сих пор не принята во внимание в законотворчестве, в отличие от родовых общин.
На заседании Совета безопасности РФ в сентябре 2008 г. в Анадыре Президентом Д.А. Медведевым было дано поручение Правительству ускорить разработку и принятие Концепции устойчивого развития народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которая была утверждена 4 февраля 2009 г. распоряжением Правительства РФ № 132-р. В документе сформулированы две трудносо-четаемые цели: 1) формирование устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала; 2) сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей. Поставлены задачи улучшения демографических показателей и повышения качества жизни, модернизации традиционных видов хозяйственной деятельности, поддержки оленеводства, создания факторий, поддержки родовых общин, упрощения доступа к образованию и медицине, сохранения культурного наследия. Ни одну из этих задач, как отмечает автор, невозможно решить без усиления роли государства на Севере (с. 183).
Т.Б. Уварова
2011.02.044. НОВИКОВА НИ., СТЕПАНОВ В В. ИНДИКАТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ: ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРИКЛАДНОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ ЭТНОЛОГИИ. - М.: ИЭА РАН, 2010. - Вып. 217. - 46 с.
Ключевые слова: РФ, коренные малочисленные народы Севера, прикладная этнология, неотложная этнология, индикаторы качества жизни.
В связи с принятием в 2009 г. Правительством Российской Федерации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера планируется разработка системы показателей качества жизни народов Севера для целей мониторинга, а также для сопоставления со среднестатистическими показателями. В ряде установлений качество жизни определяется как совокупность, прежде всего, социально-экономических критериев, отражающих уровень и степень достигнутого благосостояния человека
в различных сферах его жизнедеятельности как основного условия устойчивого социального развития гражданского общества и личности.
Авторы рассматривают качество жизни как сочетание объективных и субъективных показателей, характеризующих благосостояние представителей коренных малочисленных народов. Важно, что такие индикаторы дают представление не только о статистических данных уровня благосостояния этих народов, но и включают в себя их собственные оценки и представления о качестве жизни на индивидуальном и коллективном уровнях.
Несмотря на существование системы государственных и ведомственных показателей, необходимо существенное дополнение и уточнение этих данных в ходе полевых исследований. Планируется создание специализированной базы данных обо всех аборигенах Сахалина, содержащей сведения об их социально-экономическом, культурном и правовом положении, уровне их самочувствия в условиях рыночной экономики и проживания в полиэтничном регионе. Такие данные, собранные по единой программе, будут обновляться в ходе этнологического мониторинга.
Изучение отечественного и зарубежного опыта показывает, что при подобных исследованиях используется большое количество индикаторов. Предложенный ООН показатель «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП) базируется всего лишь на трех компонентах - уровне доходов, уровне образования и уровне долголетия населения. Он показателен для больших совокупностей населения, применительно к аборигенам специалисты считают его некорректным.
Одно из подразделений ООН - Экономический и социальный совет - сформировало Постоянный форум коренных народов - экспертный совет для занятий исключительно проблемами аборигенного населения. Ежегодно Форум представляет отчет с рекомендациями и предложениями по работе с коренными народами для различных программ, фондов, учреждений ООН, таких как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирный банк (ВБ) и его составная часть - Международный банк реконструкции и развития.
Опыт мониторинговой деятельности ВБ, учитывающий традиционные культурные и хозяйственные потребности региональных и местных общин, осуществляется с конца 1970-х годов. Идео-
логия исследований ВБ уже к началу 1980-х годов трансформировалась от подходов чисто экономической целесообразности к необходимости учета в проектной деятельности социальных и культурных характеристик населения, важности учета народных знаний и социальной организации местных жителей. Особое значение стали придавать индикаторам адаптации традиционных форм культуры и хозяйства в процессе их вовлечения в тот или иной экономический проект. «При этом важнейшим критерием эффективности преобразований служат показатели вовлеченности местных жителей в экологически обоснованные проекты внедрения современных методов использования природных ресурсов» (с. 12-13).
