УДК 39:622.3 (571.65)
В.И. Сморчкова
Совершенствование отношений между государством и коренными малочисленными народами Севера
Аннотация. Долгое время коренные малочисленные народы Севера были в сфере интересов лишь этнографов. Но в последние два десятилетия произошел значительный сдвиг интересов специалистов в сторону проблем развития традиционного хозяйства, демографии, здоровья северных народов, что связано, в первую очередь, с интенсивным промышленным освоением Севера и его негативными последствиями для аборигенного населения.
Ключевые слова: коренные народы Севера, государственная поддержка, община, рыночная экономика, социально-экономическое развитие.
V.I. Smorchkova
Improvement of relations between the state and indigenous small peoples of the North
Summary. For a long time the indigenous small peoples of the North have been in the interests of only ethnographers. But during the last two decades there was a considerable shift of the experts' interests towards the problems of development of the traditional economy, demography, health of northern people that is connected, first of all, with the intensive industrial development of the North and its negative consequences for the indigenous population.
Keywords: indigenous peoples of the North, state support, community, market economy, social and economic development.
Утвержденная в феврале 2009 г. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 132-р) представляется важным шагом в развитии новых отношений между государством и коренными малочисленными народами Севера.
В настоящее время в федеральном законе «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ в ст.1 «Основные понятия» дается следующее определение: «Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - коренные народы Севера) - народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традицион-
ного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями».
Корни многих социально-экономических и политических проблем коренных народов в Арктике обусловлены государственной политикой, которая в отношении этих народов до 1992 г. была направлена на их ассимиляцию в российское общество и его культуру.
Коренные народы регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока проживали на этих территориях задолго до того, как царская Россия начала осваивать эти территории в XII и XIII вв. У них были хорошо организованные общины, они вели натуральное хозяйство, их культура основывалась на кочевом или полукочевом образе жизни (занятия - рыболовство, охота и оленеводство). Коренных малочисленных на-
родов Севера (КМНС) объединяют общие ценности, четкое понимание того, что их жизнь неразрывно связана с окружающей природной средой. Это глубокое ощущение взаимозависимости друг с другом и всеми другими живыми существами стимулирует чувство долга и обязанность сохранять и защищать природу, которая является священным источником пищи, лекарств и духовной силы.
В коренных общинах особое значение придается этике поведения - наибольшим уважением пользуются не те, кто накопил материальное богатство или добился большого личного успеха. Больше всего уважают тех, кто помогает другим людям, много работает, кто понимает, что его жизнь проходит в системе взаимоотношений.
Впервые основные принципы государственной политики в отношении коренных народов Севера сформулированы в 1822 г. М.М. Сперанским в «Уставе об управлении инородцами» [1], который стал главным царским нормативным актом в отношении коренных народов. «Уставом» русским запрещалось селиться на территориях коренных народов без разрешения их вождей, гарантировались сохранение традиционной формы самоуправления на основе территориально-родовых общин и возможность самообеспечения посредством привычных хозяйственных занятий.
Аналогичная политика соблюдалась и в начальные годы советской власти. 25 октября 1926 г. было принято Временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР. Аналогичное во многом содержанию Устава 1922 г., оно привнесло в него пункты, соответствующие новым социально-экономическим условиям (система судопроизводства, равноправие женщин и т.д.), выделив в особую группу «малые народности Севера» на основе нескольких признаков: малая численность, особый характер традиционного хозяйства, полукочевой и кочевой образ жизни, своеобразие культурно-бытового уклада.
Одной из первейших задач советского государства на Крайнем Севере было преодоление вековой отсталости малых народностей и включение их в общественные процессы. Реа-
лизация этой задачи проявилась в осуществлении ряда специальных правительственных мер по подъему экономики и культуры северных народностей, а также в выполнении на практике указания руководства молодой России о том, что «для устранения национального гнета крайне важно создать автономные округа, хотя бы самой небольшой величины, с цельным, единым, национальным составом...» [2].
Образование в 1929 г. Ненецкого национального округа, а позже еще шести - Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Эвенкийского, Чукотского и Корякского национальных автономных округов - положило начало ускоренному национальному развитию северных народностей и сближению с другими народностями и нациями страны. В 1977 г. они стали называться автономными округами. Изъятие термина «национальный» означало окончательное закрепление подчиненного положения аборигенов на их территории.
