Научная статья на тему '2010. 04. 055. Бушхольц г. Чилийская пенсионная система 25 лет спустя: эволюция революции. Buchholz G. The Chilean pension system at 25 years: the evolution of a revolution // J. of Econ. Issues. - Lewisburg, 2009. - Vol. Xliii, n 3. - p. 633-647'

2010. 04. 055. Бушхольц г. Чилийская пенсионная система 25 лет спустя: эволюция революции. Buchholz G. The Chilean pension system at 25 years: the evolution of a revolution // J. of Econ. Issues. - Lewisburg, 2009. - Vol. Xliii, n 3. - p. 633-647 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФОРМА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 04. 055. Бушхольц г. Чилийская пенсионная система 25 лет спустя: эволюция революции. Buchholz G. The Chilean pension system at 25 years: the evolution of a revolution // J. of Econ. Issues. - Lewisburg, 2009. - Vol. Xliii, n 3. - p. 633-647»

профсоюзов (Rengo) начала обсуждать вопрос о приеме в свои ряды работников, имеющих временную занятость.

С.Н. Куликова

2010.04.055. БУШХОЛЬЦ Г. ЧИЛИЙСКАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА 25 ЛЕТ СПУСТЯ: ЭВОЛЮЦИЯ РЕВОЛЮЦИИ. BUCHHOLZ G. The Chilean pension system at 25 years: the evolution of a revolution // J. of econ. issues. - Lewisburg, 2009. - Vol. XLIII, N 3. - P. 633-647.

Реформа пенсионной системы в Чили, проведенная в 1981 г., была революционной для своего времени. Впервые система социального обеспечения, основанная на принципе «плати по мере поступления средств» была преобразована в систему обязательных взносов, управляемую частным сектором. Ряд уникальных обстоятельств, указывает автор, привел к воплощению плана реформирования пенсионной системы (в частности, диктаторский режим, проблемы в государственной пенсионной системе, рекомендации чикагских экономистов, решивших сделать Чили образцом неолиберальной экономики). Впоследствии реформа была поддержана сторонниками «Вашингтонского консенсуса» и Всемирным банком. Согласно проведенным исследованиям эффективность чилийской пенсионной реформы оставляет желать лучшего, более того, капитализация пенсионных сбережений значительно снизилась.

До реформы Пиночета чилийская пенсионная система представляла собой довольно обширную программу, созданную еще в 1925 г. и охватывающую более 70% населения. Расходы пенсионной системы Чили в 1971 г. составляли 17% ВНП. В то время имелось более сотни различных пенсионных схем под управлением трех десятков учреждений. В отдельных случаях налоги с заработной платы составляли 69% (с. 633). Каждая новая группа работников получала доступ к пенсионному обеспечению на новых условиях со своими специфическими налоговыми ставками и последующими выплатами. Начиная с 1950 г. чилийские президенты предпринимали тщетные попытки реформировать пенсионную систему. Провалы определялись тем, что заинтересованные группы объединялись вокруг своих пенсионных планов, блокируя попытки их реформирования.

Пиночет решил радикально изменить пенсионную систему путем введения частных накопительных счетов. Это привело к разобщению работников и ликвидировало политическую мобилизацию вокруг различных пенсионных планов. Реформа предполагала, во-первых, увеличение стимулов к труду путем снижения средних пенсионных выплат с 25 до 10% заработной платы, во-вторых, расширение рынка капитала посредством инвестирования пенсионных сбережений в ценные бумаги (с. 635).

В результате реформы все работники в обязательном порядке вносят 10% заработной платы в пенсионный фонд. Кроме того, 2% зарплаты являются взносами по планам страхования жизни и на случай инвалидности. В случае смерти работника его супруг (супруга) имеет право на компенсационную пенсию. Мужчины - участники пенсионных планов могут выйти на заслуженный отдых в 65 лет (женщины - в 60 лет) или в 55 и 50 лет соответственно при условии, что на персональных счетах имеются средства для выплаты пенсии в размере 50% от средней заработной платы за предыдущие 10 лет. Впоследствии были внесены некоторые изменения. Так, в 2002 г. демократическое правительство учредило пять различных типов пенсионных фондов, которые практикуют различные инвестиционные стратегии. Через год была введена добровольная программа пенсионных сбережений, участники которой могут откладывать средства в размере более 10% заработной платы.

Недостатком реформы является неспособность обеспечить пенсии для работников «неформальной» сферы, которые не делают взносы в пенсионные фонды. Таковых в Чили 36%. Более того, негативные процессы на фондовых рынках привели к тому, что даже те работники, которые регулярно делали взносы на протяжении своей жизни, получают очень низкую пенсию - в среднем от 663 долл. до 2374 долл. в год (с. 637).

По мнению сторонников реформы, приватизация пенсионной системы увеличила эффективность фондовых рынков, что привело к повышению производительности труда и более высоким темпам экономического роста. Действительно, экономика Чили растет более высокими темпами, чем экономика других стран Латинской Америки. По данным Всемирного банка, в Чили в 2000-2004 гг. среднегодовой рост ВВП составлял 3,4%, тогда как в Аргентине - 0; Бразилии - 2 и Уругвае - 1,2% (с. 637).

Проблемным местом в чилийской пенсионной системе остаются высокие административные издержки. Мексика и Уругвай, которые значительно позже предприняли аналогичные реформы системы пенсионного обеспечения, имеют более низкие затраты на управление частными счетами. Сторонники реформы полагают, что она привела к увеличению нормы сбережений в чилийской экономике. По мнению автора, это утверждение трудно доказать эмпирическим путем.

Еще одной проблемой является невысокий уровень участия работников в пенсионной системе. При сохранении данного тренда может сложиться такое положение, когда большинство пенсионеров получают минимальные выплаты. Для изменения этой тенденции необходимо ввести государственные субсидии, дополняющие частные взносы в определенном размере, подобно американским пенсионным планам 401(к). Положительную роль в выведении работников из теневой сферы экономики могут сыграть налоговые стимулы.

В завершение автор подчеркивает, что системы социального страхования - это всего лишь схемы финансирования. Уровень жизни пенсионеров зависит от производительности труда их детей и внуков и развития экономики в целом.

С. С. Костяев

2010.04.056. ДЕСОНЕ С. УСИЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИИ К ОЖИРЕНИЮ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ.

DÉSAUNAY C. L'obésité, une tendence de plus en plus lourde // Futuribles. - P., 2009. - N 357. - P. 87-90.

Проблема ожирения и избыточного веса, которая раньше была характерна для некоторых богатых стран, указывает автор, в настоящее время становится актуальной для все большего числа государств. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2005 г. в мире 1,6 млрд. человек имели избыточный вес и около 400 млн. человек страдали ожирением. К 2015 г. их численность может достигнуть соответственно 2,3 млрд. и 700 млн. человек (с. 87).

Наиболее высокие показатели населения с избыточным весом и ожирением отмечаются в настоящее время в наиболее богатых странах. На первом месте по этим показателям находятся США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.