Применительно к условиям Российской Федерации целесообразно применение ряда индикаторов из арсенала ВБ, например, из мониторингового направления «Общины и поселения» подходит набор показателей, обозначаемый как «Домохозяйства и традиционный образ жизни», поскольку не все российские аборигены, практикующие традиционный образ жизни, объединены в общины. Важное значение имеют группы параметров «Миграции и переселение», «Природопользование и управленческая стратегия», «Городской и сельский образ жизни». Данный срез представляется важным и должен быть использован для оценки качества жизни аборигенов в российских условиях, поскольку то, в каких социально-бытовых (поселенческих) условиях проживают люди, в значительной степени определяет их социальный статус, уровень здоровья, их стремление и возможности отстаивать коллективные и частные интересы.
Социальная и культурная инициатива, самобытное и самодеятельное развитие местного населения являются важными составляющими в исследовательских оценках ВБ. По направлению «Культура и развитие» используются даже сугубо этнографические индикаторы, такие как «Самодеятельное искусство и музыка», «Традиционная этика и система традиционных воззрений», имеется даже индикатор, который непосредственно именуется «Антропология» (имеются в виду этнографические особенности).
Специалисты ВБ в рамках направления «Образование» различают такие параметры, как «Доступность и равенство базового образования», «Дистанционные формы образования». Важнейшим является направление анализа качества жизни, именуемое «Здоро-
вье, питание и демография». По направлению «Занятость и социальные гарантии» ВБ применяет большое количество показателей, среди которых предпочтение отдается инструментам измерения рынка труда. В качестве самостоятельного направления развивается система индикаторов «Борьба с бедностью».
Направление «Социальное развитие» применительно к российским условиям может интерпретироваться как участие представителей аборигенных общин и организаций в советах при местных администрациях или других формах сотрудничества и диалога с властью.
В этом смысле ситуация на Сахалине уникальна для нашей страны. «Достаточно сказать о таких формах "социального капитала", как Фонд социально-экономического развития коренных малочисленных народов, существующий в Поронайском районе, или практика трехстороннего сотрудничества (организации КМНС, представители органов власти области и районов и компании "Сахалин Энерджи") в рамках плана содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалина. Для выполнения данного проекта особое значение имеют материалы регулярного мониторинга ситуации, проводимого независимыми зарубежными экспертами» (с. 19). Канадские исследователи, опыт которых представляет особый интерес для России, дополнили индексы качества жизни ООН такими показателями, как «самореализация» и «степень свободы». Важнейшим принципом мониторинга качества жизни аборигенов Канады является участие самих аборигенных сообществ в таких исследованиях.
Российский опыт аборигенной статистики восходит к 1920-м годам, когда была проведена Приполярная перепись (1926-1927). Это часть государственной системы непрерывного статистического мониторинга важнейших сфер общественной жизни, называемой текущим статистическим учетом. Выделяется несколько типов данных: прямые, косвенные, фоновые.
В современных условиях государственная методика статистического учета должна быть откорректирована в связи с принятием в 2009 г. Распоряжения Правительства (от 8 мая 2009 г. № 631-р) о перечне мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, которые теперь также должны стать объектом государствен-
ной политики. Процедура этнического учета через похозяйствен-ные книги осуществлялась до конца 2007 г., а затем эта форма государственного контроля была упразднена. Возникает серьезная проблема недоучета численности сельских групп коренных малочисленных народов.
Дополнительными источниками сведений служат федеральные статистические наблюдения; выборочные государственные статистические обследования; ведомственная статистика. Все три источника являются государственными и имеют централизованный характер, но лишь два первых принадлежат статистическому ведомству - Росстату. Третий источник формируется отраслевыми министерствами. Федеральные статистические материалы отражают показатели занятости, образования. Важнейшим источником данных о социально-экономическом положении малочисленных народов являются обследования бюджетов домашних хозяйств, которые проводятся выборочно по всем регионам страны.
Ведомственная статистика в России была довольно хорошо развита. Это относительно децентрализованная форма текущего учета, осуществляемая федеральными министерствами и ведомствами для эффективного управления. Характерной особенностью ведомственной статистики школьного образования является ориентация на подсчет учеников по языкам без указания этнической принадлежности детей. Для обучения детей в начальной школе используются лишь несколько языков из более чем 30. Например, в Сахалинской области организовано преподавание эвенкийского языка, причем для всех детей, посещающих общеобразовательную школу в селе Виаху Александровского района. Медицинская статистика отражает реальную ситуацию со здоровьем аборигенов в тех регионах, где их численность составляет значительную долю населения.
