Научная статья на тему '2011.02.041. НЕЛЛЕССЕН К.-В. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ДЕЛО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОХРАНА ПРИРОДЫ И ЛАНДШАФТОВ В ОКРУГЕ ААХЕН, (1816-2004). NELLESSEN K.-W. UMWELTSCHUTZ ALS KOMMUNALE AUFGABE: NATURSCHUTZ UND LANDSCHAFTSPFLEGE IM KREIS AACHEN 1816-2004. - KöLN; WEIMAR; WIEN: BöHLAU VERL., 2007. - 280 S. - (RECHTSGESCHICHTLICHE SCHRIFTEN / HRSG. D. STRAUCH; BD. 22)'

2011.02.041. НЕЛЛЕССЕН К.-В. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ДЕЛО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОХРАНА ПРИРОДЫ И ЛАНДШАФТОВ В ОКРУГЕ ААХЕН, (1816-2004). NELLESSEN K.-W. UMWELTSCHUTZ ALS KOMMUNALE AUFGABE: NATURSCHUTZ UND LANDSCHAFTSPFLEGE IM KREIS AACHEN 1816-2004. - KöLN; WEIMAR; WIEN: BöHLAU VERL., 2007. - 280 S. - (RECHTSGESCHICHTLICHE SCHRIFTEN / HRSG. D. STRAUCH; BD. 22) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.02.041. НЕЛЛЕССЕН К.-В. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ДЕЛО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОХРАНА ПРИРОДЫ И ЛАНДШАФТОВ В ОКРУГЕ ААХЕН, (1816-2004). NELLESSEN K.-W. UMWELTSCHUTZ ALS KOMMUNALE AUFGABE: NATURSCHUTZ UND LANDSCHAFTSPFLEGE IM KREIS AACHEN 1816-2004. - KöLN; WEIMAR; WIEN: BöHLAU VERL., 2007. - 280 S. - (RECHTSGESCHICHTLICHE SCHRIFTEN / HRSG. D. STRAUCH; BD. 22)»

конодательства и охраны подземных вод Рабочая группа Земель по воде (LAWA) в 2004 г. подготовила рекомендации по установлению предельно допустимых концентраций химических веществ в подземных водах. Конференция министров окружающей среды (Umweltministerkonferenz) утвердила эти рекомендации, касающиеся таких концентраций, которые, несмотря на то, что они являются повышенными по сравнению с обычными региональными показателями, не могут оказать существенного токсикологического воздействия и не нарушают требований, закрепленных в Положении о питьевой воде.

В заключение автор статьи отмечает, что Водная рамочная директива, цель которой достичь хорошего состояния водных объектов, создаст единую правовую базу для хозяйственного использования вод в ЕС.

В.Н. Гиряева

2011.02.041. НЕЛЛЕССЕН К.-В. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ДЕЛО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОХРАНА ПРИРОДЫ И ЛАНДШАФТОВ В ОКРУГЕ ААХЕН, (1816-2004). NELLESSEN K.-W. Umweltschutz als kommunale Aufgabe: Naturschutz und Landschaftspflege im Kreis Aachen 1816-2004. -Köln; Weimar; Wien: Böhlau Verl., 2007. - 280 s. -(Rechtsgeschichtliche Schriften / Hrsg. D. Strauch; Bd. 22).

Реферируемая монография представляет собой диссертационное исследование по правоведению, защищенное начальником отдела областной администрации г. Аахена Карлом-Вильгельмом Неллессеном на юридическом факультете Университета г. Кёльна. Цель работы осветить: 1) развитие идеи охраны природы и ландшафтов; 2) правовое оформление охраны природы в различные периоды времени; 3) практические шаги по охране природы на территории сегодняшнего округа Аахен в период с 1816 по 2004 г. Под «природой» вслед за экологическим законодательством в исследовании понимается «совокупность не созданных человеком явлений как обжитых, так и не обжитых им», под охраной природы - «совокупность мероприятий по сохранению и поддержке растений и животных дикоживущих видов, их сообществ и основ жизни, а также по сохранению в естественных условиях ландшафтов и элементов ландшафтов» (с. 16).

