УДК 340
Сергутина Екатерина Олеговна
аспирант. Брянский государственный
университет имени И.Г. Петровского
milena.555@mail. ru
Ekaterina O. Sergutina
Bryansk State University IG name Petrovsky
milena.555@mail. ru
Несовершенство законодательной базы при реализации прав коренных малочисленных народов Севера на примере Ямало-Ненецкого
автономного округа
Legislative weaknesses in the implementation of the rights of indigenous peoples on the example of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug
Аннотация. Конституция Российской Федерации предусматривает защиту интересов коренных малочисленных народов Севера, однако не всегда учитываются региональные особенности, что приводит к нарушению прав отдельных социальных групп КМНС. В настоящей работе поднимаются и анализируются правовые проблемы, с которыми сталкиваются данные народы в процессе своей жизнедеятельности.
Ключевые слова: малочисленные коренные народы, Север, оленеводство, юридические права.
Abstract. Constitution of the Russian Federation provides for protection of the interests of indigenous peoples, but not always taken into account regional characteristics, which leads to the violation of the rights of indigenous peoples of certain social groups. In this paper analyzes the rise and legal problems faced by people in the process of data their livelihoods.
Key Words: minor indigenous peoples; the North; legal rights; deer-raising.
Проблема сохранения и развития этноса коренных малочисленных народов Севера существует уже не одно десятилетие. Судя по тому, что острота и актуальность ее не снижается, кардинального решения до сих пор не найдено, а многочисленные попытки в лучшем случае смягчают, но не решают острого объективного противоречия между интересами аборигенного населения и современной индустриальной цивилизацией. «Острый кризис возник не сегодня, но именно сейчас подошел к критической точке и для его преодоления требуются кардинальные решения. Он охватил все сферы жизнедеятельности коренных малочисленных народов» [11].
Можно заключить, таким образом, что именно острота и злободневность
проблемы, анализируемой в исследовании, определяют его актуальность. Для решения поставленных в работе задач мы использовали группу общенаучных методов исследования, таких как описание, сравнение, сопоставление.
Постепенно происходит переоценка места и роли северных народов в мировой цивилизации. Приходит понимание, что это не просто младший брат, нуждающийся в опеке, а то звено «человечества, опыт и мировоззрение которого необходимо перенимать и использовать для решения одной из актуальнейших, глобальных проблем современного мира — сохранение экологического здоровья общества» [Там же].
В нашей стране о таких проблемах ученые, специалисты и интеллигенция открыто и активно заговорили в конце 80-х годов XX века. С этого момента из года в год в официальных документах и научных публикациях обсуждаются показатели систематического ухудшения демографического и социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера.
Под коренными малочисленными народами Российской Федерации понимаются народы, проживающие на территориях расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, то есть свою этнокультурную среду. Они насчитывают около 50 тыс. человек, осознают себя самостоятельными этническими общностями.
В Единый перечень коренных малочисленных народов России включено 45 народов. В районах Севера, Сибири и Дальнего Востока проживают представители 40 коренных малочисленных народов, из них три народности, в основном, проживают на территории многонационального субъекта Российской Федерации — Ямало-Ненецкого автономного округа, где совместно живут и трудятся представители разных народов. Среди них особое положение занимают коренные малочисленные народы Севера, населяющие территории традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни и осознающие себя самобытными этническими общностями. Данные народы, являясь исторически сложившейся частью многонационального российского сообщества, выступают важнейшей составляющей внутренней политики российского государства, представляют особую «этническую ценность», в сохранении которой заинтересовано все мировое сообщество.
Регулирование отношений, связанных с коренными малочисленными народами Севера, входит в компетенцию Российской Федерации. Это вытекает из Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина; регулирование и защиту прав национальных меньшинств; установление основ федеральной политики и федеральные программы, в области государственного, культурного и национального развития Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации [1,п. «а», «в», «е», «к» ст.71]. Приведенные положения обуславливают тот факт, что именно на федеральном уровне вырабатываются основы правового статуса коренных малочисленных
народов Севера, гарантируется единообразие подходов к защите их прав в субъектах Российской Федерации.
