов: речь идет об усилении законотворческой роли государств, руководствующихся принципами международного права.
В шестой - Кристин Чинкин исследует появление феномена частной власти и ее влияние на законотворчество и соблюдение правопорядка в традиционном понимании автономных и комплексных национальных и международных правовых порядков.
В седьмой главе Майо Моран рассматривает последствия возникновения понятия «влиятельные авторитеты» в международном праве. Ее позиция заключается в том, что наше понимание взаимосвязи международного и национального права ошибочно основывается на превосходстве международного права. Необходимо отказаться от дуалистического подхода; более приближенная к практике концепция международного права позволит усилить его
роль в решении национальных вопросов и сделает формальное разделение между этими правовыми порядками несущественным.
В восьмой - Кристиан Уолтер исследует полезность концепции конституционализма в перспективе изучения меняющихся отношений между международным и национальным законодательством. По его мнению, в структуре международного права акценты все более смещаются от источника нормы к ее предмету. В новой перспективе, ориентированной на предмет, граница между международным и национальным правом наименее выражена.
В девятой - Андреас Паулюс исследует степень влияния признания норм мировым сообществом на взаимосвязь международного и национального права. Традиционное представление основано на противопоставлении государства и мирового сообщества, с одной стороны, и государства и личности - с другой. Если рассматривать понятие мирового сообщества шире, чем просто сообщество государств, то какое влияние это могло бы оказать на взаимоотношения двух правовых порядков? Будут ли все вопросы национального сообщества автоматически переноситься в плоскость международного, и какие это может повлечь последствия для стройности национальной правовой системы?
В десятой - Анна Петерс проверяет гипотезу об адаптации национальных конституций к требованиям глобализации, о том, насколько такие понятия, как конституционные принципы, верховенство закона, демократия и федерализм, влияют на стабильность мирового порядка. Рассматриваются различные способы адаптации конституций с точки зрения структуры, вносимых поправок и интерпретации.
Глава 11 Лоуренца дю Плесси имеет принципиально иной характер. Автор рассматривает практические аспекты принятия государствами норм международного права. Эта глава обобщает многие теоретические заключения, сделанные в предыдущих главах, и в то же время позволяет проследить связь между теорией и практикой.
В заключительной 12-й главе авторы объединяют основные темы, затронутые в книге, и дополняют их теоретическими положениями, касающимися появления общих ценностей, дисперсии власти и деформализации права.
А.В. Четвернина