2010.04.033
2010.04.033. ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА.
L'action des banques centrales // Documents et débats. - P., 2010. -N 3. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/doc_debat/ numero_3/pdf
Одним из главных факторов нынешнего финансового кризиса, отмечается в исследовании, подготовленном сотрудниками Банка Франции, явилось быстрое и значительное снижение стоимости активов, используемых в качестве гарантийного обеспечения, что привело к нехватке ликвидности, в первую очередь, на межбанковском рынке. В результате банки были вынуждены обращаться за ликвидными средствами к центральным банкам (ЦБ).
За последние десятилетия благодаря технологическим инновациям банки перешли от модели «предоставление и владение кредитами» (originate-to-hold) к модели «предоставление и уступка кредитов» (originate-to-distribute), что позволило усилить гибкость финансовых рынков и увеличить объем кредитования экономики. Однако финансовые институты оказались слишком легкомысленными в отношении своих способностей эффективно управлять активами и пассивами. В условиях кризиса эти институты столкнулись с серьезными трудностями в этой сфере.
Несмотря на принятые ЕЦБ меры (снижение процентной ставки рефинансирования, увеличение ликвидности и др.), серьезность нынешнего кризиса способствовала нарушению функционирования традиционных каналов передачи денежно-кредитной политики ЕЦБ в экономику. Эта ситуация может вызвать еще большую озабоченность, если ожидания снижения цен приведут к дефляции. Чтобы избежать этого сценария, ЦБ должны изменить оперативные рамки своей деятельности и ввести нетрадиционные меры и показатели. Эти меры должны быть направлены на восстановление нормального функционирования каналов передачи денежно-кредитной политики.
В целом основные нетрадиционные меры, принимаемые ЦБ, представлены в таблице.
На практике ЦБ используют два типа нетрадиционных мер: операции по рефинансированию и операции прямого приобретения ценных бумаг. Чтобы осуществить рефинансирование в ЦБ, банки должны предоставить гарантии, в качестве которых обычно высту-
2010.04.033
пают государственные облигации или высококачественные ценные бумаги других эмитентов. Смягчая эти требования, ЦБ расширили список гарантийных ценных бумаг.
Таблица
Нетрадиционные меры, принимаемые ЦБ в условиях кризиса
Цели Принимаемые меры
Приобретение государственных ценных бумаг Приобретение частных ценных бумаг Обязательства поддерживать процентную ставку
Увеличение количества денег в экономике Да Да, если нет стерилизации Нет
Воздействие на инфляционные ожидания Да Да - через премии за риск Да
Разблокирование кредитного рынка Нет Да Нет
Нетрадиционные меры Евросистемы и ФРС значительно различаются между собой. Меры Евросистемы направлены в основном на удовлетворение потребностей банков в ликвидности и концентрируются на межбанковском рынке. Кроме того, Евросистема предоставляет кредиты на больший срок (до трех месяцев), чем ФРС (15 дней).
В июле 2009 г. Евросистема приняла программу приобретения на 60 млрд. евро обеспеченных облигаций (covered bonds), которые отличаются от обычных облигаций тем, что в их основе лежит пул активов, позволяющий вознаграждать их держателей. Программа была рассчитана на период до июля 2010 г. В качестве гарантийного обеспечения использовались те же ценные бумаги, что и при операциях рефинансирования в ЕЦБ. Для включения в программу ценная бумага должна иметь минимальный рейтинг АА (или его эквивалент) у ведущих рейтинговых агентств («Fitch Ratings», «Moody's», «Standard & Poor's») и быть включенной в список гарантийного обеспечения в операциях рефинансирования.
Помимо предоставления ликвидности в евро, ЦБ принял меры по обеспечению ликвидности в иностранной валюте (в основ-
2010.04.034-036
ном в долларах), заключив соглашения об обмене валютой (своп) с ФРС и некоторыми другими ЦБ, в частности с Национальным банком Швейцарии. Благодаря соглашению с ФРС, ЕЦБ смог предоставлять банкам зоны евро ликвидность в долларах по фиксированным ставкам на срок от одного дня до трех месяцев. Кроме того, ЕЦБ заключил соглашения о поставке евро с ЦБ Польши (сумма поставки - 10 млрд. евро), Венгрии (5 млрд.), Дании (12 млрд.) и Швейцарии (15 млрд.).
Л.А. Зубченко
2010.04.034-036. РОЛЬ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ФРАНЦИИ В БЮДЖЕТНОМ КОНТРОЛЕ. (Сводный реферат).
1. La Cour des comptes. - Mode of access: http:// fr.wikipedia.org/wiki/
2. Сour de discipline budgétaire et financière. - Mode of access: http://fr.wikipedia.org/wiki/
3. Programme des contrôles budgétaires de la commission des finances pour 2010. - Mode of access: http://www.senat.fr/commission/fin/ controle/prog_2010.html
Контроль над исполнением финансового закона о бюджете во Франции осуществляется на предварительном этапе, т.е. на стадии его подготовки, в ходе исполнения закона и после его исполнения. В процессе контроля участвуют:
- распорядители бюджетных средств, бухгалтера государственных учреждений, казначеи, специалисты по инспекции и административному контролю;
- Счетная палата, представляющая юридический контроль;
- парламентарии, в том числе члены финансовой комиссии Национального собрания, сотрудничающие со Счетной палатой.
В соответствии со статьей 47-2 Конституции Французской Республики, Счетная палата как административный орган должна помогать парламенту и правительству страны в осуществлении контроля над государственными финансами, т.е. над исполнением финансового закона о бюджете. Счетная палата представляет собой административный орган, осуществляющий контроль над государственными счетами, счетами государственных предприятий и организаций, а также частных предприятий, получающих государственную помощь.