Научная статья на тему '2011.02.040. АЛЬБРЕХТ Ю. ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШЕЕ СОСТОЯНИЕ» В ВОДНОМ ПРАВЕ: АКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НА ЕВРОПЕЙСКОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ. ALBRECHT J. ZUR DEFINITION DES «GUTEN ZUSTANDS» IM WASSERRECHT: AKTUELLE ENTWICKLUNGEN AUF EUROPäISCHER UND NATIONALER EBENE// NATUR UND RECHT. - B., 2010. - H. 10. - S. 607-616'

2011.02.040. АЛЬБРЕХТ Ю. ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШЕЕ СОСТОЯНИЕ» В ВОДНОМ ПРАВЕ: АКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НА ЕВРОПЕЙСКОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ. ALBRECHT J. ZUR DEFINITION DES «GUTEN ZUSTANDS» IM WASSERRECHT: AKTUELLE ENTWICKLUNGEN AUF EUROPäISCHER UND NATIONALER EBENE// NATUR UND RECHT. - B., 2010. - H. 10. - S. 607-616 Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
57
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНОЕ ПРАВО ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Гиряева В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.02.040. АЛЬБРЕХТ Ю. ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШЕЕ СОСТОЯНИЕ» В ВОДНОМ ПРАВЕ: АКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НА ЕВРОПЕЙСКОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ. ALBRECHT J. ZUR DEFINITION DES «GUTEN ZUSTANDS» IM WASSERRECHT: AKTUELLE ENTWICKLUNGEN AUF EUROPäISCHER UND NATIONALER EBENE// NATUR UND RECHT. - B., 2010. - H. 10. - S. 607-616»

времени, могут подвергнуть сомнению или подорвать общественное доверие к власти. Публикация спутниковой информации может стать новым способом информационного взаимодействия с общественностью, когда последней сообщается о тяжести совершенных правонарушений и предпринятых санкциях.

Технологии спутникового наблюдения быстро совершенствуются. По мнению автора, сегодня мы наблюдаем динамику их применения государственными органами и специалистами в области экологического права. Поэтому можно предположить, что недалек тот день, когда мы станем свидетелями их широкого применения в регулятивных и юридических стратегиях охраны и защиты окружающей среды.

С.Б. Полунин

2011.02.040. АЛЬБРЕХТ Ю. ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШЕЕ СОСТОЯНИЕ» В ВОДНОМ ПРАВЕ: АКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НА ЕВРОПЕЙСКОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ. ALBRECHT J. Zur Definition des «guten Zustands» im Wasserrecht: Aktuelle Entwicklungen auf europäischer und nationaler Ebene// Natur und Recht. - B., 2010. - H. 10. - S. 607-616.

В соответствии с Директивой о создании организационных рамок для мероприятий Сообщества в области водной политики (2000/60/EG от 23 октября 2000) (далее - Водная рамочная директива) государства должны обеспечить определенную чистоту вод на своей территории, следуя предписаниям о необходимых мероприятиях, пишет доктор права Ю. Альбрехт. Статья 4 Директивы закрепляет, что качество поверхностных вод, включая прибрежные воды, и качество подземных вод: 1) не может быть ухудшено; 2) должно быть в «хорошем состоянии», программа достижения которого действует на территории всего ЕС, если законодательно не установлены исключения. Для достижения этой цели ст. 5 Водной рамочной директивы предусматривает анализ воздействия деятельности человека на состояние вод, ст. 8 - внедрение программ мониторинга состояния вод, ст. 11, 13 - сроки внедрения программ мониторинга и водохозяйствования. Программы и планы мероприятий конкретизируют абстрактные цели, переводя их в плоскость практических действий. Ст. 14 Водной рамочной директивы закрепляет участие общественности в принятии важных решений,

связанных с созданием и реализацией водохозяйственных планов. В реферируемой статье автор останавливается на толковании понятия «хорошее состояние», введенного в европейское водное право Водной рамочной директивой и на имплементации этого понятия в германское экологическое право.

