Научная статья на тему '2011. 03. 002. Варул М. З. Толкотт Парсонс, роль больного и хронические заболевания. Varul M. Z. Talcott Parsons, the sick role and chronic illness // body & society. - L. , 2010. - Vol. 16, n 2. - p. 72-94'

2011. 03. 002. Варул М. З. Толкотт Парсонс, роль больного и хронические заболевания. Varul M. Z. Talcott Parsons, the sick role and chronic illness // body & society. - L. , 2010. - Vol. 16, n 2. - p. 72-94 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
971
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРСОНС Т
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 002. Варул М. З. Толкотт Парсонс, роль больного и хронические заболевания. Varul M. Z. Talcott Parsons, the sick role and chronic illness // body & society. - L. , 2010. - Vol. 16, n 2. - p. 72-94»

2011.03.002. ВАРУЛ М.З. ТОЛКОТТ ПАРСОНС, РОЛЬ БОЛЬНОГО И ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. VARUL M.Z. Talcott Parsons, the sick role and chronic illness // Body & society. - L., 2010. - Vol. 16, N 2. - P. 72-94.

Маттиас Зик Варул (Университет Эксетера, Великобритания) обращается в своей статье к ставшей классической концепции роли больного («the sick role») Толкотта Парсонса. Парсонс разрабатывал свою концепцию в середине XX в., и, как указывает Варул, с тех пор в сфере здоровья в западных обществах произошли значительные изменения. В частности, в медицинской теории и практике акцент с острых случаев переместился на хронические заболевания (что оказывает существенное влияние на характер взаимоотношений между врачом и пациентом), а здоровье превратилось в важный компонент консюмеристских стратегий населения. Таким образом, как представляется автору, концепция роли больного нуждается в пересмотре. Тем не менее он считает необходимым сохранить в основе проблему моральной экономии здоровья и болезни, как это имело место у Парсонса.

Автор отмечает следующие ключевые позиции парсоновской концепции. Прежде всего, Парсонс видел в болезни отклонение. По Парсонсу, за дар жизни индивид платит тем, что постоянно приносит пользу обществу, а также отвечает ожиданиям окружающих. Заболевая, человек перестает выполнять свою главную функцию и, кроме того, теряет значимость в глазах других членов общества. Неспособность соответствовать своей социальной роли угрожает обособлением от общества. Все вышесказанное особенно характерно для капиталистического общества, где экономическая продуктивность служит основным показателем эффективности исполнения индивидом своих общественных функций. Оплачиваемый труд пользуется наибольшим общественным признанием, в ущерб другим видам трудовой деятельности. В таком обществе, как ни в каком ином, болезнь несет в себе риск лишений и изоляции.

Роль больного, в представлении Парсонса, становится для такого общества оптимальным способом приспособления к реальности болезни. Посредством данного адаптационного механизма капиталистическое общество сохраняет свою власть над индивидом, а тот демонстрирует свою конформистскую ориентацию.

Принимая на себя роль больного, человек отказывается от своих обычных прав и обязанностей в пользу специфических прав и обязанностей, характерных для больного. Он временно покидает мир здоровых и взамен освобождается от работы и получает особую заботу и уход. (Если бы, замечает Парсонс, он освобождался от рабочих обязанностей и получал уход, но в остальном придерживался привычного образа жизни, это могло бы отрицательно сказаться на мотивации окружающих его здоровых людей стараться по возможности не болеть.) Больной должен демонстрировать желание выздороветь; с этой целью он принимает экспертную позицию врача и выказывает ему полное доверие, передавая в его руки контроль над процессом лечения и соглашаясь на вызывающие дискомфорт или даже болезненные манипуляции со своим телом.

Тем не менее начиная с 1970-х годов, как отмечает автор, хронические болезни становятся более значимыми, нежели острые заболевания. В этот период Парсонс предпринимал попытки отстоять свою концепцию роли больного в ее оригинальном варианте, но, с точки зрения Варула, эти попытки не имели шанса на успех. Его концепция касалась болезни как преходящего состояния, тогда как хроническая болезнь сопровождает человека в течение всей жизни и в принципе не предполагает полного излечения.

