>
Срожиддинова З.Х.,
почетный профессор кафедры «Пенсионное дело» Ташкентского финансового института, доцент, кандидат экономических наук
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ
СРОЖИДДИНОВА З.Х. ПЕНСИЯ ТИЗИМЛАРИ ТАРАК.К.ИЁТИНИНГ ДОЛЗАРБ МАСАЛАЛАРИ
Хозирги кунда Узбекистон Республикасининг пенсия тизимида Узбекистон Республикаси Молия вазирлиги х,узуридаги бюджетдан ташкари Пенсия жамFармаси ва, умуман, Узбекистон Республикаси пенсия тизими фаолия-тининг самарадорлигини ошириш ва оптималлаштиришга йуналтирилган чора-тадбирлар амалга оширилмокда. Шу муносабат билан пенсия тизимла-ри ривожининг халкаро тажрибасини инобатга олиш долзарб саналади ва маколада тегишли равишда тарихан вужудга келган пенсия тизимлари ривож-
V V V I V
ланишининг айрим жих,атлари буйича тавсиф келтириб утилган.
Таянч иборалар: пенсия тизими, пенсия тизими моделлари, жамFариладиган пенсия тизими, таксимловчи пенсия тизими, таксимловчи-жамFарувчи пенсия тизими, давлат пенсиялар тизими, хамжих,атлик пенсия таъминоти тизими, Чили модели, капиталлаштириладиган пенсия таъминоти тизимлари.
СРОЖИДДИНОВА З.Х. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ
На современном этапе в пенсионной системе Узбекистана реализуются меры, направленные на оптимизацию и повышение эффективности деятельности внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан и пенсионной системы Узбекистана в целом. В этой связи представляется актуальным учет мирового опыта развития пенсионных систем и соответственно в статье приводится обзор некоторых аспектов развития исторически сложившихся пенсионных систем.
Ключевые слова: пенсионная система, модели пенсионных систем, накопительная пенсионная система, распределительная пенсионная система, распределительно-накопительная (смешанная) пенсионная система, государственная система пенсий, солидарная система пенсионного обеспечения, чилийская модель, капитализированные системы пенсионного обеспечения.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 3
SROJIDDINOVA Z.KH. ACTUAL ISSUES OF PENSION SYSTEMS DEVELOPMENT
At the present stage in the pension system of Uzbekistan are implementing measures to optimize and improve the performance of the State budget Pension Trust Fund of the Ministry of Finance of the Republic of Uzbekistan and the pension system of Uzbekistan as a whole. In that regard, it is relevant to take into consideration the world experience of pension systems development. Respectively, in the article are provided an overview of some aspects of historical development of pension systems in some countries.
Keywords: pension system, the model of pension systems, funded pension system, PAYG system, distribution and cumulative (mixed) pension system, public pension system, solidarity pension system, the Chilean model, capitalized pension system.
В мировой практике исторически сложились и функционируют распределительная, накопительная и распределительно-накопительная или смешанная пенсионные системы.
С 2010 года в пенсионной системе Республики Узбекистан реализуются меры1 направленные на оптимизацию и повышение эффективности деятельности внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан и пенсионной системы Узбекистана в целом. В этой связи представляется важным учет мирового опыта развития пенсионных систем.
Первые пенсионные системы начали формироваться в 18-19 веках и носили в основе своей распределительный характер. Покажем становление и развитие пенсионных систем на примерах ряда Европейских государств:
- Франция: Закон об основных принципах пенсионирования лиц, прекративших свою служебную деятельность 1790 г. касался узкого круга чиновников, представителей центральной ад-
1 Указ Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года № УП-4161 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы пенсионного обеспечения граждан». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2009 г., № 52, ст. 559.
министрации, которым причиталось денежное пособие по старости или инвалидности; Законы о пенсиях государственных служащих 1806 г., 1831 г., 1858 г.2;
- Германия: основателем первой в мире государственной системы пенсий по возрасту для трудящихся, базирующейся на солидарной схеме, являлся канцлер Германии Отто фон Бисмарк (1889 г.);3
- Дания: Законом 1891 г. впервые введена практика пенсионирования наемных работников по старости, для лиц старше 60 лет, пенсии выплачивались за счет средств государственного бюджета4.
Пенсионные системы этих стран функционировали по принципу перераспределения, страховые взносы работающих граждан и их работодателей
2 Истомина Е.А. Пенсионная система Французской Республики (правовые вопросы). Дисс.: канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2005.
3 Швидкий О.В. Из мировой истории Пенсионного фонда. // www.pfu.lg.ua.
4 Уша манба.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 3
направлялись непосредственно на выплату пенсий, то есть системы работали по принципу «солидарности поколений» и основывались на важной для французской нации идее: «pay-as-you-go» -ныне работающее поколение через налоговые платежи обеспечивает пособия по старости предыдущему поколению.
Модель солидарной системы пенсионного обеспечения, сформированная в Европе, применяется в практике многих стран мира. Вместе с тем, в современном мире данная система переживает серьезные проблемы, связанные с нехваткой средств в результате спада в экономике многих стран, снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни населения.
