Научная статья на тему '2011. 03. 033. Раули Р. Патрик Каванах: ирландский пасторальный поэт в городе. Rowley R. Patrick Kavanagh: an Irish pastoral poet in the city // Journal of Ecocriticism. - Burnaby, 2009. - Vol. 1, n 2. - p. 92-103'

2011. 03. 033. Раули Р. Патрик Каванах: ирландский пасторальный поэт в городе. Rowley R. Patrick Kavanagh: an Irish pastoral poet in the city // Journal of Ecocriticism. - Burnaby, 2009. - Vol. 1, n 2. - p. 92-103 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВАНАХ П. / ПАСТОРАЛЬ / ПРИРОДА В ЛИТЕРАТУРЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 033. Раули Р. Патрик Каванах: ирландский пасторальный поэт в городе. Rowley R. Patrick Kavanagh: an Irish pastoral poet in the city // Journal of Ecocriticism. - Burnaby, 2009. - Vol. 1, n 2. - p. 92-103»

дерлине Хайдеггера - в конце. И предложенный ими специфический взгляд на чтение как на своеобразную дверь к открытому, свободному мышлению, совершенно не сопрягался с состоянием коллективного разума нации, двигавшим тогдашними политическими, социальными и экономическими процессами. Не сопрягаясь с доминирующими академическими концепциями чтения (изложенными, например, в работах В. Кайзера, Э. Штайгера), он, однако, отражал подавленную потребность в открытом мышлении, вырастая, в широком смысле, из социально-политического контекста.

Уточняя концепции чтения обоих авторов, К. Рибьен выделяет и другие общие черты. Для обоих характерны представления о чтении как о путешествии, пути, связанные с образами «памяти», «чужбины». Но у Целана появляются и новые образы - в частности образ «моря» (в том числе и «кровавого»). «Кровавое море накрывает землю», - дает он собственное название картине Жене «Красное море накрывает землю». Подобное переименование, равно как и последующее описание картины, обращенное к читателю, воспринимается как призыв мыслить исторически. «Предмыслие» должно работать не только при чтении, но и в социально-политической реальности. Более того, в отрыве от таковой оно невозможно. У Хайдеггера же ни «предмыслие», ни «мыслящий опыт» не предполагают исторического горизонта, считает исследовательница.

Е.В. Соколова

2011.03.033. РАУЛИ Р. ПАТРИК КАВАНАХ: ИРЛАНДСКИЙ ПАСТОРАЛЬНЫЙ ПОЭТ В ГОРОДЕ.

ROWLEY R. Patrick Kavanagh: An Irish pastoral poet in the city // Journal of ecocriticism. - Burnaby, 2009. - Vol. 1, N 2. - P. 92-103.

Цель статьи поэтессы и литературоведа Розмари Раули - заново оценить поэзию англо-ирландского поэта Патрика Каванаха (1904-1967), установив ее связи с пасторалью, антипасторалью и пост-пасторалью.

Каванах родился на северо-востоке Ирландии в городке Ин-нискин (графство Монаган) в семье деревенского сапожника. В течение двадцати лет он был фермером. Писать начал в 1920-е годы. В сельскую Ирландию не доходили новшества модернизма, поэзия его была пасторальной, воспевавшей Природу как неисчерпаемый источник красоты. Поэт представлял себя жрецом Природы, или

друидом, его ранние пасторали были своеобразно теократическими, природа воспринималась им как творение Бога («Радость бесконечна! О сердце / Знающее Бога!»)1. Он называл себя жрецом красоты, как друиды, царившие в Ирландии в дохристианскую эпоху. Постепенно Каванаху осточертела работа на ферме, замкнутая фермерская среда кажется ему удушающей для творчества. Он хочет только писать, тем более его стихотворения с начала 1930-х печатаются в ирландских газетах и журналах, а в 1936 г. в Лондоне известное издательство «Макмиллан» выпустило его сборник «Пахарь и другие стихотворения».

В 1939 г. (в Европе уже началась война) Каванах покинул родное гнездо. В стихотворении «Соблазн во время уборки урожая», написанном через несколько лет после приезда в город, «закодировано» амбивалентное отношение поэта к городу и деревне: он подобен двуликому Янусу - его манит природа и как источник культуры и искусства влечет к себе город. Поэзия Каванаха была далека от У. Б. Йеитса, создавшего «новую Ирландию и новый патриотизм» (с. 94). Каванах отверг традиционный патриотизм поэзии Ирландского возрождения; на первом плане у него не абстрактный ирландский пахарь, не восхваления Ирландии и ее народа. Непосредственный контакт поэта с миром важнее для него кельтских мифов и войн за независимость. Однако в Дублине Каванах был принят как «поэт-пахарь», настоящий крестьянский поэт.

