Научная статья на тему '2011. 03. 022. Гиряева В. Н. Информация о структуре и задачах государственных органов на их сайтах как пример электронного правительства в Германии. (обзор)'

2011. 03. 022. Гиряева В. Н. Информация о структуре и задачах государственных органов на их сайтах как пример электронного правительства в Германии. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
92
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ФРГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 022. Гиряева В. Н. Информация о структуре и задачах государственных органов на их сайтах как пример электронного правительства в Германии. (обзор)»

2011.03.022. ГИРЯЕВА ВН. ИНФОРМАЦИЯ О СТРУКТУРЕ И ЗАДАЧАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ НА ИХ САЙТАХ КАК ПРИМЕР ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ГЕРМАНИИ. (Обзор).

Одной из составляющих электронного правительства в Германии является электронная информация, предоставляемая органами управления гражданам. Сайты государственных органов построены таким образом, что любой гражданин может узнать не только о компетенции данного органа, но и получить исчерпывающую информацию о его структуре, задачах и руководителях каждого департамента, подразделения, отдела. Обычно государственные органы публикуют отчеты о своей работе за несколько лет, которые можно либо скачать на сайте, либо бесплатно заказать с доставкой по почте. Предоставление такой исчерпывающей информации позволяет достичь некоторых основных целей электронного правительства: прозрачности государственного управления, коммуникации между гражданами и государственными органами, эффективности управления. В настоящем обзоре, который был сделан по сайтам органов охраны природы уровня федерации и земель, представлена информация о структуре соответствующих органов и круге специализированных задач, которые стоят перед ними.

Федеральное министрество по охране окружающей среды,

природы и радиационной безопасности (Bundesministerium für Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit (BMU) (2)

Как информирует официальный сайт Министерства, оно было создано 6 июня 1986 г. Толчком для его создания послужила катастрофа на Чернобыльской АЭС в мае того же года. Ранее эти функции были распределены между несколькими органами исполнительной власти. Важными шагами на пути создания министерства и становления экологической политики были: Экологическая программа Федерального правительства 1971 г.; принятие таких законов, как Закон об утилизации отходов (Abfallbeseitigungsgesetz) 1972 г. и Федеральный закон о защите от имиссий (Bundesimmissionsschutzgesetz) 1974 г.

Таблица 1

Структура Федерального министерства по охране окружающей среды, природы и радиационной безопасности

Отдел прессы Министр Руководящий

штаб

Парламентский государственный секретарь

Личный референт

Личный референт

Государственный секретарь

Личный референт

Парламентский Государственный секретарь

Отделы министерства

Отдел 70 Отдел К1 Отдел КБ Отдел Отдел 10 Отдел N

Централь- Охрана кли- Безопасность WA Окружаю- Охрана

ный отдел, мата, окру- ядерных ус- Водное щая среда природы

основные жающая сре- тановок, хозяйст- и здоровье и устой-

вопросы да и энергия, защита от во, об- человека, чивое

охраны возобнови- излучения, ращение защита от приро-

окружаю- мые источ- утилизация с отхо- имиссий, дополь-

щей среды ники энер- радиоактив- дами, безопас- зование

гии, между- ных отходов охрана ность со-

народное почв оружений

сотрудниче- и транс-

ство порта, химическая безопасность

Министерство состоит из шести отделов, занимающихся вопросами охраны окружающей среды, природы и радиационной безопасности. В каждом отделе работает от 80 до 200 человек. От-

делы состоят из подотделов, во главе каждого отдела стоит начальник отдела, который координирует внутреннюю работу отдела и подотчетен министру и государственному секретарю.

Экологическая федеральная служба (Umweltbundesamt (UBA) (3)

Была создана в 1974 г. Это научная служба, относящаяся к области компетенции Федерального министерства по охране окружающей среды, природы и радиационной безопасности. Согласно § 2 Закона о создании Федеральной экологической службы (Gesetz über die Errichtung eines Umweltbundesamtes) к задачам службы относятся:

- научная поддержка работы федерального правительства, в том числе Федерального министерства по охране окружающей среды, природы и радиационной безопасности, Федерального министерства здравоохранения, Федерального министерства образования и исследований, Федерального министерства транспортного сообщения, Федерального министерства строительства и развития городов;

- исполнение законов об охране окружающей среды (например, о торговле сертификатами на эмиссии парниковых газов, о разрешении химикатов, медицинских препаратов и средств защиты растений);

- информирование общественности об охране окружающей среды.

Экологическая федеральная служба позиционирует себя как систему раннего оповещения, которая вовремя распознает возможное в будущем наступление вреда человеку или окружающей среде, оценивает возможный вред и предлагает решение проблемы. Для этого работают как лаборатории самой службы, так и по заданиям службы научные институты в Германии и за рубежом. Экологическая федеральная служба является контактной службой Германии во многих международных организациях, например, в ВТО, является координатором национальной программы по Киотскому протоколу.

