2004.03.012. ШИЛЛИНГ К. КУЛЬТУРА, «РОЛЬ БОЛЬНОГО» И ПОТРЕБЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.
CHILLING C. Culture, the «sick role» and the consumption of health // Brit. j. of sociology. - L., 2002. - Vol.53, N4. - Р.621-638.
Крис Шиллинг (Портсмутский университет, Великобритания) убежден, что взгляды Т.Парсонса на здоровье человека как социальное явление актуальны и современны. Парсонс исходит из того, что скрепляющие социальную систему культурные образцы структурируют нормативные представления о медицинском знании и врачебной практике. Христианская этика, лежащая в основе современной социальной системы, влияет и на представления о здоровье людей. Формальная религия исторически пришла в упадок. Однако представление о жизни как о божественном даре живет в обществе, влияя на медицинскую практику. Обязанность врача заботиться о жизни индивидуального пациента рассматривается как выполнение христианского долга. Болезнь, учитывая затраты на рождение человека и его воспитание, воспринимается как выпадение из социальной роли, как потеря для общества. Поэтому Парсонс характеризует проблему здоровья тесно связанной с функциональными предпосылками существования социальной системы. Болезнь дисфункциональна для социальной системы потому, что мешает индивиду эффективно выполнять свои социальные роли.
Культурная ценность инструментального действия делает медицину рациональной и профессиональной деятельностью. Парсонс рассматривает болезнь сквозь призму культуры и придает большое значение функциональной способности и эффективности вследствие его инструментального подхода к культурным ценностям. Поэтому он считает здоровье не свойством человеческого тела, а качеством индивидов, на которое общество оказывает влияние через институциональные роли. Здоровье Парсонс определяет как способность индивидов поддерживать себя в таком состоянии, чтобы совершать целеориентированное действие, увеличивающее функциональность системы.
Роль больного ассоциируется с тремя важными социострук-турными чертами. Во-первых, состояние болезни не считается ошибкой индивида, но он должен преодолеть его как можно быстрее. Во-вторых, больной индивид временно «выпадает» из повседневной жизни и обязан лечиться. В-третьих, роль больного заставляет индивида искать компетентного врача и сотрудничать с ним, чтобы выздороветь и вернуться к выполнению своих социальных функций. Сформулированное Парсонсом
в 1950-е годы и пересмотренное в поздних работах понятие роли больного радикально изменило исследование здоровья и болезни. Культурный контекст, в котором существуют институционализированные нормы, ассоциирующиеся с болезнью, игнорировался критиками Парсонса. Например, понятие «роль больного» описывалось как совокупность универсальных прав и обязанностей и критиковалось за эмпирическую неаккуратность и клиническую неэффективность.
Парсонс придавал большое значение человеческому телу как телесному организму, интересовался достижениями биомедицины и генной инженерии. Он считал, что эти достижения изменят отношение к телу со стороны непрофессионалов. Рассуждая в терминах медицинской информации, Парсонс выступал против трактовки пациента как «пассивного объекта» манипуляций врачей. Он подчеркивает моральную и религиозную ответственность индивидов за свое скорейшее выздоровление.
При всем интересе к человеческому телу Парсонс считает исследование человеческого организма задачей естественных наук или психологии. Тело обретает социологический смысл тогда, когда оно болеет и мешает индивиду выполнять свои социальные функции. Эта маргинализация тела отражает отношение Парсонса к медицине, которую он рассматривал как исследование патологий. Эта трактовка тела как вспомогательного механизма инструментальной деятельности индивида коренится в картезианской традиции. Известно, что Декарт главным свойством человека считал его способность мыслить. Тело лишь помогает осуществлять то, что задумано человеком. Оно становится заметным во время его болезни. Такая концепция тела мешает развитию непатологического, активного отношения к телу.
Ряд теоретиков полагают, что в современную эпоху существует тенденция трактовки тела как проекта. Согласно этой трактовке, тело нужно поддерживать и развивать как интегральный элемент самоидентичности индивида. Э.Гидденс согласен, что в традиционных обществах тело было «данностью». В обществе модерна человек становится ответственным за состояние своего тела. Тело больше не является только предварительным условием инструментальных действий. Оно теперь выражает способности индивидов как социальных актеров. В современном мире человек может выбрать из множества моделей тот тип тела, который хочет себе создать. Люди сталкиваются с требованиями потребительской культуры, которая подчеркивает важность внешнего образа индивида и наслаждения. При этом сохраняется трудовая культура, при-
зывающая человека к тяжелому труду. В таком социальном контексте здоровое и инструментально эффективное тело является важным условием социального успеха.
