Научная статья на тему '2011. 02. 033. Краинц г. Автобиография одной республики. Корни современной Италии. Crainz G. autobiografia di una Repubblica. Le radici dell'Italia attuale. - Roma: Donzelli, 2009. - x, 241 p'

2011. 02. 033. Краинц г. Автобиография одной республики. Корни современной Италии. Crainz G. autobiografia di una Repubblica. Le radici dell'Italia attuale. - Roma: Donzelli, 2009. - x, 241 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТАЛИЯ / XX-XXI ВВ. / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКИ / ИСТОРИОГРАФИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 02. 033. Краинц г. Автобиография одной республики. Корни современной Италии. Crainz G. autobiografia di una Repubblica. Le radici dell'Italia attuale. - Roma: Donzelli, 2009. - x, 241 p»

аналогичное Общей торговой политике; это, скорее, высокоинсти-туционализированный и сложный процесс консультации и сотрудничества между правительствами государств-членов» (с. 296). Государства-члены все еще сохраняют свой суверенитет во внешнеполитической области, и статус ЕС как идентифицируемого актора на международной арене пока еще окончательно не определился.

Т.М. Фадеева

2011.02.033. КРАИНЦ Г. АВТОБИОГРАФИЯ ОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ. КОРНИ СОВРЕМЕННОЙ ИТАЛИИ1.

CRAINZ G. Autobiografía di una repubblica. Le radici dell'Italia attuale. - Roma: Donzelli, 2009. - X, 241 p.

Ключевые слова: Италия, XX-XXI вв., политическая система, трансформация, Первая и Вторая республики, историография.

Книга итальянского историка Гуидо Краинца, доцента университета в Терамо, посвящена истории современной Италии и охватывает период с 1943 г. по настоящее время. Она состоит из введения, восьми глав и заключения. Книга представляет интерес не только как историческое исследование, она также дает представление о новых тенденциях в историографических и политических дискуссиях в стране. В добавление к этому, опираясь на привлекаемые им широкие материалы из научных и научно-популярных публикаций, автор пытается создать психологический портрет современных итальянцев. Монография вышла в свет накануне 150-летия объединения Италии, отмечаемого в 2011 г.

Во введении автор отмечает, что имеются значительные трудности в интерпретации современной итальянской истории. Каждый исследователь встает перед вопросом: «Где надо искать корни сегодняшней Италии?». Ответ на него зависит от исследовательской оценки нынешнего положения страны. «Переживаем ли мы все еще фазу трансформации после институционального и политического краха в начале 90-х годов или же на наших глазах происходит уже не эфемерное становление новой республики?»

1 Работа выполнена в рамках поддержанного РГНФ исследовательского проекта 09-01-00259а.

(с. VII). Где нужно искать корни и причины этого: в извечном «национальном характере» или в различных способах «быть итальянцами» в республиканские времена, когда еще сохранялись черты наследия фашизма?

Другими словами: длительное лидерство Берлускони на протяжении 15 лет итальянской истории связано лишь с кризисом политической системы, неадекватностью или отмиранием других вариантов, с влиянием масс-медиа, со своего рода популизмом нового образца, или же это отражение длительного процесса развития противоречивых процессов в культуре и поведении итальянцев? Отражает ли это только нынешнее состояние дел в политике или же является социальным и культурным результатом исторического развития последних десятилетий? Означает ли восхождение к власти Берлускони лишь появление нового лидера, или же оно коренится в глубинных характеристиках самой страны, ослаблении сопротивляемости подобным явлениям и неприятии альтернативных моделей? (с. VII).

Как это обычно происходит, размышления по поводу идентичности какой-либо нации становятся особенно востребованными в моменты кризисов и неожиданных перемен, продолжает Краинц. Эти размышления являются исходной точкой авторской интерпретации, которая начала создаваться в начале 90-х годов, когда в Италии на политической арене появилась Лига Севера (или прочие многочисленные Лиги, как это было вначале), и дорабатывалась в те годы, когда страна сотрясалась кризисом Взяткограда1.

После тех событий сразу же появились весьма радикальные политические анализы и исторические интерпретации - два далеких друг от друга направления исследований. Делались попытки определить глубинные причины происходящего, понять, что заставляет итальянцев чувствовать себя единой нацией.