Отнесение защиты прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов [1,п. «б», «м» ч. 1 ст.72 ] не меняет сути дела. По названным предметам издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаются законы и иные правовые акты субъектов Федерации; региональные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а при возникновении данных противоречий действует федеральный закон. [1,ч. 2, 5 ст.76]
Конституция Российской Федерации обеспечивает защиту коренных малочисленных народов Севера, прежде всего по линии создания равных условий для развития всех народов и этнических групп. Она гарантирует равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации [1,ст.5]; равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, и языка [1,ст.19]; право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком при общении, воспитании, обучении и творчестве, изучать и развивать его. [1,ст.26, 68]
Конституция РФ создает предпосылки для формирования специального статуса коренных малочисленных народов Севера. Это предполагает выделение малочисленных этнических общностей, как нуждающихся в защите [1,п. «м» — ч.1 ст.72]. Наиболее отчетливо проявляется данная идея в статье 69, согласно которой Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России.
Конституционные нормы и международно-правовые установления, касающиеся коренных малочисленных народов, развиваются федеральным законодательством.
В настоящее время сложилось достаточно «плотное» и разветвленное законодательство, непосредственно посвященное коренным малочисленным народам. В данном отношении базовое значение имеет Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Впервые идея его принятия была обозначена в постановлении Съезда народных депутатов РФ от 21 апреля 1992 г. «О социально-экономическом положении районов Севера и приравненных к ним местностей», в котором Верховному Совету РФ предлагалось ускорить разработку и принять в 1992—1993 годах в числе прочих закон об основах правового статуса малочисленных народов Севера. [3,п.2]
Законодательство субъектов РФ о малочисленных народах включает в себя разнообразные по формам правовые акты — конституции, уставы, законы и иные нормативные акты, численность которых, как показывает база данных
«Консультант Плюс», приближается к тысяче. Однако половина из них приходится на Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. [10,с.25]
В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, где экономические показатели одни из самых высоких по стране, действует наиболее разветвленная система актов, гарантирующих права малочисленных народов Севера.
Региональное законодательство о малочисленных народах Севера базируется на Конституции РФ, федеральных законах и конституциях (уставах) субъектов Федерации.
Положения о коренных малочисленных народах отражаются в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации. В них, как правило, воспроизводятся соответствующие установления Конституции Российской Федерации [1,ст. 72, 69], а также включаются нормы, конкретизирующие данные установления о малочисленных народах.
Устав Ямало-Ненецкого автономного округа гарантирует защиту малочисленным народам Севера в целом, а также конкретно указывается, какие народы относятся к малочисленным - это ненцы, ханты, селькупы [7].
Согласно Уставу округа, административно-территориальное устройство осуществляется с учетом интересов аборигенных народов [7,ст.3], и возможно создание органов, занимающихся проблемами данных народов, в системе исполнительной власти.
Организация местного самоуправления в местах компактного проживания малочисленных народов строится с учетом особенностей их образа жизни [7,ст.80].
В автономном округе «коренным малочисленным народам Севера, этническим общностям гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» [7,ст.8].
Одним из приоритетных направлений социальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа является содействие возрождению коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей [7, ст.18].
В статье 30 Устава установлено, что на территориях проживания и традиционной хозяйственной деятельности гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей могут передаваться в собственность земельные участки, охотничьи угодья, оленьи пастбища [7].
Таким образом, можно констатировать, что Устав Ямало-Ненецкого автономного округа содержит определенные, в целом согласованные с федеральным законодательством, положения о малочисленных народах Севера. В своей совокупности они достаточно полно обрисовывают статус этих народов, с охватом наиболее важных сторон их жизнедеятельности. Такой подход свидетельствует не только о понимании важности проблем, но и обес -печивает особую степень защиты аборигенных народов, создает предпосылки
для целенаправленного развития регионального законодательства о данных народах.
Законодательство субъектов Российской Федерации устанавливает специальные правовые режимы и льготы для малочисленных народов Севера, их представителей и юридических лиц.
Закон автономного округа «Об оленеводстве» следует отнести к числу наиболее важных для коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей. Оленеводство во все времена было основной жизнеобеспечивающей, этнообразующей отраслью для большинства народов Севера.
