Научная статья на тему '2011.03.030. МАТТИОЛИ А. «ДА ЗДРАВСТВУЕТ МУССОЛИНИ!» РЕАБИЛИТАЦИЯ ФАШИЗМА В ИТАЛИИ БЕРЛУСКОНИ. MATTIOLI A. «VIVA MUSSOLINI!» DIE AUFWERTUNG DES FASCHISMUS IM ITALIEN BERLUSCONIS. - PADEBORN; MüNCHEN; WIEN; ZüRICH: FERDINAND SCHöNINGH, 2010. - 201 S'

2011.03.030. МАТТИОЛИ А. «ДА ЗДРАВСТВУЕТ МУССОЛИНИ!» РЕАБИЛИТАЦИЯ ФАШИЗМА В ИТАЛИИ БЕРЛУСКОНИ. MATTIOLI A. «VIVA MUSSOLINI!» DIE AUFWERTUNG DES FASCHISMUS IM ITALIEN BERLUSCONIS. - PADEBORN; MüNCHEN; WIEN; ZüRICH: FERDINAND SCHöNINGH, 2010. - 201 S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.03.030. МАТТИОЛИ А. «ДА ЗДРАВСТВУЕТ МУССОЛИНИ!» РЕАБИЛИТАЦИЯ ФАШИЗМА В ИТАЛИИ БЕРЛУСКОНИ. MATTIOLI A. «VIVA MUSSOLINI!» DIE AUFWERTUNG DES FASCHISMUS IM ITALIEN BERLUSCONIS. - PADEBORN; MüNCHEN; WIEN; ZüRICH: FERDINAND SCHöNINGH, 2010. - 201 S»

2011.03.030. МАТТИОЛИ А. «ДА ЗДРАВСТВУЕТ

МУССОЛИНИ!» РЕАБИЛИТАЦИЯ ФАШИЗМА В ИТАЛИИ БЕРЛУСКОНИ1.

MATTIOLI A. «Viva Mussolini!» Die Aufwertung des Faschismus im Italien Berlusconis. - Padeborn; München; Wien; Zürich: Ferdinand Schöningh, 2010. - 201 S.

Автор книги - Арам Маттиоли, известный специалист по итальянской истории ХХ в., преподаватель университета в Люцерне (Швейцария). В монографии представлена картина изменения общественных настроений в Италии с 1980-х годов до наших дней. Автор показывает, как размывался антифашистский консенсус, происходила ревизия истории в духе оправдания деяний фашистского режима. В качестве источников используются труды современных историков, речи политиков, мемуары, фильмы, телевизионные дискуссии.

Автор констатирует, что возглавляемый С. Берлускони политический блок все более изменял культуру памяти. Страна изменилась больше, чем это представляется даже хорошо информированным иностранным наблюдателям. Усиливающийся исторический ревизионизм лишь небольшим меньшинством воспринимается как скандальное явление.

Монография состоит из введения, предисловия и глав «Эрозия антифашистского фундаментального консенсуса», «Элементы ревизионистского дискурса исторической памяти», «Политика памяти, проводимая правыми силами во Второй республике», «Представляет ли культура памяти в Италии особый случай в Западной Европе?» Книга снабжена фотоиллюстрациями, глоссарием, списком источников и литературы.

В последние 10 лет не было месяца, когда Италия под предводительством Берлускони не попадала в фокус международного внимания, пишет Маттиоли в предисловии. Толпы журналистов и ученых ломают голову над секретом успеха берлусконизма и причин смещения общества вправо. Ревизионистской политике блока Берлускони в сфере исторической памяти не придается особого научного значения.

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 09-01-00259a.

Автор дает обзор исторических событий начиная с парламентских выборов 1994 г., анализирует размывание в 1990-2000-е годы сложившегося в послевоенное время широкого антифашистского консенсуса. В 1952 г. был принят закон о запрете апологии фашизма. Пик доминирования антифашистских идеалов пришелся на 1963-1978 гг. Антифашистски настроенные политики занимали высшие посты, в конце 70-х годов президентом Италии стал бывший партизан С. Пертини. Возникший миф о Сопротивлении не оставил места для изучения преступлений фашизма и, как отмечал историк В. Шидер, произошла «табуизация» 20-летнего правления фашистского режима. Несмотря на то что Италия стала первой страной Европы, где фашизм пришел к власти, а режим Муссолини просуществовал в два раза дольше, чем режим Гитлера, «свинцовые годы диктатуры в коллективном историческом сознании после 1945 г. играли лишь подчиненную роль» (с. 27-28).