До октября 2005 г. их насчитывалось семь: Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский, Ханты-Мансийский, Корякский, Чукотский. В последующие годы Таймырский и Эвенкийский были преобразованы в муниципальные округа Красноярского края, а Корякский вошел в Камчатский край. В настоящее время осталось четыре автономных округа. Общая численность населения составляла около 180 тыс. чел.
При переходе к рыночной экономике после 1992 г. государственная политика в отношении коренных малочисленных народов Севера резко изменилась. После прекращения государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера в начальный период рыночных реформ их экономическое состояние в значительной степени изменилось к худшему. Попытки коммерциализации традиционных способов хозяйствования, создания национальных предприятий по типу крестьянско-фермерских хозяйств оказались безрезультатными. Не имея на руках стартового капитала, без бюджетного финансирования социальной инфраструктуры национальных сел, при отсутствии рынка сбыта традиционной продукции все, что люди пробовали создать, вскоре приходило
в упадок. Народы, чья ментальность веками формировалась в условиях адаптации к суровым условиям Арктики, оказались не приспособленными к рыночным отношениям. Перед неискушенными в организационных и юридических делах людьми сразу встали сложнейшие вопросы: как зарегистрировать хозяйство, оформить бухгалтерские и налоговые документы, открыть счет в банке, как реализовать продукцию, завезти необходимые товары, организовать ветеринарное и зоотехническое обслуживание, как своими силами и без оружия защитить оленей от хищников.
Решить все эти вопросы оказалось не под силу для аборигенов, кочующих в тундре и тайге. В итоге быстро наступил глубокий кризис оленеводства и других видов традиционной деятельности. Как следствие - снижение в несколько раз уровня жизни, сокращение продолжительности жизни до 45-50 лет, невиданный рост безработицы (более 50 процентов). О последствиях перехода к рыночной экономике и неблагополучном положении коренных малочисленных народов Севера в начальные его годы, проблемах безработицы и путях ее решения для народов Севера много сказано в работах автора и В.Г. Логинова, Д.Н. Ко -былкина, А.Н. Кугаевского, А.В. Мажарова, О.А. Матвеева, А.Н. Пилясова [3; 4; 5; 6; 7; 8].
Государственная поддержка отраслей традиционного хозяйствования и предприятий потребкооперации в рыночных условиях прекратилась, были ликвидированы оленеводческие колхозы и совхозы. Сворачивание отраслей традиционного хозяйствования привело к резкому росту показателей безработицы, росту алкоголизма и наркомании со всеми сопутствующими проблемами. В середине 90-х годов прошлого века до пенсионного возраста доживало только 6%, продолжительность жизни у мужчин достигала 43 лет, у женщин - около 50.
До массового переселения на Север людей из других регионов страны коренное население занималось лишь оленеводством, добычей пушного зверя, рыболовством, сбором дикорастущих даров природы, особенно в лесной зоне, примитивным ремесленничеством. Социальная и производственная инфраструктура
в современном понимании практически отсутствовали.
Для подъема культурного уровня, получения образования и обеспечения медицинским обслуживанием населения требовалось тесное сотрудничество Севера с другими районами страны. При редком населении, рассредоточенном на огромном пространстве, невозможно создать повсеместно полноценные очаги культуры, образования и медицинские центры. Даже при активном развитии Арктики в советский период многие из указанных функций решались с помощью «Большой земли», которой являлись в основном другие районы России.
Испокон веков у коренных народов Севера была своя форма самоуправления - общинная или семейная. Коренным малочисленным народам Севера всегда были присущи интегрированные, кооперативные системы поведения. Осуществляя свою миссию, организации традиционного хозяйствования добивались определенных целей - выживания и обеспечения жизнедеятельности в суровых условиях, сохранности специфической культуры и философии (базовые взгляды, ценности, мотивации).
Северный олень всегда был для саамов кормильцем, транспортом и спасителем в непростой тундровой жизни на побережье Ледовитого океана. Однако издержки хозяйственного развития Заполярья в не очень давние времена обернулись тем, что оленеводство стало восприниматься порой не как источник и образ жизни многих народов, а как неизбежно угасающий, а потому и третьестепенный род деятельности северян. Доводов в пользу развития оленеводства более чем достаточно. Исчезновение оленей с тундровых пространств фактически перевернет целую страницу жизни коренных народов: ведь мясо оленей не давало голодать, кость и рог превращались в орудия охоты и ремесел, а мех одевал и давал крышу над головой, кроме того, олень - это и транспорт в тундре.
