Научная статья на тему 'О соотношении международного и национального права Словацкой Республики'

О соотношении международного и национального права Словацкой Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
768
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА СЛОВАКИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА / ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО / ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / LEGAL SYSTEM OF SLOVAKIA / INTERNATIONAL LAW / RELATION BETWEEN INTERNATIONAL AND DOMESTIC LAW / OBJECTIVE RIGHT / ACTUAL LAW / INTERNATIONAL TREATY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобрицких Ирина Владимировна

В статье предпринята попытка анализа вопроса взаимодействия внутригосударственного и международного права с позиций правовой системы Словацкой Республики, в особенности проблемы соотношения международных договоров и словацкого права. Проводится подробное исследование конституционных положений, касающихся международного права. Рассматриваются взгляды различных словацких ученых на проблему соотношения международного права и правовой системы Словакии. В результате проведенного анализа делается вывод о приверженности правовой системы Словакии дуалистической концепции соотношения международного и внутригосударственного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RELATION BETWEEN INTERNATIONAL AND THE NATIONAL LAW OF THE SLOVAK REPUBLIC

The article attempts to analyze the issue of the relationship between domestic and International law from the standpoint of the legal system of the Slovak Republic, in particular, the problems of the relation between International treaties and the Slovak law. The author conducts a detailed study of the constitutonal provisions relating to the International law. The article contains the consideration of the views of various Slovak scientists on the problem of the relationships between the International law and the legal system of Slovakia. After the analysis the author makes a conclusion about the adherence of the legal system of Slovakia to the dualistic conception of the relation between the International and the domestic law.

Текст научной работы на тему «О соотношении международного и национального права Словацкой Республики»

© Бобрицких И.В., 2011

УДК 340 ББК 67.0+67.9

О СООТНОШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА СЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ

И.В. Бобрицких

В статье предпринята попытка анализа вопроса взаимодействия внутригосударственного и международного права с позиций правовой системы Словацкой Республики, в особенности проблемы соотношения международных договоров и словацкого права. Проводится подробное исследование конституционных положений, касающихся международного права. Рассматриваются взгляды различных словацких ученых на проблему соотношения международного права и правовой системы Словакии. В результате проведенного анализа делается вывод о приверженности правовой системы Словакии дуалистической концепции соотношения международного и внутригосударственного права.

Ключевые слова: правовая система Словакии, международное право, соотношение международного и внутригосударственного права, объективное право, действующее право, международный договор.

В соответствии со словацкой доктриной правовая система состоит из норм и связей между ними, отношений, которые характеризуются стабильностью, неизменностью структуры системы. Правовую систему образует множество правовых норм и их связей, характер которых определяется свойствами норм. Устойчивость связей и их характер составляют структуру правовой системы. Эта совокупность действующих норм имеет такие названия, как просто «право», «действующее право» или «объективное право» [10].

Конституция Словакии содержит 8 статей, в различной степени касающихся международных договоров. Эти статьи включают в себя положения по вопросам компетенции Национального совета Словацкой Республики, президента страны, правительства, Конституционного суда, различных звеньев судебной системы государства, а также вопросов правопреемства Словацкой Республики в от-

ношении международных договоров бывшей Чехословакии.

Пункт 5 ст. 7 Конституции Словацкой Республики 1992 г. [11] устанавливает, что международные договоры о правах человека и основных свободах, международные договоры, для осуществления которых не требуется издание закона, и международные договоры, которые прямо обосновывают права либо обязанности физических или юридических лиц и которые были ратифицированы и обнародованы в порядке, определенном законом, имеют приоритет перед законом.

В соответствии со ст. 154с международные договоры о правах человека и основных свободах, ратифицированные Словацкой Республикой и обнародованные в порядке, установленном законом, перед вступлением в силу этого конституционного закона, являются составной частью ее правопорядка и имеют приоритет перед законом, если обеспечивают больший объем конституционных прав и свобод. Иные международные договоры, ратифицированные Словацкой Республикой и обнародованные в порядке, установленном законом, перед вступлением в силу этого конституционного закона, являются составной

частью ее правопорядка, если это устанавливается законом.

В целом в Словацкой Республике источниками права, которые признаются общепринятыми и обязательными правовыми нормами, являются: Конституция Словацкой Республики, конституционные законы, акты Национального совета Словацкой Республики, акты словацкого правительства, а также иные общеобязательные правовые акты (постановления министерств и других центральных органов государственного управления и т. д.), международные договоры, решения Конституционного суда [5].