О том, что Каванах не хотел, чтобы его ценили как стереотипного крестьянского поэта, свидетельствует, в частности, его стихотворение «Крестьянин», в котором плуг обретает фаллический смысл, а земля воспринимается как невеста. «Великий голод» (опубл. 1942) Каванаха, оцененный критикой как лучшая поэма, написанная об Ирландии со времен «Покинутой деревни» Оливера Голдсмита, по мнению Р. Раули, вполне созвучна фрейдизму нашего времени. Поэму называли «антипасторалью», выявляющей «дистанцию между реальностью и пасторальной условностью» (с. 95) и критикующей церковь за то, что она превратила природу в пастораль даже в самом человеке, «подавив его сексуальность»2.

1 Kavanagh P. Collected poems / Ed. by Quinn A. - L., 2004. - P. 7.

2 Gifford T. Pastoral. - L., 1999. - P. 128, 129.

Каванах мужественно выступил против Церкви, не имея поддержки общества, и пришел к выводу: католическое учение ошибочно толкует Священное Писание1.

В городе он написал автобиографический роман «Зеленый простак», над которым нависла угроза судебного преследования за «оскорбительное» изображение жены одного из поэтов Кельтского возрождения (А.Е.), у которого Каванах бывал. Мало кто прочел этот роман из-за его малого тиража и изоляции Ирландии, сохранявшей нейтралитет во время Второй мировой войны. Ценителями поэзии Каванаха были в основном «ядовитые» дублинские критики и журналисты. Как правило, они по идеологическому признаку делились на «левых», приверженных марксизму, и «правых». Не принадлежа ни к тем, ни к другим, Каванах выглядел как их противник.

В городе, утратив прежнее органичное, естественное восприятие жизни, он размышляет о своем состоянии как асексуальном, бесплодном. Он проходит путь от «невинного певца Природы» и ее красот до «сухого наблюдателя» человеческой природы в городе и создателя антипасторали. При этом он не просто отходит от первоначальной простоты воспевания Природы, не только грустит по прошлому, оставшемуся позади, в деревне, и испытывает чувство потери, он стремится найти «новую эстетику», адекватную потребностям городского читателя. На это уходят годы жизни, мучительной не только из-за необходимости завоевывать чужой ему город, но и из-за собственного сложного характера, затруднявшего профессиональные и личные контакты. В городе, где «двери красоты» оказались закрыты для него, «его духом овладела сатира» (с. 97).

Но главный путь Каванаха - это поиск примирения сельского мироощущения с городским окружением. Память о красоте, бессмертие которой он ощутил еще в детстве (об этом он, в частности, писал в «Зеленом простаке»), дала поэту вдохновение и язык, чтобы совершить путешествие из раннего опыта красоты жизни в сельской местности к своеобразному воспроизведению его в городе, где он жил в зрелости. Это удалось ему в результате откровения, пережитого после серьезной операции на легких в 1955 г. Вы-

1 Кауапа§И Р. Бех аш! сЬпзИалИу // Кауапа§Ь'8 шеек1у. - БиЫт, 1952. - N 7, Мау 24. - Р. 7.

здоравливая в больнице на берегу Большого канала в Дублине, в состоянии эйфории возвращения к жизни, он переосмыслил отношение к урбанистической среде и связал его с ранним ощущением красоты Природы. Физический, послеоперационный шок позволил ему пережить то, что Джойс назвал епифанией - озарением, открывшим ему то, что «двери любви к жизни / везде одни и те же» («Невинность»)1. «Понимание связи любви и красоты дает ему ключ к спасению в городе и одновременно спасает в нем поэта» (с. 97).

Так, в состоянии, которое в стихотворении «Автопортрет»2 он назвал возрождением, Каванах обретает «новую эстетику». Все прежние переживания его городской жизни, вызванные необходимостью выживания, споры в пабах Дублина с коллегами-литераторами, их неискренность, которая более всего его ранила (см. его «Повесть о двух городах»3), уступают место чувству сострадания, радости, самореализации. Он принимает идею обыденности как проявления красоты, что становится его основной темой («Больница»4).

По мнению Р. Раули, Каванах создает «новую пастораль -пастораль в городе» (с. 98). Еще будучи в больнице, он пишет несколько «сонетов с берега Канала» (Canal bank sonnets), воспевающих красоту этого зеленого городского оазиса и путь, которым он как человек и поэт пришел к своему возрождению. В 1964 г. в предисловии к сборнику своих стихов он заметил: «Я верю в поэзию как явление мистическое и опасное»5, подразумевая то, что стихотворство - это тяжкое бремя, возложенное на поэта по воле «высших сил», оно неотвратимо. Сочетание органично присущих ему чувств красоты, мистического начала жизни с воспеванием повседневности позволяет включить его сонеты в круг наиболее оригинальных стихов о Природе на английском языке (с. 98).