Восстановление традиционных форм производства и соответствующих форм организации труда коренных народов при современном их организационно-техническом и технологическом обеспечении позволяет сохранить их психофизическое здоровье, стимулирует раз-
витие традиционных видов хозяйствования, позволяет сохранить традиционные знания, способствует их общему развитию и сохранению языка и культуры. Общинно-родовая форма организации жизнеобеспечения данных народов не различает общественный и индивидуальный виды труда. Все члены семьи в общине, так или иначе, задействованы и так называемый домашний труд (переработка продукции оленеводства, охоты и рыбной ловли, дикоросов) является важным условием их жизнеобеспечения.
Состояние природных ресурсов является первоосновой самого существования коренных народов Севера. Наличие тех или иных природных ресурсов определило размещение традиционных видов хозяйствования и расселение коренных жителей. На приоритетах в их использовании основано разделение труда и разделение населения по отраслевой специализации и бытовому укладу - на оленное, береговое и таежное.
Наращивание с годами численности голов стада оленей представляло новый более эффективный и продуктивный тип хозяйствования, чем предшествовавший ему. При этом традиционный образ жизни обусловил выработку организмом народов Севера ряд специфических видов адаптации к экстремальным арктическим условиям, которые только повышают его резистентность. По мнению врача-исследователя А.А. Лобанова и его коллег из ЯНАО у коренных народов Севера отличное от других людей дыхание (удлиненная фаза выдоха и укороченный вдох), более высокий уровень поглощения кислорода и более низкий уровень выделения углекислого газа, чем у пришлого населения. Известно, что системы пищеварения, органы зрения имеют особенности, которые обусловлены спецификой географического места проживания [9; 10].
Диспропорция белкового и углеводного питания в условиях постоянного кочевания не приводит к росту заболеваемости болезнями органов кровообращения и дыхания [11]. Наоборот, переход на «европейский» тип питания при оседлом
образе жизни вызывает осложнения и даже может привести к смертельному исходу.
В исследованиях А.И. Пики [12] доказывается, что повышенный уровень детской смертности не является отрицательным фактором индивидуального здоровья, а вместе с высокими показателями рождаемости свидетельствует об особом репродуктивном режиме кочевых популяций в экстремальных природных условиях.
В Российской Федерации коренные кочевые народы живут в своих традиционных жилищах: чумах, юртах, ярангах и т.д. Только северных жилищ насчитывается до 40 типов. Много лет идут споры о том, признавать ли чум жильем. Сравнивать переносное жилье со стационарным, как и сезонные стойбища с поселком, не имеет смысла. Для крупностадного оленеводства в тундре необходимы протяженные маршруты каслания от летних пастбищ на зимние и обратно. Поэтому отказ от переносного жилья означает и отказ от традиционного хозяйствования. При этом связь типа жилья с типом хозяйства в оленеводстве достаточно очевидна. При посещении музея в Горнокнязевске экскурсантам показывают, как строится чум - северный дом, из чего состоит, какие материалы используются, какой работой занят каждый член семьи кочевника. Главные стройматериалы: шкура оленя (требуется до 70 голов) и сосновые жерди. А на вопрос о том, сколько служит такой дом, отвечают - вечно.
Все эту философию и особенности жизни коренных малочисленных народов Севера хорошо понимает окружная власть Ямало-Ненецкого автономного округа и проводит адекватную политику. В годы перестройки не были разрушены колхозы, в которых работали ненцы - лучшие оленеводы среди народов Севера, поэтому удалось сохранить в условиях рыночной экономики и коренные народы, и их виды традиционного хозяйствования.
В тундре наиболее эффективна трудовая деятельность коренных народов в виде оленеводства и рыболовства, в этих экстремальных условиях любая другая экономическая деятельность требует повышенных затрат.
В таблицах 1-2 приведена структура ко -ренного населения в ЯНАО и динамика роста кочующего населения.