Относительно того, являются ли источниками права Словакии решения, принимаемые президентом страны в отношении заключения различных международных договоров, среди словацких ученых нет единого мнения.

По мнению М. Послуша и Л. Цибулки, решения, принятые Президентом Словакии, касающиеся государственного права (например, Решение Президента Словакии о ведении переговоров по заключению некоторых международных договоров [3]), также являются источниками права страны. Профессор Ж. Прусак утверждает, что, независимо из названия, организационные акты не содержат общепризнанных правовых норм и не относятся к источникам права в Словацкой Республике [10]. Другие авторы также сомневаются по поводу природы решения, поскольку не существует правового положения, которое будет определять форму и обязательства на опубликование таких актов в Собрании законодательства. Они определяют их как «организационные акты» [9, р. 25].

Проблема соотношения внутреннего и международного права не является новой для словацкой юридической науки (см., напр.: [2; 12]). Известно, что международное право не устанавливает средства обеспечения обязательного характера его источников, в основном международных договоров и международных обычаев, в национальном праве. Эти вопросы находятся в компетенции каждого государства в отдельности, самостоятельно решающего вопрос обязательности норм международного права в национальной правовой системе. Тот факт, что международное право не предусматривает правила соотношения

между внутригосударственным и международным правом, не означает, что государство не определяет способы обеспечения выполнения своих обязательств, наложенных на государство как на субъект международного права [2].

Решение этого вопроса обычно происходит путем принятия правовой нормы, которая регулирует вопросы отношений между международным и внутренним правом.

Интересно, что подобное положение не было включено в правовую систему Чехословацкой Республики. Однако это не означает, что данная проблема не была предметом правового регулирования в то время.

В словацкой конституции не установлено прямого ответа на вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права. Отношение к этой проблеме законодателя в тексте Конституции страны проявляется косвенным образом в ряде норм.

Так, ст. 7 устанавливает, что Словацкая Республика может передать осуществление части своих прав международным договором, который был ратифицирован и обнародован в порядке, установленном законом, либо на основе такого договора Европейскому сообществу и Европейскому союзу. Обязательные правовые акты Европейского сообщества и Европейского союза имеют приоритет по сравнению с законами Словацкой Республики. Включение в национальное законодательство обязательных правовых актов, требующих имплементации, осуществляется законом либо распоряжением правительства согласно абз. 2 ст. 120.

Словацкая Республика с целью сохранения мира, безопасности и демократического порядка на условиях, установленных международным договором, может вступить в организацию взаимной коллективной безопасности. Для действительности международных договоров о правах человека и основных свободах, международных политических договоров, международных договоров военного характера, международных договоров, из которых возникает членство Словацкой Республики в международных организациях, международных хозяйственных договоров общего характера, международных договоров, осуществление которых требует закона, и между-

народных договоров, которые непосредственно обосновывают права либо обязанности физических или юридических лиц, перед их ратификацией требуется согласие Национального совета Словацкой Республики.

Международные договоры о правах человека и основных свободах, международные договоры, для осуществления которых не требуется закона, и международные договоры, которые прямо обосновывают права либо обязанности физических или юридических лиц и которые были ратифицированы и обнародованы в порядке, определенном законом, имеют приоритет перед законом.

Конституция Словакии устанавливает определенную связь между высшими государственными органами в отношении процесса заключения и ратификации международных договоров.

В соответствии со ст. 102 Конституции Президент представляет Словацкую Республику вовне, заключает и ратифицирует международные договоры, заключение международных договоров он может возложить на Правительство Словацкой Республики либо, с согласия Правительства, на отдельных его членов; может внести в Конституционный суд Словацкой Республики проект решения о соответствии заключенного международного договора, для которого необходимо согласие Национального совета Словацкой Республики, Конституции либо конституционному закону; объявляет войну на основе решения Национального совета Словацкой Республики, если Словацкая Республика подверглась нападению либо если это вытекает из обязательств по международным договорам о совместной обороне от нападения, заключает мир.