Закон «Об оленеводстве» устанавливает правовые, экономические, природоохранные и социальные основы оленеводства, как одного из видов традиционной хозяйственной деятельности в местах проживания коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, и направлен, как сказано в его преамбуле, на создание условий для эффективной хозяйственной деятельности и сохранения традиционного образа жизни и культуры коренных малочисленных пародов Севера и этнических общностей. Закон призван установить гарантии стабильного развития оленеводства, независимо от форм собственности, удовлетворить потребности граждан и народного хозяйства в продукции оленеводства, установить преимущественное право коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей на занятие оленеводством [8].
В большинстве окружных законов на проблемы малочисленных народов и этнических общностей обращено особое внимание. Их неотъемлемой составной частью является защита прав, предоставление социальных льгот и гарантий [13,с.133].
Общеизвестно, что Ямало-Ненецкий автономный округ является крупнейшим оленеводческим центром, на территории которого сосредоточено до 44 % общероссийской и почти одна треть общемировой численности домашнего северного оленя.
На сегодняшний день для Ямало-Ненецкого автономного округа характерно сочетание двух форм оленеводства - коллективного и личного.
Исходя из данных «Реестра общин и малых форм хозяйствования коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа», на 01 января 2014 года было зарегистрировано 188 общин и малых форм хозяйствования (индивидуальных предпринимателей, крестьянско-фермерских хозяйств и т.д.). На 01 января 2014 года было зарегистрировано 367 255 оленей в сельскохозяйственных предприятиях, 1812 в крестьянско-фермерских хозяйствах, 372 613 оленей у физических лиц. Всего поголовье оленей составляет 736 221 голову. Большая часть этого поголовья сосредоточена в Ямальском и Тазовском районах. Здесь работает несколько оленеводческих предприятий («Панаевский», «Ярсалинский», «Ямальский» и др.), созданы родовые общины, однако больше половины всех оленей
находятся в личном пользовании (у оленеводов-частников).
Таким образом, главная особенность оленеводства Ямало-Ненецкого автономного округа в том, что 56 % всего поголовья оленей находится в хозяйствах населения (оленеводов-частников или в частных хозяйствах) и только 44 % голов в собственности сельхозпредприятий.
Вместе с тем, в Законе автономного округа «Об оленеводстве» отсутствует такое понятие, как «оленевод-частник», что создает немало проблем в правоприменительной практике. В соответствии с нормами действующего законодательства, оленевода-частника можно отнести к безработному гражданину. Хотя наряду с остальными оленеводами, занятыми в различных оленеводческих организациях, они играют значительную, если не решающую роль в сохранении и развитии северного оленеводства.
В Ямало-Ненецком автономном округе в целях обеспечения гарантий и прав коренных малочисленных народов Севера приняты соответствующие законы, регулирующие условия жизнедеятельности, самобытное культурное развитие, защиту исконной среды обитания и традиционный образ жизни коренных народов, а также государственные программы, выделяются значительные денежные средства. Однако эти программы в основном предназначены для оленеводов, занятых в различных оленеводческих организациях.
В настоящее время муниципальные образования Ямало-Ненецкого автономного округа на практике столкнулись с одной из проблем в части обеспечения прав и законных интересов оленеводов-частников.
По условиям Типового положения Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 года № 598 (далее - ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на плановый период до 2020 года»), право на получение социальной выплаты имеют граждане, постоянно проживающие и осуществляющие трудовую деятельность по основному месту работы в сельской местности [5,п. а, п.5]. Во исполнение указанного постановления Правительством ЯНАО принято постановление от 14.02.2014 № 106-П «О социальных выплатах на строительство (приобретение жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», в котором указано, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, постоянно проживающие и осуществляющие трудовою деятельность (основное место работы) в сельской местности, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность. При этом в данном постановлении конкретизируется понятие «основное место работы», а именно: «Под основным местом работы понимается работа у одного работодателя по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок» [9,п.6].
Граждане из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих
кочевой образ жизни и выпасающих личное поголовье оленей (оленеводы-частники), не имеют права принять участие в данной программе в связи с отсутствием основного места работы и трудовых книжек.
Ранее данные граждане состояли в списках на получение социальной выплаты по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858. Данная программа прекратила свое действие 31 декабря 2013 года [6].
ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на плановый период до 2020 года» предусмотрено, что первоочередное предоставление социальных выплат осуществляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858, при соблюдении условий, установленных Типовым положением [5,п.4].