С середины 80-х годов воздействие мифа о Сопротивлении в обществе ослабело. Знаменитые деятели Сопротивления уходили со сцены. Среди них были Л. Лонго, Дж. Амендола, У. Ла Мальфа, И. Кальвино, Дж. Сарагат, С. Пертини, Л. Вальяни, К. Леви, Н. Боббио, А. Галанте Гарроне, А. Болдрини, В. Фоа. Поколение политиков, к которым принадлежат С. Берлускони (1936 г.р.), У. Босси (1941 г.р.), Дж. Фини (1952 г.р.), уже не испытывало на себе влияния фашизма и Второй мировой войны. Их мировоззрение определялось уже биполярным разделением мира. Берлускони принадлежал к сомнительного свойства тайной ложе П2 под руководством Л. Джелли, которая намеревалась спасти Италию от захвата власти коммунистами. Это новое поколение политиков видело в традиционном антифашизме лишь троянского коня коммунизма (с. 30). Трещины в антифашистском консенсусе появились в период нахождения у власти с 1983 г. правительства под руководством Б. Кракси (с. 31).

В Италии университетские историографические школы сильно политизированы, продолжает Маттиоли. Многие представители профессии используют свое ремесло как служение определенной идеологии. Историк Р. Де Феличе дал импульс историческому ревизионизму. Никто из историков не был столь широко представлен в массмедиа с 1975 по 1996 г. так, как он (Де Феличе умер в 1996 г. -Прим. реф.).

Де Феличе выставлял фашистский режим как авторитарный, редко прибегавший к насилию, скорее патерналистский, но не тоталитарный и поэтому не сравнимый с нацистской диктатурой. Он не придавал решающего значения завоевательным войнам Муссолини, кровавому оккупационному господству в Ливии, Эфиопии и на Балканах. Тот факт, что Италия начиная с осени 1943 г. стала пособницей нацистов в уничтожении евреев, представлялся как незначительный. Режим Муссолини освобождался от ответственности за соучастие в преступлениях нацистской Германии и выставлялся как умеренная диктатура (с. 35).

По мнению автора, при возобладании таких подходов преступления фашизма замалчиваются в итальянском общественном мнении. Никому в Италии не интересны исторические исследования о том, как итальянские фашисты уничтожили сотни тысяч людей в Африке, на Балканах, на оккупированных ими греческих островах. Итальянцы до сих пор убеждены, что итальянский колониализм был иным, чем у других европейских стран, обладал «человеческим лицом». Автор опровергает эти широко распространенные взгляды. «Мечта Муссолини о создании второй Римской империи унесла в Африке гораздо больше жизней, чем отличавшаяся немалыми человеческими жертвами испанская гражданская война» (с. 75). Колониальные преступления в Ливии и на Африканском роге принадлежат к самым темным страницам итальянской истории. Как только кто-либо в Италии пытался критически оценить колониальное прошлое, тут же звучали возражения, что «мы больше дали колониям, чем от них получили» (с. 76).

Уже во время нового завоевания Ливии (1923-1932) генералы дуче получили свободу рук. Массовые преступления в колониальной Ливии приняли размеры геноцида. Летчики итальянских военно-воздушных сил сбрасывали в 1927-1928 гг. бомбы с отравляющими газами. Из подвергшихся летом 1930 г. войсками под командованием генералов П. Бадольо и Р. Грациани депортации 100 тыс. жителей Киренаики выжила в расположенных в пустыне лагерях к сентябрю 1933 г. только половина.

Еще сильнее зверствовали итальянские вооруженные силы в Абиссинии, нынешней Эфиопии. Развязанная фашизмом 3 октября 1935 г. агрессия стала первой войной, начатой европейской страной в эпоху коллективной безопасности. Она стала первой крупной

войной фашистской державы за завоевание жизненного пространства. В кульминационный момент на поле боя были брошены 520 тыс. солдат, среди них 100 тыс. военных специалистов, сооружавших дороги, аэродромы, мосты, с тем чтобы наступление продвигалось дальше. Италия стала второй, после Испании, колониальной державой, использовавшей оружие массового уничтожения на африканской земле. Только на северном фронте начиная с Рождества 1935 г. до 29 марта 1936 г. итальянские военно-воздушные силы сбросили не менее 972 ипритовых бомб весом в 280 кг, которые привели к мучительной смерти тысяч людей. Применение горчичного газа было массивным и систематическим, приказ об этом отдавал диктатор, главнокомандующий маршал Бадольо. Итальянцы вели войну с гражданским населением, лишая его жизненно необходимых средств, сжигая целые деревни. «Это не война, это бойня, это пытки десятков тысяч мужчин, женщин и детей с применением бомб и газов», - отмечал руководитель местных отрядов британского Красного Креста (с. 76).