1 Kavanagh P. Collected poems / Ed. Quinn A. - L., 2004. - P. 183.

2 Kavanagh P. Collected pruse. - L., 1967. - P. 15-16.

3 Kavanagh P. Complete poems. - N.Y., 1984. - P. 223-224.

4 Kavanagh P. Collected poems / Ed. by Quinn A. - L., 2004. - P. 184-185.

5 Kavanagh P. Author's note // Kavanagh P. Collected poems. - L., 1964. -

Так, Каванах, по мнению Р. Раули, обретает гармоничное мировосприятие, в котором отсутствует противопоставление Природы и Культуры, красоты и безобразия. Он становится участником, создателем и певцом красоты в городской среде, давая возможность читателю постичь тайну и красоту обыденного и тривиального. Обычно пасторальные поэты, начиная с XVII в., по мере разрастания городов и ослабления связей с Природой, осознанно или неосознанно, старались дать своим читателям моральный урок, поэт выступал в роли учителя. Поэзия Каванаха не дидактична, тем более, как уже отмечалось, не было у него склонности к «социальному улучшению», ему чужды «идеологии материализма и прогресса», господствовавшие в западном мире в первые десятилетия XX в. Скорее его можно назвать аполитичным. Он признавался, что не имеет «мессианских намерений», не претендует на роль учителя, он просто счастлив быть певцом «бессмертного» в обычной городской среде и возможностью делиться своим опытом с читателями.

Уникальное видение поэтом города было связано с его потребностью стряхнуть с себя старые социальные и религиозные «оковы», и в то же время он признает и частично сохраняет их. В его признаниях «больничного периода» в том, что «ему все рав-но»1, «моя цель в жизни - не иметь никакой цели»2 Р. Раули видит смысл: это, по определению ирландского поэта Шеймуса Хини, «отказ от жизни ради более полной жизни» (с. 100). Каванах начинает сознавать: между Природой и искусством нет конфликта потому, что оба имеют дело с красотой и это инициирует «постпасторальную» связь между Природой и Культурой, внутренним и внешним, человеческим и нечеловеческим, смертью и возрождением.

Ш. Хини расширил представление о постпасторали, заметив в одном из эссе, что у Каванаха «мир доступнее ему, чем он - миру» (с. 100), и поэзия его - «не столько отклик на импульсы внеш-

1 Kavanagh P. Self portrait // Kavanagh P. Collected pruse. - L., 1967. - P. 20.

2

Kavanagh P. Author's note // Kavanagh P. Collected poems. - L.: 1964. -

него мира, сколько идущая изнутри сильная струя изобилия, орошающая мир»1.

В творчестве ирландских поэтов, пришедших в литературу после Каванаха, городская реальность предстает лишенной благодати. Каванах оставил ирландским поэтам, живущим в постмодернистском мире с его переменчивыми ценностями, особое наследство: возможность путешествия от «простоты к простоте» как источник «спасения» для тех, кто хочет преодолеть «боль бескорневого бытия» (с. 101). Более того, любой житель города может найти в поэзии Каванаха источник, позволяющий заново оценить опыт городской жизни - такая переоценка ныне становится все более актуальной в мире, охваченном экологическим кризисом, вызванным человеком.

Каванах, по мнению Р. Раули, занимает уникальное место среди современников как создатель новой эстетики. Возможно, время его великого влияния еще впереди. Его эстетика временами поднимается до высот религиозного миропонимания, как в поразительном стихотворении «Обычная красота». В конечном итоге главное в его поэзии - связь бытия и Бога и поэт как толкователь мистической связи между ними.

Т.Н. Красавченко

2011.03.034. ДЖИФФОРД Т. ПОЭЗИЯ ДЖУДИТ РАЙТ И ПОВОРОТ К ПОСТПАСТОРАЛИ.

GIFFORD T. Judith Wright's poetry and the turn to the post-pastoral // Australian humanities review. - Canberra, 2010. - Iss. 48. - Mode of access : http ://epress. anu.edu. au/apps/bookworm/ view/Australian+Huma nities+Review+-+Issue+48,+2010/217/08.xhtml

Английский поэт, литературовед, профессор Чичестерского университета (Великобритания) и почетный профессор университета в Аликанте (Испания) Терри Джиффорд, автор книг «Пастораль» (1999), «Эссе о постпасторальной практике» (2006), «Тед Хьюз» (2009) и др.2 рассматривает творчество австралийской по-

1 Heaney S. The placeless Heaven // Heaney S. Finders keepers. - L., 2002. -

P. 143.

2

Gifford T. Pastoral. - L., 1999; Reconnecting John Muir: Essays in postpastoral practice. - Athens, 2006; Ted Hughes. - L., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.