Данная норма возвращает нас опять к тому, что «право на получение социальной выплаты имеют граждане, постоянно проживающие и осуществляющие трудовую деятельность по основному месту работы в сельской местности» [5,п. а, п.5].
Вместе с тем, постановлением от 19 июля 1983 г. № 156/15-28 Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов «Об утверждении раздела «Работы и профессии рабочих в животноводстве» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий» введена профессия «Оленевод», с установлением 3, 4 и 5 разрядов. Тарифно-квалификационная характеристика работ включает:
— оленевод 5 разряда — пастьбу, кормление, поение, проведение гона, отела, срезка пантов, вылов и убой животных и другие;
— оленевод 4 разряда — охрану стада, участие в зооветеринарных мероприятиях, отстрел хищников и другие работы;
— оленевод 3 разряда — работу по обслуживанию оленеводческой бригады (приготовление пищи, уборка жилого помещения, ремонт одежды и другие работы) [4, параграфы 35,36,37].
Из данного постановления очевидно, что лица из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный кочевой образ жизни, независимо от того, состоят они в оленеводческих организациях или ведут хозяйство лично, являются оленеводами, так как выполняют одни и те же функции.
Однако законодатель по-разному подошел к реализации прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный кочевой образ жизни. Так, при реализации прав и законных интересов данных народов не учитываются особенности данных народов.
В настоящее время оленеводы-частники не могут быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством в связи с тем, что трудоустройство в оленеводческие предприятия невозможно в силу того, что количество рабочих мест ограничено штатным расписанием. При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или главы крестьянско-фермерского хозяйства у оленевода-частника также может возникнуть ряд проблем, а именно: с ведением учета результатов хозяйственной деятельности, предоставлением внешней отчетности, уплатой налогов и т.д., ввиду постоянного кочевья.
В соответствии с Конституцией РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [1,ч.2 ст. 19].
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Данный принцип предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также — в случае необходимости — предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано [2].
Таким образом, в целях обеспечения прав оленеводов-частников автор этой статьи предлагает внести изменения в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на плановый период до 2020 года» в части того, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, постоянно проживающие в сельской местности.
Подводя итог, моно сделать вывод, что федеральное законодательство создает общие, основополагающие нормы, при этом не учитываются
региональные особенности. «Как следствие, можно констатировать, что при равных федеральных конституционно-правовых основах в регионах реально складываются различные государственно-правовые статусы малочисленных народов и лиц, относящихся к ним» [12, с. 12]. Литература:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — № 237. — 25.12.1993 г.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» // Российская газета — № 19. — 04.02.2004
3. Постановление Съезда народных депутатов РФ от 21.04.1992 «О социально-экономическом положении районов Севера и приравненных к ним местностей» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. — № 22. — ст.1186.
4. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 19.07.1983 № 156/15-28 «Об утверждении раздела «Работы и профессии рабочих в животноводстве» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (выпуск 70)» // «Бюллетень Госкомтруда СССР». — 1983. — № 12.
5. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 (ред. от 29.04.2014) «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ». — 29.07.2013. — № 30 (часть II). — ст. 4110.
6. Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 (ред. от 15.07.2013) «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» // «Собрание законодательства РФ». — 09.12.2002. — № 49. — ст. 4887.
7. Устав (Основной Закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 г. № 56-ЗАО (в ред. Законов ЯНАО от 03.03.2008 № 1-ЗАО, от
26.02.2009 № 2-ЗАО, от 19.06.2009 № 49-ЗАО, от 01.03.2010 № 3-ЗАО, от
24.03.2010 № 33-ЗАО, от 07.04.2010 № 49-ЗАО, от 25.05.2010 № 55-ЗАО, от
30.09.2011 № 95-ЗАО, от 23.12.2011 № 148-ЗАО, от 24.05.2012 № 31-ЗАО, от
31.10.2012 № 95-ЗАО, от 28.05.2013 № 39-ЗАО, от 27.06.2013 № 56-ЗАО, от
25.12.2013 № 146-ЗАО ) // «Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа». — № 1. — Февраль. — 2008.
8. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 ноября 1998г. № 46-ЗАО (ред. от 23.12.2010) «Об оленеводстве» // «Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа». — № 8. — Октябрь. — 1998.