Этическая идентичность населения в текущей статистике определяется по документам. Новая программа регистрации актов гражданского состояния имеет более совершенную систему учета, по самоопределению. Но этот принцип не должен стать доводом для отмены самой записи. Если это произойдет, система статистического учета аборигенов будет в значительной степени подорвана.
По традиции российская статистика рассматривает текущую отчетность в качестве основы для наблюдений, а переписи населе-
ния - как вспомогательный, хотя и крайне важный источник данных. Переписи в России и постсоветских государствах остаются важнейшим и наиболее авторитетным источником сведений об этническом составе населения. «Во-первых, переписи охватывают все население, во-вторых, опрос проводится единовременно, в-третьих, источником данных является самоопределение людей.
По данным текущей статистики на 1 января 2009 г. численность коренных народов Сахалина, включая нивхов, уйльта, эвенков, нанайцев, составила 3484 человека. Больше половины аборигенов проживают в городской местности - 1963 человека, причем особенностью Сахалина является то, что часть коренного населения, проживающего в городах и поселках городского типа, занимается традиционным природопользованием (с. 33-34). Традиционные виды деятельности включают занятия охотой, рыболовством, оленеводством и собирательством. Преобладающим на острове занятием является рыболовство, которым занимаются все коренные народы и практически все население острова. От степени участия в нем, получения квот и обладания рыбопромысловыми участками в значительной степени зависит благополучие и коренных народов, и населения в целом.
Уровень благосостояния общин и родовых хозяйств (по данным на 1 июля 2009 - 51 хозяйство), занимающихся рыболовством, морзверобойным промыслом и собирательством, различен, и не все, а лишь отдельные хозяйства могут участвовать в тендерах при распределении промышленных квот на вылов рыбы. Различной по техническом оснащению является и производственная база родовых хозяйств: в большей степени она развита в Поронайском районе. Благосостояние родовых хозяйств напрямую связано с наличием холодильных установок для хранения улова, цехов по переработке рыбы, производственного транспорта. Оно также зависит от того, есть ли в хозяйствах опытные и образованные руководители.
Второй по важности отраслью традиционного хозяйства на Сахалине является оленеводство. Отрасль серьезно пострадала при промышленном, в частности нефтяном освоении региона. В настоящее время оленеводство развито только в Ногликском районе, оленеводы - преимущественно уйльта и эвенки - проживают в п. Вал.
Различные формы самоорганизации аборигенов - родовые и семейные хозяйства, артели, кооперативы, общины - создают возможности для повышения благосостояния коренных народов. Складывающаяся в Поронойском и отчасти Охинском районе система территориального общественного самоуправления оказывается важным фактором повышения качества жизни.
Определенную роль в обеспечении коренных малочисленных народов Севера Сахалина играет их взаимодействие с промышленными компаниями, особенно «Сахалин энерджи». Этой компанией разработан План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера, и работает система грантовой поддержки.
Т. Б. Уварова
2011.02.045. ЗВИДЕННАЯ О.О., НОВИКОВА Н И. УДЭГЕЙЦЫ: ОХОТНИКИ И СОБИРАТЕЛИ РЕКИ БИКИН (этнологическая экспертиза 2010 г.). - М.: Стратегия; ИП Андрей Яковлев, 2010. -154 с.
Ключевые слова: РФ, этнологическая экспертиза, удэгейцы, охотники и собиратели.
Понятие «этнологическая экспертиза» появилось в российской правовой системе в 1999 г. в законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народах Российской Федерации». Она представляет собой научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса. Ее результаты обычно представляют в виде экспертного заключения о влиянии хозяйственных проектов на сохранение и развитие образа жизни коренных народов.
Вопросы этнологической экспертизы обсуждаются в научной литературе уже в течение длительного времени. Первоначально использовалось понятие этноэкологической экспертизы - как комплекса стандартизированных научных исследований, направленных на оценку возможных этносоциальных последствий управленческой деятельности. Главными целями такой экспертизы были предупреждение распада общности населения и сохранение этнокультурной среды, поддерживающей эту общность. В рамках этого подхода возможно было выделение этнополитической, этносоциальной и других видов экспертиз. Другое направление экспертизы -