Научная статья на тему '2010. 04. 027. Пейн Э. Десять лет Болонского процесса: опасности и возможности для студентов. Pain E. ten years of Bologna: threats and opportunities for students // Science careers. - 2010. - may. - 4 p. - mode of access: http://sciencecareers. Sciencemag. Org/career_magazine/previous_issues/articles/2010_05_28/caredit. A1000055'

2010. 04. 027. Пейн Э. Десять лет Болонского процесса: опасности и возможности для студентов. Pain E. ten years of Bologna: threats and opportunities for students // Science careers. - 2010. - may. - 4 p. - mode of access: http://sciencecareers. Sciencemag. Org/career_magazine/previous_issues/articles/2010_05_28/caredit. A1000055 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / РЕФОРМЫ / СИСТЕМА КРЕДИТОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 04. 027. Пейн Э. Десять лет Болонского процесса: опасности и возможности для студентов. Pain E. ten years of Bologna: threats and opportunities for students // Science careers. - 2010. - may. - 4 p. - mode of access: http://sciencecareers. Sciencemag. Org/career_magazine/previous_issues/articles/2010_05_28/caredit. A1000055»

подхода - помощь участникам программ МВА в реализации их потенциала и достижении профессиональных целей.

К третьему уровню относится реформирующее (reformative) обучение руководству. Основная задача обучения руководству на данном уровне - стимулирование участников к расширению их понимания руководства как интегрирующего экономический, социальный и экологический аспекты принятия решений.

К «областям критичности» автор относит: а) основание руководства (leadership reason), являющееся производным систематического знания и состоящего из предложений, идей, теорий и формализованных практик в сфере руководства; б) рефлексию о руководстве (leadership self-reflection), способствующую тому, чтобы учащийся был стимулирован к развитию нового способа мышления руководителя, новых действий, а также повышению способности к самокритичности; в) руководящие действия (leadership action), которые на высших уровнях критичности должны развивать у участников способность применять критичность в действии на рабочем месте. По мнению автора, оперирование на данных уровнях критичности соответствует идее о «трансформационном руководстве» как о трансформирующей практике, делегировании полномочий последователям, осуществлении социальных изменений на работе. Кроме того, руководящие действия должны быть согласованы с идеалами справедливости и свободы, повышать экономические, социальные и экологические условия жизни общества, быть этичными.

В заключение автор отмечает, что приведенная схема может послужить концептуальной моделью для преподавателей МВА и разработчиков учебных программ, а также для других участников, вовлеченных в процессы критического мышления, в целях значительного снижения напряженности между корпоративными и общественными интересами.

М.Н. Лавров

2010.04.027. ПЕЙН Э. ДЕСЯТЬ ЛЕТ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ОПАСНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. PAIN E. Ten years of Bologna: Threats and opportunities for students // Science careers. - 2010. - May. - 4 p. - Mode of access:

http://sciencecareers.sciencemag.Org/career_magazine/previous_issues/a rticles/2010_05_28/caredit.a1000055

Ключевые слова: европейское высшее образование; Болон-ский процесс; реформы; система кредитов.

Э. Пейн - европейский обозреватель электронного журнала «Карьеры в науке» - подводит итоги развития Болонского процесса.

Прошло десять лет с тех пор, как в Болонье (Италия) 29 европейских стран разработали амбициозную программу реформ в высшем образовании, направленную на создание европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area - EHEA). Цель этих реформ заключается в согласовании систем высшего образования разных европейских стран, повышении мобильности студентов, помощи им в поиске работы и расширении высшего образования в целом. За эти десять лет к Болонскому процессу присоединились новые страны (теперь их 47) и добавились новые цели: равный доступ к высшему образованию для всех; обучение, ориентированное на студента; активное участие студентов в повышении качества образования и управлении вузами.

За последнее десятилетие в европейском образовании произошли значительные перемены, которые принесли не только положительные результаты, но и немало проблем. В частности, не так давно многие студенты выступали против некоторых решений Бо-лонского процесса, создающих для них большие трудности. Эти решения внесли значительную путаницу в учебные программы и курсы, увеличили их количество, соответственно увеличили и число экзаменов и повысили нагрузку студентам. Несмотря на это, по мнению Лиджи Деки (Ligia Deca) - президента Европейского союза студентов (European Students Union - ESU), «не стоит рассматривать Болонский процесс только как угрозу, а нужно его использовать в качестве новых возможностей» (с. 1), поскольку с его помощью можно не только повысить качество образования, но и увеличить его финансирование.