Таблица 1
Структура коренного населения в Ямало-Ненецком автономном округе по муниципальным образованиям по состоянию на 1.01.2010
Муниципальное образование Всего население, чел. Коренное население, чел. Коренное население, % Кочующее население, чел. Кочующее население, %
Ямальский район 15 466 10 394 65,5 5 072 50
Тазовский район 10 397 7 137 64,9 5 262 7,3
Приуральский район 7 975 4 680 62,4 1 353 29
Шурышкарский район 10 116 4 812 47,4 121 2,5
Надымский район 9 381 2 124 19,4 371 17
Красноселькупский район 7 367 1 524 18,6 118 7,7
Пуровский район 19 116 2 588 13,4 1 100 42
Осмысленная политика местных властей в отношении коренных малочисленных народов Севера привела к тому, что в настоящее время на Ямале растет число кочующих семей, а численность оленей на Ямале составляет треть мирового стада. При этом Ямал - единствен-
Возрос и объем поставок ямальской оленины в Европу (450 тыс. тонн в 2011 году). В настоящее время по инициативе Катара ведется работа по установлению делового сотрудничества с перерабатывающими предприятиями Ямала относительно перспектив поставок мяса северного оленя арабским потребителям. Также решаются вопросы по сертификации продукции северного оленеводства по европейскому стандарту «Натурланд», что в перспективе значительно повысит ее потребительскую ценность на европейском рынке, а также существенно увеличит стоимость.
В условиях активного промышленного освоения месторождений полезных ископаемых значительная работа проводится Губернатором, Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа по сохранению и развитию традиционных отраслей хозяйствования и культуры коренных малочисленных народов
ный регион России, у которого расходы бюджета в полном объеме обеспечены собственными доходами. В 2011 году бюджет округа вырос почти на 40% и составил 113 млрд рублей, в 2012 г. - 125 млрд руб.
Таблица 2
Динамика роста кочующего населения ЯНАО
Севера. В рамках компенсационных мероприятий, инвестируемых за счет компаний ТЭКа и при финансовом участии бюджетов автономного округа и Российской Федерации, в сельской местности ведется строительство объектов социальной сферы и жилья, инженерной и производственной инфраструктуры, осуществляется комплекс природоохранных и приро-довосстановительных мероприятий.
Задача окружной власти - спрогнозировать различные сценарии развития ситуации для коренных народов Севера и максимально эффективно использовать открывающиеся возможности во благо коренного населения.
В соответствии с Программой комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий идет активное обустройство Бованенковского месторождения.
Перед началом реализации этого проекта исполнительными органами государственной
ГОД 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Численность КМНС 32 200 33 261 33 900 34 373 34 786 35 024 35 412 36 066 36 765 37 125 37 496
Численность кочующего населения 13 400 13 283 13 800 13 985 14 177 13 848 14 273 14 488 14 704 14 667 14 814
власти, органами местного самоуправления Ямало-Ненецкого автономного округа и ОАО «Газпром» была проведена значительная совместная работа с привлечением научных организаций по анализу текущего состояния территории, вовлекаемой в промышленное освоение, по прогнозу развития социально-экономической ситуации в регионе. В результате проведенной работы разработан перечень компенсационных мероприятий в местах компактного проживания коренных народов Ямала, инвестируемых ОАО «Газпром», которые предусматривают ряд проектов на территории Приуральского и Ямальского районов по ремонту, реконструкции и строительству жилищного фонда, объектов социально-бытового обслуживания, культуры, образования и здравоохранения - всего 109 различных объектов, которые включают в себя природоохранные и природовосстановительные мероприятия.
В общем объеме финансирования на мероприятия по гармоничному сочетанию индустриального и традиционного укладов жизни предусмотрено около 700 млн руб., на приро-довосстановительные мероприятия - 1 млрд 868 млн руб., на строительство объектов социальной сферы - 2 млрд 196 млн руб. и т.д. В общем объеме эти инвестиции составят около 7,5 млрд рублей.
Обеспечение гармоничного сочетания индустриального и традиционного укладов жизни коренных малочисленных народов Севера включает мероприятия по обустройству и содержанию факторий, промежуточных баз, обеспечение кочующего населения спутниковой связью, а также доставку товаров на фактории и в труднодоступные, отдаленные местности, обеспечение дровами населения, ведущего кочевой образ жизни, а также осуществление природоохранных и природовосстановитель-ных мероприятий.