Согласно ст. 86 Конституции, Правительство Словакии решает коллегиально вопросы: о международных договорах Словацкой Республики, чье заключение возложил на Правительство Президент Словацкой Республики; о согласии с передачей заключения международных договоров согласно п. «а» абз. 1 ст. 102, его отдельным членам; о внесении в Конституционный суд Словацкой Республики проекта решения о соответствии заключенного международного договора, для которого необходимо согласие Национального совета Словацкой Республики, Конституции и конституционному закону.

С точки зрения Конституции Словакии заключение международных договоров не находится в прямой компетенции Правительства Словакии или его отдельных министров. Однако возможно делегирование полномочий Президента, что следует из положений п. «а» ст. 102 Конституции. Она указывает, что Президент представляет Словацкую Республику вовне, заключает и ратифицирует международные договоры. Заключение международных договоров он может возложить на Правительство либо, с согласия Правительства, на отдельных его членов.

Президент не может, однако, передавать полномочия по заключению договоров, которые требуют одобрения Национального совета. Согласно ст. 86 Конституции, к ведению Национального совета, в частности, относится выражение согласия на ратификацию международных договоров о правах человека и основных свободах, международных политических договоров, международных договоров военного характера, международных договоров, на основании которых возникает членство Словацкой Республики в международных организациях, международных хозяйственных договоров общего характера, международных договоров, для осуществления которых необходим закон, а также международных договоров, которые непосредственно обосновывают права либо обязанности физических или юридических лиц, а также принятие решений о том, идет ли речь о международных договорах, согласно абз. 5 ст. 7.

Конечно, Президент может уполномочить лицо, которое будет считаться представителем государства по принятию, проверке текста договора или выражению одобрения на обязательность договора (делегирование ad hoc на основе полномочий - ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).

Из анализа Конституции Словакии видно, что она не содержит генеральной нормы, которая бы однозначно решала вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права.

В теории международного права выделяется несколько подходов к определению порядка соотношения и взаимодействия двух самостоятельных систем права - междуна-

родного и национального. Выделяют две монистические и одну дуалистическую концепции [1, с. 123].

Дуалистическая доктрина указывает на существенное различие между международным и внутригосударственным правом, которое прежде всего заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью. Согласно такой концепции ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого. Когда внутригосударственное право предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права. В случае коллизии международного и внутригосударственного права сторонник дуалистической теории стал бы исходить из того, что национальный суд применит национальное право. Дуализм тесно связан с позитивистской доктриной, которая склонна отрицать силу иных источников международного права, кроме практики государств.

Даже когда внутригосударственное право прямо предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо его части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права (Трипель, Струп, Оппенгейм).

Монистические концепции исходят из примата какой-либо одной системы права -международного или национального. Сторонники примата национального права определяли международное право как отрасль внутригосударственного права. Второй разновидностью монистической концепции была теория примата международного права над национальным. Международное право имеет приоритетное значение по отношению к остальным нормам права. Оно занимает верхушку иерархической нормативной пирамиды и оп-

ределяет юридическую действительность остальных правопорядков.

В словацкой науке не существует единого мнения по вопросу соотношения международного и национального права Словакии. В целом словацкая юридическая наука склоняется в пользу дуалистической концепции.

Некоторые авторы указывают, что Конституция содержит два возможных принципа отношений между внутренним и международным правом, вместе с тем создавая принципы, которые могут быть обозначены как «смешанный дуализм» [7].

Другие авторы говорят о симбиозе монистической и дуалистической концепции с приоритетом международных договоров [8]. Принцип приоритета основан в словацкой правовой системе на презумпции того, что международное и внутреннее право являются двумя самостоятельными правовыми системами, которые действуют в различных сферах по отношению к различным субъектам. Обе системы характеризуются известными особенностями правового регулирования. Но, несмотря на свою специфику, решение проявляется в процессе имплементации международных норм в национальном праве единством государственной воли, которая проявляется в государственных функциях. Поэтому международные договоры должны быть составной частью принципа верховенства закона.

Третьи считают, что в некоторых случаях действие международных договоров обладает верховенством перед внутригосударственным законодательством [6].

В соответствии с Конституцией Словацкой Республики международные договоры в некоторых случаях обладают большей юридической силой, чем обычный акт. Предпосылками примата международных договоров над национальным законодательством являются:

а) сфера прав человека и основных свобод;

б) обеспечение большего объема основных прав и свобод;

в) ратификация и опубликование их как закона.