В 1980-е годы в США вырос престиж здорового образа жизни. Занятия аэробикой, фитнесс и диета получили широкое распространение среди представителей среднего класса. Отличительными признаками социально успешных людей стали: отказ от пьянства, курения и питания полуфабрикатами. Таким образом, совершенствование людьми собственного тела с целью максимизации его способностей трудиться и приносить удовольствия является важной особенностью современного общества. Инструментальные ценности Парсонса приобрели новое значение, став составной частью габитуса нового телесного сознания среднего класса.
Парсонс возражал против того, чтобы считать пациента пассивным объектом медицинских манипуляций. Однако отношения больной - врач являются асимметричными, поскольку больной беспомощен и не обладает достаточными знаниями для лечения своей болезни и выбора компетентного врача. Однако существуют и активные, компетентные люди, обладающие необходимыми медицинскими знаниями. В современном информационном обществе Интернет дает доступ миллионам людей к достоверной медицинской информации. Информационные ресурсы Интернета позволяют людям получать консультации у крупнейших специалистов из любой страны мира и предоставляют возможность анонимно обсуждать свои самые сложные проблемы. Такой доступ к информации позволяет каждому человеку принять компетентное решение о том, как ему лечиться.
В последние годы упало доверие к науке вообще и к профессиональным врачам в частности. Это вызвано скандалами, связанными с убийствами пожилых людей, незаконной продажей органов и т. д. Информация из Интернета наряду с достоинствами имеет существенный недостаток - из ее массива трудно выделить достоверное научное знание. Плохо образованный человек может лишь случайно принять правильное решение, пользуясь ею. Увеличение объема доступной медицинской информации заставляет дополнить парсоновскую модель роли больного. Врачи теперь становятся вторичным, а не первичным источником информации. Пациенты советуются с ними для того, чтобы принять самостоятельное решение. С помощью Интернета каждый индивид может проверить правильность поставленного ему диагноза и способа лечения.
Он также может обратиться к представителям альтернативных медицинских школ и направлений. Существует потенциал изменения баланса власти и профессиональной компетентности во взаимоотношениях между врачом и пациентом. Следует учитывать, что демократизация медицины с помощью Интернета еще не стала реальностью. Традиционные медицинские структуры продолжают оказывать существенное влияние на организацию и оказание медицинских услуг.
Парсонс описывает отношение доктор - пациент как отношение между универсальным и частным, коллективным и индивидуальным, эмоциональной нейтральностью и взволнованностью. Врач, согласно Парсонсу, должен избегать сектантства в своей медицинской деятельности и не вступать в личные отношения с пациентом. Профессиональная подготовка является предпосылкой для того, чтобы стать врачом - положительное достижение. Быть больным - это отрицательное достижение пациента. Врач обладает правом иметь доступ к телу больного и к истории его болезни, но не имеет права злоупотреблять им. При лечении больного врач обязан не допускать того, чтобы корыстные мотивы играли решающую роль в его работе.
Появление информированных людей, заботящихся о красоте своего тела и о своем здоровье, изменило характер отношений между врачом и пациентом. Индивиды перестали считать здоровье условием только успешного социального функционирования. Стремясь усовершенствовать свое тело, индивиды могут преследовать разные цели. Так, профессиональные бодибилдеры накачивают мышцы с помощью стимуляторов, которые могут испортить их здоровье. Посетители фитнессцентров и атлетических клубов пытаются добиться успехов в карьере и личной жизни. Внешне здоровое и красивое тело становится товаром. Для многих современных жителей развитых стран лечение лекарствами перестало быть единственным способом заботы о своем здоровье. Все больше внимания уделяется здоровому образу жизни и предотвращению болезней. Очень популярны неевропейские школы медицины.
Тем не менее, большинство людей стремятся максимально увеличить способность эффективно выполнять свои социальные роли. Для этого они, как правило, прибегают к услугам профессиональных врачей, не надеясь на имеющиеся у них отрывочные и случайные медицинские сведения. Поэтому предложенный Парсонсом анализ «роли больного» и отношений между врачом и пациентом, хотя и требует существенных дополнений, остается вполне актуальным. Предположение Гидденса, что
может происходить передача полноценных медицинских знаний и практических навыков от врачей к непрофессионалам, остается утопическим.
П.Н. Фомичев