В числе наиболее значимых социальных объектов в рамках договора - общеобразовательные школы на 750 мест, три спальных корпуса интернатов на 100 мест каждый, пять детских садов - общим количеством на 700 мест, две участковые больницы, спортивно-оздоровительный комплекс и сельский Дом культуры.
В 2009 г. была проведена инвентаризация нарушенных участков на территории 100 поисково-разведочных скважин в районе Бова-ненковского, Северо-Бованенковского, Вос-точно-Бованенковского и Нерстинского месторождений, площадь исследований составила 3 633 км2. Всего в рамках договора была проведена инвентаризация 230 поисково-разведочных скважин. Полученные результаты научных изысканий являются важным базисом для выполнения технической и биологической рекультивации нарушенных и загрязненных сельскохозяйственных земель (оленьих пастбищ) на полуострове Ямал.
Таким образом, формируется и новая модель взаимоотношений с нефтегазовым комплексом, основу которой составляют сотрудничество и взаимодействие на паритетных началах, максимальный учет особенностей территории и традиционного уклада жизни коренных народов Севера, реальное участие ТЭКа в гармоничном социально-экономическом развитии региона.
В ближайшем будущем в Арктике будут построены многочисленные инфраструктурные объекты - железные и автомобильные дороги, магистральные и промысловые трубопроводы, объекты энергетики, что неизбежно повлияет на традиционное хозяйствование коренных малочисленных народов Севера, основанное на глубокой взаимосвязи с исконной средой обитания.
Расширение зон экономического роста в Арктике, Сибири и на Дальнем Востоке повлечет за собой аналогичные последствия не только в оленеводстве. Очевидно, что это отрицательно скажется и на таких традиционных отраслях, как рыболовство и охота.
Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа проводится большая работа по поиску баланса интересов промышленных компаний и малых народов Севера. Обеспечение гармоничного сочетания индустриального и традиционного укладов жизни коренных малочисленных народов Севера предопределяет мероприятия по обустройству и содержанию факторий, промежуточных баз, обеспечение кочующего населения спутниковой связью,
а также доставку товаров на фактории и в труднодоступные, отдаленные местности, обеспечение дровами населения, ведущего кочевой образ жизни, а также осуществление природоохранных и природовосстановительных мероприятий.
С 2012 г. реализуется окружная долгосрочная целевая программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера ЯНАО на 2012-2015 гг.». Стимулирование экономической деятельности среди коренных народов Ямала будет осуществляться, в том числе, и путем присуждения различных грантов. Так, для индивидуальных предпринимателей и национальных общин предусмотрены три гранта по 300 тысяч рублей каждый. Гранты будут направлены на развитие этнографического и экологического туризма. Этой же программой запланировано предоставление четырех грантов по 100 тысяч рублей каждый, что должно стимулировать изготовление продукции, произведенной в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, в том числе художественных промыслов и народных ремесел. Начинающим предпринимателям из числа коренных северян, занимающимся традици-
онными видами хозяйственной деятельности, предусмотрено присуждение 10 грантов по триста тысяч рублей.
По данным переписи населения СССР в 1926 г. население народов Севера составляло 189 тыс. чел. в 1989 - 211 тыс., в РФ в 2002 г. [13] общая численность коренных малочисленных народов Севера достигла 252 222 чел., по переписи 2010 года -257 895 чел. Согласно Перечню народов Севера в соответствии с постановлением правительства РФ от 17 апреля 2006 г. № 536-р (в редакции от 18.05.2010 № 352) к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ относятся 40 этносов. При анализе данных переписи 2010 г., по мнению Д. Богоявленского, речь может идти не о 40, а 38 народах: в переписи 2010 г. вообще нет алюторцев (в 2002 г. было 12 человек), а кере-ков - всего четыре, причем в регионе их обитания - Чукотском автономном округе - переписан всего один человек (табл. 3).
На сегодняшний день самыми многочисленными являются ненцы (44 640 человек), а самыми малочисленными - кереки (4 человека), тазы (274 человека), энцы (227 человек) и уйльта - ороки (295 человек) [14; 15].
