2011.03.021
рассматривая в качестве программных реплики, вложенные в уста одного из персонажей - Альбера. Действительно, не предисловие, а сам роман носит характер литературного манифеста Готье, заключает П. Тортонезе, тогда как предшествующее роману предисловие -это едкий иронический памфлет.
Сборник включает также статьи: «Предисловие, или Работа времени» (П. Дюран), «Литературные предисловия и манифесты Э. и Ж. де Гонкуров: рефлексия и различие» (Ж.-Л. Кабанес), «Манифесты эпохи натурализма» (Ж. Нуаре) и др.
Н.Т. Пахсарьян
2011.03.021. УИЛ Г. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СВОБОДА В РОМАНЕ ДЖОРДЖ ЭЛИОТ «РОМОЛА».
WILH G. Republican liberty in George Eliot's Romola // Criticism. -Detroit: Wayne state univ. press, 2008. - Vol. 51, N 2. - P. 347-362.
Г. Уил (Вашингтонский университет в Сент Луисе) анализирует исторический роман английский писательницы Джордж Элиот «Ромола» (1863). В историю литературы Элиот вошла прежде всего как автор романа «Мидлмарч» (1872), представляющего широкую панораму английской жизни первой трети XIX в., дающего художественный срез английского общества и являющегося своего рода энциклопедией жизни человеческого сердца.
Роман «Ромола» сочетает в себе проблемы политического гуманизма и драматическую историю несчастий и предательства. Время действия - конец XV в., один из самых драматических периодов в истории Италии, период борьбы за власть во Флоренции между династией Медичи, покровителями искусств, и Савонаролой -отрицателем идей Возрождения. Развитие основной сюжетной линии - истории главной героини Ромолы - происходит на фоне политических трансформаций во Флоренции. Действие романа охватывает при этом лишь часть исторических событий, а именно правление Савонаролы (1492-1530), однако читатель может воссоздать общую картину падения и реставрации династии Медичи. История Ромолы начинается со смерти Лоренцо Великолепного в 1492 г.
Автор статьи сравнивает роман Джордж Элиот с работами Джона Рёскина «Камни Венеции» (1851-1853), Альфреда Теннисо-на «Королевские Идиллии» (1859-1885), Томаса Карлейля «Про-
2011.03.021
шлое и настоящее» (1853) и делает вывод, что данные работы по преимуществу являются научными. Элиот же приводит не сухие факты, а создает полноценные художественные образы и характеры. Г. Уил полагает, что при написании «Ромолы» на писательницу оказывали значительное влияние работы Макиавелли о флорентийских событиях и приводит выдержки из работ Макиавелли, на которые Элиот опиралась при написании романа. Он высказывает предположение, что «Ромола» - это своеобразная «переработка», интерпретация мыслей и взглядов Макиавелли о проблеме выбора между долгом человека перед своей страной и его личными желаниями.
Сентиментальные сцены романа нельзя расценивать как таковые - в аллегорической форме они отражают определенные события политической жизни Флоренции. Жизнь Ромолы и ее мужа Тито серьезно меняется из-за политических конфликтов между Савонаролой и династией Медичи. Их судьбы определяются разного рода политическими и социальными условиями, составлявшими целую эпоху в истории развития Флоренции. Будучи вовлеченной в эти события, главная героиня вынуждена принять нелегкое решение - оставить мужа: Ромола не приемлет интриг и двойных игр Тито. Несмотря на все катаклизмы она остается милосердной, терпеливой, верной своим принципам.
Режим Савонаролы заставляет задуматься о проблеме развития либерализма, поскольку в нем смешаны идеи о народной независимости и тирании. Известный историк, политолог Джон Покок считает, что либерализму никогда не решить эту проблему. И Элиот пришла к той же мысли, несмотря на демократические реформы своего времени в своей стране. Более того, Г. Уил высказывает мнение, что через призму политических событий, описываемых в «Ромоле», Элиот акцентирует внимание на дебатах об избирательной реформе в Англии того периода.
Роман «Ромола» способствовал расширению проблематики творчества Дж. Элиот. Острое разоблачение английской парламентской системы нашло отражение в романе «Феликс Холт, радикал» (1866).
А.А. Шейко