Автору представляется, что все это было следствием переживавшегося тогда времени перемен. В общественном мнении тревожные сигналы по поводу состоянии «системы Италия» очень быстро уступили место надеждам на всеобщее возрождение,

1 С 90-х годов ХХ в. в итальянский язык вошел неологизм ТагщегЛороН -Взяткоград, имеются в виду коррупционные скандалы начала 90-х годов, в которые были втянуты представители высших эшелонов политической власти, предприниматели, банкиры и т.п. - Прим реф.

связанное в первую очередь с проведением институциональных реформ, которые позволили бы здоровому гражданскому обществу избавиться от воздействия «плохой политики». Отсюда ожидание спасения в результате установления Второй республики, в то время как Первая республика во всей ее совокупности становилась объектом позора и отчуждения. Даже те, кто не соглашался с подобными деструктивными оценками недавнего прошлого, понимали, что произошел необратимый разрыв с этим прошлым.

Иллюзии скоро растаяли, замечает итальянский историк, но поставленные вопросы так и не нашли адекватного отражения ни в политической дискуссии, ни в историографическом анализе. Тем не менее к старым вопросам добавились новые. В первую очередь, уход с политической сцены наследников идей коммунизма сопровождался глубоким кризисом всего левого лагеря и предлагавшейся левыми идеи реформаторства. В результате изменения культурной модели произошли глубокие сдвиги в стране, которые и обусловили трансформацию атмосферы в обществе, утверждение новых ориентаций. Эти тенденции будут сохраняться и далее, независимо от того, кто в каждый конкретный момент лидирует в политике.

Вопрос, связанный с «итальянской аномалией», стал постоянным содержанием итальянской историографии и политических дискуссий, но никогда прежде этот вопрос не ставился так остро, как в 90-е годы, отмечает далее Краинц. Конечно, для этого была масса причин. Философ, правовед и политолог Норберто Боббио в своей статье «Как плохо закончилась Первая республика» с горечью отмечал тогда, что происходящее в стране означает «плачевный конец и отражение падения всей нации». Писатель и литературовед Клаудио Магрис в том же 1993 г. добавлял к этому: «С некоторого времени существует почти физически ощутимое чувство, появившееся впервые, что страна распадется и что через короткое время Италия в ее нынешней политико-уставной форме и, следовательно, в культурном отношении, не сможет существовать далее» (с. 4).

Рассматривая далее шаг за шагом итальянскую историю последних десятилетий, автор уделяет особое внимание периоду между крахом фашизма и установлением республики к концу 1940-х годов, исследует далее «годы Реконструкции и "холодной войны"». Одна из глав называется «От великой трансформации к "похоронам

республики"». Особое место в книге занимает глава «Длинные 80-е годы», в которой анализируются предпосылки крушения существовавшей в начале 90-х годов политической системы. Последняя глава книги посвящена анализу событий 1990-х годов и появлению новой Италии, вошедшей в таком измененном виде в ХХ1 в. В книге дается характеристика не только событий, но и поведения главных действующих лиц итальянской политики.

В заключительной части книги автор вновь подчеркивает, что последующее развитие общества, сменившего приоритеты в последнее десятилетие XX в., показало, что находившаяся у власти в 1990-2000-е годы череда политиков: Чампи, Проди, Амато, Д'Алема, Берлускони, Фини и др., левые и правые правительственные коалиции, несмотря на обещания реформ, не оправдали возлагавшихся на них надежд. Кранц повторяет вслед за писателем Р. Савиано1, что «неосознанная коррупция» стала привычным явлением в итальянском обществе. Поражает не сам этот факт, а абсолютная неэффективность борьбы с подобными явлениями, хотя они и широко представлены в обвинительных юридических документах, заключает итальянский историк (с. 225). В свете проведенного анализа дальнейший путь Италии представляется автору «весьма длинным и трудным» (с. 226).

В.П. Любин

Страны Северной Америки

2011.02.034. ФУРСТЕНБЕРГ Ф. ЗНАЧЕНИЕ ФРОНТИРА ЗА АППАЛАЧАМИ В АТЛАНТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ. FURSTENBERG F. The significance of the Trans-Appalachian frontier in Atlantic history // American hist. rev. - Chicago, 2008. - Vol. 113, N 3. - P. 647-677.

Ключевые слова: Северная Америка, США, внутренняя политика, дипломатия, фронтир, индейские войны.

Статья Франсуа Фурстенберга (Монреальский университет) посвящена значению территории между Аппалачами и Миссисипи

1 Автор недавно опубликованной нашумевшей книги-бестселлера о мафии «Гоморра», подвергшийся преследованиям со стороны той же мафии и находящийся в настоящее время под охраной полиции. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.