Автор отмечает, что идея охраны природы прошла в своем развитии шесть фаз. Первая, продолжавшаяся в течение XVIII в., характеризовалась рационализмом и «экономизацией природы»: природные богатства разрабатывались, а ландшафты изменялись и использовались на благо государства. При этом Пруссия паралель-но старалась ликвидировать ущерб, нанесенный природе и ландшафтам как необдуманными хозяйственными, так и военными действиями. Во второй фазе (XIX в.) отдельные личности пыталист обратить внимание государства и общества на прогрессирующее разрушение ландшафтов и промышленное уничтожение природных богатств. Первой административной реакцией было создание Комитета по охране природы в 1906 г. (третья фаза). Четвертая фаза ознаменовалась включением охраны природы и ландшафтов в Конституцию Веймарской республики в качестве задачи государства и созданием структуры государственных органов охраны природы (1919-1935). Пятая фаза охватывает период нацонал-социализма, когда любовь и восхищение ландшафтами родины стало частью идеологии. В 1935 г. был принят Закон об охране природы (Reichsnaturschutzgesetz), который продолжал действовать и после падения Третьего рейха. Шестая фаза начинается после окончания Второй мировой войны и продолжается до сих пор. Важным периодом были 60-70-е годы, когда активно развивались экологические движения, а экологическое законодательство было концептуально переосмыслено (с. 23). В реферате остановимся на историческом аспекте исследования.

Во второй главе автор подробнее рассматривает развитие природоохранного и экологического законодательства с середины XIX в. Индустриализация послужила причиной создания природоохранных обществ, первое из которых было основано 1839 г. в Дрездене и занималось охраной животных. В 1871 г. было создано Немецкое общество охраны мира птиц (Deutsche Verein zum Schutze der Vogelwelt), которое преследовало в первую очередь научные интересы. В 1898 г. на общегосударственном уровне был основан Союз защиты птиц (Bund für Vogelschutz). В 1888 г. был принят Закон об охране птиц (Vogelschutzgesetz), который, однако, имел четкую экономическую направленность: охране подлежали птицы, борющиеся с насекомыми. Закон об охране птиц 1888 г. утратил силу с 1 февраля 1936 г. в связи с принятием Закона об охра-

не природы, который отчасти также отражал экономическую направленность охраны птиц. § 22 Закона допускал мероприятия по борьбе с определенными видами птиц. Закон об охоте 1934 г. (Reichsjagdgesetz)1 предал сохранению многообразия видов статус законодательной цели. Эстетическая ценность выдающихся ландшафтов охранялась прусскими законами против обезображивания ландшафтов 1902 г. и 1907 г.2, в соответствии с которыми запрещалось портить природный ландшафт, выставляя доски с рекламными надписями. Критерием для отнесения ландшафта к выдающимся было общественное мнение, выражавшееся, например, в потоке туристов, посещающих определенную местность. В 1906 г. Министерство культуры Пруссии учредило Государственную службу по охране памятников природы, во главе которой стоял профессор Хуго Конвентц (Hugo Conwentz). Под памятниками природы понимались особенно характерные творения родной природы, в первую очередь те, которые находятся на своих изначальных местах, будь то части ландшафта, почв, виды растений или животных. В задачи Государственной службы по охране памятников природы входили: сбор данных, изучение и долгосрочное наблюдение имеющихся памятников природы, определение мероприятий, проведение которых необходимо для сохранения памятника природы, поиск и мотивация лиц, способных провести соответствующие мероприятия. Государственная служба не располагала собственными средствами для проведения мероприятий, поэтому должна была обращаться с заявкой в законодательные или исполнительные органы власти (с. 68-70).

Веймарская конституция 1919 г. впервые закрепила охрану природы и ландшафтов как общую цель всего народа. Согласно ч. 1 ст. 150 Веймарской конституции объектами охраны и заботы государства были памятники искусства, истории и природы, а также ландшафты. При этом, отмечает автор монографии, «охрана» в данном случает относится к «природе», а «забота» к «ландшаф-

1 Также в 1933 г. был принят Закон об охране животных (Tierschutzgesetz).

2 Закон против обезображивания выдающихся ландшафтов от 2 июня. 1902 г. (Gesetz gegen die Verunstaltung landschaftlich hervorragenden Gegenden); Закон против обезображивания населенных пунктов и выдающихся ландшафтов от 15 июля 1907 г. (Gesetz gegen die Verunstaltung von Ortschaften und landschaftlich hervorragenden Gegenden ).