Так в докладе ООН (2002 г.) «Старение населения мира: 1950-2050 годы» увеличение пропорции пожилых людей (60 лет и старше) сопровождается снижением пропорции молодых людей (в возрасте до 15 лет), то есть, количество лиц трудоспособного возраста пропорционально уменьшается относи-тельно1 лиц в возрасте 60 лет и старше. Соответственно с сокращением численности занятых увеличивается доля государственных расходов на поддержку престарелых, при этом увеличивается нагрузка на трудоспособных членов общества.
Эти тенденции, начиная с середины прошлого столетия и ярко выраженные в восьмидесятых годах, поставили вопрос финансовой состоятельности сложившихся систем пенсионного обеспечения.
В то же время ряд стран юго-восточной Азии и Африки ввели капитализированные системы пенсионного
1 United Nations (UN), World Population Ageing: 1950-2050, www.un.org/esa/population/ publications/ worldageing19502050
обеспечения, которые опираются на принцип накопления работником своих пенсионных сбережений на протяжении трудового периода и не предусматривают трансферты между поколениями2. Например:
- в Малайзии в 1951 году был создан Сберегательный фонд работающих, который централизованно управляется, регулируется и контролируется государством и охватывает почти все работающее население и не практикует периодических пенсионных выплат, а осуществляет одноразовую выплату всей суммы после выхода работающего на пенсию. С 1994 года ставка отчислений в этот фонд составляет 15% для работодателя и 12% для работающего, более 70% активов фонда инвестируется в государственные ценные бумаги3;
- в Чили в 1981 году была проведена реформа пенсионной системы, которая была направлена на замену государственной распределительной системы частной с формированием индивидуальных пенсионных накоплений. Для обеспечения управления взносами в негосударственных пенсионных фондах было разрешено создавать компании для управления частными пенсионными активами. Работники вносили в эти фонды 10% от заработной платы и осуществляли дополнительные выплаты для покрытия административных расходов, страховки по инвалидности, потери кормильца.
С 1990-х годов при финансовой поддержке Всемирного банка в странах Латинской Америки начались реформы:
- Мексика, Боливия, Сальвадор и Доминиканская Республика внедрили «чилийскую модель», осуществили полную
2 Швидкий О.В. Из мировой истории Пенсионного фонда. // www.pfu.lg.ua
3 Уша манба.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 3
приватизацию своих пенсионных систем, как в Чили;
- Колумбия и Перу провели частичную приватизацию, оставив альтернативу выбора для работника - страховаться в государственной распределительной системе или накапливать средства в негосударственном пенсионном фонде;
- Аргентина, Уругвай, Коста-Рика и Панама соединили оба механизма финансирования пенсий (распределительный и накопительный) в смешанной системе. В 1993 году в Аргентине была внедрена многоуровневая система пенсионного обеспечения. Первый уровень - солидарный, обеспечивает выплату пенсий всем ее участникам (тем, кто осуществлял взносы в систему). Второй уровень - капитализированный, обеспечивает выплаты с капитала, накопленного на личных счетах, работающих.
По истечении двух десятилетий стало понятно, чилийская модель, в основе которой лежит переход на полностью накопительную пенсионную систему, не дала ожидаемых результатов:
- не смогла обеспечить финансовую устойчивость пенсионной системы;
- не обеспечила широкого охвата работников пенсионным обеспечением;
- не привела к стабилизации материального положения пенсионеров, особенно из низко доходных групп населения.
Международная ассоциация социального обеспечения в официальном докладе1 обозначила следующие основные негативные последствия перехода
1 Официальный доклад Международной ассоциации социального обеспечения «Динамичное социальное обеспечение для Американского континента: социальное единство и институциональное разнообразие». МАСО, Женева, 2010 г. /http://www.globstrategy.newparadigm.ru/files/ rulelong times strateg.doc
от распределительной к накопительной пенсионной системе:
- низкий уровень вовлечения населения в пенсионную систему. Вопреки ожиданиям формирование работниками индивидуальных пенсионных накоплений не привело к заметной легализации трудовых отношений и теневых доходов;
- отсутствие роста коэффициента замещения накопительной пенсией прошлого заработка, утраченного в связи с выходом работника на пенсию. Работники, получающие заработную плату ниже среднего значения этого показателя по отраслям экономики, не в состоянии сформировать достаточных пенсионных накоплений к моменту наступления пенсионного возраста;
- высокая стоимость перехода от распределительной к накопительной пенсионной системе. В Чили стоимость перехода составила 5% ВВП;
- рост текущих государственных расходов на выплату минимальных и социальных пенсий по причине упразднения перераспределительного механизма социальной солидарности поколений;
- более высокие по сравнению с распределительной пенсионной системой расходы на управление накопительной пенсионной системой, которые осуществляются за счет средств страховых взносов.