После 1945 г. никто из военных преступников не ответил перед судом за военные преступления, содеянные в Ливии и Эфиопии. Вернувшееся к власти в Эфиопии правительство Хайле Селас-сие долгие годы безрезультатно требовало проведения международного трибунала по примеру Нюрнбергского процесса. Но в атмосфере начавшейся «холодной войны» западные державы, в том числе Англия, у которой за плечами был свой колониализм с его преступлениями, не были в этом заинтересованы. Тем самым запачканные в крови ветераны Муссолини получили «всеобщее прощение», и это оказалось решающим для последующей исторической трактовки итальянского колониализма (с. 78-79).

А. Маттиоли обращается к недавним дискуссиям по поводу значения Сопротивления в истории Италии. Начиная с 1994 г. страна пережила по крайней мере три такие крупные дискуссии. Первую из них вызвала книга Р. Де Феличе «Красное и черное» (1995), вторую - монография консервативного историка Э. Галли дела Лоджиа «Гибель родины» (1996) и третью - книга леволибераль-ного журналиста Дж. Панса «Кровь побежденных» (2001). В названной книге Де Феличе, в течение немногих месяцев достигшей тиража в 100 тыс. экз., автор утверждал, что после полувека существования антифашистская интерпретация истории должна быть пре-

одолена. Высказанные в работах трех авторов тезисы были приняты сторонниками берлускониевского правого блока и отвергнуты представителями левых сил (с. 94).

Большая часть берлускониевской правой коалиции не была традиционно связана с наследием Сопротивления и не признавала ценностей антифашизма. Принадлежащий к Национальному альянсу Г. Биньяни заявил, что он вслед за Р. Де Феличе полагает, что создание Республики Сало было попыткой Муссолини спасти Италию от нацистской интервенции. Близкий к Берлускони сенатор М. Делль Утри заявил в 2009 г., что бойцы Республики Сало были «правыми партизанами». «В атмосфере ревизионизма история... со стороны правых получила такую интерпретацию, которая служит их политическим целям. За попытками реабилитации «мальчиков Сало», по мнению историка К. Павоне, стоит единственный мотив: «Они утверждают, что хотят примирения, но возникает чувство, что проповедуемое ими означает не примирение, а реванш» (с. 104-105).

С самого начала войны Муссолини стремился осуществить свою мечту создания средиземноморской империи, к которой наряду с Северной Африкой, Мальтой и частью Южной Франции принадлежал бы Балканский полуостров. Для подавления сопротивления недовольных отправляли в рассеянные по всей «Великой Италии» в 1940-1943 гг. концентрационные лагеря. Фашистский режим держал в них, как явствует из последних исследований, не только антифашистов и «враждебных иностранцев», но и людей, принадлежавших к нежелательным меньшинствам. Рядом с лагерями для евреев и цыган возникали лагеря для мужчин, женщин и детей славянского происхождения. Итальянские вооруженные силы совершили серьезные преступления в Югославии, Албании и Греции (с. 107).

Эта преступная оккупация вызывала ненависть к итальянцам. Когда фашистский режим пал, многие югославы из-за допущенной ранее в отношении них несправедливости не делали различия между фашистами и итальянцами. После объявления перемирия 8 сентября 1943 г. партизанская армия маршала Тито в Истрии и Далмации уничтожила несколько сот итальянцев. Партизаны сбрасывали их связанными в ущелья (фойбы), где они умирали мучительной смертью. Когда югославская партизанская армия в апреле 1945 г.

заняла Триест, находившийся до этого под немецкой оккупацией, последовала вторая волна расправ. По некоторым подсчетам, эта волна стоила жизни нескольким тысячам итальянцев. После скоротечных судебных процессов их часто бросали в карстовые ущелья. Волна насилия закончилась 9 июня 1945 г. после того, как по Парижскому мирному договору бывшие итальянские провинции Пола, Фиуме и Зара, равно как и части областей вокруг Триеста и Го-риции, отошли к Югославии. Условия проживания здесь итальянцев ухудшились. До 1954 г. 300 тыс. из них покинули родные места и переселились в Италию, где они поначалу проживали в 109 временных лагерях.

Ныне точные данные о погибших в фойбах трудно получить, так как не всех смогли потом поднять из ущелий и захоронить, и часть документов отсутствует. Согласно серьезным исследованиям, называется цифра в 5 тыс. человек. Некоторые историки и публицисты доводят эту цифру до 20 тыс. Правые националистические политики, наподобие М. Гаспарри, сознательно завышают цифры. Некорректно выглядят попытки представить эти расправы как «этнические чистки» итальянского населения со стороны югославских коммунистов. Как подчеркивает историк из Любляны М. Верджи-нелли, «в эти расщелины бросали не только итальянцев, но и немцев, словенцев, хорватов, некоторых еще живыми. Все сражавшиеся стороны использовали те же самые ущелья, то же делали и немецкие войска, и фашистские войска Республики Сало» (с. 108).