там», под «заботой о ландшафтах», в первую очередь, понималось вписывание новых больших проектов в существующие ландшафты, а не консервация ландшафтов. Одним из достижений Хуго Кон-вентца и Государственной службы охраны памятников природы было закрепление в 1920 г. в прусском Законе о лесной полиции (Feld- und Forstpolizeigesetz) работы по охране природы в качестве законодательного принципа. В § 34 Закона было внесено изменение о том, что органы полиции имеют право издавать указания об охране видов животных, растений и создании охраняемых природных территорий. В 1922 г. был принят Закон о сохранении древесных насаждений и сохранении и открытии доступа к бечёвнику в интересах здоровья нации (Gesetz zur Erhaltung des Baumbestandes und zur Erhaltung und Freigabe von Uferwegen im Interesse der Volksgesundheit); в 1934 г. - Закон против опустошения леса (Gesetz gegen die Waldverwüstung). Деятельность Конвентца и его преемника на посту главы Государственной службы охраны памятников природы была очень успешна, им удалось пробудить в представителях административных органов осознание необходимости охраны природы и ландшафтов. Нормы охраны природы были включены и в другие законы Пруссии, например в Закон о воде 1913 г. (Wassergesetz). Особым успехом стало принятие Положения об охране животных и растений 1929 г. (Tier- und Pflanzenschutzverordnung), которое закрепило единые для всей Пруссии стандарты охраны (с. 71-72).

В 1935 г. Герман Геринг, бывший в тот момент главным лесничим и главным егерем Германии, дал задание как можно быстрее подготовить единый закон об охране природы, распространив успехи, которых добилась Пруссия, на весь Рейх. Закон Рейха об охране природы закреплял нацистскую идеологию «крови и почвы», указывая в преамбуле, что «сейчас, как и прежде, природа в лесу, в поле - это томление, радость и отдых для немецкого народа». «Возникшая в конце XIX - начале XX в. "забота о памятниках природы" могла иметь только частичный успех, так как отсутствовали важные политические и идеологические предпосылки; только изменение самого немца создало условия для действенной охраны природы. Немецкое правительство считает своей обязанностью обеспечить самым бедным представителям народа их долю в красотах немецкой природы» (с. 73).

Закон Рейха об охране природы предусматривал создание органов по охране природы в административной системе государства, при этом специальное консультирование административных органов проводилось признанными специалистами, действовавшими на добровольных началах (§ 7-9). В первую очередь Закон защищал такие ценности, как красоту и неповторимость родных ландшафтов, и обращался к эмоциям - любви к Родине, природе и радости от общения с ней. В развитие положений преамбулы Закон регулировал использование зеленых насаждений и берегов рек для отдыха народа. В соответствии с § 12 Закона составлялся перечень памятников природы, которые получали законодательный статус охраны. Закон разрешал объявлять целые округа природоохранными территориями (§ 4), а также препятствовать индустриализации, организации поселений, прокладке дорог из соображений охраны природы (§ 5, 19). Ст. 153 Веймарской конституции гарантировала право собственности, закрепляла в ч. 3 следующее положение: «Собственность обязывает. Ее использование также должно служить общему благу». Также Веймарская конституция предусматривала возможность на основании закона отчуждать собственность без возмещения ущерба. § 24 Закона Рейха об охране природы закреплял, что правомерные мероприятия по отчуждению собственности по настоящему Закону и изданным в соответствии с Законом предписаниям, исключают притязания на возмещение ущерба. По мнению Вернера Вебера, комментировавшего этот закон в 1938 г., необходимо было избегать ситуаций, в которых изъятие собственности для целей охраны природы влекло бы за собой тяжкие экономические последствия для собственника. Кроме того, § 24 не исключал возможности добровольной компенсации собственнику со стороны государства1.

В связи с тем, что Закон об охране природы был пронизан нацистской идеологией, после окончания войны земли начали принимать свои законы об охране природы (с. 74-79). Лишь в 1976 г. Федерация воспользовалась своей рамочной компетенцией и приняла Федеральный закон об охране природы и ландшафтов (Gesetz über Naturschutz und Landschaftspflege). Новая редакция этого закона была принята в 2009 г. и вступила в силу с первого марта 2010 г.

В.Н. Гиряева

1 Weber W. Das Recht des Landschaftsschutzes. - Neudamm, 1938. - S. 70-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.