Таблица 3
Динамика численности коренных малочисленных народов Севера
Название народа Численность (человек) Прирост (%) Среднегодовой прирост(%)
1989 2002 2010 1989-2002 2002-2010 1989-2002 2002-2010
Алеуты 644 540 482 -16,1 -10,7 -1,3 -1,4
Алюторцы (*) (12) 0
Вепсы 12 142 8 240 5 936 -32,1 -28,0 -2,8 -4,0
Долганы 6 571 7 261 7 885 10,5 8,6 0,7 1,0
Ительмены 2 429 3 180 3 193 30,9 0,4 2,0 0,1
Камчадалы 2 293 1 927 -16,0 -2,2
Кереки 8 4 -50,0 -8,3
Кеты 1 084 1 494 1 219 37,8 -18,4 2,4 -2,5
Коряки 8 942 8 743 7 953 -2,2 -9,0 -0,2 -1,2
Кумандинцы 3 114 2 892 -7,1 -0,9
Манси 8 266 11 432 12 269 38,3 7,3 2,4 0,9
Нанайцы 11 883 12 160 12 003 2,3 -1,3 0,2 -0,2
Нганасаны 1 262 834 862 -33,9 3,4 -3,0 0,4
Негидальцы 587 567 513 -3,4 -9,5 -0,3 -1,2
Ненцы 34 190 41 302 44 640 20,8 8,1 1,4 1,0
Нивхи 4 631 5 162 4 652 11,5 -9,9 0,8 -1,3
Уйльта [в 2002 Ульта (ороки)] 179 346 295 93,3 -14,7 4,9 -2,0
Орочи 883 686 596 -22,3 -13,1 -1,8 -1,7
Саами 1 835 1 991 1 771 8,5 -11,0 0,6 -1,5
Селькупы 3 564 4 249 3 649 19,2 -14,1 1,3 -1,9
Сойоты 2 769 3 608 30,3 3,4
Теленгиты (*) 2 399 3 712 54,7 -0,1
Тазы 276 274 -0,7 5,6
Телеуты 2 650 2 643 -0,3 0,0
Тофалары 722 837 762 15,9 -9,0 1,1 -1,2
Тубалары (*) 1 565 1 965 25,6 2,9
Тувинцы-тоджинцы (*) 4 442 1 858 -58,2 -10,3
Удэгейцы 1 902 1 657 1 496 -12,9 -9,7 -1,0 -1,3
Ульчи 3 173 2 913 2 765 -8,2 -5,1 -0,6 -0,6
Ханты 22 283 28 678 30 943 28,7 7,9 1,9 1,0
Челканцы (*) 855 1 181 38,1 4,1
Чуванцы 1 384 1 087 1 002 -21,5 -7,8 -1,7 -1,0
Чукчи 15 107 15 767 15 908 4,4 0,9 0,3 0,1
Чулымцы 656 355 -45,9 -7,4
Шорцы 15 745 13 975 12 888 -11,2 -7,8 -0,9 -1,0
Эвенки 29 901 35 527 38 396 18,8 8,1 1,3 1,0
Эвены 17 055 19 071 21 830 11,8 14,5 0,8 1,7
Энцы 198 237 227 19,7 -4,2 1,3 -0,5
Эскимосы 1 704 1 750 1 738 2,7 -0,7 0,2 -0,1
Юкагиры 1 112 1 509 1 603 35,7 6,2 2,2 0,8
Все КМНС 209 378 252 222 25 7895 ^ 102,2 0,3
Народы, учтенные в 1989 г. 209 378 231 195 237 476 110,4 102,7 0,7 0,3
Примечательно, что на уровне автономного округа обеспечение прав и законных интересов коренных народов Ямала закреплено Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа. В отношении данной категории населения действует около 40 законов автономного округа, в том числе предусматривающих социальные гарантии.
К сожалению, в проекте Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 г. и на период до 2030 г. не отводится должного
внимания будущему коренных народов Югры. При этом Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденная постановлением Правительства округа от 27 мая 2011 г. № 183-п, провозглашает принципы и приоритеты деятельности органов государственной власти ХМАО-Югры и органов местного самоуправления по реализации долгосрочных направлений государственной политики в сфере устойчивого развития коренных народов Севера автономного округа.
Литература
1. Проблемы традиционного природопользования: Север, Сибирь и Дальний Восток Российской Федерации: Правовые акты. М., 2000. С. 190-212.
2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 24. С. 148.
3. Кобылкин Д.Н. Совершенствование государственной политики занятости населения в арктических регионах России: дис. ... канд. эконом. наук. РАНХиГС, 2012.
