Научная статья на тему '2011. 03. 006. Лафитский В. И. Сравнительное правоведение в образах права. - М. : статут, 2010. - Т. 1. - 429 с'

2011. 03. 006. Лафитский В. И. Сравнительное правоведение в образах права. - М. : статут, 2010. - Т. 1. - 429 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
510
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ИСТОРИЯ / ПРАВОВЕДЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 006. Лафитский В. И. Сравнительное правоведение в образах права. - М. : статут, 2010. - Т. 1. - 429 с»

2011.03.006

6 -

ИСТОРИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

2011.03.006. ЛАФИТСКИЙ В. И. СРАВНИТЕЛЬНОЕ

ПРАВОВЕДЕНИЕ В ОБРАЗАХ ПРАВА. - М.: Статут, 2010. - Т. 1. - 429 с.

Автор раскрывает жизнь права через образы, живущие в сознании тех, кто его создает, применяет или оценивает. Важнейшими и наиболее полно раскрывающими образы права являются правовые акты, относящиеся к различным эпохам и цивилизациям. В данное издание включены многочисленные фрагменты наиболее выдающихся правовых актов. Наряду с ними использованы другие религиозные, исторические, философские и литературные источники: Священные писания, хроники и летописи, церковные истории, биографии правителей, народное творчество (сказания, саги, легенды), литературные произведения, работы выдающихся историков, философов и юристов и т.д.

Исследование посвящено вопросам истории, теории и методологии сравнительного правоведения, а также правовым системам, относящимся к христианской традиции права (славянское, романо-германское, англосаксонское, скандинавское и латиноамериканское право).

На рубеже Х1У-ХУ вв. в работах философов, историков и юристов все чаще проводится сравнительный анализ законов, формулируются цели, методы и приемы такого анализа, намечается тенденция к обособлению и выделению сравнительного правоведения в качестве самостоятельного направления исследований, позднее эта тенденция углубляется и развивается (Ибн Халдун, Н. Макиавелли, Эразм Роттердамский, Д. Локк, Д. Вико, Ш. Монтескье, федералисты и К. фон Савиньи). К середине XIX в. формируется несколько школ сравнительного правоведения, сначала во Франции и Германии, несколько позже в Великобритании, США, Италии и России. В работе показано современное состояние

сравнительно-правовых исследований в этих странах, а также более детально - в странах Восточной Европы, Украине и в России.

Глава «Предмет и методология сравнительного правоведения» раскрывает четыре основных качества сравнительного правоведения: как научного метода; научного направления; как учебной дисциплины и способа решения научно-практических задач. Автор выделяет несколько форм сравнительного правоведения как научного направления: общее сравнительное правоведение, изучающее правовое пространство мира; типология, классификация, общие и особенные черты, а также тенденции развития правовых систем; историческое сравнительное правоведение; институциональное сравнительное правоведение, описывающее правовые отрасли, институты и нормы; функциональное сравнительное правоведение, анализирующее практику применения законодательных и иных норм права; практическое сравнительное правоведение, предназначенное для совершенствования правотворческой и правоприменительной практики.

Предметом научного исследования автора является общее сравнительное правоведение; научное познание, изучение и информирование; практическое использование; критика чужого и пропаганда собственного правового развития (с. 86). Большое внимание в работе уделено также исследованию различных уровней сравнительного правоведения, к которым отнесены: правовое пространство мира, основные правовые сообщества, семьи и группы правовых систем, формирующиеся правовые системы и сообщества, национальные правовые системы, а также уровень международного права в контексте развития правового пространства мира и национальных правовых систем.

Часть «Правовое сообщество христианской традиции права» состоит из шести глав, первая из которых излагает основы христианской традиции права, остальные пять посвящены анализу, соответственно, славянского, романо-германского, общего, скандинавского и латиноамериканского права.

Изложение основ христианской традиции права базируется на изложении жизни Христа и исследовании его учения по соответствующим Евангелиям, а также работам Иосифа Флавия, Э. Ренана, Дж. Карлейла и российских авторов. Затем автор переходит к изучению влияния христианства на развитие государства и

права. Выделено несколько направлений такого влияния: сдерживание сил, разрушающих христианский мир и целостность государств по национальным и социальным признакам; мощный фактор экономического роста (благодаря традиции добросовестного труда и братства, соединению людей через церковные общины) и развитие связей с иноверцами (благодаря идее единства человеческого рода); сужение пределов государственной власти (в результате уступки церкви регулирования брачно-семейных, наследственных отношений, воспитания и образования, духовной жизни и нравственности и формирования канонического права); воздействие на светское законодательство (в виде смягчения этих норм под влиянием христианских заповедей, в виде отсылок к закону Божьему, стремления установить правду Божью, что нередко декларировалось прямо в законодательных актах, в книге приведены соответствующие примеры). Однако даже значительные включения христианских норм в обычное законодательство не могли изменить природу светского государства, отсюда возникновение различных движений за установление Царства Божьего на земле. Стремление возможно полнее осуществить на практике библейские заповеди лежало также в основе Реформации и Крестьянской войны в Германии, в Британии во время революции 1640-1660-х годов, в создании ряда колоний в Новом Свете.