В результате, большинство стран Латинской Америки2 осуществивших полную и частичную приватизацию своих пенсионных систем, приступили к восстановлению государственной распределительной пенсионной системы, созданию и развитию смешанной
2 Кармело Месса-Лаго. Дилемма в вопросе о частных латиноамериканских пенсиях. МАСО, Женева, 2009 г.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 3
БюДжёттйзймИваТазнаИжросй/-
.__БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЯ
распределительно-накопительной пенсионной системы:
- Чили с 2008 года в системе индивидуальных пенсионных накоплений ввела уровень базовой солидарности в целях обеспечения материальной поддержки беднейших слоёв населения пенсионного возраста, которые делали регулярные взносы в негосударственные пенсионные фонды, но их пенсионные накопления оказались недостаточными для получения даже минимальной пенсии. Наряду с этими мерами, для повышения управляемости негосударственными пенсионными фондами все контрольные функции были переданы ведомству, отвечающему за пенсионное обеспечение;
- Уругвай по чилийской схеме перешел от накопительной к смешанной пенсионной системе;
- Боливия намеревается национализировать ранее приватизированную пенсионную систему;
- Аргентина в 2009 году перевела средства на пенсии 9,5 миллионов застрахованных лиц, которые администрировали негосударственные пенсионные фонды, в единую государственную пенсионную систему Аргентины1.
Современная Германская модель пенсионной системы также претерпела изменения и имеет три составляющие:
1) обязательное государственное страхование, основанное на обязательности отчислений части заработной платы работника и доплаты государства;
2) добровольное производственное страхование работодателем (предприятие поручает банку, страховому или фондовому обществу накапливать взносы, перечисляемые работодателем в
1 Кармело Месса-Лаго. Дилемма в вопросе о частных латиноамериканских пенсиях. МАСО, Женева, 2009 г..
размере части заработной платы, оговоренном с работником);
3) добровольное частное страхование - внесение частным лицом за себя средств на формирование своей будущей пенсии, при стимулирующих мерах государства (на 100 единиц добровольного взноса работниками надбавка государства составляет 15%2).
В Швеции, Великобритании и Японии при том, что основные пенсионные накопления формируются в накопительной составляющей пенсионной системы, основанной на инвестировании взносов, основу пенсионных систем этих стран составляет распределительная, в виде базовой минимальной пенсии.
Пенсионная система независимого Узбекистана сравнительно молода. Первоначально пенсионные выплаты осуществлял Фонд социального страхования. В 1996 году был создан Пенсионный фонд при Министерстве социального обеспечения Республики Узбекистан3. В 2005 году создан второй уровень национальной пенсионной системы - введена система обязательного накопительного пенсионного страхования4.
Обзор развития пенсионных систем различных стран позволяет нам сделать важный вывод: сложившаяся и функционирующая в независимом Узбекистане пенсионная система рациональна.
2 Роик В.Д., Степанова Б.Г., Эченикэ Е.В. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: уроки для России. - М.: «Эн-ди3айн2, 2007.
3 Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 27 декабря 1996 года № 459 «Об образовании Пенсионного фонда при Министерстве социального обеспечения Республики Узбекистан». // Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан, 1996 г., № 12, ст. 37.
4 Закон Республики Узбекистан от 2 декабря 2004 года № 702-11 «О накопительном пенсионном обеспечении граждан». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 512.
~БЮДЖЁТТ^ 69"^ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЯ _.
Вместе с тем, дальнейшее ее развитие в направлении смешанной пенсионной системы, включая формирование частных пенсионных фондов и другие негосударственные накопительные схемы, их постепенное внедрение в комплекс-
ную систему пенсионного страхования Узбекистана будет способствовать росту финансовой устойчивости и эффективности пенсионной системы и внебюджетного Пенсионного фонда.
Список литературы:
1. Закон Республики Узбекистан от 2 декабря 2004 года № 702-II «О накопительном пенсионном обеспечении граждан». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 512.
2. Указ Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года № УП-4161 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы пенсионного обеспечения граждан». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2009 г., № 52, ст. 559.
3. Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 27 декабря 1996 года № 459 «Об образовании Пенсионного фонда при Министерстве социального обеспечения Республики Узбекистан». // Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан, 1996 г., № 12, ст. 37.
4. Истомина Е.А. Пенсионная система Французской Республики (правовые вопросы). Дисс.: канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2005.
5. Кармело Месса-Лаго. Дилемма в вопросе о частных латиноамериканских пенсиях. МАСО, Женева, 2009.
6. Роик В.Д., Степанова Б.Г., Эченикэ Е.В. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: уроки для России. - М.: «Эн-ди3айн», 2007.
7. Официальный доклад Международной ассоциации социального обеспечения «Динамичное социальное обеспечение для Американского континента: социальное единство и институциональное разнообразие». МАСО, Женева, 2010 г. / http://www.globstrategy. newparadigm.ru/files/rulelong times strateg.doc
8. Швидкий О.В. Из мировой истории Пенсионного фонда. // www. pfu.lg.ua
9. United Nations (UN), World Population Ageing: 1950-2050. www. un.org/esa/population/publications/ worldageing19502050