4. Кугаевский А.Н. Арктика - территория инновационного поиска. М.: РАГС, 2011.
5. Пилясов А.Н. И последние станут первыми: Северная периферия на пути к экономике знания. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
6. Логинов В.Г. Трудовые ресурсы и занятость ХМАО-Югры: проблемы и перспективы. Екатеринбург, 2009.
7. Мажаров А.В. Развитие традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера в современных условиях. М.: Издательство РАГС. 136 с.
S. Матвеев О. А. Инновационное развитие регионов Севера: состояние и перспективы. М.: Современная экономика и право, 2G11.
9. Лобанов А. А. Человек. Легкие. Крайний Север. Надым, 2G11.
1G. Орехов К.В. Медико-биологические проблемы здоровья народностей Севера // Проблемы современного социального развития народностей Севера. Новосибирск, 19S7.
11. Яковлева Н.В. Гигиеническая характеристика питания коренных жителей - оленеводов и их семей Ненецкого национального округа: автореф. дис. ... канд. медиц. наук. Л., 1977.
12. Пика А.И. Гомеостаз в демографической истории народов Севера (XVIII-XIX вв.): реальность или иллюзии // Советская этнография. 19S6, № 3.
13. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2GG2 года. М., Госкомстат России, 2GG3. С. 13-14.
14. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2G1G года // http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm. [Электронный ресурс].
15. Богоявленский Д. Последние данные о численности народов Севера // http://www.raipon.info/ component/content/article/1-novosti/2637-2011-12-27-11-54-03.html [Электронный ресурс] (дата обращения 16.G9.2G12).
References
1. Problemy tradicionnogo prirodopol'zovanija: Sever, Sibir' i Dal'nij Vostok Rossijskoj Federacii: Pravovye akty. M., 2GGG. S. 19G-212.
2. Lenin V.I. Polnoe sobranie sochinenij. t. 24. S. 14S.
3. Kobylkin D.N. Sovershenstvovanie gosudarstvennoj politiki zanjatosti naselenija v arkticheskih regionah Rossii: dis. ... kand. jekonom. nauk. RANHiGS, 2G12.
4. Kugaevskij A.N. Arktika - territorija innovacionnogo poiska. M.: RAGS, 2G11.
5. Piljasov A.N. I poslednie stanut pervymi: Severnaja periferija na puti k jekonomike znanija.
M.: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2GG9.
6. Loginov V.G. Trudovye resursy i zanjatost' HMAO-Jugry: problemy i perspektivy. Ekaterinburg, 2GG9.
7. Mazharov A.V Razvitie tradicionnogo hozjajstvovanija korennyh malochislennyh narodov Severa v sovremennyh uslovijah. M.: Izdatel'stvo RAGS. 136 s.
S. Matveev O.A. Innovacionnoe razvitie regionov Severa: sostojanie i perspektivy. M.: Sovremennaja jekonomika i pravo, 2G11.
9. Lobanov A.A. Chelovek. Legkie. Krajnij Sever. Nadym, 2G11.
1G. Orehov K.V. Mediko-biologicheskie problemy zdorov'ja narodnostej Severa // Problemy sovremennogo social'nogo razvitija narodnostej Severa. Novosibirsk, 19S7.
11. Jakovleva N.V Gigienicheskaja harakteristika pitanija korennyh zhitelej - olenevodov i ih semej Neneckogo nacional'nogo okruga: avtoref. dis. ... kand. medic. nauk. L., 1977.
12. Pika A.I. Gomeostaz v demograficheskoj istorii narodov Severa (XVIII-XIX vv.): real'nost' ili illjuzii // Sovetskaja jetnografija. 19S6, № 3.
13. Osnovnye itogi Vserossijskoj perepisi naselenija 2GG2 goda. M., Goskomstat Rossii, 2GG3. S. 13-14.
14. Osnovnye itogi Vserossijskoj perepisi naselenija 2G1G goda // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/perepis_itogi1612.htm. [Jelektronnyj resurs].
15. Bogojavlenskij D. Poslednie dannye o chislennosti narodov Severa // http://www.raipon.info/component/ content/article/1-novosti/2637-2011-12-27-11-54-03.html [Jelektronnyj resurs] (data obrashhenija 16.09.2012).