В случае с такими больными, считает Варул, нужно говорить не о возможности выздоровлении, а об эффективной адаптации к условиям среды и развитии способности справляться с теми или иными телесными проблемами. Тем самым человек, имеющий хронические заболевания, будет стремиться к тому, что автор обозначает как нормализацию, т.е. поддержание некоего приемлемого уровня жизнедеятельности, несмотря на сохраняющуюся болезнь. «Работа» по поддержанию этого уровня физического благополучия становится для человека делом всей жизни. На смену дисциплинирующим механизмам, сопряженным с исполнением роли больного, приходят самодисциплина и, соответственно, режим, включающий в себя лечебные процедуры, диету, физические упражнения и требующий при необходимости радикальной смены образа жизни.

В результате изменяется характер взаимоотношений врача и пациента. Следование парсоновской модели означало бы полную инфантилизацию больного, поскольку на протяжении всей своей жизни он бы следовал указаниям врача относительно приема меди-

цинских препаратов и иных аспектов лечения. Такая линия поведения возможна, однако, по сведениям автора, большинство людей поступают иначе. Они не вверяют свою жизнь врачу - напротив, они обращаются к различным специалистам, находят альтернативные способы оздоровления и пр. В этой связи наибольшую угрозу врачебному авторитету, как представляется многим исследователям, несет в себе Интернет с его безграничными ресурсами информации практически в любой сфере, в том числе в сфере медицины. В то же время, замечает автор, в области формального, институционализированного контроля позиции профессиональной медицины по-прежнему сильны: организации, выступающие за права пациентов, упорно борются за как можно более скорое внедрение новых эффективных препаратов, но их голос далеко не всегда бывает услышан и медицинские структуры продолжают действовать в соответствии со своими собственными принципами.

Своему окружению люди с хроническими заболеваниями видятся не вполне физически полноценными. Они могут посещать занятия по групповой терапии и тем самым получать поддержку со стороны других хронических больных, но при этом будет усиливаться их идентификация с не проходящей болезнью. Тем не менее с точки зрения окружающего общества важно, чтобы они демонстрировали мотивацию и решимость противостоять вызовам, которые несет в себе подобное заболевание. Именно в таком ключе общество готово принимать в своем составе людей с хроническими болезнями (подобно тому, как роль больного стала в свое время оптимальным способом приспособления к острым заболеваниям). Следуя К. Чармаз1, автор видит в этом проявление традиционного американского акцента на независимости и активной жизненной позиции.

Помимо хронической болезни автор пишет также и о «хроническом здоровье», под которым понимается образ жизни, ориентированный на профилактику заболеваний и соблюдение определенных норм повседневного поведения (диетическое питание, двигательная активность, прием витаминов и т.д.), которые, как представляется, способствуют улучшению физического состояния

1 Charmaz K. Loss of self: A fundamental form of suffering in the chronically ill // Sociology of health & illness. - Oxford, 1983. - Vol. 5, N 2. - P. 168-195.

человека. С 1970-х годов здоровье становится модной тенденцией. В соответствии с современной трудовой этикой работодатели предпочитают - и всячески стимулируют - именно здоровых работников. Утверждается, что здоровый человек приносит пользу не только себе, но и окружающим. Тем самым здоровье превращается в своеобразный морально-экономический проект.

Вместе с тем некоторые исследователи обнаруживают в этом стремлении к здоровью свои подводные камни. По их мнению, для многих людей ориентация на здоровый образ жизни по большей части вызвана желанием соответствовать ожиданиям окружающих относительно их поведения. Что касается «здоровой» корпоративной этики, то она несет в себе риск установления контроля над частной жизнью работников1. Наконец, излишняя увлеченность здоровым образом жизни («Иеа11Ы8т», термин Р. Кроуфорда2) также может рассматриваться как своего рода девиация, поскольку она вносит запрограммированность в жизнь человека и делает его подобным, скорее, идеально отлаженному механизму, нежели живому существу.

В заключение автор отмечает, что вклад Парсонса в изучение моральной экономии современного капиталистического общества и того, как она отражается в повседневных социальных взаимодействиях и практиках, остался недооцененным - в то время как многим текущим исследованиям, по его мнению, недостает именно морально-экономических соображений. В частности, это касается работ, посвященных хроническим заболеваниям и здоровью как объекту потребления. Тем самым необходимо не только подвергать пересмотру концепции выдающегося социолога, но и шире использовать его методологию для современных исследований.

Я. В. Евсеева

1 Conrad R., Walsh D.C. The new corporate health ethic // International j. of

health services. - Amityville (NY), 1992. - Vol. 22, N 1. - P. 89-111.

2

Crawford R. Healthism and the medicalization of everyday life // International j. of health services. - Amityville (NY), 1980. - Vol. 10, N 3. - P. 365-388.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.