Место нахождения управления Экологической федеральной службы - Дессау-Росслау. Подразделения службы, в том числе семь собственных станций наблюдения качества воздуха, находят-

ся в 13 местах. Всего в службе работают примерно 1430 человек, из них 800 в Дессау-Росслау. Экологическая федеральная служба организована следующим образом:

Таблица 2

Структура Экологической федеральной службы

Президент

Вице-президент

Центральный отдел Специализированное подразделение I «Планирование окружающей среды и стратегии устойчивого развития» Специализированное подразделение II «Охрана окружающей среды и здоровья, охрана экологических систем»

Специализированное подразделение III «Устойчивое производство и продукция, обращение с отходами» Специализированное подразделение IV «Безопасность химикатов» Германский центр торговли сертификатами на эмиссии

Федеральная служба защиты природы (Bundesamt für Naturschutz - BfN) (4)

История Федеральной службы защиты природы начинается в 1906 г. образованием в Пруссии Государственного ведомства по уходу за памятниками природы в Данциге, которое в 1910 г. переехало в Берлин. Свое сегодняшнее название и местонахождение (Бонн, Берлин и Лейпциг) служба получила в 1993 г. Федеральная служба защиты природы обладает компетенцией, по своему объему схожей с компетенцией Экологической федеральной службы, а именно:

- научная поддержка Федерального министерства по охране окружающей среды в вопросах охраны природы и международного сотрудничества;

- разработка концепции и поддержка реализации больших объектов охраны природы;

- по поручению министерства распределение исследовательских проектов;

- выдача разрешений на ввоз и вывоз охраняемых видов животных и растений;

- участие в процессе выдачи разрешения на выпуск генно-инженерно измененных организмов;

- информирование общественности о состоянии охраны природы и публикация научных данных по состоянию охраны природы и биологическому разнообразию.

В Федеральной службе защиты природы занято примерно 340 человек. Организационная структура службы выглядит следующим образом:

Таблица 3

Структура Федеральной службы защиты природы

Федеральная служба по защите от излучения (Bundesamt für Strahlenschutz (BfS) (5)

Была образована в 1989 г. и является научно-техническим федеральным органом исполнительной власти в области компетенции Федерального министерства по охране окружающей среды, природы и радиационной безопасности. Место нахождения -г. Зальцгиттер, измерительные станции расположены по всей Германии. Задача службы - безопасность и защита человека и окружающей среды от ионизированного и неионизированного излучения. К работе службы в сфере ионизированного излучения относятся рентгеновская диагностика в медицине, безопасность при обращении с радиоактивными веществами; в сфере неионизи-рованного - защита от ультрафиолетового излучения и от воздействий мобильных средств связи. Федеральная служба по защите от излучения занимается защитой работников и пациентов от излучения, постоянными измерениями уровня радиоактивности в окружающей среде, государственным управлением обращения с ядерным топливом, утилизацией радиоактивных отходов, безопасностью хранения ядерного топлива. Внутреннее административное устройство этой службы существенно сложнее, чем Экологической федеральной службы и Федеральной службы защиты природы. Во главе Федеральной службы по защите от излучения стоит Президент, которому подчиняется Вице-президент. Служба разделена на пять управлений: Центральное управление, Управление безопасности в ядерной технике, Управление утилизации ядерных отходов, Управление здоровья и защиты от излучений, Управление окружающей среды и защиты от излучения. Федеральная служба защиты от излучения также в рамках своей компетенции разрабатывает научные обоснования для проектов нормативных актов: например, для вступившего в силу 3 августа 2009 г. Федерального закона о регулировании защиты от неионизированного излучения (Gesetz zur Regelung des Schutzes vor nichtionisierender Strahlung), в соответствии с которым лицам, не достигшим 18 лет, запрещается загорать в соляриях.

Конференция министров окружающей среды (Konferenz der Umweltminister des Bundes und der Länder -Umweltministerkonferenz (UMK) (6)

Конференции министров окружающей среды проводятся два раза в год для координации работы по охране окружающей среды федерации и федеральных земель. Представительство, организацию и проведение конференции каждый год перенимает по очереди (по алфавиту) одна из федеральных земель. Конференция действует на основании положения о Конференции министров окружающей среды в редакции от 25 января 2008 г. (Geschäftsordnung der Umweltministerkonferenz), в соответствии с п. 1 которого каждый министр или сенатор1 экологии каждой федеральной земли обладает одним голосом. Согласно п. 11 положения Конференция образует рабочие группы, которые являются институтами сотрудничества федерации и земель в области управления. Задача рабочих групп - подготовка единообразного исполнения положений нормативных актов и решений Конференции министров окружающей среды и Конференции руководителей ведомств. При Конференции министров окружающей среды работают восемь рабочих групп: по защите от имиссий, по химической безопасности, по воде, по охране природы, охране ландшафтов и отдыху, по отходам, по охране почв, по генной инженерии, «климат, энергия, мобильность - устойчивость». Рабочие группы формируются обычно из руководителей отделов соответствующих ведомств федерации и земель и работают на основании положений, которые были приняты для каждой рабочей группы. В качестве примера исполнительного органа по охране окружающей среды уровня федеральной земли рассмотрим Министерство окружающей среды, охраны природы, сельского хозяйства и защиты потребителей земли Северный Рейн-Вестфалия2.