1. Положения Водной рамочной директивы. Водная рамочная директива по-разному определяет понятие «хорошее состояние» для поверхностных и подземных вод. В соответствии с п. 18 ст. 2 Директивы «хорошее состояние» поверхностных вод складывается из экологического и химического состояния, а общий показатель - из худших показателей обоих состояний. Следовательно, для достижения статуса «хорошее состояние» как экологические, так и химические показатели поверхностных вод должны быть как минимум хорошие. Пункт 21 ст. 2 Директивы определяет хорошее экологическое состояние поверхностных вод через качество водной экосистемы и возможности исполнять ею свое функциональное назначение. Развернутые указания по оценке экологического состояния водной экосистемы закреплены в Приложении V к Водной рамочной директиве, в котором для каждого вида поверхностных вод (например, реки, озера, прибрежные воды, искусственные или сильно измененные водоемы) закреплены три компонента, состояние которых оценивают специалисты. Это: 1) биологический, например, водная флора, позвоночные, рыбы; 2) гидроморфологический, например, сток, структура прибрежной полосы; 3) химико-физический, включающий общие физические показатели воды, например, температуру, содержание кислорода и содержание в воде определенных синтетических и несинтетических веществ. Вещества, в свою очередь, подразделяются на приоритетные и неприоритетные. В случае приоритетных веществ, т.е. перечисленных в Приложении Х к Водной рамочной директиве, достаточно просто установить их наличие в воде, тогда как неприоритетные вещества должны содержаться в воде в значительной концентрации. На основании оценки указанных компонентов водному объекту присваивается один из пяти классов экологического состояния: «очень хорошее», «хорошее», «среднее», «неудовлетворительное», «плохое» (п. 1.2. Приложения V к Водной рамочной директиве).

В случае, если речь идет об искусственных или сильно измененных водоемах, цель Водной рамочной директивы достичь не

хорошего экологического состояния, а хорошего экологического потенциала водного объекта. В соответствие с п. 8 ст. 2 Директивы под искусственными водоемами понимаются водоемы, созданные человеком, например, каналы, акватории портов и водохранилища. Сильно измененные водоемы - это природные водные объекты, которые были существенно изменены человеком (п. 9 ст. 2 Директивы). В связи с тем, что искусственные водные объекты создавались с целью удовлетворения хозяйственных потребностей человека, а измененные водные объекты менялись с той же целью, для них установлен более мягкий режим оценки, названный «хорошим экологическим потенциалом водного объекта».

Вторая составляющая обобщенного критерия «хорошее состояние» поверхностных вод - это хорошее химическое состояние. Поверхностные воды находятся в хорошем химическом состоянии тогда, когда в них нет вредных веществ в концентрациях, превышающих предельно допустимые. Приложение IX к Водной рамочной директиве содержит перечень директив, в которых закреплены соответствующие нормативы, а именно: Директива о выбросах и сбросах ртути 82/176/EWG от 22 марта 1982 г., Директива о выбросах и сбросах кадмия 83/513/EWG от 26 сентября 1083 г., Директива о ртути 84/156/EWG от 8 марта 1084 г., Директива о выбросах и сбросах гексахлорциклогексана 84/491/EWG от 09 октября 1084 г., Директива о выбросах и сбросах определенных вредных веществ 86/280/EWG от 12 июня 1086 г.

Хорошее экологическое состояние подземных вод включает в себя два показателя: хорошее химическое состояние и хорошее количественное состояние. Химическое состояние подземных вод считается хорошим тогда, когда оно удовлетворяет всем условиям, указанным в табл. 2.3.2. Приложения V к Водной рамочной директиве. Указанная таблица закрепляет три критерия хорошего химического состояния: 1) отсутствие солей в воде; 2) соответствие другим европейским предписаниям, которые будут приняты согласно ст. 17 Директивы; 3) подземные воды не должны ухудшать химическое и экологическое состояние связанных с ними поверхностных вод. Приложение V к Водной рамочной директиве не содержит подробного описания критериев оценки химического состояния подземных вод, так как было решено урегулировать этот вопрос в отдельной директиве. Проект такой директивы был разработан в