Однако ни монистическая концепция теории примата внутреннего права, ни монистическая концепция примата международного права не соответствуют правовым предписаниям, содержащимся в правовой системе Словацкой Республики.

По нашему мнению, правовая система Словакии основана на дуалистической концепции, но не вполне последовательно. Это видно на основе анализа положений Конституции Словакии.

С одной стороны, Конституция устанавливает приоритет международного права перед внутригосударственным законодательством при определенных обстоятельствах. С другой - в соответствии со ст. 86 признаются несколько категорий международных договоров, в том числе и те, для осуществления которых необходим национальный закон, иначе действовать они не будут. Наконец, по ст. 144 на судей налагается обязанность применения международных договоров: судьи при выполнении своей функции являются независимыми и при принятии решений руководствуются Конституцией, конституционным законом, международным договором, согласно абз. 2 и 5 ст. 7, и законом [7].

В целом словацкий законодатель не определил статус международно-правовых норм, которые закреплены в иной (недоговорной) форме, например в международно-правовом обычае или актах органов международных организаций. Кроме того, приоритет перед внутригосударственным законодательством Словацкой Республики имеют только договорные нормы международного права. Нормы, закрепленные в форме других источников международного права, взаимодействуют с правом Словакии особым образом. Контроль соответствия законодательства Конституции и международным договорам находится в пределах компетенции Конституционного суда [10]. Международные договоры, которые требуют ратификации до их имплементации, имеют юридическую силу закона в некоторых случаях. Законодатель закрепил приоритет международного права, или, более точно, международных договоров, над внутренним законодательством. Например, коммер-

ческое право содержит нормы, которые закрепляют приоритет Коммерческого кодекса, если только международный договор, который обязателен для Словацкой Республики и опубликован в надлежащей форме, не устанавливает иные положения [4].

Таким образом, в правовой системе Словацкой Республики в целом действует дуалистическая концепция соотношения международного и внутригосударственного права.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бирюков, П. Н. Международное право : учеб. пособие / П. Н. Бирюков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2009. - 685 с.

2. Azud, J. Niektore otazky plnenia medzinrodnyh zmluv z hladiska vnutrostatneho prava / J. Azud // Pravny obzor. - 1990. - № 7. - P. 316-318.

3. Collection of Acts and Orders. - 1993. -Sept. 28 (.№ 205).

4. Cuth, J. Medzinarodne obchodne pravo (International Trade Law) / J. Cuth. - Bratislava : Obzor, 1983.

5. Kral, J. Ustava SR a ustavne prava / J. Kral // Pravny obzor. - 1995. - № 6. - P. 26-29.

6. Melenovsky, J. Pravnik / J. Melenovsky // Pravnik. - 1992. - № 11. - P. 32-34.

7. Mogelska, J. Platna uprava medzinarodnej zmluvy v SR / J. Mogelska // Pravny obzor. - 1996. -№ 9. - P. 48-52.

8. Pavelka, A. Sukcesia do medzinarodnych zmluv : manuscript of PhD. Thesis / A. Pavelka. -Polska, 1995.

9. Posluch, M. Statne pravo SR / M. Posluch, L. Cibulka. - Bratislava : PFUK, 1994. - 318 p.

10. Prusak, J. Teoria prava / J. Prusak. -Bratislava : PFUK, 1995. - 112 p.

11. The Constitution of the Slovak Republic. No. 466/1992 Coll. - 313 p.

12. Wagner, A. Uvahy nad eeskoslovenskou ustavnou upravou plnenia zavazkov vyplyvajucich z medzinarodn ych zmluv / A. Wagner // Pravnik. -1989.- № 9-10. - P. 48-49.

ON THE RELATION BETWEEN INTERNATIONAL AND THE NATIONAL LAW OF THE SLOVAK REPUBLIC

I. V. Bobritskikh

The article attempts to analyze the issue of the relationship between domestic and International law from the standpoint of the legal system of the Slovak Republic, in particular, the problems of the relation between International treaties and the Slovak law. The author conducts a detailed study of the constitutional provisions relating to the International law. The article contains the consideration of the views of various Slovak scientists on the problem of the relationships between the International law and the legal system of Slovakia. After the analysis the author makes a conclusion about the adherence of the legal system of Slovakia to the dualistic conception of the relation between the International and the domestic law.

Key words: legal system of Slovakia, International law, relation between International and domestic law, objective right, actual law, international treaty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.