Во времена «холодной войны» и правившие государством христианские демократы, и находившиеся в оппозиции коммунисты замалчивали эту темную главу истории. Послевоенные христи-анско-демократические правительства не были заинтересованы в напоминании о том, что несут политическую ответственность за подписание Парижского мирного договора от 10 февраля 1947 г., в котором, по мнению многих граждан, было унижено «достоинство Италии». Намерение наказать ответственных за расправы в фойбах могло бы спровоцировать желание привлечь к судебной ответственности тех, кто совершил тяжкие военные преступления в оккупированной Югославии. Однако по соображениям государственной целесообразности главы правительств от ХДП не хотели бередить старые раны и портить отношения с соседями (с. 109).

В заключительной пятой главе автор приводит мнения политиков и обществоведов по поводу истории Италии ХХ в., дает характеристику «культуры памяти» в Италии. Скандальный крах Первой республики привел к «политическому вакууму», которым успешно воспользовался альянс правых сил из партий «Вперед, Италия», Национальный альянс, Лига Севера. Правые начали в своем духе менять политическую культуру. Они демонстративно холодно относились к национальным праздникам 25 апреля и 2 июня1. После победы правых на выборах 2001 г. страна пережила волну исторического ревизионизма, которую антифашисты назвали «агрессией в сфере культуры». Муссолиниевские фашисты Республики Сало и партизаны-антифашисты из Сопротивления ставятся на одну доску под предлогом, что и те, и другие сражались за Отечество (с. 143).

Автор приводит мнения многих исследователей, бьющих тревогу в связи с таким положением в нынешней Италии. Так, американский ученый А. Штилле замечает, что Италия ХХ в. стала «своего рода испытательной лабораторией, где проверялись нехорошие идеи», распространявшиеся затем на другие части света. Конкретно называются при этом такие явления, как фашизм, мафия и левый терроризм. К тем же «нехорошим идеям» относятся и искаженная «культура памяти» периода нахождения у власти Берлускони. Маттиоли еще раз называет аномалией тот факт, что лишь незначительное меньшинство считает это скандальным явлением. Слишком редко возникает вопрос, почему спустя 65 лет после падения фашизма люди равнодушны к тому, кто и на чьей стороне тогда сражался и за что они отдавали свои жизни. «За неполные двадцать лет С. Берлускони изменил Италию так, что отцы-основатели послевоенной республики сейчас вряд ли ее признают. Несомненно, некоторые из них устрашились бы, увидев, в каком состоянии оказалась сегодня страна. Кое-кто взывает к необходимости противостоять политико-идеологическому злоупотреблению историей. В конце концов, это злоупотребление опасно для цивилизованного сосуществования» (с. 153).

1 День Освобождения от фашизма, связанный с партизанским восстанием 25 апреля 1945 г., и День Республики, связанный с проведенным 2 июня 1946 г. референдумом, по результатам которого Итальянское королевство стало Итальянской республикой. - Прим. реф.

В.П. Любин

Страны Северной Америки

2011.03.031. КАНАДСКИЙ ЕЖЕГОДНИК / Рос. О-во изучения Канады; Редкол.: Коленеко В.А. (отв. ред.) и др. - М., 2009. - Вып. 13. -259 с.

Ключевые слова: внешняя политика Канады, канадско-китайские отношения, информационная политика правительства, квебекская нация.

Новый, 13-й выпуск «Канадского ежегодника» содержит в общей сложности 15 публикаций, раскрывающих различные аспекты истории и культуры Канады. Работы исторического характера сосредоточены в первых двух наиболее обширных разделах.

Сборник открывается тремя статьями, посвященными внешней политике Канады (выпуск приурочен к 100-летию создания канадского Министерства иностранных дел). Так, в работе И.А. Сокова (Волгоградский государственный университет) рассматривается дипломатическая деятельность Маккензи Кинга в 1908-1910 гг. и его внешняя политика в период пребывания на посту премьер-министра Канады (1921-1926). Особое внимание автор уделяет вкладу Кинга в создание канадского внешнеполитического ведомства, а также в преодоление конституционных проблем, связанных с переходом страны - доминиона Британской империи - к «автономной» активности на международной арене.

Статья Л.А. Немовой (ИСКРАН) посвящена канадско-китайским отношениям. Дипломатические отношения с КНР Канада установила еще в 1970 г., первой среди западных держав. К 1995 г. объем двусторонней торговли достиг 5 млрд. долл., а к 2008 г. китайский импорт вырос до 40 млрд. долл., что сделало Канаду вторым по значимости торговым партнером Китая. До 2006 г. состояние канадско-китайских отношений оценивалось обеими сторонами как «очень хорошее». Тем не менее после победы на выборах в Канаде в 2006 г. Консервативной партии отношения были серьезно подорваны разногласиями по вопросам о правах человека, судьбе Тибета, коммерческом шпионаже и интеллектуальной собственно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.