Основная задача Болонского процесса - сделать национальные системы высшего образования более прозрачными и стандартизированными. Для этой цели была предложена система высшего образования, состоящая из трех академических циклов: первая ступень - трех- или четырехлетнее обучение на степень бакалавра;

вторая ступень - одно- или двухлетнее обучение на степень магистра и третья ступень - докторская программа. В разных странах сохраняются некоторые различия относительно продолжительности первой ступени. Согласно докладу Европейской университетской ассоциации (European University Association - EUA), сделанному в марте 2010 г., 95% из 821 обследованного европейского вуза приняли систему, состоящую из трех ступеней высшего образования (с. 1).

Для повышения мобильности была введена Европейская система сбора и перевода кредитов (European Credit Transfer and Accumulation System), которая призвана помочь студентам накапливать кредиты, работая над диссертациями, участвуя в лабораторных проектах, в практиках и т.д., и переводить их на другие учебные программы и в другие вузы. 88% вузов сообщают, что используют эту систему для подсчета кредитов на первых двух ступенях, а 90% - для подсчета переводных кредитов. Болонский процесс также способствует большему вовлечению студентов в деятельность вузов, их участию в составлении учебных программ и принятии решений относительно образовательной политики вуза.

Коснулись изменения и подготовки докторов наук: многие университеты вместо или в дополнение уже существующих традиционных программ ввели новые структурированные программы на получение степени доктора наук. Согласно данным EUA, сегодня половина европейских университетов предлагают программы на получение докторской степени, в 2007 г. это делали только 29% вузов (с. 1). Изменились не только система докторской подготовки (теперь аспирант имеет вместо одного несколько научных руководителей), но и содержание обучения - аспиранты стали получать более обширные и более гибкие знания и умения, которые они могут использовать не только в академической науке, но и в других областях. Расширился и ассортимент предлагаемых вузами услуг: психологическая помощь, помощь в поиске работы и построении карьеры.

Однако, несмотря на все эти успехи и на то, что основная схема реформ детально разработана и некоторые пункты претворены в жизнь, существуют большие проблемы в реализации всех намеченных планов. Прежде всего следует отметить, что различные страны присоединились к Болонскому процессу в разное время, и такие факторы, как национальная культура, политические планы, продолжают влиять на выполнение решений Болонского процесса.

В каждой стране эти решения интерпретируются и реализуются по-своему. Многие вузы выполняют программу Болонского процесса чисто внешне, не меняя самой сути: например, вводят дополнительные программы на получение степеней бакалавра и магистра, не меняя методики обучения. Таким образом они резко увеличивают объем изучаемого материала, но не меняют временной период обучения, что приводит к большой перегрузке студентов. Неправильно понята система кредитов во многих странах: в некоторых вузах добавилось дополнительное тестирование и увеличилось количество экзаменов, что тоже отрицательно сказывается на учебе студентов. С протестами, связанными с этими нововведениями, выступали студенты Германии, Австрии и Швейцарии. Не отработана система защиты кредитов для студентов, выезжающих на учебу за рубеж. Большое недовольство студентов и аспирантов вызывает недостаточное внимание к их социальным проблемам. Но основная проблема - это, бесспорно, отсутствие адекватного финансирования. «На администраторов оказывается большое давление, чтобы они адаптировались к новой реальности, но им не предоставляют достаточно ресурсов, чтобы они смогли претворить все поставленные задачи в жизнь... Больше всего, конечно, страдают студенты», -говорит Давид Крозье (David Crosier) - аналитик в области высшего образования «Eurydice» (организации, собирающей и предоставляющей информацию по проблемам европейского высшего образования и образовательной политики) (с. 2). «Приходится признать тот факт, что реформы не продуманы достаточно основательно, нет четкого плана и адекватного финансирования» (там же).

В заключение автор отмечает, что Болонский процесс вступает в свою третью стадию. Основные планы по реформированию и созданию панъевропейской гибкой системы высшего образования разработаны, теперь очередь за национальными правительствами и университетами, которые должны полностью их реализовать. И самую большую роль в этом процессе должны сыграть сами студенты. «Существует множество препятствий на этом пути, но способ их преодолеть заключается в большей информированности, вовлеченности и участии, а также использовании всех имеющихся инструментов, включая и Болонский процесс, чтобы создать систему, которая поможет раскрыть творческий потенциал каждого учащегося» (цит. по: с. 4).

М.П. Булавинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.