Научная статья на тему '2011. 03. 007. Васильев А. А. Государственно-правовой идеал славянофилов. - М. : Ин-т рус. Цивилизации, 2010. - 219 с. - (исслед. Рус. Цивилизации). - библиогр. : С. 210-217'

2011. 03. 007. Васильев А. А. Государственно-правовой идеал славянофилов. - М. : Ин-т рус. Цивилизации, 2010. - 219 с. - (исслед. Рус. Цивилизации). - библиогр. : С. 210-217 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
149
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 007. Васильев А. А. Государственно-правовой идеал славянофилов. - М. : Ин-т рус. Цивилизации, 2010. - 219 с. - (исслед. Рус. Цивилизации). - библиогр. : С. 210-217»

связан с формированием Великого княжества Московского, ставшего остовом русской государственности (Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное уложение 1649 г.). В работе проанализирован польский опыт законотворчества, включая создание первой Конституции 1791 г., развитие славянского законотворчества во второй половине XIX в. в результате реформ Александра II и начала ХХ в. Это позволяет автору выделить основные черты славянского права: христианская вера, духовность, единение, национальное самосознание, прямое народное правление и милосердие. В славянском праве сложились самобытные юридические конструкции, обеспечивающие особый баланс общественных и частных интересов, что проявляется, прежде всего, в регламентации вопросов собственности, недропользования, государственного управления экономикой и т.д. Постепенно складывается особая стилистика оформления правовых актов: с одной стороны, имеется тенденция к наиболее полному урегулированию общественных отношений в нормативных актах (что сближает славянскую систему права с актами государств общего права), с другой стороны, очевидна предельная краткость судебных решений в изложении обстоятельств дела и обосновании позиций (что нехарактерно ни для общего, ни для романо-германского права). Эти черты проявляются вне зависимости от вхождения славянских государств в те или иные союзы (ЕС или СНГ), что, по мнению автора, свидетельствует как об их принадлежности к обособленной правовой семье, так и о недопустимости «колонизации» славян, которая вытекает из утверждений об их вхождении в семью романо-германского права.

Г.Н. Андреева

2011.03.007. ВАСИЛЬЕВ А. А. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ СЛАВЯНОФИЛОВ. - М.: Ин-т рус. цивилизации, 2010. -219 с. - (Исслед. рус. цивилизации). - Библиогр.: с. 210-217.

Автор рассматривает государственно-правовой идеал славянофилов в контексте их православного мировоззрения. В работе обосновываются глубокие духовные основания русской государственной власти, ее исторические идеалы - самодержавие как служение народу, права в их внутреннем, нравственном понимании, не совпадающем с формальным законом. Автор предваряет исследование историей становления славянофильства и его философской

концепцией, затем подробно останавливается на учении славянофилов о власти, идеальной форме государства (самодержавии), а также на взаимоотношениях церкви, общества и государства. Особое внимание уделяется учению славянофилов о внутренней и внешней правде, а также роли обычая как источника права.

Славянофилы полагали ложным для России западный путь развития на началах рационализма, материального прогресса, господства закона и республиканской государственности. Российской альтернативой западным государственно-правовым институтам они считали православное и народное самодержавие, соборное единство общества и внутреннюю правду - духовно-нравственные начала православия.

Славянофильская альтернатива западной культуре заключается в духовной общности людей, или соборном единстве, когда люди не противостоят друг другу, а едины в любви и вере в Бога. В обществе, основанном на вере и соборном единстве, государство и право не должны рассматриваться как абсолютные ценности. Они играют служебную роль, которая состоит в обеспечении мира, в борьбе со злом, в воздействии на нравственно слабых людей. Да и сам человек не должен размениваться на мелочные дела в области политики, законодательства и правосудия. Его назначение - поиск духовных идеалов, совершенствование духа и любви к Богу. Власть - это бремя, налагающее ответственность, толкающее на путь, который сродни миссии жертвующих собой монахов и состоит в отречении от свободного духовного быта ради благ всего общества. Право - это не апофеоз юридической свободы, а обязанность, долг, внутреннее и по душе взятое на себя самоограничение ради заботы о других.

Государство и право вне религии, вне нравственных абсолютов неприемлемо для славянофилов, а общество, основанное на законах бездуховной власти и принципах утилитарной свободы, гарантированной законом, представлялось им жалким и недостойным человеческого звания.

Главное в учении славянофилов не сводится к доказательству самобытности русской цивилизации, оно состоит в обосновании истинного пути для всего человечества. Западная культура давно стала заложницей вещественных начал и утратила высшие духовные ориентиры бытия. Поэтому в таком обществе свобода - всего

лишь фикция, самообман; она не основывается на внутреннем выборе и совести человека, а зиждется на внешнем контроле со стороны государства и силе закона.

Согласно философии и прозрениям славянофилов России необходимо избавиться от комплекса культурной неполноценности. Пренебрежение властью, формально-юридическими началами - это не зло, не недостаток российской культуры, а ее достоинство. Миф о низкой правовой культуре в России не имеет под собой никаких оснований. За спиной у России есть собственный, еще недооцененный источник духовного совершенства - ее история, ее святыни и духовные традиции, которые превосходят так называемые либеральные ценности. В русской культуре до сих пор живы традиции, которым славянофилы придавали большое значение: православная вера, ценности духа, соборность, аполитизм, самодержавие как жертва царя ради народа, духовный потенциал земского дела, симфония духовной и светской властей, нравственная правда, справедливость, совесть.

К.Ф. Загоруйко

2011.03.008. ИВОНИН Ю.П. В ТЕНИ АБСОЛЮТА: ПРАВОВАЯ АКСИОЛОГИЯ Б.Н. ЧИЧЕРИНА / Новосиб. гос. ун-т экономики и упр. - Новосибирск, 2010. - 135 с. - Библиогр.: с. 132-133.

Б.Н. Чичерин - ключевая фигура русской философии права Х1Х в. Его идеи были итоговыми для естественно-правовой традиции; он был не только ее преемником, но и критиком, отражая стремление русской правовой мысли к созданию объединяющего, интегрального правопонимания. Как политический мыслитель он отстаивал необходимость гармонии государства и права, компромисса «исторической государственности» в России с принципами конституционализма и политической свободы.

Б. Н. Чичерина, пишет автор, можно считать основоположником традиции, которой неизменно следовало отечественное теоретическое правоведение. Он продемонстрировал обязательную связь метафизики, философии права и теории права. Б.Н. Чичерин был сторонником «антропологического обоснования права». Поэтому его метафизика рассматривается как обоснование философской антропологии, которая, в свою очередь, выступила обоснованием философии права. Философия же права Б.Н. Чичерина изучалась

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.