Среди правовых систем, относящихся к христианской традиции права и детально исследованных в работе, наибольший интерес для российского читателя представляет славянское право. Автор начинает рассмотрение особенностей правовых систем именно со славянского права, обосновывая это тем, что: во-первых, в славянском праве христианские ценности находят наиболее полное выражение; во-вторых, тем, что славяне - самый крупный и, судя по всему, самый древний этнос Европы; в-третьих, тем, что в последние десятилетия именно славянское право развивается наиболее бурными темпами, оказывая все большее влияние на право других христианских правовых семей (с. 200). По его мнению, из трех созидательных сил, определявших развитие славянского права, -христианства, народного правотворчества, светского законодательства - именно христианство было главной силой. Оно во многом определяло содержание светского права, упорядочивало иные, не урегулированные им отношения, укрепляло нравственные устои

общества. В работе приведены примеры из памятников славянского раннехристианского права, в которых подчеркивается значение инкорпорации библейских норм в обычное законодательство, проанализировано развитие церковного права, показана просветительская миссия духовных центров православия - монастырей. Особое внимание уделено роли Сергея Радонежского в создании «практической школы благонравия», построенной на умении отдавать себя на общее дело, навыке к усиленному труду и строгом порядке в занятиях, помыслах и чувствах, как охарактеризовал его деятельность известный историк В.О. Ключевский.

В работе рассматриваются и опровергаются несколько мифов, препятствующих восприятию и изучению славянского права. Во-первых, это миф о позднем происхождении и отсталости славянского права. В работе показано, что развитое право существовало у славян еще в дохристианскую эпоху и позднее впитало многие модели римского права. Во-вторых, миф о том, что славянское право - исключительно продукт царской воли или княжеской власти. Хотя в истории славянских народов (как и любых других) было немало деспотов, не они определяли судьбы славянского права, основу которого составляли христианские ценности и идеи народовластия. Этот правовой строй рухнул под лавиной коммунистических реформ. В-третьих, миф о несамобытности славянского права, его стремлении стать частью иной системы права (в ХХ в. - социалистической, сейчас - романо-германской). В работе оно, напротив, рассматривается как самобытное, жизненно стойкое, величественное даже в чудовищных проявлениях. Правовой гений славян проявлялся в памятниках законотворчества, превосходивших современные им законодательные акты других европейских государств. К их числу отнесены несохранившаяся Белая книга славян, которая упоминается в других источниках и, несомненно, оказывала значительное влияние на славянское право; болгарский Закон судный людям; Вислицкий статут 1347 г. (вошедший позднее в Полный свод статутов Казимира Великого); Законник Стефана Душана 1349 г.; Законник Карла I 1355 г.; Устав Дубровника 1358 г. и др. акты. Однако блистательный век славянского правотворчества был недолгим. В русских землях полноценному и самостоятельному развитию препятствовало татаро-монгольское иго и постоянные междоусобные войны. Новый этап в развитии русского права

связан с формированием Великого княжества Московского, ставшего остовом русской государственности (Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное уложение 1649 г.). В работе проанализирован польский опыт законотворчества, включая создание первой Конституции 1791 г., развитие славянского законотворчества во второй половине XIX в. в результате реформ Александра II и начала ХХ в. Это позволяет автору выделить основные черты славянского права: христианская вера, духовность, единение, национальное самосознание, прямое народное правление и милосердие. В славянском праве сложились самобытные юридические конструкции, обеспечивающие особый баланс общественных и частных интересов, что проявляется, прежде всего, в регламентации вопросов собственности, недропользования, государственного управления экономикой и т.д. Постепенно складывается особая стилистика оформления правовых актов: с одной стороны, имеется тенденция к наиболее полному урегулированию общественных отношений в нормативных актах (что сближает славянскую систему права с актами государств общего права), с другой стороны, очевидна предельная краткость судебных решений в изложении обстоятельств дела и обосновании позиций (что нехарактерно ни для общего, ни для романо-германского права). Эти черты проявляются вне зависимости от вхождения славянских государств в те или иные союзы (ЕС или СНГ), что, по мнению автора, свидетельствует как об их принадлежности к обособленной правовой семье, так и о недопустимости «колонизации» славян, которая вытекает из утверждений об их вхождении в семью романо-германского права.

Г.Н. Андреева

2011.03.007. ВАСИЛЬЕВ А. А. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ СЛАВЯНОФИЛОВ. - М.: Ин-т рус. цивилизации, 2010. -219 с. - (Исслед. рус. цивилизации). - Библиогр.: с. 210-217.

Автор рассматривает государственно-правовой идеал славянофилов в контексте их православного мировоззрения. В работе обосновываются глубокие духовные основания русской государственной власти, ее исторические идеалы - самодержавие как служение народу, права в их внутреннем, нравственном понимании, не совпадающем с формальным законом. Автор предваряет исследование историей становления славянофильства и его философской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.