1 В небольших землях правительство по традиции называется Сенатом (1,

с. 641).:

2

Министерства земель, компетентные в области охраны окружающей природы, обычно имеют еще несколько компетенций.

Министерство окружающей среды, охраны природы, сельского хозяйства и защиты потребителей земли Северной Рейн-Вестфалия (Ministerium für Umwelt und Naturschutz, Landwirtschaft und Verbraucherschutz des Landes Nordrhein-Westfalen) (7)

Министерство находится в столице федеральной земли -Дюссельдорфе. Северный Рейн-Вестфалия - это образованная в 1946 г. федеральная земля с самой высокой в Германии плотностью населения и развитой промышленностью, в том числе химической (там, например, находится концерн «Байер»). Министерство окружающей среды, охраны природы, сельского хозяйства и защиты потребителей земли Северный Рейн-Вестфалия возглавляет министр, ему подчиняется государственный секретарь. Министерство состоит из семи подразделений. Центральный отдел занимается административными вопросами, кадрами и финансами, а также включает в себя Штаб борьбы с экологической преступностью и преступлениями в области защиты прав потребителя. Подразделение II занимается вопросами сельского хозяйства, садоводства и пространственным планированием территорий, используемых для сельского хозяйства. К кругу задач этого подразделения относятся: улучшение процессов производства, сбыта, социальных структур сельского хозяйства и экологического сельского хозяйства; охрана окружающей среды, интегрированная в развитие сельского хозяйства; планирование сельских населенных пунктов. Подразделение III занимается лесным хозяйством, экологией лесов, охраной природы в процессе использования почв, охраной ландшафтов, охотой и рыболовством. Это подразделение проводит в жизнь программу, которая предусматривает создание и поддержание европейской сети особо охраняемых территорий. Программа создана на основе положений Директивы ЕС от 2 апреля 1979 г. «О сохранении дикоживущих видов птиц» и Директивы «О сохранении естественных условий обитания и дикоживущих животных и растений» от 21 мая 1992 г. К компетенции подразделения IV относятся регулирование обращения с отходами, охрана почв, водное хозяйство, включая водопользование, защиту от наводнений, охрану вод.

Подразделение V ответственно за защиту от имиссий1 (за исключением имиссий в горной промышленности), генную инженерию, климат и энергию. Подразделение VI занимается защитой прав потребителей, что включает защиту экономических и экологических прав потребителей, контроль продуктов питания, ветеринарию, защиту животных). Подразделение VII занимается междисциплинарными вопросами охраны окружающей среды и устойчивым развитием.

В область компетенции Министерства окружающей среды, охраны природы, сельского хозяйства и защиты потребителей Земли Северный Рейн-Вестфалия входят: Служба земли по природе, окружающей среде и защите потребителей, Предприятие земли по лесу и древесине, правительства районов, округа и свободные (на уровне округов) города, Агентство по эффективности земли Северный Рейн-Вестфалия и Агентство по энергетике земли Северный Рейн-Вестфалия.

Список литературы

1. Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О. Л. Дубовик. - Изд. 2-е. - М.: Эксмо, 2007. - 768 с.

2. Bundesministerium fur Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit (BMU) : [Официальный сайт Федерального министерства по охране окружающей среды, природы и радиационной безопасности]. - Mode of access: http://www.bmu.de

3. Umweltbundesamt (UBA) : [Официальный сайт Экологической федеральной службы.] - Mode of access: http://www.uba.de

4. 4.Bundesamt für Naturschutz - BfN : [Официальный сайт Федеральной службы защиты природы]. - Mode of access: http://www.bfn.de

1 Экологическое право Германии различает термины «эмиссия» и «имис-сия». «Имиссия - это загрязнения воздуха, шумы, колебания, свет, тепло, излучения и прочие воздействия окружающей среды, оказываемые на людей, животных, растенья, почвы, воды, атмосферный воздух, культурные и иные ценности» (абз. 2 § 3 Федерального закона о защите от имиссий - Gesetz zum Schutz vor schädlichen Umwelteinwirkungen durch Luftverunreinigungen, Geräusche, Erschütterungen und ähnliche Vorgänge). Согласно абз. 3 § 3 Федерального закона о защите от имиссий «эмиссии - это производимые установками загрязнения воздуха, шумы, колебания, свет, тепло, излучения и прочие воздействия». Следовательно, понятие «имиссия» привязывается к вредному воздействию на людей, животных, растения и пр. (другими словами, к объектам, на которые направлено воздействие), а понятие «эмиссия» - к самому процессу «производства» вредных воздействий.

5. Bundesamt für Strahlenschutz (BfS): [Официальный сайт Федеральной службы по защите от излучения]. - Mode of access: http://www.bfs.de

6. Konferenz der Umweltminister des Bundes und der Länder - Umweltministerkonferenz (UMK): [Официальный сайт Конференции министров окружающей среды. - Mode of access: http://www.umweltministerkonferenz.de

7. Ministerium für Umwelt und Naturschutz, Landwirtschaft und Verbraucherschutz des Landes Nordrhein-Westfalen : [Официальный сайт] - Mode of access: http://www.umwelt.nrw.de/ministerium/index.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.