9. Постановление Правительства ЯНАО от 14.02.2014 № 106-П (ред. от 29.05.2014) «О социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» // «Красный Север», спецвыпуск № 9. — 21.02.2014.
10. Крупник И.И. Арктическая этноэкология. — М.: Наука, 1989. — 218 с.
11. Куриков В.М. Стратегия сохранения и социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера : Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. — СПб., 1999. — 328 c.
12. Кряжков В.А. Статус коренных малочисленных народов России. Международные правовые акты и Российское законодательство. - М., 2007, -672 с.
13. Харючи С.Н. Законодательное обеспечение прав человека Севера // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. — 2002. — № 7. — С.131-137.
References:
1. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on December 12, 1993 //Rossiyskaya Gazeta. -1993. - № 237. - 25.12.1993
2. Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 29.01.2004 № 2-P "In the case on the constitutionality of certain provisions of Article 30 of the Federal Law" On Pensions in the Russian Federation "in connection with inquiries groups of deputies of the State Duma and the State Assembly (Il Tumen ) of the Republic of Sakha (Yakutia), the Duma of the Chukotka Autonomous Okrug and the complaints of some citizens "//Rossiyskaya Gazeta - № 19. - 04.02.2004
3. Resolution of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation of 21.04.1992 "On the socio-economic situation of the regions of the North and equated localities" / / Bulletin of the Congress of People's Deputies and the Supreme Soviet of the Russian Federation. -1992. - № 22. - St.1186.
4. Decision Goskomtrud USSR Trade Unions Secretariat of 19.07.1983 № 156/15-28 «On approval of the section" Work and professions working in animal husbandry "Single wage-rate jobs and occupations of workers (Issue 70)" // "Bulletin Goskomtrud USSR . "-1983. - № 12
5. Government Decree of 15.07.2013 № 598 (as amended on 04.29.2014) "On the federal target program" Sustainable Development of Rural Areas for 2014-2017 and for the period up to 2020 "/ /" Collection of Laws of the Russian Federation. "29.07.2013. - № 30 (Part II). - Art. 4110
6. Government Decree of 03.12.2002 № 858 (as amended on 15.07.2013) "On the federal target program" Social development of village until 2013 "//" Collection of Laws of the Russian Federation. "- 09.12.2002. - № 49. - Art. 4887
7. Charter (Basic Law) of the Yamal-Nenets Autonomous District on December 28, 1998 № 56-JSC (as amended. YaNAO Laws from 03.03.2008 № 1 Company, dated 26.02.2009 № 2 JSC from 19.06.2009 number 49 West, from 01.03.2010 № 3-West, from 24.03.2010 № 33-West, from 07.04.2010 № 49-West, from 25.05.2010 № 55-West, from 30.09.2011 № 95-West, from 23.12.2011 № 148-West, from 24.05.2012 № 31-West, from 31.10.2012 № 95-West, from 28.05.2013 № 39-West, from 27.06.2013 № 56-West, from 25.12.2013 № 146-JSC) // ""Gazette of the State Duma of the Yamal-Nenets Autonomous District." - № 1. - February. - 2008
8. Law Yamal-Nenets Autonomous District on November 2, 1998. Company number 46 (as amended on 23.12.2010) "Reindeer breeding" // "Gazette of the State Duma of the Yamal-Nenets Autonomous District." - № 8. - October. -1998
9. YaNAO Government Decree from 14.02.2014 № 106-P (as amended on 05.29.2014) "On the social payments for construction (purchase) of housing for Russian citizens living in rural areas of the Yamal-Nenets Autonomous District, including young families and young professionals "//" Red North ", Special Issue number 9. - 21.02.2014
10. Krupnik II Arctic etnoekologiya. - Moscow: Nauka, 1989. - 218 p.
11. Kurikov VM Strategy for the conservation and socio-economic development of the indigenous peoples of the North Dis. Dr. ... ehkon. Sciences: 08.00.05. - St. Petersburg., 1999. - 328p.
12. Kryazhkov VA Status of indigenous peoples of Russia. International legal instruments and Russian legislation. - M., 2007, - 672 p.
13. Kharyuchi SN Legislative support of human rights of the North // Bulletin of the State Duma of the Yamal-Nenets Autonomous District. - 2002. - № 7. - P.131-137.