2003 г., 16 января. 2007 г. Директива об охране подземных вод от загрязнения и ухудшения 2006/118/EG вступила в силу и с января 2013 г. она полностью заменит Директиву с таким же названием от 17декабря 1979 г. 80/68/EWG. Директива 2006/118/EG закрепляет предельно допустимую коцентрацию нитратов и пестицидов. Об остальных предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в подземных водах стороны не смогли договориться. Поэтому в соответствии с Приложением II Директивы 2006/118/EG каждая из стран ЕС должна сама установить в национальных правовых актах предельно допустимые уровни концентрации аммония, мышьяка, кадмия, хлорида, свинца, ртути, сульфатов и пр. В отношении веществ, не вошедших в список, закрепленный в Приложении II Директивы 2006/118/EG, страны ЕС могут установить предельно допустимые уровни их концентрации в подземных водах. Количественное состояние подземных вод может считаться хорошим, когда оно не изменяется в сторону уменьшения (Приложение V Водной рамочной директивы).

2. Имплементация в германское право. В соответствии с § 27 Закона о водохозяйствовании (Gesetz zur Ordnung des Wasserhaushalts) хозяйственное использование поверхностных вод должно осуществляться таким образом, чтобы сохранить хорошее состояние вод или достичь такого состояния. Хорошее состояние поверхностных вод в германском праве, как и в европейском, складывается из хорошего экологического и хорошего химического состояния водного объекта. Для сильно измененных и искусственных водных объектов критерий «хорошее экологическое состояние» заменяется критерием «хороший экологический потенциал». Закон о водохозяйствовании не содержит конкретных положений о предельно допустимых концентрациях, этот вопрос урегулирован на уровне земель с опорой непосредственно на положения Водной рамочной директивы. § 47 Закона о водохозяйствовании предусматривает сохранение хорошего количественного и хорошего химического состояния подземных вод или достижение такого состояния. Федерация в рамках конкурирующей законодательной компетенции предусматривает принятие нового Положения о подземных водах, в котором будут установлены единые критерии для оценки состояния подземных вод и программа мониторинга их состояния. С целью гармонизации национального и европейского за-

конодательства и охраны подземных вод Рабочая группа Земель по воде (LAWA) в 2004 г. подготовила рекомендации по установлению предельно допустимых концентраций химических веществ в подземных водах. Конференция министров окружающей среды (Umweltministerkonferenz) утвердила эти рекомендации, касающиеся таких концентраций, которые, несмотря на то, что они являются повышенными по сравнению с обычными региональными показателями, не могут оказать существенного токсикологического воздействия и не нарушают требований, закрепленных в Положении о питьевой воде.

В заключение автор статьи отмечает, что Водная рамочная директива, цель которой достичь хорошего состояния водных объектов, создаст единую правовую базу для хозяйственного использования вод в ЕС.

В.Н. Гиряева

2011.02.041. НЕЛЛЕССЕН К.-В. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ДЕЛО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОХРАНА ПРИРОДЫ И ЛАНДШАФТОВ В ОКРУГЕ ААХЕН, (1816-2004). NELLESSEN K.-W. Umweltschutz als kommunale Aufgabe: Naturschutz und Landschaftspflege im Kreis Aachen 1816-2004. -Köln; Weimar; Wien: Böhlau Verl., 2007. - 280 s. -(Rechtsgeschichtliche Schriften / Hrsg. D. Strauch; Bd. 22).

Реферируемая монография представляет собой диссертационное исследование по правоведению, защищенное начальником отдела областной администрации г. Аахена Карлом-Вильгельмом Неллессеном на юридическом факультете Университета г. Кёльна. Цель работы осветить: 1) развитие идеи охраны природы и ландшафтов; 2) правовое оформление охраны природы в различные периоды времени; 3) практические шаги по охране природы на территории сегодняшнего округа Аахен в период с 1816 по 2004 г. Под «природой» вслед за экологическим законодательством в исследовании понимается «совокупность не созданных человеком явлений как обжитых, так и не обжитых им», под охраной природы - «совокупность мероприятий по сохранению и поддержке растений и животных дикоживущих видов, их сообществ и основ жизни, а также по сохранению в естественных условиях ландшафтов и элементов ландшафтов» (с. 16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.